Главная страница
Навигация по странице:

  • Однако, внутри каждого человека есть темная

  • Поэтому искусство не могло обойти тему сумасшествия, так как оно является ярким отображением всего того, что искусство, как детектив человеческих сердец, пытается показать

  • Безумие определяется как выход из себя

  • Что же толкает душу, на передачу власти темной стороне сознания Рассмотрим это на примере Германа

  • Пушкинский Герман – это человек с двуликой природой

  • Таким образом, обе стороны Германа из разных побуждений, но для одной цели – достижения признания в обществе - хотят одного и того же – материальной обеспеченности, богатства

  • Герман уже был страшно одержим, иначе бы эта история не произвела на него никакого впечатления.

  • Русская сторона была удовлетворена легкой прибылью, немецкая – надежностью плана

  • Искусство это способ отражения действительности, а действительность в свою очередь является отражением человеческого существа


    Скачать 25.23 Kb.
    НазваниеИскусство это способ отражения действительности, а действительность в свою очередь является отражением человеческого существа
    Дата31.01.2021
    Размер25.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаthe queen of spades.docx
    ТипДокументы
    #172891

    Искусство – это способ отражения действительности, а действительность в свою очередь является отражением человеческого существа, поступков, действий, порождённых мыслями и наоборот, поступки кого-то могут отражать действительность конкретного человека. Однако, внутри каждого человека есть темная, возможно даже грязная стороны, которая не должна быть видна обществу, чтобы не иметь на него влияния. Когда эта мрачная часть человека берет над ним верх, человек сходит с ума. Поэтому искусство не могло обойти тему сумасшествия, так как оно является ярким отображением всего того, что искусство, как детектив человеческих сердец, пытается показать. Одной их ключевых функций искусства является показать тайное, сделать его явным, чтобы зло не продолжало свою работу по уничтожению душ. А где, как не в человеке, сошедшем с ума можно высветить корни зла, результат всхождения которых на лицо.

    Безумие определяется как выход из себя. То есть душа человека перестает существовать, остается одержимость, которая толкает обездушенное тело человека на совершение ужасных поступков. Однако, чтобы обезуметь, нужно позволить начать своей душе медленно умирать, то есть допускать мысли, которые должны быть скрыты от посторонних глаз. Подобное поведение мы модем наблюдать у Германа, главного персонажа Пушкинской повести «Пиковая дама», который нашел свое продолжение в опере Чайковского с одноименным названием. Что же толкает душу, на передачу власти темной стороне сознания? Рассмотрим это на примере Германа

    В этой работе я постараюсь рассмотреть причины безумия так, как их видели Пушкин и Чайковский, найти их выражение через искусство непосредственно, рассмотрю художественные приемы в тексте Пушнина и средства музыкальной выразительности в опере Чайковского, а также рассмотрю сценические атрибуты, позволяющие зрителю погрузиться в переживания человека, сходящего с ума.

    Пушкин – это великий автор, способный добраться до самых уголков человеческой сути посредством предоставления читателю поиска третьего смысла: it is a meaning which seeks me out, me, the recipient of the message, the subject of the reading, a meaning which starts with SME and which goes on ahead of me; evident certainly (so too is the other), but closed in its evidence, held in a complete system of destination. Читатель может взять от каждого персанажа и его действия свой третий смысл, однако Пушкин не просто ведет читателя за смыслами, пусть даже спрятанными, а погружает его в глубину сознания персонажа, чтобы смысл для читателя стал откровением.

    Пушкинский Герман – это человек с двуликой природой, которая скрывается за маской чопорного и прижимистого человека. Об этом свидетельствует описание Пушкина: «Германн немец: он расчетлив, вот и все! Германн был сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал». На основе сложившихся у нас представлениях можно заключить, что немецкая часть Германа является рациональной и взвешенной стороной его натуры, однако она же является фактором сдерживания внутреннего немецкого скряги, который очень озабочен своим материальным положением, все действия внутреннего немца Германа направленны на сохранение и приобретение богатства ценой времени. Причиной необходимости для немецкой стороны богатства является ничто иное, как подтверждение статуса, значимости в глазах окружающих. С другой стороны, мы видим русскую часть, которая импульсивна, готова на большие жертвы, деньги особого значения для нее не имеют, зато имеет значение гордость, для которой важно уважение окружающих, поэтому русская сторона хочет хвастать, хочет играть: Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» не позволял себе малейшей прихоти. Таким образом, обе стороны Германа из разных побуждений, но для одной цели – достижения признания в обществе - хотят одного и того же – материальной обеспеченности, богатства. Давайте проследим путь потери осознанности Германом в повести Пушкина.

