Главная страница
Навигация по странице:

  • Цветущий квартал вместо ангаров.

  • Список использованной литературы

  • эссе. Анализ реструктуризации и перепрофилирования устаревших промышленных территорий в креативные общественные пространства


    Скачать 85 Kb.
    НазваниеАнализ реструктуризации и перепрофилирования устаревших промышленных территорий в креативные общественные пространства
    Дата02.05.2023
    Размер85 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаEsse.doc
    ТипАнализ
    #1102950

    Анализ реструктуризации и перепрофилирования устаревших промышленных территорий в креативные общественные пространства
    Концепция деиндустриализации крупных городов получила в последнее десятилетие довольно широкое распространение. В десятках городов Европы вследствие сокращения производственных мощностей и их перевода в страны с более дешевой рабочей силой возникла проблема «серых поясов» из неиспользуемых промышленных зданий, складских помещений и сопутствующей инфраструктуры.

    Целью исследования является исследование и анализ реструктуризации и перепрофилирования устаревших промышленных территорий в креативные общественные пространства.

    Для постиндустриальной эпохи характерно инновационное высокоэффективное производство, преобладание которого неизбежно связано с развитием экономики старого производства, что наблюдается на скором развитии предприятий в городах и (или) высвобождении таких предприятий за пределами городов [1]. Это неизбежно приведет к тому, что в медицинских центрах городов неиспользуемые градостроительные резервы. Наличие таких крупных городов создает определенные проблемы, связанные с деятельностью городов.

    В научной литературе проблема реконструкции городских промзон рассматривалась учеными в основном с точки зрения архитектуры и строительства (Седин В.Л., Кравчуновская Т.С., Ковалев В.В., Броневицкий С.П. и др.), экономическому аспекту - уделялось меньше внимания. 

    Зарубежные ученые Пасер Р., Арунинта А., Ха С., Дардья М., Дэвис Т., Марголис К. исследовали понятие «редевелопмент» достаточно широко, как теоретически, так и на примере конкретных городов. За последнее десятилетие стало широко известно о деиндустриализации крупных городов. 

    В результате сокращения производства, масштабной деградации промышленных территорий с неиспользуемыми зданиями, складами и сопутствующей инфраструктурой. Пространственная структура таких зон требует последовательного преобразования на основе многоцелевого анализа. В этом отношении, необходима работа по реконцепции промышленных зон, их адаптации к современным условиям города и устойчивого развития. Разработка является хорошей практикой во всем мире [8].

    Развитие имеет многогранный эффект: улучшение архитектурно-планировочного развития города, появление новых земельных ресурсов, недвижимости, рабочих мест, преобразование и развитие транспортной сети, сокращение маятниковой миграции, решение экологических проблем и, конечно же, привлечение большого количества туристы.

    Характеристика теории потребления должна начинаться с основ. Основным допущением в этой концепции является принцип удовлетворения потребностей. 

    Он заключается в том, что агент, то есть субъект процедуры потребления, стремится удовлетворить собственные потребности материального и нематериального характера. По сути, процесс получения желаемых благ является основным смыслом экономической деятельности. 

    Чем лучше субъект преуспевает, тем больше выгода. В свою очередь само понятие выгоды (полезности) играет особую роль в экономике. Это необходимое условие приобретения меновой стоимости, т. е. стоимости. Чем ценнее товар, тем больше будут удовлетворены потребности конкретного человека [5].

    Вторым фундаментальным элементом теории потребления является предпочтение. Субъекты сферы потребления имеют личные предпочтения и желания, соответствующие их характеру и личностным особенностям. Все они отличаются друг от друга. Сами предпочтения включены в специальную иерархию. Это говорит о том, что экономические агенты ставят одни блага выше других, то есть придают им повышенную или пониженную полезность. Та же схема применима к комбинациям преимуществ, то есть к группам предпочтений [5]

    При исследовании мы используем методы микроэкономики, где необходимо:

    • использовать марксистскую теорию потребления для обобщения опыта практики потребления;

    • выяснить место и функции потребления в общественном воспроизводстве;

    • повысить сознание людей, чтобы знать и использовать механизм и правила потребления;

    • поставить понимание потребления на систематическую, теоретическую и научную основу;

    • изучать и заимствовать общую доктрину потребления в стране и за границей;

    • лучше освоить и применять правила потребления;

    • обеспечить научное обоснование стратегических целей развития народного хозяйства и плана потребления, принципов и мероприятий по реализации этих целей;

    • предложить научные основы рационализации производственной и продуктовой структуры народного хозяйства;

    • развивать таланты;

    • подтолкнуть развитие производительности общества потребления и развитие социальной цивилизации.

