Дебаты на уроках литературы. Статья Дебаты на уроках лит.. Использование технологии дебаты на уроках литературы
Скачать 72.5 Kb.
|
И.Е. Брякова, доктор пед. наук, проф. кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы Оренбургского государственного педагогического университета Использование технологии «дебаты» на уроках литературы. Художественные произведения живут в сознании читателя, «заражая» его мыслями и чувствами автора. С помощью технологии «дебаты» можно усилить интерес учащихся к проблемам, поднимаемым автором в тексте. Что дают дебаты ученикам? Во-первых, в процессе подготовки к ним ученики перечитывают текст, документальные материалы (письма, дневниковые записи), также литературоведческие, критические и отдельные философские работы, подробнее знакомятся с исторической обстановкой того времени. Во-вторых, работая над отдельными вопросами, учатся точно и ясно, аргументировано, ссылаясь на художественный текст и другие записи, выстраивать свою позицию в споре. В-третьих – слушать и слышать другую, отличную от них, позицию, терпимо относиться к иным взглядам. В-четвёртых, учатся работать в коллективе. В-пятых – выступать в роли лидера, что впоследствии благотворно скажется на их самоопределении. В-шестых, приобретается умение работать с непопулярными вопросами. В-седьмых, развивается критическое мышление. Школьная практика не располагает достаточным опытом проведения дебатов на литературную тему из-за сложности организации литературного материала в рамках дебатов и трудности их проведения с процессуальной, технологической точки зрения. Поскольку дебаты – это система формализованных дискуссий на различные темы, формализованными их делает чётко заданная структура. При подготовке и проведении урока литературы в формате дебатов выделяется содержательная сторона, определяющаяся характером и содержанием произведения, и процессуальная, связанная с освоением учащимися ролевых функций участников дебатов и отработкой соответствующих систем действий, предписываемых этой технологией. К проведению дебатов готовится как учитель, так и ученик. Подготовка учителя заключается в выборе темы, именно она задаёт дебатам определённые рамки ведения дискуссии. Участники дебатов проводят эти дополнительные ограничения через определение основных понятий темы. Подготовка учеников заключается в перечитывании текста, в разметке текста: устанавливаются отрывки, которые будут использованы в дебатах; в подборе литературоведческих и критических источников, с помощью которых будут строиться аргументы и контраргументы. Работа с литературными текстами в этом направлении достаточно сложная, и она должна быть очень тонкой, так как мы имеем дело с авторским текстом, надо представлять авторскую концепцию. Ученик может соглашаться с автором или нет, но при этом ему придётся убеждать оппонента в преимуществах определённого мнения. Важно в дебатах ещё и то, что в них принимает участие весь класс: сначала в полемике на стадии осмысления темы, а затем на стадии рефлексии. При проведении дебатов надо помнить о возможных рисках: во-первых, ухода, «отлёта» от художественного текста, во-вторых, о возможной «технологизации» общения с текстом, некоторой схематизации изложения собственной позиции, в-третьих, из-за схематизации изложения некоторого упрощение темы, идеи, самого романного конфликта. В конце дебатов необходимо подвести итоги и ответить на вопросы: чем отличаются, разнятся с позицией автора высказывания участников дебатов, помогло ли участие в дебатах ответить каждому на поставленный вопрос. Приведём пример подготовки и проведения дебатов по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» на тему «Нужны ли такие люди, как Базаров, России?» в 10 классе. Главным на уроке становится проявленный интерес школьников к тексту художественного произведения, выяснение вопросов о ценностях человеческой жизни, выявление позиции автора. В дебатах ученики проходят три стадии: стадию вызова, осмысления темы, рефлексии. Чтобы яснее обосновать свою позицию в отношении темы, в процессе подготовки к дебатам и утверждающая и отрицающая стороны должны ответить на следующие вопросы: Почему мы соглашаемся с темой? Какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы? Какие основные проблемы содержит тема и какие примеры можно привести? Каковы могут быть опровергающие аргументы? Успех в дебатах в значительной степени зависит от аргументов, которые приводятся в поддержку выдвинутого тезиса (темы спора). Для создания аргумента тезис выявляется, объясняется, доказывается и резюмируется. Данная логическая цепочка (структура аргумента) может быть представлена следующим образом: тезис (основанная мысль) – раскрытие, объяснение данной идеи – доказательство (обоснование и рассуждение на основе