Главная страница
Навигация по странице:

  • Исцеление в царский период

  • Медицина периода республики (конец VI века до н. э.-31 год до н. э.)

  • Начало организации медицинского бизнеса

  • Философские основы древнеримской медицины

  • реферат. история. Исцеление в царский период


    Скачать 17.76 Kb.
    НазваниеИсцеление в царский период
    Анкорреферат
    Дата24.09.2022
    Размер17.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипДокументы
    #693816

    В Древнем Риме, до III-II веков до нашей эры, почти не было своих врачей. Считалось, что для поддержания здоровья вполне достаточно посещать горячие бани-термы (от греч. "термос" - теплый). Первые бани, которыми население Рима могло пользоваться бесплатно, были построены в III веке до нашей эры. Постепенно они стали включать в себя залы для занятий спортом, бассейны, кабинеты для лечебных и гигиенических процедур.

    Первыми врачами в Риме были греческие иммигранты, в основном рабы, которые лечили своего хозяина и его родственников. Иногда таких рабов отпускали на бесплатную работу за определенную плату. Вольноотпущенник-врач отдавал бывшему хозяину часть своего дохода и по закону продолжал от него зависеть. Существовали специальные законы о наказании плохих врачей.

    Исцеление в царский период


    Самым ранним письменным свидетельством внимания римских граждан к санитарным мерам были “Законы XII таблиц”(“Lages XII Tabularium", 451-450 до н. э.), краткостью и простотой которых до сих пор восхищаются юристы. Составленные в период ранней республики под давлением плебеев, они представляли собой характерный образец свода законов раннеклассового общества (защита патриархальных традиций, сочетание принципа талиона и денежных штрафов и т. д.). 

    Этруски оказали значительное влияние на культуру и медицину римлян: жители переняли у них письменность и так называемые римские цифры, одежду (лат. То есть-одеяло), навыки градостроительства и религиозные убеждения. В царский период истории (и до конца III в. Профессиональных врачей в Риме не было - их лечили дома народными средствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заклинаниями. По словам выдающегося писателя и государственного деятеля Марка Порция Катона, на протяжении многих веков самым популярным лекарственным средством считалась капуста:"...Капуста-это прежде всего овощи", - писал он в своем труде “Сельское хозяйство". "Ешьте его вареным и сырым". О, очистите все язвы, исцелите их безболезненно.”

    Тем не менее в некоторых областях врачевания этруски достигли поразительных успехов. Так до нас дошли многочисленные этрусские протезы, сделанные из костей животных и скрепленные золотым мостом. Однако греческая медицина в имперский период истории Италии еще не нашла своего места на римской почве.

    Медицина периода республики (конец VI века до н. э.-31 год до н. э.)


    Условной границей между царским и республиканским периодами истории Древнего Рима считается 510 год до н. э. - год римского восстания, свержения этрусского царя Тарквиния Гордого и установления республики (res publica-народное дело).

    В медицине этот период характеризуется развитием санитарного законодательства и строительством санитарных сооружений; появлением медицинских работников, установлением и развитием медицинского дела и элементов государственного регулирования; формированием материалистического старого места захоронения, а также таксисом и сожжением трупа.”

    Надзор за исполнением этих и других законов был возложен на городских магистратов-эдилов(aedies; от aedes-храм), которые не были врачами. Эдилы контролировали строительство и содержание улиц, храмов, рынков и бань, раздавали хлеб, организовывали общественные игры и охраняли государственную казну. Права эдилов были также закреплены в последующих законах. Так, Гераклеевская таблица, содержащая (как предполагают ученые) закон Юлия Цезаря (100-44 гг. до н. э.) о муниципалитетах (municipium-город с правом самоуправления), посвящает этому целый ряд параграфов.

    Во времена ранней республики в Риме началось строительство акведуков (aquaeductus; aqua-water, duco-veda), поскольку подземные источники уже не могли обеспечить всех жителей города чистой питьевой водой, а вода Тибра была настолько загрязнена к IV веку до нашей эры в результате стока сточных вод через систему клоаки, что ее использование в качестве питьевой воды было запрещено законом. Первый акведук в столице республики Риме, протяженностью 16,5 км, был построен в 312 году до нашей эры при цензоре Аппии Клавдии. Это была так называемая Аппиева дорога (Аква Arr1a). Он доставлял воду из источников, расположенных вблизи реки Анио. Акведуки не являются изобретением римлян - они позаимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походов. Во времена римского владычества акведуки Древнего Рима охранялись законом. Их начали строить как в восточных, так и в западных провинциях. В результате около 100 городов были снабжены чистой водой с помощью акведуков, хотя вода в дома не подавалась (ее либо покупали, либо брали из фонтанов).