    С первого взгляда одержимость Германа начинается с рассказа о старой графине, которая знает секрет трех заветных карт, обеспечивающих победу, однако, на момент рассказа истории Герман уже был страшно одержим, иначе бы эта история не произвела на него никакого впечатления. Об этом свидетельствует отношение других присутствующих на игре в эту ночь. При сравнении Германа с его знакомыми можно заметить важное различие – хоть знакомые Германа и играли в карты, они не были одержимы прибылью, которую данная игра дает, а Герман хоть и не игравший не разу – был. Причиной тому была абсолютная обычность Германа, которую он признавать не хотел, но желал изменить свое положение, стать более значимым, как в собственных глазах, так и в глазах общества. Также можно выделить в причины такой сильной заинтересованности игрой, а точнее деньгами, то, что Герман сдерживал себя очень долгое время. Написано: он с детства не брал карты в руки. Яркое желание легкой прибыли внутри, проявление русской натуры, погашалось рациональным планом по увеличению капитала, проявлением немецкой натуры. И это работало ровно до тех пор, пока не появился надежный, как показалось Герману, способ заполучить легкую прибыль. И здесь нельзя утверждать, что русская сторона «победила» немецкую, напротив – они нашли соглашение. Русская сторона была удовлетворена легкой прибылью, немецкая – надежностью плана. Однако, здесь мы можем заметить явное несоответствие и подтверждение изначальной одержимости Германа – секрет трех карт скорее похож на выдумку и сказку, чем на реально произошедшее событие, но зараженный разум Германа все-таки принял его за правду, несмотря на то, что Герман назвал эту историю своим именем – сказкой.

    Однако, как нам известно, данная сказка сильно подействовала на Германа. Он хотел «попытать счастье» в надежде, что сказка станет реальностью. На этом этапе мы можем наблюдать борьбу в разуме Германа за принятие решения. Незаметно сам для себя он рассуждает и мечтает о реальности сказки, о возможности ничего не делая заполучить богатство. Он даже готов был стать любовником старой графини, лишь бы заполучить богатство, лишь бы это оказалось реальностью. Но факт заключался в том, что он уже всем сердцем поверил в то, что это реальность. Однако, даже в попытке переубедить себя в реальности «анекдота», его разум возвращается к картам: «Да и самый анекдот?.. Можно ли ему верить?.. Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» Конечно же, Герман не мог знать трех заветных карт, однако, его зараженное сознание уже дало ответ: три карты, усемерю, после чего он подходит к дому графини (туз). Пушкин здесь дает читателю понять, что идея полностью захватила сознание Германа, он уже не способен к его изменению, он был готов продать свою душу. Еще одним доказательством полной готовности Германа к этом является его сон, который является проекцией происходящего в подсознании человека. То есть три карты «миновали» разум и «завладели» подсознанием Германа.

    Пушкин отмечает одну важную точку и пишет: «Эта минута решила его участь». Речь идет о моменте, когда Герман впервые увидел Лизу, воспитанницу графини. Пушкин называет это решающим моментом именно по той причине, что план Германа окончательно созрел и приобрел весьма реальную форму. Герман именно в этот момент решил, что доступ к графине будет открыт через молодую и наивную девушку, через ее чувства, которые могут возникнуть из любопытства. Здесь зло, овладевшее Германом можно видеть во всей красе, так как оно использует самые беззащитные и немощные, неспособные за себя постоять души, чтобы достичь своей цели. Затем Герман приходит к окну молодой девушки снова и снова, и вот наконец, ее чувства просыпаются. Она расстраивается из-за того, что знакомый брата, с которым он хотел познакомит семью, вовсе не инженер, она впервые улыбается Герману, что является для него сигналом к дальнейшему действию.

