Эссе Ислам и социальные аспекты пола. ЭССЕ ИСЛАМ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛА. Ислам и социальные аспекты пола
Скачать 31.75 Kb.
|
ЭССЕ «ИСЛАМ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛА» Выполнила: Валеева Фидалина Рифовна учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Наумовка 2020г. Оглавление Введение 1. ИСЛАМ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛА Основные принципы исламского подхода к социальному поведению мужчины и женщины 1.2. Проблема равенства полов в исламе 1.3 Правовая сфера в исламе для женщин Заключение Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Современный мир живет в эпоху глобализации и информатизации. Со стороны либеральных средств массовой и так называемой «прогрессивной» общественности в западном обществе подвергаются массированному общественному осуждению устойчивые и сформировавшиеся в течение всей человеческой истории такие понятия как пол, семья и традиция. Борьба различных меньшинств за свои права не только ослабила понимание семьи как союза мужчины и женщины, но и привела к тому, что на смену понятию биологического пола постепенно приходит понятие гендера1. Данный подход к пониманию природы мужского и женского вызывает критическую реакцию со стороны всех традиционных религий, в том числе и со стороны современного ислама. Ислам имеет свою систему ценностей, определяющую общественную роль, права и обязанности мужчин и женщин в исламском сообществе. Все вышеназванные факторы определяют актуальность темы нашей работы, посвященной анализу отношения ислама к социальным аспектам пола. 1. ИСЛАМ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛА Основные принципы исламского подхода к социальному поведению мужчины и женщины В начале двадцать первого века традиционные моральные ценности, постепенно изменяются. Все это вызывает неоднозначную реакцию в различных частях мира. Так, западный мир все более подвергается новым веяниям, в то время как Россия и исламская цивилизация, напротив, стремятся изменить назревающие тенденции и укрепить традиционные основы общества. Особенно негативная реакция на смену социальной модели поведения полов в современном мире характерна для крайне консервативного исламского мира, проповедующего нормы Шариата1. Шариат как правовая система стран исламского мира регламентирует общественное поведение мужчин и женщин и правила взаимоотношений между ними. В целях соблюдения требований морально-нравственной чистоты, а также для сохранения семьи как важнейшего элемента общества, ислам четко формулирует границы разрешенного и запрещенного для мужчины и женщины. Основная ответственность за соблюдение этих принципов лежит на семье как ключевом элементе исламского общества2. Первым и основным принципом социального поведения мужчины и женщины в исламском мире является принцип недопустимости свободного общения и взаимодействия мужчины и женщины в отсутствии членов ее семьи или других свидетелей2. Для соблюдения этого принципа в большинстве стран исламского мира общественные центры, а также общественный транспорт разделяются на специальные мужские и женские отделения. Дома в исламском мире также делятся на мужскую и женскую части, не допускающую ситуацию, при которой мужчина-гость может случайно войти в женскую часть дома3. Второй принцип социального поведения мужчины и женщины в исламском обществе говорит о необходимости соблюдения норм благопристойности и скромности в своей повседневной жизни и мужчинами и женщинами. Особенно считается недопустимым публичная демонстрация мусульманами и особенно мусульманками, своей сексуальности. В исламском мире любое публичное проявление сексуального интереса в отношениях между мужчиной и женщиной не допускается4. Третьим принципом, который регулирует социальное поведение мужчин и женщин в исламе, является принцип прямого запрета на добрачные сексуальные отношения между ними. Если пары заключили официальную помолвку в соответствии с мусульманскими традициями, то они имеют право на общение при свидетелях, но им запрещены встречи наедине5. Четвертый принцип социального регулирования вопросов пола в исламском мире касается одежды для женщин. Обязательным для мусульманских женщин является ношение строгой и по возможности свободной одежды, не привлекающей сексуальный интерес со стороны мужчин. Ношение украшений и одежды, подчёркивающей женскую красоту, является желательным в отношениях женщины с ее мужем, а также дозволяется в женском кругу, в который мужчины в исламском мире не допускаются6. Таким образом, можно сделать вывод о том, что почти все социальные аспекты поведения мужчин и женщин, начиная от стиля одежды до поведения в обществе, строго регулируются в исламской общественной среде. 1.2. Проблема равенства полов в исламе Дискуссия о равенстве полов в исламе - явление на новое. Одним из наиболее спорных моментов является положение женщины в исламе. В контексте женского движения за достижение абсолютного равенства мужчин и женщин данная тематика особенно актуальна. Большинство людей считают, что ислам направлен на подчинение женщины мужчине. Ислам более, чем другие религии воспринимается как царство мужского духа. И когда мужчины заставляют женщин подчиняться себе, не только для того, чтобы они повиновались им, но еще и при этом утверждая, что подчинение женщин является правом мужчин, они делают тем самым себя равными Аллаху на земле. Кроме того, они принижают степень Аллаха, придавая ему гендерную идентичность под тем предлогом, что Аллах поддерживает сторону мужчин и что они имеют особую связь с ним. Коран же указывает нам на два аспекта, которые связаны с Аллахом и имеют отношение к нашей теме. Во-первых, Аллах ни в чем не похож на свои создания и, следовательно, Он вне пола. Во-вторых, Аллах справедлив и справедливость его заключается в том, чтобы не допускалось попирание прав человека. Ислам как религия декларирует духовное равенство мужчины и женщины перед лицом Аллаха. Священный Коран и Сунна пророка Мухаммеда однозначно определяют независимость духовной ценности личности от его половой принадлежности. Коран говорит, что мужчины и женщины сотворены из одной души. В нем говорится, что «Аллах сделал