    Первые термальные ванны (1egtae - горячие ванны) в Риме были построены в III веке до нашей эры Марком Агриппой, который передал их гражданам в бесплатное пользование. Для их содержания он выделил специальные поместья, а чтобы снабжать их водой, построил к ним специальный акведук. Пышное убранство бань придавало им вид музеев. Их стены были сложены из мрамора, внутри стен и под полом были проложены специальные трубы для отопления горячим воздухом или термальной водой. Такой способ обогрева помещений отвечает самым высоким санитарно-гигиеническим требованиям (отсутствие дыма и угарного газа; поддержание постоянной температуры; благоприятные условия для сохранения фрески, которая оставалась сухой даже в ванных комнатах).

    Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу эффективные медицинские средства, и при лечении некоторых болезней они не могли обойтись без него.

    Таким образом, римские бани были гигиеническими, лечебными, социальными и культурными центрами. Возведенные трудом рабов, они были замечательным подарком императоров населению.

    Начало организации медицинского бизнеса


    В Древней Италии до II века до нашей эры не было профессиональных целителей. Греческая медицина считалась выражением роскоши и изнеженности. Этот взгляд во многом способствовал застою в развитии профессиональной медицины в Древней Италии. Именно поэтому первыми врачами были рабы из числа военнопленных, в основном греки (из Греции, Малой Азии, Египта).

    Слой рабовладельческой интеллигенции в Риме, особенно в последние годы республики, был особенно многочислен. Вклад греческих рабов в создание римской культуры весьма заметен - ряд "интеллигентных" профессий был монополизирован греками. Почти каждый богатый римский гражданин стремился приобрести раба-врача (servus medicus). Раба лечили его хозяин и его семья. Высокий уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста казалась рабовладельцу очень выгодной, поэтому рабовладельцев отпускали на свободный заработок за определенную плату. Вольноотпущенник-врач был обязан бесплатно лечить своего бывшего хозяина, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своего дохода. Юридически вольноотпущенники оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское общество долгое время относилось к ним с некоторым презрением.

    В конце III-начале II веков до н. э. в столице Римской Республики стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первым свободным врачом в Риме считается пелопоннесский Архагатос (Архагатос). Он прибыл в столицу в 219 году до нашей эры и был тепло встречен горожанами. Он получил римское гражданство и государственный дом для частной практики. Начало деятельности Архагата принесло ему большую популярность, но вскоре проводимые им прижигания и хирургические операции резко изменили отношение к нему римлян: он получил прозвище " живодер” и перестал обращаться к нему.

    Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина была признана в Риме. Важной вехой в этом отношении стал эдикт (эдикт) Юлия Цезаря, который в 46 году до нашей эры предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций, так и местным жителям, изучавшим медицину. Позже, в императорский период, рескрипт императора Константина (337) установил: "Ремесленники, живущие в городах, освобождаются от всех повинностей, так как обучение ремеслу требует досуга, тем более что они хотят совершенствоваться и учить своих сыновей. Список таков: архитекторы, врачи, ветеринары, художники, скульпторы...(и 33 другие профессии).” Важно отметить, что одними из первых в этом ряду стоят врачи и ветеринары. Таким образом, в Римской республике стали проявляться элементы государственного регулирования медицинских дел, которые были закреплены и утверждены в период Империи.

    Философские основы древнеримской медицины


    Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, нашло отражение в трудах наиболее выдающегося представителя римского эпикурейства - философа и поэта Тита Лукреция Каруса. В поэме “О природе вещей” Лукреций подошел к вопросам естествознания и медицины с точки зрения атомистического учения. В популярной форме он говорит о сложном строении живых организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании непригодных и выживании приспособленных организмов. Она дает описание некоторых заболеваний и очень точно описывает отдельные симптомы.

    Говоря о "губительном смешанном воздухе”, который при вдыхании несет в человеческий организм семена “ болезни и смерти", Лукреций дал представление о миазматической концепции возникновения болезней (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание на возможность распространения инфекции через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи инфекционного принципа ( не осознавая этого ясно, как отмечал П. Е. Заблудовский). Свое дальнейшее, очень глубокое развитие она найдет в труде выдающегося итальянского ученого эпохи Возрождения - Джироламо Фракасторо (1478-1553) ”О заразе, заразных болезнях и лечении".


    написать администратору сайта