Тема 2.4. Использование современных педагогических технологий и. Использование современных педагогических технологий и электронных образовательных материалов на учебных занятиях по биологии Педагогическая технология
Скачать 23.12 Kb.
|
Использование современных педагогических технологий и электронных образовательных материалов на учебных занятиях по биологии Педагогическая технология – это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. (В. А. Сластёнин). Кейсовая технология Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определённому формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, её обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить её из той информации, которая содержится в описании кейса. Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Считается, что оптимальное решение может быть одно, тогда как альтернативных решений – несколько. Применение кейс-технологии в обучении позволяет преподавателю реализовать проблемное обучение, оценить сформированность компетенций (способность работать в команде, способность к самоорганизации и самообразованию, способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять её в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий, способность учитывать современные тенденции развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности и др.). Активизировать познавательную деятельность, внимание учащихся можно посредством игровых технологий. Посредством игры быстрее идёт возбуждение познавательного интереса, у ребёнка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности. Использование игровых технологий позволяет удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование социальных компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся. На уроках формирования новых знаний можно использовать ролевые игры и организовывать занятия в виде уроков-путешествий («Путешествие в клетку»), уроков-исследований. На уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений можно использовать игры-дискуссии или игры-состязания: урок-КВН, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. Классификация учебных игр (по Т. П. Войтенко): ролевая игра игры-состязания имитационно-моделирующие игры игры-дискуссии На уроках биологии можно использовать отдельную самодостаточную форму работы и применить её в качестве элемента урока, например, на этапе закрепления изучения материала. Метод интеллект-карт Метод интеллект-карт («mind maps») был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном (в России эту технологию разрабатывают М. Е. Бершадский, Е. А. Бершадская (Санкт-Петербург). По способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления. Область применения интеллект-карт: образование (развитие мышления, конспектирование, аннотирование, подготовка к экзаменам, повторение, организация коллективной деятельности); бизнес и профессиональная жизнь (мозговой штурм, деловые встречи, презентации, менеджмент); личная жизнь человека (самоанализ, анализ и разрешение проблемных ситуаций, ведение дневника с помощью интеллект-карт) и т. д. Интеллект- карты помогают: изучать личность учащихся и обнаруживать причины их учебно-познавательных и эмоциональных затруднений; вести мониторинг учебно-познавательных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе; развивать креативность школьников; формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности; формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.); улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.). Алгоритм действий при построении интеллект-карты В центре – основная идея, объект изучения. Ветвление (более значимые идеи – толстые ветви, ближе к центру, менее важные – тонкие, на периферии). Группировка ассоциаций (не более 7 главных ветвей). Использование ключевых слов. Использование ассоциаций, образов-символов. Связи разных ветвей обозначаются пунктиром. Визуализация. Цветовое выделение. Интеллект-карты на уроках может использовать и учитель (при изучении нового материала и закреплении или обобщении изученного материала), и ученик (для написания доклада, реферата, научно-исследовательской работы, при подготовке проекта, презентации). Использование ЭОР при проектировании уроков биологии. В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) могут использоваться в традиционном обучении и инициировать применение инновационных образовательных технологий. В условиях традиционного обучения в основу конструирования моделей использования ЭОР в учебном процессе могут быть положены: • характер деятельности учащегося при использовании ЭОР в учебном процессе; • характер взаимодействия учителя и учащегося в условиях использования ЭОР в учебном процессе. При организации самостоятельной работы учащихся ЭОР могут использоваться: для выбора необходимой информации; для изучения нового учебного материала; для выполнения лабораторных и практических работ; для анализа и построения моделей в виртуальных лабораториях; для создания «собственных» продуктов учебной деятельности: конспекты, рефераты, проекты и т. п.; для отработки умений и навыков; для подготовки выступлений и презентаций; для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам; для выполнения учебно-исследовательских работ; для проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля. Необходимо отметить особую роль ЭОР в создании условий в учебном процессе для реализации инновационных технологий обучения, прежде всего, таких как проектное обучение, дистанционное обучение, кейс-технологии. Построение учебного процесса на основе использования ЭОР предполагает изменение роли учителя. Происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации. Исходя из вышесказанного, представляется оптимальным способ проектирования и организации образовательного процесса на основе ЭОР, при котором: основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, формирование «открытой» познавательной позиции; учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссёра обучения, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию; учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей. Сформулируем основные тезисы, отражающие роль учителя в условиях нового подхода к организации процесса обучения. Учитель – не единственный источник информации. Учитель организует поиск учащимися информации и её отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями и, таким образом, является посредником между учащимися и источниками информации. Учитель определяет оптимальную для каждого учащегося совокупность ЭУМ в соответствии с результатами диагностики. Учитель определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями. Учитель – инициатор новых форм взаимодействия учащихся с учителем и между собой на уроке и во внеурочное время. Учитель – организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время. В соответствии с высказанными положениями можно утверждать, что в корне изменяется и процесс подготовки учителя как к организации процесса обучения в целом, так и к конкретному уроку в отдельности. Организация самостоятельной деятельности обучающихся на основе использования ЭОР НП предполагает следующие позиции педагога, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности обучающегося. Сформулируем основные тезисы, отражающие роль ученика в учебном процессе в условиях использования ЭОР. Ученик – не пассивный участник учебного процесса. Ученик определяет цель своей деятельности и пути её достижения. Ученик – активный участник дискуссии, обсуждения, исследования. Ученик выбирает способ взаимодействия с ЭУМ: определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий. Ученик отбирает необходимый для достижения цели материал. Ученик осуществляет поиск необходимой информации в рекомендованных учителем ЭУМ, в ЭУМ, отобранных самостоятельно, в дополнительных материалах. Ученик демонстрирует полученные в итоге своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами ЭУМ. В итоге ученик становится активным участником проектирования индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующего учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута. |