    В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования городской среды. К ним можно отнести и джентрификацию (приток капиталовложений в уже существующие объекты недвижимости пониженной ценности), и редевелопмент (реконструкция отдельных объектов недвижимости, групп зданий, районов или целых населенных пунктов с целью более эффективного их использования) с целью создания так называемых «творческих» (креативных) кластеров.

    Креативные общественные пространства могут стать «точками притяжения» для горожан, где можно проводить время вне дома, а разнообразие типов общественных пространств и представленных функций сделает города более привлекательными не только для жителей, но и гостей города. Чтобы мое креативное пространство соответствовало этому, мне потребовалось понять современные тенденции в формировании креативных пространств в зарубежной и отечественной практике.

    Опыт формирования креативных пространств в мире

    1. Korjaamo, г. Хельсинки Многофункциональная арт-площадка Korjaamo в Хельсинки, основанная в 2004 году, располагается в бывших ремонтных гаражах трамвайного депо недалеко от центра города. Фабрика культуры – это целый комплекс, состоящий из галереи, театральных и концертных залов, книжных и дизайнерских магазинов, кафе-бара и музея трамваев. Знаменита Korjaamo в первую очередь проведением ежегодного международного театрального фестиваля Stage.

    Melkweg, г. Амстердам Знаменитый и весьма популярный в Амстердаме клуб «Melkweg» расположен на канале Lijnbaansgracht, в окрестности от Leidseplein – центральной многолюдной площади загадочной ночной жизни столицы Голландии. Заведение разместилось в здании бывшего молочного завода. В комплекс входят четыре концертных зала, которые ежегодно принимают множество выдающихся и легендарных музыкантов со всего мира. На территории культурного центра имеется кинотеатр, стильный и уютный ресторан и помещение для организации и проведения выставок произведений искусства [3].

    59 Rivoli, г. Париж Арт-центр находится в самом центре Парижа в бывшем здании банка. Сейчас в арт-центре располагаются ателье художников и выставочные пространства. Зайти сюда можно бесплатно или за добровольное пожертвование. В Rivoli,59 можно встретить современных художников, понаблюдать за их работой и даже приобрести произведение современного искусства

    Таким образом, в мировой практике наблюдается следующие тенденции формирования креативных кластеров:

    Размещение их в бывших промышленных объектах. Это связано с потребностями аудитории креативного кластера: сохранением духа и истории места, необходимой планировочной гибкостью и адаптивностью индустриальных зданий, эстетикой их пространства, а также пониженной стоимостью арендуемых площадей на таких объектах;

    • Переход от разрозненных публичных пространств к единой системе;

    • Разнообразие креативных территорий в разных городах;

    • Насыщение места яркими объектами, выявляющими специфику места;

    • «Экологически-дружелюбное» место.

    В городском развитии современной России кластерный подход к развитию территории находит своё воплощение, прежде всего, в крупных городах – Москве и Санкт-Петербурге.

    Таким образом, были созданы инновационные, пищевые, машиностроительные, научные кластеры. Однако в современных условиях кластерная политика может быть применена и к новым сферам активности людей, что, в свою очередь, приведёт к возникновению новых типов городских пространств как основы устойчивого развития городской территории.

    Объекты в РФ:

    Хлебозавод 9, г. Москва Креативное пространство на месте бывшего хлебозавода. На территории расположены шоурумы российских брендов, кафе разных кухонь мира, образовательные проекты, офисы креативных компаний и площадки для мероприятий. Здесь можно отдохнуть среди аутентичной авангардной архитектуры, встретиться с друзьями за чашкой кофе, заняться спортом, посетить городской фестиваль или походить по магазинам

    ARTPLAY, г. Москва Центр дизайна ARTPLAY известен как первый творческий кластер Москвы. История ARTPLAY началась в 2003 году, а в 2008 ARTPLAY переехал на территорию бывшей промзоны в районе Курского вокзала и сейчас занимает целый квартал общей площадью в 75 000 кв.м., являясь важной частью современного культурного ландшафта столицы. Сейчас здесь работают специалисты из разных творческих областей, проводятся различных выставки, образовательные события. Здесь можно купить дизайнерские изделия, картины, одежду и многое другое.

