искусство советских плакатов. !Искусство советских плакатов!. Искусство советских плакатов в 192030х гг Слайд 1
Скачать 24.88 Kb.
|
Искусство советских плакатов в 1920-30х гг Слайд 1 ВСТУПЛЕНИЕ Советские плакаты — это наглядные пособия, создававшиеся в СССР, направленные на разъяснение определённого вопроса, как, например, отношения советской власти к текущим событиям в доступной форме. Они являлись средствами агитации и пропаганды, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической или другой деятельности. Ключевыми принципами плакатного искусства 20-30-х гг. стали идейность и массовость. Создатели плакатов не только оперативно реагировали на мировые события, но и обращались к повседневной жизни. Кроме того, власти еще предстояло увеличить процент грамотного населения. Поэтому сюжеты были простыми, образы – упрощенными и наглядными. На плакатах писали крупным шрифтом, в оформлении использовались яркие цвета. Палитра одного плаката составляла 4-6 цветов, самыми популярными были черный и красный. А для того, чтобы завоевать внимание зрителей, плакат должен являться полноценным и настоящим произведением искусства. Интересно, что многие советские художники начинали свою карьеру в сатирических журналах. Поэтому отличительными чертами советского плаката стали острота, гротеск, гипербола и карикатурность образов. Слайд 2 ФАМИЛИИ СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА В России до 1917 года политический плакат был слабо развит. Большое развитие русский политический плакат получил во время Гражданской войны. В дальнейшем политический плакат в СССР был распространён как ни в одной стране мира, нося чуть ли не индустриальный характер и отражая текущую линию политики партии. Плакаты выпускались массово и регулярно вплоть до Перестройки конца 1980-х. Во всех республиках существовали целые издательства и отделы в издательствах, творческие объединения, специализирующиеся на выпуске политических плакатов. Политические плакаты печатались очень большими тиражами (100 000, 300 000 экз.). Также советские художники вроде: В. Маяковского, Д. Моора, В. Дени, А. Родченко, Г. Клуциса, Лазарь Лисицкого, братьев Стенбергов и других стали основоположниками совершенно новых направлений в изобразительном искусстве: конструктивизм, супрематизм, абстракционизм, эти направления потом переняли по всему миру. Слайд 3 ТЕМАТИКА ПЛАКАТОВ В плакатном искусстве были различные жанры и тематики: выходили политические, антирелигиозные, просветительские, рекламные и многие другие плакаты. Слайд 4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА Политические плакаты агитировали к разным действиям. Плакаты времен гражданской войны, которая длилась с 1918 по 22 год, призывали записываться добровольцем на войну с Польшей, бороться с белыми. Справа на слайде мы можем видеть один из самых известных плакатов того времени, «Клином красным бей белых» Лазаря Лисицкого — он призывает бороться с белым движением. Слайд 5 НЭП Затем во времена новой экономической политики молодому советскому государству для восстановления после революции и Гражданской войны требовалось здоровое, грамотное, в том числе и политически, население. Для каждой прослойки общества были разработаны отдельные рекомендации по просветительской работе. Активными участниками пропагандистских плакатов становятся дети. Их здоровье и счастливое детство позиционируется, как залог светлого будущего страны. Пропагандистские плакаты призывали идти на выборы, поддерживать программу электрофикации и покупать акции. Слайд 6 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ К 1930-м гг. с многообразием в плакатной графике было покончено, в связи с введением единого метода в искусстве под названием «соцреализм». Теперь все создаваемое художниками, писателями, поэтами и другими творцами подчинялось жесткой задаче насаждения новой идеологии. Графики-плакатисты испытали это на себе в первую очередь. Социальные плакаты должны были не только формировать «правильное» отношение к советской власти, но и освещать индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, происходящие в стране в этот период Слайд 7 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ ПЯТИЛЕТКИ Немаловажными были социальные плакаты, призывающие осуществлять в сроки планы первых пятилеток. Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов было из деревень. Слайд 8 АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ ПЛАКАТ После прихода к власти Большевиков атеизм стал одним из главных элементов советской идеологии и активно поддерживался партийными органами, которые считали духовенство пережитком прошлого, мешающим советским гражданам строить коммунистический рай. Процветали журналы атеистической направленности журнал «Антирелигиозник», «Атеист», самой известной газетой был «Безбожник», центральная еженедельная газета, печатный орган Союза воинствующих безбожников. На слайде справа можно видеть рекламу газеты. Слайд 9 Также новую роль в обществе приобретает женщина. Она всё ещё мать, которая ответственна за рождение и воспитание детей, то есть будущего всей страны. Но также общество видит женщину как участника политического процесса, полноценную личность. Плакаты призывают женщин следить за здоровьем, образовываться, идти на выборы и стремиться всеми силами построить новое социалистическое общество. Слайд 10 ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПЛАКАТ ОТКАЗ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК Согласно идеологии, лежащей в основе государственного устройства СССР, советский человек должен вести исключительно трезвый образ жизни. Пьянство мыслилось как порок, который присущ старому буржуазному миру. Несмотря на однозначную идеологическую установку, отношение государства к алкоголю на практике не являлось чем-то строго определённым. Политика правительства в этом вопросе постоянно менялась в зависимости от складывающейся социальной и экономической ситуации. Вместе с политикой менялась и антиалкогольная пропаганда, главным оружием которой в то время был агитационный плакат. Слайд 11 ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПЛАКАТ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ Также уделялось внимание должному воспитанию детей, выходили плакаты против физического насилия над детьми, с лозунгами вроде: «Чем ребят бранить и бить – лучше книжку им купить» Слайд 12 ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПЛАКАТ СПОРТ И СПОРТИНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В Советском Союзе большое внимание уделялось пропаганде здорового образа жизни и популяризации спорта. Хорошее здоровье, физическая подготовка и выносливость советского населения были провозглашены ценностями государственной важности. Основная задача, которую поставил Сталин, заключалась в том, чтобы «вырастить новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество советской страны на должную высоту и защитить ее грудью от покушений со стороны врагов». Слайд 13 ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПЛАКАТ ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕЗГРАМОТНОСТИ До революции уровень грамотности был очень низким. Поэтому придя к власти, коммунисты тратили не мало усилий на образование народа. На плакате слева неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут неудачи и несчастья. Слайд 14 РЕКЛАМНЫЙ ПЛАКАТ С ростом производства товаров народного потребления возникла необходимость эти товары сбывать населению. Реклама, как известно, — двигатель торговли. Если дореволюционные плакаты напоминали поздравительные открытки или живописные картины, реклама времён НЭПа была приближена к агитплакату. Реклама товаров стала ёмкой, хлёсткой, запоминающейся. Слоганы писали поэты, над дизайном работали фотографы, художники, архитекторы. Рекламный плакат был произведением массового искусства. Слайд 15 РЕКЛАМНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ Ещё одна разновидность рекламного плаката, распространённого в СССР — туристический. Туристические плакаты призывали развивать туризм, путешествовать по стране, рекламировали определённые курорты, санатории, профилактории, базы отдыха. Помимо этого, по заказу «Интуриста» «Внешторгиздат» выпускал плакаты на иностранных языках с призывами посетить СССР и его конкретные регионы и города. Слайд 16 РЕКЛАМНЫЙ ПЛАКАТ Особое место в ряду советских рекламных плакатов занимают плакаты, рекламирующие культурно-развлекательные мероприятия: театральные спектакли, цирковые представления, оперы, балет, выставки и другие развлекательные зрелища. Слайд 17 РЕКЛАМНЫЙ ПЛАКАТ КИНОПЛАКАТ «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — заявлял Владимир Ленин. В Стране Советов коммунистический кинематограф развивался, а вместе с ним совершенствовался и жанр киноплаката. С начала 1920-х годов при киностудиях, а затем в специализированных издательствах по выпуску кинорекламы был налажен массовый выпуск киноплакатов. Часто к одному и тому же фильму разными художниками выполнялись несколько рекламных киноплакатов. Одними из самых знаменитых киноплакатистов мира являются советские художники-конструктивисты братья Стенберги. Они создали около 300 киноплакатов к различным фильмам. Слайд 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Плакаты в СССР, призванные агитировать, пропагандировать политические идеи, превратились в самодостаточные, высокохудожественные произведения и взяли на себя функции дизайна. В лучших работах советских плакатистов чувствуется интеллектуальная широта, эрудиция и мастерство. Их достижения в этой области по достоинству оценены искусствоведами, советские плакаты пользуются популярностью у зарубежных коллекционеров и их можно найти в музеях по всему миру. |