Главная страница

Статья. Лебедева Е. Н., учительлогопед


Скачать 43.5 Kb.
НазваниеЛебедева Е. Н., учительлогопед
Дата15.03.2023
Размер43.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСтатья.doc
ТипДокументы
#992717

Лебедева Е.Н., учитель-логопед

Михайлова А.В., старшая вожатая

МБОУ «Троицкая СОШ»

Губкинский район

Белгородская область

Семья как основа нравственного воспитания


История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими

корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно

связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья- ребёнок - общество. Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что

ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и

отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В силу специфики своей работы, с проблемами семьи и общества

сталкивается педагог. Первое знакомство – с ребёнком, второе – с его семьёй. И здесь практика показывает, что, как это ни парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей, но так как они этого не умеют или не хотят делать, педагогу

приходится учить родителей. Их необходимо вооружить психологическими и педагогическими знаниями, указать способы нравственного воспитания детей в семье. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка.

Учителю чаще всего приходится работать с подростками. Это очень сложный возраст. Целые клубки подростковых проблем приходится

распутывать педагогам и психологам. Одна из важнейших особенностей

подросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственных

представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания. Обратимся к реальным ситуациям. Исследователь С.Э. Карклина приводит такой пример. Мать воспитывает дочь Инну одна, отец ушёл, когда девочке было 3 года. Мать активно настраивала Инну против отца, который приезжал к дочери: «Он человек отвратительный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с ним даже не здоровайся!..» Далее С. Э. Карклина пишет: «Я вызвала Иннину мать. Пыталась ей объяснить, что нельзя в девочке убивать уважение к отцу. Оно посмотрела на меня поверх очков и чётко произнесла:

– Я сама знаю, что можно и что нет. Он негодяй, и дочь должна знать

это. Я её мать, я её люблю, я одна сделаю её счастливой.

Ни учителя, ни родительская общественность не могли убедить Иннину

мать, что она неправильно воспитывает дочь.

– Инна – это единственное, что у меня есть в жизни. Я всё отдала

ей… Я работаю день и ночь…

И на самом деле было так. Инна занималась с учителем английского языка, для уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей. Девочка ни в чём не знала отказа. Всё свободное время мать отдавала ей: они вместе ходили по музеям, смотрели фильмы, читали книги, и казалось, что лучших друзей, чем мать и дочь не найти.

Но это всё только казалось. Инна росла вздорной и эгоистичной. В классе ее любили». Подтверждением непозволительного поведения девочки было множество инцидентов. И вот наступил день, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям(!): «Кого вы воспитали из моей дочери? Я жаловаться на вас пойду!» «Женщина залилась слезами. Было трудно, но пришлось сказать ей всю правду:

– Вас об этом предупреждали не один раз. Вы сами подрубили ветку, на которой сидели. Вам хотелось построить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой.

Инна не может любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не уважает»[10].

В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами:

1) неполная семья;

2) конфликтная атмосфера в семье;

3) наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»;

4) при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;

5) излишняя порочная родительская любовь и т. п.

Задачи педагога:

а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и

свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;

б) убедить родителей (в каждом конкретном случае используя нужный

подход) в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.

Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, С. И. Варюхиной, М.

Климовой - Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье).

1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен

уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.

2)Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. [12].

3) Разъяснение. Воздействие словом.

В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало,

оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого

надо учить вникать в смысл слов. [11].

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины»[12].

Родители составляют первую общественную среду ребёнка, являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная,

творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого

ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Литература


  1. Варюхина, С. И. Истоки доброты. – Минск, 1987, - 234 с.

  2. Ильин, И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.

  3. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.

  4. Климова-Фюгнерова, М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981, - 240 с.

  5. Крутецкий, В. А. Психология. – М., 1986, - 198 с.

  6. Любицына, М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974, - 319 с.

  7. Новиков, Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. – М., 1989.

  8. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. – М., 1989.

  9. Розанов, В. В. Сумерки просвещения. – М., 1990.

  10. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.

  11. Титаренко, В. Нравственное воспитание в семье// Культура семейных отношений. – М., 1985.

  12. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 1993. - №6.


написать администратору сайта