Введение. Искусство как эстетическое явление
Скачать 17.86 Kb.
|
Введение С древних времен искусство является одним из универсальных средств конкретного и чувственного выражения невербализованного духовного опыта, прежде всего эстетического характера, одной из важнейших, существенных, помимо религии, составляющих культуры как творческой и продуктивной духовной деятельности человека. В европейском пространстве искусство как наука является одним из центральных объектов эстетики; термин «искусство» включен в ряд основных категорий эстетики. Но искусство, как мы увидим, ни в коей мере не ограничивается эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства в культуре не только выполняли эстетические (художественные) функции, хотя эстетика всегда была сущностью искусства. С древних времен общество научилось использовать мощную и эффективную силу искусства, определяемую его эстетической сущностью, для различных социальных и утилитарных целей — религиозных, политических, терапевтических, гностических, этических и др. Эстетика, как научное искусство, конечно, интересуется в первую очередь как эстетическое явление, но до тех пор, пока она также выполняет неэстетические функции, которые стали преобладать в последние столетия, мы будем вынуждены следить за ней, постоянно напоминая себе, что она не является частью сущности искусства, но часто именно благодаря ей искусство поддерживается обществом, государством, определенными социальными институтами, т.е. его реальное существование, получает возможность быть реализованным как феномен культуры. Искусство как эстетическое явление В древности термин «искусство» относился ко всему широкому спектру умелой практической и теоретической деятельности людей, которая требовала определенных практических навыков, подготовки, умений и т.п. Поэтому в категорию искусства попадали как типичные ремесла (плотницкие, гончарные, судостроительные, ткацкие и т.д.), так и многие науки (арифметика, астрология, диалектика), а на самом деле то, что Ново-Европейская Эстетика классифицировала как искусство, т.е. «изобразительное искусство» (поэзия, драма, исполнительская музыка, живопись, архитектура), искусство как концентрированное выражение эстетического переживания. Древний мир видел происхождение искусства (греческий — techne, латинский — ars) более или менее единообразно точно в восторженном, божественном. Уже греческий поэт Эпихарм писал, что все искусство исходит от богов, а не от человека. К нему присоединились многие другие писатели и мыслители, которые видели источник искусства на Олимпе. Более распространенной была легенда, разработанная Эсхилом, о том, что тайна искусства принесла Прометея людям, которые украли его у богов. Среди людей, наиболее стойких и вдохновленных творцами древнего искусства, издавна почитали поэты, музыканты, танцоры, принимавшие активное участие в организации религиозных культов. Считалось, что они получали свои знания непосредственно от восторженного экстаза дочерей Зевса Муса (отсюда и мужское искусство), Аполлона или других богов. За этой линией позже последовала платоно-неоплатоническая эстетика. Аристотель относил искусство (равенство — творчество — поэзия) сильнее к человеческому разуму, к лагерю души, к «истинному суждению», целью которого является создание того, что еще не является, а что не может возникнуть естественным путем: «это своего рода лагерь души, который участвует в истинном суждении и подразумевает творчество .»Искусство дополняет природу, где природа оставила пробелы, а ее продукты эквивалентны продуктам природы. Сенека (I в.) в «Моральных письмах к Лучилии», в которых он обсуждает «причины» искусства, интерпретируя известные четыре «причины» Аристотеля (материальные, актерские, формальные и окончательные) вместе с пятой «причиной» — концепцией Платона о «идеях» как образце каждой реальной и созданной вещи, — приходит к выводу, что есть принципиальная «причина» искусства: Гераклит уже четко сформулировал основной принцип искусства (для живописи, музыки и языкового искусства) — имитация (мимесис). Аристотель посвятил ее развитию специальный трактат «Об искусстве поэзии» на примере искусства языка. Он также упоминает катарсис как следствие человеческой трагедии, хотя катарсический эффект искусства (особенно музыки) был известен и написан пифагорейцами и другими древними мыслителями. Действительно, многие древние пособия по красноречию посвящены эстетической стороне риторики — «риторике» (особенно Аристотель, Дионисий Галикарнасский, несколько трактатов по оратории Цицерона и т.д.). Начиная с пифагорейцев, большое внимание уделялось математическим основам искусства — числу, ритму, пропорциям, с помощью которых некоторые художественные жанры (музыка, поэзия) «имитировали» гармонический порядок мироздания. С приходом христианства и началом развития христианской культуры ближневосточные и христианские мотивы, разработанные ранними Отцами Церкви, были активно включены в позднеантичную эстетику. В области теории искусства преобладали древние идеи. Однако библейские идеи Бога, создающего мир из ничего и собственные «руки» человека по своему образу и подобию, участие в сотворении мира через мудрость божественного посредника Софии Божьей, т.е. сознание мира и человека как произведения искусства и Бога как высшего художника, значительно повысили авторитет человека и его художественное творчество. Значительным подспорьем для христианских мыслителей стала «Тими» Платона, в которой высшее божественное начало происходит от божественного художника-демиурга, создающего мир по образцу прекрасного прототипа. До позднего средневековья текст «времени» интерпретировался на Западе в парадигме «шести дней» (шесть дней сотворения мира в библейской традиции), а Бог аллегорически изображался как артист-геометр с цирком и другими атрибутами мастера. Творческой интерпретации искусства способствовало и то, что христианские мыслители (особенно восточные) интересовались философией плотины. |