Главная страница

Доклад «Использование звукоусиливающей аппаратуры на уроках в школах для детей с нарушениями слуха». Использование звукоусиливающей аппаратуры. Использование звукоусиливающей аппаратуры на уроках в школах для детей с нарушениями слуха


Скачать 101 Kb.
НазваниеИспользование звукоусиливающей аппаратуры на уроках в школах для детей с нарушениями слуха
АнкорДоклад «Использование звукоусиливающей аппаратуры на уроках в школах для детей с нарушениями слуха
Дата10.08.2022
Размер101 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИспользование звукоусиливающей аппаратуры.doc
ТипУрок
#643710




Тема:

«Использование звукоусиливающей аппаратуры

на уроках в школах для детей с нарушениями слуха»

Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии.

Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигательного. Слуховой анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений (И.М.Сеченов). У большинства людей, вследствие условий воспитания их чувств, слуховые ощущения несравненно сильнее зрительных.

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Еще слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.

Дети с нарушенным слухом после рождения постоянно находятся в условиях слуховой депривации. Отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их устной речи. Главные трудности детей с нарушенным слухом - это усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Глухие и слабослышащие дети поступают в специальные (коррекционные) учреждения, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является развитие слухового восприятия, и, на этой базе, формирование речи. Раннее выявление снижения слуха и обеспечение качественной звукоусиливающей аппаратурой в первые два года жизни способствуют более успешному формированию слухоречевых ассоциаций. В том случае, если сензитивный период развития речи  закончился, а речь не начала формироваться, даже если ребёнок будет успешно слухопротезирован, вторичной задержки речевого и интеллектуального развития избежать не удастся.

По данным Л.В. Неймана в зависимости от средней потери слуха в области речевого диапазона частот выделяют 3 степени тугоухости:

1 степень – снижение слуха не превышает 50 дБ;

  • 2 степень – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

  • 3 степень – потеря слуха от 70 до 85 дБ.

При первой степени тугоухости для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 метров, шепот около уха.

При второй степени тугоухости речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метра, шепот не воспринимается.

При третьей степени общение нарушается, так как речь разговорной громкости не всегда разборчиво даже у уха.

Первые попытки применения различных устройств для усиления звука относятся к глубокой древности, когда человек стремился компенсировать недостаток слуха естественными резонаторами слуха (морскими раковинами, рогами животных), действие которых основано на принципе собирания звуковой энергии с большой площади, ее концентрации и проведения к барабанной перепонке и костному скелету черепа.

В 1551 г. итальянский философ Дж.Кардано (Кардано Джероламо – итальянский математик, философ и врач) изложил теорию о возможности обучения глухонемых речи при помощи металлического котла, в который говорили как в рупор, а ученики прикладывали к нему деревянные или железные палочки, таким образом используя их в качестве устройства для костного звукопроведения за счет вибрации.

В XVII веке Кирхнер описал слуховой прибор, состоящий из воронки и изогнутой трубки, которую вставляли в наружный слуховой проход. В этом же веке были предложены слуховые трубки в виде охотничьих рожков, эффект которых был основан на концентрации рассеянной акустической энергии и подведения ее к слуховому проходу.

Для усиления звука в начале XX века предлагалось использовать фонограф – его укрепляли на лбу неслышащего. Нижний конец трубки фонографа, закрытый мембраной, имел в центре овальное отверстие, которое во время речи передавало колебания костям черепа. Однако эффект от использования этих акустических устройств был весьма ограничен.

Александр Грехем Белл изготовил ряд устройств, благодаря которым возникла телефонная связь, которая имела огромное значение на пути создания электрического слухового аппарата. Появление усилителя электрических колебаний – электронной лампы (1910-1920 г.г.) стало еще одной предпосылкой изобретения слуховых аппаратов (СА).

В 30-х г.г. XX века были созданы первые усилители звуков, удовлетворяющие основные запросы слабослышащих. Однако у них были серьезные недостатки - громоздкость и большие затраты электрической энергии.

В середине XX века известной шведской фирмой «Камплекс» было разработано устройство «Искусственное ухо», предназначенное для восприятия речи с помощью осязания.