    Его план сработал: Лиза назначила встречу в отсутствии графини. И вот перед Германом остается последний шанс на изменение, последний шанс на спасение: перед ним выбор между спальней графини – с левой стороны, олицетворяющий неверный выбор - и спальней Лизы, олицетворяющей правильный выбор и возможность обрести любовь – с правой стороны. Однако, даже засомневавшись и потянувшись к верному выбору, он уже был не в силах сопротивляться овладевшему его разумом влечению: «Герман ее отворил, увидел узкую, витую лестницу, которая вела в комнату бедной воспитанницы... Но он воротился и вошел в темный кабинет». Выбор был сделан не в пользу Германа, он в попытке разузнать о трех заветных картах, до смерти пугает графиню. Тем самым Герман теряет шанс на выигрыш, в который он так верил. Поэтому он употребляет достаточно большое количество алкоголя перед похоронами, и при прощании с графиней ему мерещится, что она улыбается. Герман увидел в этой улыбке насмешку над ним, так как он никогда не сможет выйти из положения обычного инженера с небольшим капиталом. Именно этот страх и породил в воображении Германа улыбку на лице графини. Страх – это основа сумасшествия. В случае Германа – это страх прожить непримечательную жизнь, жизнь без почестей и признания. Далее Герману снится призрак графини, выдающий секрет трех карт: тройка, семерка, туз. Можно ли считать, что Герман уже как бы знал эти три карты еще в начале? Являются ли они плодом его воображения? А, следовательно, является ли графиня плодом его воображения? По-моему, ответ однозначно – да. Однако, для каждого читателя ответ свой. Мои аргументы в пользу разыгравшегося воображения Германа следующие. Во-первых, Герман постоянно думал о трех картах, поэтому сложно представить, что он не перебирал варианты карт в своей голове, также мы можем отметить, что после его мыслей о утроении и усемирении капитала, он пережил сильную эмоцию, что также задержало в его подсознании именно эти цифры. Во-вторых, Герман был пьян. В-третьих, Герман якобы слышал, что призрак графини закрыл за собой дверь, однако, на следующее утро дверь была заперта на ключ, то есть никто и не входил. Что же тогда Пушкин хотел показать появлением призрака? Вероятно, в словах призрака скрывались отголоски совести Германа, которые говорили ему не разбивать сердце беззащитной Лизе и взять ее замуж, которые говорили, что с одержимостью картами необходимо расстаться, если он хочет сохранить свою душу, так как они выступали в роли условия, соглашения между призраком и Германом. Далее можно наблюдать сам момент игры, когда Герман выигрывает дважды на тройке и семерке и теряет все на пиковой даме, как пишет Пушкин, его одернуло. После провала тот же страх остаться обычным человеком только возрастает, и Герман начинает подсознательно искать виноватого, хотя из-за его веры в «сказку» ему не приходится долго этого делать, и он сводит все к графине, после чего якобы видит ее улыбающейся с Пиковой дамы. Это был последний момент, доведший Германа до сумасшествия.

    Итак, основной причиной, по которой Герман сошел с ума – был страх остаться абсолютно обычным и непризнанным. Основная последовательность шагов Германа была в допущении и развитии мысли о достижении основного блага, которое поможет преодолеть страх – денег. Далее покорение некоторых элементов своей и чужой жизни в служение этому страху, а затем подтверждение этого страха через насмешку графини над его тщетными попытками. Возможно, это даже был момент полного осознания неправильности своих действий и невозможности ничего изменить – безысходность.