между мужьями и женами любовь и милосердие и сделал их близкими друг к другу, и что на мужчин и на женщин вместе возложено призывать к добродетели и препятствовать дурному». В Коране говорится, что Аллах «не погубит деяний, совершенных любым из вас, будь то мужчина или женщина»7. И наконец, все люди будут привлечены к ответственности на основании их моральных деяний, а не на основе их биологического пола. Наказание за нарушение норм исламского права предусматривается в равной степени, как в отношении мужчин, так и в отношении женщин8. Равноправие мужчины и женщины в исламском обществе также подтверждается в единообразии предъявляемых к ним духовных требований. Обязанности женщины в Исламе не отличаются от обязанностей мужчин в исполнении религиозных обрядов – ежедневных молитв, поста, обязательных пожертвований в пользу бедных и паломничества. Вместе с тем, в исламских священных текстах говорится, что полного равенства мужчины и женщины достичь невозможно. Полное равенство является с точки зрения ислама ложной целью, так как мужская и женская природа различается как по своим биологическим, так и по социальным функциям. Ислам учитывает психологические и физиологические особенности женского организма и облегчает обязанности для женщин. Посещение пятничных молитв для мужчин является обязательным, в то время как для женщин оно является добровольным выбором. Мусульманки в менструальные дни, а также беременные женщины освобождаются от молитв и поста, а обязательную Уразу в Священный месяц Рамадан им разрешается восполнить в любое время. 1.3 Правовая сфера в исламе для женщин Исламское право и нормы общественного поведения имеют определенные различия в правах и обязанностях мужчины и женщины. Ислам предъявляет женщине определенные требования в поведении, но в тоже время создает им определенные возможности в правовой сфере: - в области гражданских прав ислам полностью признает человеческие достоинства женщины наравне с мужчиной; - в общественной сфере ислам предполагает, что женщина должна быть образованной; В правовой сфере ислам дает девушке, достигшей совершеннолетия, полную материальную самостоятельность во всех ее делах. Никто: ни отец, ни брат – не имеет права посягнуть на принадлежащее ей имущество, будь то калым или нечто другое. Ислам не запрещает женщине заниматься трудовой деятельностью и даже наоборот – Коран предписывает ей заниматься полезным трудом, который подходит ее натуре. Также ислам оберегает женщину от тяжелых изнурительных работ. Кроме того, ислам возлагает финансовые обязательства обеспечения семьи на мужчину, в то время как деньги женщины являются ее полной собственностью. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современный ислам, имеет свою систему ценностей, которая определяет общественную роль, права и обязанности мужчин и женщин в исламском сообществе. Эта система не является исключительно ретроградной силой, подавляющей женскую свободу. Задачей ислама в данном контексте является сохранение многовековых традиций своей общественной морали.И вся система общественного контроля над поведением мужчин и женщин направлена, в этом контексте, на охранение их духовной чистоты. В исламской общественной модели, описывающей социальные аспекты поведения, основной идеей является обязательность соблюдения членами исламской общины ответственности людей перед Аллахом. Ислам как религия декларирует духовное равенство мужчины и женщины перед лицом Аллаха. И данный принцип духовного равенства закреплен в священном Коране. Исламский мир в отличие от западного подхода иначе интерпретирует понятие равенство полов. Он признает достижение полного равенства мужчины и женщины невозможным в силу того, что мужская и женская природа различается как с позиции биологических, так и с позиции социальных функций. Различия в требованиях к поведению, к одежде мужчин и женщин, связаны с их физическими различиями. Однако данные различия связываются исламом лишь с естественными различиями между ними, что не отменяет их полного общественного и духовного равноправия. Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что исламской подход является не идеологией мужского шовинизма, а альтернативной моделью социальной организации общества по отношению к современным либеральным взглядам на равенство полов. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 1. Адам и Ева. Альманах гендерной истории / Под ред. Л.П.Репиной. - М.: ИВИ РАН, 2001. 353 с. 2. Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия. - М.: ННБФ «Онтопсихология», 2011. 543 с. 3. Резван Е. А. Умма // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М.: Наука, 2011. 643 с. 4. Сюкияйнен Л. Р. аш-Шариа // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, 2012. 754 с. 5. Сюкияйнен, Л.Р. Ислам и перспективы развития мусульманского мира. Лекция, прочитанная в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polit.ru/article/2006/09/19/sjukijaynen Дата обращения 09.02.2019. 6. Фролова Л. Н. Статус женщины в исламе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — Maйкоп, 2009. 121 с. 7. Фукс Э.К. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. - М.: Республика, 2013. 578 с. 9. Юсупова Н. Права женщины в исламе. - Казань: Мастер-Лайн, 2012. 432 с. 1 Адам и Ева. Альманах гендерной истории / Под ред. Л.П.Репиной. - М.: ИВИ РАН, 2001. С. 76. 2 Сюкияйнен Л. Р. аш-Шариа // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, 2012. С. 246. 3 Фролова Л. Н. Статус женщины в исламе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — Maйкоп, 2009. С. 76. 4 Фукс Э.К. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. - М.: Республика, 2013. С. 76. 5 Юсупова Н. Права женщины в исламе. - Казань: Мастер-Лайн, 2012. С. 34. 6 Электронный ресурс «Исламский мир»: URL: http://positivno.me/11-pravil-musulmanskoj-zhenshhiny/ 7Электронный ресурс «IslamReligion». URL: https://www.islamreligion.com/pdf/ru/concept_of_gender_equality_in_islam_complete_from_part_1_to_2_458_ru.pdf 8 Сюкияйнен, Л.Р. Ислам и перспективы развития мусульманского мира. Лекция, прочитанная в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polit.ru/article/2006/09/19/sjukijaynen Дата обращения 09.02.2019. |