Первый электрический слуховой аппарат в 1900 году описал Ф. Алт – ассистент профессора А.Политцера (г.Вена). Данный слуховой аппарат (СА) состоял из угольного микрофона, магнитофонного наушника и батареи. В 1922 г. Большой телефонный наушник аппарата Белла был модернизирован на миниатюрный воздушный телефон, который вкладывался в наружный слуховой проход.

Начиная с 1923 г., когда был внедрен первый костный вибратор, электрические СА стали применять при кондуктивной тугоухости. В дальнейшем в схему СА включили регулятор громкости.

В 30-е г.г. удалось построить первые усилители звуков, удовлетворяющие запросы слабослышащих. В 1950-1960 г.г., после создания полупроводниковых приборов современной микроэлектроники, стали изготавливать небольшие слуховые протезы. Они обладали высокими электроакустическими характеристиками, хорошими косметологическими свойствами – небольшими размерами, оригинальным внешним оформлением.

В СССР производство СА было освоено в начале 40-х г.г. на Московском протезном заводе. В 1932 г. была создана специальная лаборатория в Центральном институте труда инвалидов. В 1938 г. начался серийный выпуск микротелефонных слуховых аппаратов типа СА-35. Дальнейшее совершенствование привело к выпуску слуховых аппаратов типа СА-38 и СА-39. Но эти приборы имели значительные недостатки: узкую полосу пропускаемых частот, малую чувствительность, нестабильность, нечеткость передачи речи и др.

Использование высококачественной магнитной стали и электроугольных деталей позволило создать более чувствительные и мощные микротелефонные аппараты типа МСА. На основе эксплуатации СА была сконструирована новая модель – «Звук». Она имела удовлетворительные акустические характеристики, обеспечивала большое усиление звука, выходной уровень 130 дБ, что давало возможность протезировать людей с потерей слуха 80 дБ. Недостатком было то, что тяжелые и громоздкие батареи питания приходилось носить отдельно от прибора в сумке или кармане.

Модель «Звук» была модернизирована в модель «Слух», источники питания которой были размещены уже в футляре прибора. С появлением полупроводников началось производство аппаратов типа «Кристалл», «Слуховые очки» и др.

В 1964 г. был организован первый в нашей стране пункт слухового протезирования детей.

В последние десятилетия слухопротезная техника интенсивно развивается. Изменился не только внешний вид, но и функциональные возможности.

Можно выделить следующие вехи в развитии технологии производства СА:

  • 1650 г. – первое механико-акустическое устройство – слуховая трубка;

  • 1869 г. – электроакустический слуховой аппарат;

  • 1900 г. – костный слуховой аппарат;

  • 50-е г.г. XX в. – заушный слуховой аппарат на транзисторах;

  • 60-е г.г. – внутриушной аппарат;

  • 80-е г.г. – аппарат с цифровым программированием;

  • 90-е г.г. XX в. – аппарат с цифровым процессором обработки речи.

Практический опыт и специальные исследования свидетельствуют о положительной роли использования звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА) различного рода в учебном и воспитательном процессах. Использование звукоусиливающей аппаратуры является одним из условий эффективной работы по развитию слухового восприятия в дошкольных и школьных учреждениях.  

При использовании ЗУА в учебном процессе для учителя важным является:

  • использовать ЗУА различного значения;

  • осуществлять смену одного типа аппарата на другой;

  • учитывать время использования;

  • соблюдать правила использования и т.д.

Рассматривая вопрос использования ЗУА различного назначения, следует отметить, что большинство работ, и в частности Е.П. Кузьмичевой (1976), В.П, Тимохина посвящено проблеме использования этой аппаратуры для восприятия устной речи на слух. В монографиях ученых-сурдопедагогов – В.И. Бельтюкова (1960, 1977), Р.М. Боскис (1961), Л.В. Неймана (1961), Ф.Ф. Рау (1963, 1975) и др. раскрываются различные аспекты использования ЗУА в учебном и воспитательном процессах коррекционных школ 

Немало наблюдений убедительно показывают, что при использовании ЗУА индивидуального пользования (например, слуховых аппаратов) у человека постепенно улучшается как восприятие речи окружающих, так и разборчивость собственной речи. В результате неслышащий ребёнок включается в общественную жизнь, которой он почти лишен без использования аппарата.