фактов): определения, цитаты, мнения авторитетных литературоведов, критиков, которые в дебатах носят название поддержки аргументов. В дебатах любое явление, событие, факт можно оценивать с различных сторон и позиций, пересмотреть очевидные, на первый взгляд, истины и усомниться в их справедливости. Дебаты формируют умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. В дебатах лежит спорный тезис – утверждение, который является темой и определяет позиции двух соревнующихся команд. Непосредственно в дебатах участвуют две команды по три человека, которых традиционно называют спикерами. Одна из команд представляет систему доказательств в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить в правильности своей позиции. Вторая – критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию – антитезис. Дебаты начинаются выступлением первого спикера команды утверждения. Затем слово переходит на сторону команды отрицания. Далее следует «дуэль» вторых спикеров. Речи третьих спикеров подводят итог дебатам. Стадия вызова пробуждает интерес к теме, создаёт установку на её актуальное и творчески-поисковое изучение, активизирует имеющиеся знания. Ведущий После выхода в свет романа Тургенева «Отцы и дети» споры о нём не утихали долгие годы. «Я не помню, чтобы какое-нибудь произведение вызывало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети»», - вспоминала А.Я.Панаева. В центре ожесточённых споров оказалась фигура главного героя. Ведь его – героя времени – жаждала увидеть русская публика. «Ну и досталось же ему за Базарова…», - писал позже Фёдор Михайлович Достоевский. Размах спора и разница во мнениях были огромны: кто такой Базаров – пример для подражания или же «фига и карикатура»? Вот как был понят разными критиками главный герой: М.А. Антонович: «Сердца у него вовсе нет… О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо…» Д.И. Писарев: «Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр всего романа… Тургенев оправдал и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким….» Н.Н. Страхов: «Он (Базаров) не есть существо ненавистное, отталкивающее своими недостатками; напротив, его мрачная фигура величава и привлекательна….Он отрицается от жизни, а между тем живёт глубоко и сильно». Предоставим слово автору: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» В связи с тем, что оценка личности Базарова с момента выхода романа в свет всегда было разноречива, тема сегодняшних дебатов видится актуальной. Стадия осмысления предполагаетсоотнесение новой информации с собственными знаниями, представлениями, получение новой информации активными способами, более глубокое прочтение текста, исследование текста с опорой на литературоведческие и критические работы. Создание собственного критического текста (устный вариант). Первый выступающий (команда утверждения) Мы считаем, что, прежде чем отвечать на этот вопрос, надо определиться, что за личность Базаров? А затем уже думать над тем, нужен ли Базаров России. Да и когда нужен? В то время, когда был написан роман? Сейчас? Всегда? Аркадий Кирсанов называет Базарова нигилистом. Базаровский нигилизм, отрицавший устаревшие авторитеты, родился в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением, прежде всего, материалистического миросозерцания. Плодотворным было стремление ничего не брать на веру, все проверять экспериментальным путем. По Герцену, нигилизм – это «наука без догматов», следование опыта и поверка опыта разумом. Добролюбов писал о людях базаровского склада ещё до появления образа Базарова, что «они решаются ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины». Их конечная цель – «принесение как можно больше пользы человечеству». Посмотрим, что характерно для программы нигилистов: 1 – отрицание устаревших авторитетов. Базаров – позитивист, а русские позитивисты, опираясь на науку, пытались объяснить мир. У позитивистов главный принцип – утилитаризм, принцип пользы, отсюда второй принцип – 2 – утверждение принципа пользы; 3 – увлечение естественными науками. У прогрессивных людей середины XIX века появилась надежда, что естественные науки помогут решить и социальные вопросы; 4 – отстаивание прав личности. Особенно примечательным было то, что нигилисты на первый план выдвигают понятие личности: если ты стремишься к совершенству, мечтаешь добиться всего своим трудом, – ты личность. Не кажется ли вам, что нигилисты могли во многом изменить сложившуюся ситуацию в России к лучшему? Оппонент первый (команда отрицания) Несомненно, в программе нигилистов были свои положительные стороны. Однако для нас важно разобраться в том, что же значит это слово в понимании героев романа? Приведём цитату из романа: «- Он нигилист, - повторил Аркадий. - Нигилист, - проговорил Николай Петрович. –Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признаёт? - Скажи, который