Главная страница

Эссе. Интервью_эссе. Интервью как жанр журналистики


Скачать 23.08 Kb.
НазваниеИнтервью как жанр журналистики
АнкорЭссе.docx
Дата20.10.2022
Размер23.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИнтервью_эссе.docx
ТипИнтервью
#743497

ФИО, № группы, телефон, электронная почта

Интервью как жанр журналистики

Выбор жанра для журналистского текста – один из основных факторов влияния на аудиторию. Каждый жанр обладает не только собственной характерной структурой, но и своеобразием подачи информации, отбора материала, степенью эмоционального воздействия на публику и т.д. И одним из наиболее популярных жанров в современной журналистике является интервью – к нему обращаются и работники различных новостных онлайн-порталов («E1», «РИА-Новости», «Лента» и пр.), и независимые журналисты (Татьяна Мингалимова, Ирина Шихман и пр.), и даже авторы развлекательных блогов («Петя любит выпить», «LABELCOM»).

Для того, чтобы понять, каким образом данный жанр стал основой для работы современных блогеров и онлайн-журналистов, следует сперва рассмотреть характеристики интервью в его классическом понимании. Интервью — это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес [1, с. 16]. Однако, помимо чёткой структуризации, классическое интервью имеет также ряд особенностей, которые важно учитывать для представления психологического влияния материалов в данном жанре на публику.

Во-первых, согласно законам жанра, собеседник журналиста в традиционном интервью должен в первую очередь обладать неким уровнем экспертности в обсуждаемой теме [2]. Следовательно, можно сделать вывод, что за почти два столетия развития данного жанра [3, с. 229] читатель подсознательно ждёт от интервью максимального уровня достоверности и обладает более высоким уровнем доверия к интервьюируемому. Также определённой степенью компетентности должен обладать не только интервьюируемый, но и сам журналист. Таким образом, по сути, наиболее важной отличительной особенностью интервью как жанра является диалог между двумя экспертами в какой-либо важной и проблемной теме: следовательно, благодаря интервью некий волнующий общество вопрос можно обсудить более детально и многогранно, нежели в привычном репортаже или статье.

Во-вторых, стоит также отметить «живой» характер жанра интервью. Диалогичность и упомянутый принцип сопоставления двух точек зрения на какую-либо проблему – критерии, потенциально обладающие большей привлекательностью для современной аудитории, которая от позиции пассивного «наблюдателя» перешла к позиции соучастника происходящих в медиасфере событий. Благодаря технологическому прогрессу и развитию интерфейса онлайн-систем мнение читателей приобрело особое значение, и современные СМИ вынуждены не только считаться с мнением публики, но и вести с ней активный диалог [4]. Можно сказать, что диалогичная природа интервью больше располагает современного читателя к прочтению текста, нежели материал-монолог. Благодаря таким жанрам, как интервью, журналисту проще работать в реальном режиме диалога со своими читателями [4].

И, наконец, третьей важной особенностью интервью как журналистского жанра является его открытость, предоставляющая читателю возможность самостоятельно оценивать как представляемую в материале информацию, так и субъектов диалога. Сама форма интервью предполагает безоценочное донесение информации до читателя: журналист может лишь косвенно оценивать мнение интервьюируемого, при этом сам интервьюируемый свободно распоряжается возможностью аргументировать собственную точку зрения. Такой диалог исключает оценку от журналиста, оставляя свободу позиции зрителю/слушателю/читателю [2]. Другими словами – в рамках интервью у журналиста имеется меньше возможностей для манипулирования мнением как интервьюируемого, так и читателя, что также повышает уровень доверия публики к материалу.

Однако упомянутые аргументы – не что иное, как устаревшее представление об интервью. Современный формат данного жанра предполагает, что некий уровень экспертности вовсе не обязателен для интервьюируемых. Так, к примеру, журналист Юрий Дудь часто задавал своим гостям вопрос: «Что тебе не нравится в современной России?». При этом гостем журналиста мог оказаться кто угодно – комик, телеведущий, музыкант и т.д. При этом другие часто задаваемые Юрием вопросы имеют отношение скорее к личности интервьюируемого, нежели к какой-либо предметной сфере. Следовательно, можно говорить о том, что в данной ситуации стираются границы между различными по смысловой направленности видами интервью – информационным и личностным.

И размытие границ происходит в современных интервью не только в смысловом отношении. На сегодняшний день можно говорить о том, что специфическим изменениям подвергается также вопрос журналистской этики. К примеру, нередко ради комического эффекта в современных интервью допускаются к показу т.н. неудачные дубли и моменты «off the records», т.е. «не для записи», которые в представлении традиционной журналистской этики выносить на обозрение читателей недопустимо [5]. Визуально подобные моменты подчёркиваются альтернативным оформлением кадра – к примеру, часто подобные юмористические фрагменты выполнены в чёрно-белой цветокоррекции.

Также о размытии этических норм говорит и некоторые форматные уловки, на которые идут современные интервьюеры с целью сделать материалы ярче и интереснее. К примеру, продюсер Пётр Плосков, автор и ведущий блога «Петя любит выпить» предлагает зрителям формат интервью, в котором и сам Пётр, и гость параллельно с непринуждённой беседой готовят и пьют алкогольные коктейли, что закономерно позволяет гостям стать более открытыми к диалогу и «развязывает» язык. И примеров подобного манипулирования поведением гостя в рамках современного интервью понемногу становится нормой: так, к примеру, популярное шоу «Что было дальше?» от Youtube-канала «LABELCOM» построено на постоянном эмоциональном давлении на интервьюируемого. Пятеро ведущих задают гостю различные каверзные вопросы, перебивая друг друга, вставляя различные импровизационные шутки, и нередко даже применяя оскорбления – и всё ради того, чтобы гость показал наиболее яркие эмоции!

Однако подобные перемены достаточно закономерны, ведь современная медиасфера постоянно расширяется, наполняясь ежедневно огромным количеством нового контента. Творцам нынешних медиа необходимо прикладывать множество усилий, чтобы даже сохранить уже имеющуюся аудиторию – а уж привлечение новой публики и вовсе является зачастую крайне трудновыполнимой задачей. Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о том, что жанр интервью как бы изнутри размывает собственные рамки: информационная составляющая в нём смешивается с личностной, принципы журналистской этики стали менее строгими, а статуса инфлюэнсера достаточно, чтобы иметь вес как авторитетному оппоненту журналиста. Однако это лишь следствие технологического прогресса и соответствующего наращивания объёмов поставляемого публике контента – и это условия, в которых приходится творить абсолютно всем «медийщикам».

  1. Ильченко С.Н. Интервью в журналистике: как это делается. [Электронный ресурс]. – URL: https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1466674039_3087.pdf.

  2. Исакова, Т. Н. Функционирование жанра интервью на современном этапе / Т. Н. Исакова // Система ценностей современного общества. – 2009. – № 5-2. – С. 19-22.

  3. Янчева Н.Ю. Личность в интервью в историческом аспекте. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2010/02/2010-02-48.pdf.

  4. Никишин, В. И. Специфика и место интервью в системе журналистских жанров / В. И. Никишин // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 35. – С. 2562-2567.

  5. «Интервью: О журналистской этике». [Электронный ресурс]. – URL: https://pozneronline.ru/2013/04/4523/.

Признан иностранным агентом на территории РФ


написать администратору сайта