Традиционно принято выделять звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. В настоящее время существуют следующие виды звукоусиливающего оборудования коллективного пользования:

  • проводная аппаратура;  

  • беспроводная аппаратура, работающая на инфракрасном излучении;

  • беспроводная аппаратура, работающая на радиопринципе;

  • индукционная петля.

Проводная аппаратура включает пульт педагога, состоящий из современного усилителя, микрофона и электрического входа для подключения телевизора, магнитофона, проигрывателя, видеомагнитофона и т.д. Пульт педагога проводами соединен с индивидуальными пультами на столах детей, оснащенных головными телефонами и обратными микрофонами – микрофонами для каждого ребенка.

По мнению Н.Д.Шматко, современная проводная аппаратура коллективного пользования (как отечественная, так и зарубежная) позволяет подобрать для каждого ребенка оптимальный режим усиления за счет разнообразных изменений частотных и динамических характеристик звукового сигнала. Стационарное усиление (как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях) имеют более широкие возможности звукоусиления, в частности, более широкую, чем индивидуальные (СА) полосу пропускания частот (за счет как низких, так и высоких звуков). Проводная аппаратура может быть дополнена вибраторами, которые облегчат восприятие звуков детям с небольшими остатками слуха, а также способствует формированию ритмико-интонационной стороны речи

Однако при использовании проводной аппаратуры дети и педагог ограничены в движениях. В связи с этим возникают определенные трудности при проведении различных игр, выполнении коллективных работ (аппликации, рисование, конструирование, создание макетов и т.д.). Кроме того, ряд фронтальных занятий требует того, чтобы дети могли свободно передвигаться в пространстве (физкультурные, музыкальные занятие, занятия речевой ритмикой). При их проведении обычно используются индивидуальные слуховые аппараты. 

Помещения, в которых проводятся эти занятия для создания более оптимальных условий восприятия неречевых и речевых звуков оборудуются стационарной индукционной петлей, создающей внутри себя электромагнитное поле, преобразующееся в акустические сигналы в индивидуальных слуховых аппаратах. Это позволяет воспринимать звуки вне зависимости от удаленности их источника. Однако при этом интенсивность звукового сигнала падает примерно на 10 дБ, снижается разборчивость восприятия. Индивидуальные (СА) ребенка при использовании индукционной петли работают в режиме телефона (Т), и ребенок не слышит себя. Лишь некоторые (СА), в том числе и отечественные, могут работать в режиме микрофон-телефон (М-Т).

Аппаратура, работающая на инфракрасном излучении, предоставляет детям и педагогам возможность передвигаться по классу, при этом восприятие речи педагога осуществляется с одной интенсивностью вне зависимости от расстояния. Но это возможно лишь в том помещении, где установлен инфракрасный излучатель.

Использование аппаратуры, работающей на радиопринципе, позволяет преодолеть перечисленные выше недостатки. Радиосистема позволяет подключенному к ней с помощью радиоприемника ребенку в любом помещении или даже на улице слышать речь педагога. Приемники обладают специальной регулировкой усиления, что позволяет изменять его в зависимости от конкретных условий. Преимуществами радиосистем также являются возможность выделения голоса из окружающего шума и его избирательное усилие. Для каждой группы выбирается своя радиочастота (всего их может быть 28-40). Поэтому радиосистемы могут работать в соседних группах, в том числе расположенных друг над другом (в отличие от помещений, оборудованных индукционными петлями) 1.79.

При использовании громкоговорящей усиливающей аппаратуры помещение оборудуется громкоговорителями по системе, принятой при звукоусилении залов заседаний, концертных залов и пр. Опасность возникновения акустической обратной связи не позволяет в подобной системе получить значительное усиление.

Также при обучении детей с нарушенным слухом используется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования, котораяимеет ряд преимуществ:

  • многообразие параметров настройки, их компьютерный расчет в соответствии с аудиометрическими показаниями;

  • точная и гибкая подгонка в соответствии с объективным анализом и субъективными ощущениями человека;

  • в основу работы ЗУА положены новейшие принципы обработки звука: цифровая пространственная обработка, автоматическая многоканальная компрессия во всем динамическом диапазоне, адаптивные системы компрессии;

  • наличие имитирующих свойств ушной улитки, эффективных систем шумоподавления;

  • наличие в некоторых видах ЗУА нескольких программ прослушивания, предназначенных для различных звуковых ситуаций, что позволяет человеку хорошо разбирать речь в тихом окружении и комфортно чувствовать себя в шумной обстановке.