    Севкабель Порт, г. Санкт-Петербург Креативное пространство, на месте которого раньше был знаменитый на всю Россию кабельный завод: сперва мануфактура торгового дома Siemens&Halske, основанная в 1879 году, после национализации 1918 года – “Северный кабельный завод”, а затем – “Севкабель”. Инфраструктура Севкабель Порта продумана для людей любого возраста. Здесь множество точек общественного питания, модных магазинов, детская площадка и студии современного искусства. А главная точка притяжения, набережная с прекрасным и до сих пор недоступным видом на большую воду, мост ЗСД и Морской вокзал, быстро стала одним из самых любимых мест отдыха для жителей и гостей Петербурга.

    «Бертгольд-центр», г. Санкт-Петербург «Бертгольд-центр» находится в зданиях бывшей словолитни имени Германа Бертгольда - фабрики по созданию типографских шрифтов для ручного набора. Открылось это пространство в сентябре 2016 года на Гражданской улице, в полукилометре от Сенной площади - с этого момента 6 тысяч квадратных метров постепенно заполняются магазинами, кафе, барами, студиями и творческими площадками. Команда Бертгольд Центра создаёт максимально комфортную инфраструктуру для своих резидентов и разноплановое место для жителей и гостей города, а также реализует идеи организаторов событий и городских активистов. Синергия трёх составляющих вкупе с современным дизайном делает Бертгольд Центр интересным местом для посещения.

    Пример.

    На участие в программе Rurban Creative Lab по созданию креативных кластеров (совместный проект Агентства стратегических инициатив и ДОМ.РФ) поступило 3339 заявок из 81 региона. Цель проекта - разработать и запустить механизмы преобразования не участвующих в хозяйственном обороте площадок в локации, где сформируются сообщества творчески-ориентированных предпринимателей.

    Сегодня в 55 регионах свыше 32 тысяч гектаров промышленных территорий выключены из городской экономики. Там нет людей, нет производств. Как правило, эти локации находятся в центре города, либо в очень удобной доступности. Они могут быть комплексно освоены.

    Цветущий квартал вместо ангаров. Еще одна точка на карте Москвы, ожидающая редевелопмента, — промзона Грайвороново . Он занимает 360 га между Рязанским проспектом, грузовыми железнодорожными путями и путями МЦК. Зона разделена на пять проектов редевелопмента, в том числе несколько жилых комплексов с коммунальными услугами и торговыми объектами.

    Часть бывшей промзоны превращена в парк с вишневым и яблоневым садами на 7,5 га, а жилой район окружают березы, ясени, сосны и ели. В парке есть амфитеатр и зона для массовых мероприятий, велосипедные дорожки, площадка для настольного тенниса, набережная с беседкой и зона отдыха со скамейками.

    Сейчас крупные креативные кластеры работают в 28 городах России, занимая 1,65 млн кв. м. Более половины (59%) таких пространств сосредоточено в Москве, 17% в Санкт-Петербурге.

    Таким образом, изучив опыт формирования креативных пространств в России, можно выделить следующие тенденции:

    • Размещены на месте промышленных зон, с сохранением исторического прошлого;

    • Объединяют творческих людей различных профессий;

    • Они являются центром притяжения разных слоев населения, преимущественно молодежи;

    • Это отличные места для досуга и самовыражения;

    • Здесь наблюдается большое количество кафе, магазинов, студий.

    В последнее десятилетие в отношении городского развития всё чаще употребляют словосочетания «творческие индустрии» (creative industries), «творческие кластеры» (creative cluster), «возрождение посредством культуры» (culture-led regeneration), вытекающие из общей концепции «креативного города» или «креативного квартала» (creative city) английского социолога Чарльза Лэндри, понимавшего под последним «объединение творческих сил отдельных людей и сообществ для формирования экономически и социально благополучной городской среды. В компетенцию творчества, культуры, искусства включаются социальные проблемы, ещё недавно далёкие от этих сфер: безопасность жизни, экология, социальное неравенство, миграция и адаптация национальных меньшинств»

    Главной чертой творческих кластеров является общая атмосфера творчества и бизнеса, способствующая производству творческого продукта»

    При этом творческий кластер вписывается в общую тенденцию переноса производств за черту города, занимая пустующие помещения [4].