    Какими же приемами пользовался Пушкин, чтобы уверить читателя в безумстве Германа? Во-первых, Пушкин использует повторение трех карт, заставляя читателя также думать о числах, возможных вариантах. Так, читатель как бы погружается в голову Германа, сходя вместе с ним с ума. Также автор вкладывает ход мысли Германа в голову читателя, давая вместе с главным персонажем сомневаться или убеждать себя в чем-то. Например, слова Томского «у этого человека по крайней мере три злодейства на душе!», жизненное кредо Германа «но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» звучит несколько раз, автор несколько раз напоминает читателю, что разумом Герман считает историю графини «сказкой», «анекдотом», также он повторяет привычные для мыслей обороты, такие как «что, если». Особенно значимым становится внутренний диалог Германа перед домом графини. Читатель не следует за мыслью Германа, он предвосхищает ее поворот, тем самым принимая его мысли за свои. Так, Пушкин пишет «Что, есди», а затем дает пояснение. Читатель ждет продолжения мысли Германа и додумывает что было после «что, если», и вот с нетерпением начинает читать там, где якобы прервался с большим интересом и жадностью. Во-вторых, Пушкин дает очень яркое описание эмоциям Германа, эмоциям, которые интуитивно понятны каждому читателю, так как большинство их испытывали. Например, «Германн затрепетал», «Германн трепетал, как тигр», «Он был спокоен; сердце его билось ровно», «Невольное волнение овладело им», «В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло», «Наконец приподнялся, бледен как сама покойница», и многие другие. В-третьих, в особо значимые моменты, Пушкин описывает все в мельчайших подробностях, как если бы человек видел это при сильном нервном напряжении, когда ни одна делать не ускользает от взора. Например, описание дома графини, когда Герман пробирался в ее спальню. Пушкин описывает и картины, и интерьер. Также автор поступает при описании похорон и значимой для Германа игры, показывая насколько Герман напряжен.

    Без сомнений, столь выдающаяся повесть не могла остаться без внимания композитора Петра Ильича Чайковского. Изначально, работу над либретто оперы начал его брат, Константин Чайковский, а Петр Ильич заинтересовался проектом позже. Братья изменили некоторый хд событий и добавили новые причины поведения Германа в своей работе. Давайте рассмотрим данный вопрос более подробно.

    Рассматривая сюжетную линию и поведение Германа на контрасте с Пушкинской повестью можно увидеть явные различия. Во-первых, Чайковский дополнил характер Германа проявлением пылкости и страсти не только по отношению к игре в карты, но и по отношению к Лизе. Чайковский Герман любит юную девицу по-настоящему, что делает проблематику немного иной. Так, Герман не использует Лизу в корыстных целях, но делает выбор между добром и злом в лице денег и любви. Также драматичные отношения Германа и Лизы и ее гибель являются еще одной причиной безумства Германа, потеря любимого человека по собственной вине становится тяжелым ударом для Германа. Вторым изменением, касающимся Германа, является его трагическая судьба – он убивает себя в конце произведения. Таким образом, Чайковский решает не терзать главного героя жизнью. Сумасшествие Германа привело к его смерти, то есть проводится более яркая параллель между безысходностью и безумием. В либретто присутствует намного больше отклонений от Пушкинской повести, однако, они менее значимы в судьбе Германа.

    Так, причинами безумства Германа по мнению Чайковского является предательство Германом любви и добра в ее лице в пользу выгоды и богатства, то есть неверный выбор, который привел к помешательству и безысходности, а как следствие к летальному исходу.

    Музыкальные средства выразительности, использованные Чайковским в музыке, призванной показать безумие заключаются, так же как у Пушкина, в повторении. Так, можно часто слышать мотив «Три карты» на протяжении всей оперы. Данный мотив построен на неустойчивых интервалах, что придает музыке нестабильность, через которую выражаются душевные сомнения Германа. Показательной арией относительно безумия является ария «Мне страшно». Мелкие длительности у скрипки, которая продолжает играть секунду, делают музыку очень тревожной и беспокойной, даже отчаянной. Партия каждого участника квинтета содержит в себе неустойчивые интервалы, такие как тритоны. Также Чайковским используется пунктирный ритм, чтобы достичь большего драматизма. Однако, самым драматичным и даже пугающим является момент, когда все участники начинают каноном повторять «Мне страшно», что создает эффект замутненного сознания, головокружения. Показательной также является ария Германа «Что наша жизнь? – игра». Ария начинается с очень уверенных квартовых ходов наверх, тем самым выражая боевой настрой Германа. Также ария написана в мажоре, что создает сильный контраст между внутренним состоянием Германа и его поведением. Таким образом, основные средства передачи состояния сумасшествия в музыке – это быстрые пассажи, пунктирный ритм и неустойчивые и диссонирующие интервалы. Также среди особых средств можно выделить игру на контрасте между внутренним состоянием героя и его внешним поведением.