ничего не уважает, - подхватил Павел Петрович… - Который ко всему относится с критической точки зрения, - заметил Аркадий». С точки зрения Павла Петровича и Николая Петровича, главное во взглядах Базарова - разрушение и отрицание. Обратимся к высказываниям Базарова: « - В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. - Всё? -Всё. Как? Не только искусство, поэзию…но и…страшно вымолвить… - Всё, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров» Нельзя, конечно, утверждать, что Базаров здесь совершенно искренен, так как виновником резкости его суждений является отчасти и его противник, Павел Петрович, провоцирующий собеседника. Но, даже учитывая всё это, отметим: во-первых, полное отрицание авторитетов. Получается, нужно забыть великую историю великой страны. Но на пустом месте ничего не построишь! Во-вторых, нельзя забывать о душе человека. Нигилисты полностью исключали сферу искусства, а ведь искусство во многом формирует нашу нравственность и духовность. В-третьих, как бы Базаров ни противился любви, это чувство захватило его, и Он, Базаров (!) оказался во власти любви и, более того, несостоятелен в поединке с любовью. Разве может быть за таким человеком будущее? Вопрос к залу Вы сейчас выслушали разные мнения об образе Базарова и о том, есть ли будущее у героя. Чье мнение вам ближе и почему? Ответы из зала - Можно разделить некоторые позиции нигилистов, назвать верными, но некоторые их мысли действительно заставляют усомниться в правильности их теории. Ведь человек – существо гармоничное, и, по моему мнению, можно сочетать увлечение науками с увлечением искусством. - Мне кажется, что появление нигилизма в России было вполне закономерным, ведь не следует забывать, что в шестидесятые годы Россия находилась в состоянии глубокого сна, из которого ее мог вывести только деятельный человек, а именно такими людьми и были нигилисты. Второй выступающий (команда утверждения) С нашей точки зрения, люди, подобные Базарову, просто необходимы России, особенно в переломные годы, какими и являются конец 50-х – начало 60-х годов XIX века. Обратимся к биографии Базарова. Евгений – сын уездного лекаря, всего в жизни своей добившийся сам. Разве не заслуживает такой человек уважения? От его хладнокровия и спокойствия веет необыкновенной душевной силой. Это новый человек, не аристократ, который боится запачкать свои руки, а человек, способный потрудиться на благо общества. «Позвольте, Павел Петрович, Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза для общественного блага?» - резонно замечает Базаров. Для него ценен лишь тот человек, который приносит народу пользу. Нигилисты – штучный товар, они не терпят обобщений: «Для нашей терпкой бобыльей жизни ты не годишься», - говорит Базаров Аркадию. Может быть, поэтому Базаров и одинок? Базаров понимает народ, видит все его недостатки: темноту, суеверие, но при этом народ тянется к нему. Вот и получается, что будущее народа в руках у Базарова, а не у тех, у кого на столе серебряная пепельница в виде лаптя. Заранее предугадывая заявление о черствости Базарова, отметим, что он способен на сильное чувство, на любовь. А человек, способный любить, способен и созидать, творить, способен мир перевернуть. Евгений Базаров – новый тип человека, необходимый России для дальнейшего развития. Оппонент второй (отрицающая сторона) Конечно, Базаров – личность выдающаяся, но разве не глубоко заблуждающаяся? Его стремление к естественным наукам похвально, но как при этом он относится к природе? «И природа пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь, природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - довольно цинично заявляет он. Вспомним теперь об отношении Базарова к искусству. В одном из разговоров с Аркадием он просит заменить томик стихов Пушкина на книгу немецкого врача, естествоиспытателя и философа Бюхнера. Но почему нельзя совместить науку и искусство? Вы говорили о том, что, подвергшись испытанию любовью, Базаров смог бы созидать и творить. Но вспомним слова самого героя, что нужно сначала место расчистить, а строить другие будут. У Базарова есть взгляды, но они хрустят под напором жизни, и Базаров не выдерживает этой жизни. Не способен этот человек к созиданию, творчеству, скорее, он разрушитель. Что может дать России человек, обладающий такой разрушительной силой? Новые бедствия, новые испытания, появление новых Базаровых, новых разрушителей. С чьим мнением может согласиться и может поспорить зал? Ответы из зала - Мне кажется, однозначно оценивать героев мы не можем. Хорош Базаров? Да, хорош, потому что не хочет мириться с невежеством, стремится к процветанию России, у него высокие жизненные цели. Плох Базаров? Да, плох, он посягает на вечные ценности – красоту, религию, любовь. Я считаю, что накануне отмены крепостного права такие люди, как Базаров, нужны России. - Я считаю, что Базаров – герой своего времени, как человек труда он нужен России, как нигилист – опасен, потому что нигилизм – путь к катастрофе, в чём мы смогли убедиться на протяжении всей истории России. Интересный факт, о котором пишет известный литературовед Ю.