Презентация. 8 Мир в зеркале искусства. Искусство как универсальный способ общения Мир в зеркале искусства
Скачать 1.92 Mb.
|
Искусство как универсальный способ общения «Мир в зеркале искусства» «Каждый слышит только то, что понимает» Гёте Богоматерь Владимирская. Икона Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности. Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей. Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства. Р. Магритт. Человеческий удел Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, не обязательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи. Главное — при встрече с художественным творением сопереживать. Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному. Й. Утсон. Оперный театр в Сиднее Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. М. Аникушин. Памятник А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты. Колизей. Рим Замечательному русскому художнику В. В. Кандинскому принадлежат слова: «Понимание выращивает зрителя до точки зрения художника... Человек, который мог бы сказать что-то, ничего человеку не сказал, и тот, кто мог бы слышать, ничего не услышал». В этих словах сквозит боль и обречённость. Сколько непонятых и никем не услышанных людей прошло по нашей Земле! Что же мешало людям понять друг друга? Нежелание услышать и принять участие или неумение, неспособность к общению, диалогу? Мудрецы пытались ответить на этот вопрос ещё в древности, но ответ не найден и по сей день. В учении великого китайского философа Конфуция сформулирована получившая признание потомков истина: «тайна человека сокрыта не в природных потребностях тела, не в справедливости небесного пути, а в его общении с другими людьми». Несомненно одно — всё, что способствует взаимопониманию между людьми, имеет большую нравственную ценность. Такой ценностью является и искусство, так как оно даёт нам возможность общаться с представителями разных эпох и народов, прочитывая их послания. Именно искусство способствует прямому общению с художественным гением. Искусство отражает окружающий мир, но не точно таким, каков он есть объективно, а через призму чувств, мыслей, субъективных взглядов художника. Т. о., в зеркале искусства мы видим людей, природу, явления общественной жизни иногда гротескно преувеличенными, иногда, напротив, сглаженными, завуалированными — такими, какими их видит и хочет до нас донести художник согласно своему замыслу. На наш опыт восприятия мира накладывается опыт художника, и мы становимся богаче. Сюрреалистические работы Рене Магритта демонстрируют нечто, скрытое от глаз зрителя, предметы предстают в своей внутренней сущности, не связанной с их названиями. Художник пытается убедить зрителя в том, что вещи вовсе не такие, какими кажутся. Его живопись метафорична и, несмотря на присутствующую в ней тишину, драматична. Поразмышляйте вместе с учащимися над содержанием картины Р. Магритта «Человеческий удел» (с. 46 учебника). Предложите ученикам раскрыть метафорический смысл изображённых предметов и явлений, а затем расшифровать идею картины, её соответствие названию. Комментируя свою картину «Удел человеческий», Магритт писал: «Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую ту часть ландшафта, которую она закрывает. Т.о., дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же время видим его представление внутри себя. Таким же образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание». Р.Магритт «Человеческий удел» 1955 г. «Я бы хотел, чтобы мои картины были нужны только тогда, когда люди задумываются над тем, что на них изображено» — таким было кредо художника Рене Магритта. «Роль искусства в сближении народов» «Искусство объединяет Человечество». Николай Рерих «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам». Георг Вильгельм Фридрих Гегель «Искусство есть средство для беседы с людьми». Николай Гаврилович Чернышевский «Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем». Лев Николаевич Толстой
Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства являются: Хранилищами художественных шедевров являются музеи Музей — это учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе. Во всем мире известны такие музеи, как : Музеи мира
|