    Музыка и либретто не единственные способы передачи состояния безумства в опере «Пиковая дама», можно также выделить и сценические приемы его передачи. Я бы хотела доказать это на примере постановки 1999 года Elijah Moshinsky в Метраполитен опера с участием Хворостовского и Доминго. Во-первых, хотелось бы отметить костюмы. Герман одет в черный длинный плащ на прояжении всей оперы, что может также говорить о характере персонажа – скрытный, чопорный, таинственный. Черный цвет всегда ассоциируется с тьмой и смертью, так что можно сказать, что выбор одежды Германа не напрасен. На контрасте с другими персонажами, которые одеты в серые плащи с белыми воротниками, Герман кажется достаточно отстраненным, так зрители могут понять, что Герман обособлен, он как бы не относится к внешнему миру, все его внимание обращено к самому себе и собственным переживаниям, открывать которые он не хочет. Еще хочется отметить костюм призрака графини – графиня уже в нем выглядит как пиковая дама из колоды карт, что делает для зрителя более понятным Пушкинскую задумку с улыбающейся Герману с карты Пиковой дамы. Таким приемом показано, что Герман зная три заветные карты, но не выполнив обещание, данное графине, остается ни с чем из-за ее мести. Во-вторых, во всех сценах, кроме сцен, которые наполнены людьми, свет достаточно тусклый и декорации мрачные. Например, сцена, когда Герман приходит к Лизе полностью тёмная, только фигура Лизы остается светлой, как символ единственного спасения для Германа. Так, темнота олицетворяет внутреннее состояние Германа, его омрачённую душу, которая мечется между светом – Лизой, и тьмой, побороть которую практически невозможно, так как она заполняет практически всю душу Германа. В-третьих, стоит отметить сцену ночи после смерти Графини. В глубине сцены во время арии Германа появляются тени покойных, тем самым показывая, что духовный мир открыт перед Германом в эту ночь. Из этого мира и появляется графиня, однако, она не как в Пушкинской повести входит в дверь, а появляется как бы из-под земли, сопровождаемая дымом и красным светом. Так зритель понимает, что графиня вышла из преисподней, то есть она является злым духом, пришедшим отомстить Герману. Таким образом, через сценическое действо можно передать тонкости восприятия произведения режиссером, а также сделать внутреннее состояние героя более понятным и даже ощутимым для зрителя через органы чувств: «К чему вечно стремится художник, - это тот вид бытия, где тело и душа составляют одно нераздельное целое, где внешнее – выражение внутреннего; где открывается смысл формы»

    Искусство способно дать человеку пережить то, что в реальной жизни ему не доступно, например, состояние сумасшествия или безумия. Через литературу человек может более глубоко погрузиться в данное состояние через тщательный анализ скрытых потайных ходов. Пушкин предстает мастером в создании в мышлении читателя модели мысли через предвосхищение финала в самом начале, только надо вглядеться, через многократные повторы одной мысли, пока она не будет казаться читателю своей и через множественное описание состояния персонажа, которое доступно простому человеку. Вдохновившись гением Пушкина Чайковский создал музыку, которая опирается на приемы Пушкина. Он также погружает слушателя в разум Германа через многократный повтор одного мотива, через создание непростой для воспроизводства мелодии, которая воздействует на слушателя гипнотически и через тревогу, передаваемую благодаря мелким длительностям. Однако, как было сказано выше, опера может передавать ощущения героя и через органы чувств зрителя, через свет, через цвета и акценты на них, через детали и выведение зрителя в мысли и видения героя. Так, искусство владеет множеством приемов воздействия на человека с целью изменения его сознания.


    написать администратору сайта