М.Лотман: все в России считают, что нигилизм пришёл с запада, на западе люди уверены в том, что нигилизм – сугубо российская ментальность. - Нигилизм по своей нравственной сути опасное явление. От нигилизма можно прийти к сверхчеловеку Ницше (за Базаровым в этой цепочке последует Раскольников), а дальше – тоталитарные режимы XX столетия. Базаров - сверхчеловек может быть опасен. Может быть, Базаровы и нужны России на переломном моменте жизни России, но они всё-таки опасны своей прямолинейностью. Третий выступающий (утверждающая сторона) Перед тем как подвести итоги, хочется обратиться к продолжателям идеи Базарова. Вспомним Аркадия, молодого человека, восхищающегося Евгением. Аркадий тонко чувствует красоту природы, именно его глазами мы смотрим на пейзаж в начале романа, способен любить, ценит искусство, одновременно он ценит человеческую личность, увлекается наукой. То есть благодаря Евгению Аркадия можно назвать новым современным человеком. По нашему мнению, если Базаров помог хотя бы одному человеку найти свою дорогу, то он нужен России. Теперь подведем итоги. Во-первых, Евгений Базаров – молодой ученый, а России необходимо было движение вперёд особенно на описываемом в романе этапе жизни героев. Во-вторых, он в первую очередь расценивал личность человека с точки зрения его полезности обществу, что было актуальным в шестидесятые годы XIX века. В-третьих, он помог Аркадию найти свой путь в жизни. Таким образом, мы доказали, что такой человек нужен России. Оппонент третий (отрицающая сторона) Мы тоже обратимся к «ученикам» Базарова и вспомним о Ситникове и Кукшиной. Эти люди «нахватались» верхушек теории, сами не понимают, чем занимаются. Ситников, которого Тургенев сравнивает с птицей, глуп, перескакивает с одной мысли на другую, не задерживаясь ни на чем. Кукшина – несчастная женщина, которую покинул муж, и она еще и хвалится этим. А как относится к ним сам Базаров? Он сам их не любит, но, по его словам, «не боги горшки обжигают». Литературовед Ю.В.Лебедев так охарактеризовал этих героев: «Образам этих людей выпадает задача быть пародией некоторых черт, присущих нигилизму». Мы пойдем еще дальше и скажем, что они – жестокая пародия на нигилизм. Что получается в целом? Базаров не понимает истинной России, с ее исконной верой в духовность. Он способен только разрушать, ничего не созидая. Получается, что появление таких людей гибельно для России. Ведущий Подводя итоги, хотелось бы ещё раз вернуться к теме «Нужны ли такие люди, как Базаров, России?» Чтобы ответ на этот вопрос прозвучал корректно, посмотрим на него с позиции соотношения исторического и общечеловеческого аспектов. Нужны ли такие люди накануне отмены крепостного права в России? Да, нужны. Нужны ли такие люди, как Базаров, сейчас, всегда? Дадим слово самому герою: «Я нужен России? Нет, видно не нужен». Во время работы над романом Тургенев увлекается философией А.Шопенгауэра, который считал, что страдание и зло в мире неизбежны, а человечество обречено на вечные мучения. Идея Шопенгауэра состояла в том, что в основе всего лежит слепая стихийная сила - Мировая Воля. Она руководит всем бытием. Базаров решил выступить против силы, которая предопределяет судьбу родины и мира. Это роман об обретении истины, смысла жизни. Стадия размышления (рефлексии) Целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»). Коллективное создание синквейна, самостоятельное сочинение даймонда. Синквейн рассматривается как прием интерпретации текста. Примеры синквейнов, созданных учениками: Нигилизм несогласный, одинокий, работает, спорит, отрекается, «От копеечной свечи вся Москва сгорела» - Тупик. Нигилизм Несогласный, воинственный, Работать, спорить, отрекаться, Это явление переходной эпохи – Болезнь. Пример даймонда, созданного учениками: Нигилизм Отрицающий, разрушающий, Отстаивает, противоречит, не принимает, Отрицание ценностей, но труд ценность! Учит, отстаивает, развивает, Разумный, целеустремленный – Благо. Дебаты могут применяться на уроках в учебном процессе на итоговых занятиях, уроках контроля знаний, обобщения; при закреплении учебного материала, при активизации познавательной деятельности учащихся как экспресс-дебаты (этап урока), на элективных и факультативных курсах в 9 – 11 классах. Такая работа на уроке стимулирует интерес к художественному произведению, способствует развитию внимания учеников к слову, развитию креативных способностей школьников. |