    Типичная структура современного «креативного пространства» в Москве и Санкт-Петербурге выглядит следующим образом:

    • выставочный зал (галерея) для проведения художественных мероприятий или акций, а также лекций и кинопоказов;

    • мастерские художников, дизайнеров, программистов, где проводятся мастер-классы;

    • офисы «креативных» малых предприятий:

    • рекламные агентства, редакции журналов и теле-, радиостанций, консалтинговые фирмы; книжный магазин, магазины сувенирной продукции;

    • коворкинг-центр (от англ. co-working – совместно работающие) для труда и взаимодействия специалистов-фрилансеров.

    Тем самым становится возможным упомянутое выше «возрождение посредством культуры» (culture-led regeneration), находящее выражение в арт-конверсии бывших промышленных объектов и джентрификации территорий внутри города.

    Пустующие здания фабрик, газгольдеров, трамвайных депо постепенно превращаются в объекты приложения творческих усилий молодых художников, актёров, писателей. Таким образом, непривлекательные городские территории становятся объектом интереса со стороны молодёжи, инвесторов, малого и среднего бизнеса, превращаясь в творческие кластеры городского развития [3].

    Похожие примеры «джентрификации через культуру» можно «обнаружить во многих городах во всем мире, и подобные начинания нельзя не признать эффективными, поскольку они становятся центрами притяжения для проектов дальнейшего развития, создавая месту позитивный, хорошо узнаваемый имидж, что привлекает инвесторов и нужный слой потенциальных клиентов»

    Таким образом, творческие кластеры помогают в освоении заброшенных промышленных предприятий и пространств, формируя «бренд» города.

    При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что «сегодня редевелопмент промзон в центре Петербурга становится экономически целесообразным, и способным по доходности конкурировать с новыми объектами строительства. Особенно это касается наиболее привлекательных локаций, где практически отсутствуют свободные земельные пятна. Креативная составляющая в подобных проектах имеет огромный потенциал для Петербурга и гармонично вписывается в общую концепцию города как культурной, молодежной столицы».

    По итогам проведенного нами исследования «Изучение субкультурной активности молодёжи г. Санкт-Петербурга в контексте развития творческих индустрий» были выявлены (на основании экспертного инвестиционного анализа объектов) и классифицированы наиболее перспективные с точки зрения развития творческих индустрий объекты:

    Завод «Красный треугольник»;

    Заброшенные цеха ЛМЗ им. К. Либкнехта (минный завод Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов, основанный в 1910 г., был национализирован в 1918 г. и законсервирован)

    В 1921 г. стал называться механическим заводом им. Карла Либкнехта. В 1927 г. на его базе был восстановлен Государственный механический завод им. Карла Либкнехта Ленинградского машиностроительного треста); Кожевенный завод имени А.Н. Радищева (заброшенные помещения кожевенного завода в достаточно старом здании.

    Четыре этажа, пустующие помещения цехов, мастерские, химлаборатория);

    «Ленполиграфмаш» – производственное объединение полиграфического машиностроения (вследствие сокращения объемов производства возможна организация креативного пространства с учетом специфики места и с сохранением особенностей оформления завода).

    Холмистое парковое пространство является продолжением бульварного озеленения, которое протянется на 860 метров. В прошлом году вдоль бульвара было высажено более 200 деревьев и 12,5 тысяч кустарников. Весной и летом посетители могут любоваться декоративными вишневыми и каштановыми деревьями, а осенью и зимой сосны и ели усиливают очарование бульвара.

    Другие строительные объекты в этой бывшей промышленной зоне включают детские сады, школы, поликлиники, подземный паркинг, многоуровневые гаражи и многоцелевые центры с магазинами, офисами, торговыми объектами и спортивными залами.

    Помимо этого выявлено и каталогизировано еще 46 объектов различной степени привлекательности для потенциальных инвесторов, из которых Комитет по инвестициям и стратегическим проектам уже выбрал несколько вариантов (например, помещения следственного изолятора «Кресты»).

    Так называемые «творческие кластеры» в отдельных территориях, отданные на откуп активной молодёжи, способны аккумулировать значительные инвестиции в развитие депрессивных и неблагополучных территорий, способствуя их развитию и обогащению социокультурной среды.

    Схема социально-экономического развития отдельной территории будет включать в себя следующие этапы:

    1. Выявление потребностей молодёжи в сфере социокультурного развития и самовыражения [5].

    2. Развитие творческого кластера в рамках территории, поощрение деловой инициативы со стороны местного населения.

    3. Развитие вокруг творческих пространств сферы услуг.

    4. Регулярное проведение творческих конкурсов, праздников, мероприятий, способствующих формированию благоприятного имиджа (один из ярких примеров – проведение международного артфорума «Петербургские граффити – 2011»).

    5. Использование информации о творческом кластере территории в презентационных мероприятиях на деловых встречах и при формировании инфраструктуры деловых контактов на территории региона.

    6. Привлечение инвесторов для развития средней и крупной промышленности на территории.

    Тем самым будет создана основа не только для развития малого и среднего предпринимательства, но и молодёжной политики, а также повышения уровня безопасности общественных отношений.

    Самый важный вопрос в создании креативного кластера — правильный выбор локации. Для размещения креативной площадки подойдут бывшие объекты соцкультбыта или иная подходящая недвижимость с утраченной функцией в центре. При выборе оптимальной локации для объекта, необходимо учесть следующие критерии:

    1. Местоположение объекта;

    2. Владелец объекта;

    3. Бывшее назначение объекта;

    4. Площадь объекта;

    5. Близость к общественным местам;

    6. Обеспечение доступной транспортной инфраструктурой;

    7. Отсутствие непосредственной близости жилой застройки как серьезного ограничивающего фактора для проведения массовых мероприятий [7].

    Посредством прояснения механизма потребления и принципов его движения «Потребление и управление» пытается:

    • путем исследования внутренней связи между потреблением, производством, распределением, обменом и потреблением потребителями, обсудить природу потребления и черты социализма с китайской спецификой в ​​условиях рыночной экономики, а также его положение и функции в циклическом национальном экономическое развитие;

    • через внутренние связи и взаимодействия потребления и экономического развития, обсудить решающую функцию потребления в содействии экономическому росту, а также внутреннюю связь между потреблением и перестройкой структуры промышленности;

    • путем исследования внутренних связей и взаимодействий между потребностями потребления, структурой потребления, структурой потребления и уровнем потребления, обсудить движение, общий принцип и стандарт оценки эффекта потребления;

    • путем исследования взаимодействий между потребностями потребления, структурой потребления, структурой потребления, уровнем потребления и их изменяющимися тенденциями с надстройкой, для обсуждения условий и направления национальных стратегий развития, принципов, политики, планов и правил потребления;

    • через сравнительные исследования теории и практики потребления Китая и зарубежных стран, использовать опыт отечественных и зарубежных новых исследований потребления и обсуждать общий режим и правила движения потребления;

    • путем исследования потребительской активности и принципов цепочки потребления, обсудить психологию потребления, потребительское поведение потребителей и их семей и их влияние на социально-экономическую основу и надстройку;

    • через исследование отношений и закономерностей между потреблением и природой, научное исследование и производство, потребление, распределение, обмен, процесс потребительского потребления.


    Список использованной литературы


    1. Афанасьев К. С. Редевелопмент промышленных территорий и проблема развития «креативных кварталов» // Царскосельские чтения. 2013. №XVII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/redevelopment-promyshlennyh-territoriy-i-problema-razvitiya-kreativnyh-kvartalov (дата обращения: 29.04.2023).

    2. Журавлева Т. «Практическое руководство по созданию креативного кластера»/Татьяна Журавлева, Илья Токарев – Ян Ярмощук нон-фикшн, 2019 – 112 с. (дата обращения 10.11.23)

    3. Микроэкономика : учебник для бакалавров / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 543 с

    4. Микроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. А.Л. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 353 с

    5. Мор В.К «Современные тенденции и опыт создания эффективной системы общественных пространств города» [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-i-opyt-sozdaniyaeffektivnoy-sistemy-obschestvennyh-prostranstv-goroda/viewer (дата обращения: 27.10.23)

    6. Проектное исследование. Креативное пространство - вторая жизнь заброшенной территории Режим доступа: https://olymp.hse.ru/mirror/pubs/share/624053108


    написать администратору сайта