Существуют различные виды и разнообразные классификации звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования.

По месту ношения слуховые аппараты индивидуального пользования подразделяются на карманные, вмонтированные в очковую оправу, заушные и внутриушные. Их конструктивные особенности в принципиальном отношении не зависят от способа ношения и, как правило, одинаковы.    

Каждый слуховой аппарат индивидуального пользования имеет:

- микрофон, преобразующий акустический сигнал в электрический;

- усилитель электрического сигнала;         

- батарейки питания;

- элементы управления, настраиваемые пользователем;

-телефон, преобразующий электрический сигнал обратно в акустический.

Рассмотрим в отдельности каждый вид слухового аппарата индивидуального пользования:

1. Заушный слуховой аппарат - самый распространенный вид слуховых аппаратов, в котором все основные элементы - телефон, микрофон и усилитель –  находятся в корпусе, размещаемом за ухом пациента. Звук подается в слуховой проход через телефон, рожок слухового аппарата, звукопроводящую трубку и внутриушной вкладыш.

2. Внутриушной слуховой аппарат - в последнее время все большую популярность приобретает благодаря своим небольшим размерам и косметическим качествам.  

Существует два вида внутриушных слуховых аппаратов:

а) Индивидуальные слуховые аппараты, для которых на основе внутриушного слепка изготавливается индивидуальный корпус. В нем, как можно ближе к барабанной перепонке, встроен телефон. Микрофон располагается приблизительно на уровне середины ушной раковины. Усилитель и батарейка монтируются также в корпусе аппарата.

Эти аппараты, в свою очередь, подразделяются на четыре вида по месту расположения в органе слуха:

- внутриушные (занимают всю ушную раковину);

- канальные;

- аппараты малого канала;

-аппараты глубокого канала (располагаются наиболее близко к барабанной перепонке и извлекаются из уха с помощью небольшой антенны).

Индивидуальный внутриушной аппарат - наименьшая из существующих форм слуховых аппаратов. Вследствие этого они имеют ряд преимуществ:

  1. практически незаметны в ухе, что обеспечивает для человека большой комфорт при их ношении;

  2. задействовано все пространство слухового прохода для увеличения общего усиления системы «аппарат – слуховой проход»;

  3. обеспечивают хорошее усиление по сравнению с заушными аппаратами, так как дополнительное усиление слухового прохода прибавляется к усилению слухового аппарата.

  4. аппараты создают наиболее естественное звучание по сравнению с другими типами слуховых аппаратов.

б) Модульные слуховые аппараты представляют собой готовый модуль, который изготавливается серийно с уже собранным усилителем и встроенным телефоном и микрофоном. Модуль встраивается в индивидуально выполненный вкладыш. Модульные слуховые аппараты бывают двух видов: канальные и для малого канала.

Достоинством модульным слуховых аппаратов является:

  1. их серийное производство;

  2. обе составные части – модуль и вкладыш – легко отделяются друг от друга, значительно упрощая рабочие процессы, укорачивая время изготовления, обеспечивая пользователям более простой сервис.

Модульные аппараты надежны в производстве и эксплуатации.  

Необходимо отметить и некоторые проблемы, которые возникают при пользовании внутриушными слуховыми аппаратами. К ним относятся:

  • опасность возникновения обратной связи (свиста);

  • нередкие отказы телефона вследствие загрязнения серой;

  • недостаточное проветривание из-за недостаточных размеров аппарата;

  • необходимость частой замены батареек в связи с их малым размером.

Использование внутриушных аппаратов в работе с детьми имеет два ограничения: во-первых, они компенсируют потерю слуха лишь до 70-80дБ, т.е. легкую, среднюю и часть тяжелой тугоухости, а во-вторых – аппарат вмонтирован в ушной вкладыш, а ухо ребенка быстро растет, и практически через полгода или год требуется перемонтировать аппарат в новый вкладыш.

3. Карманный аппарат представляет собой усилитель с вмонтированным микрофоном и оснащен телефонами, которые с помощью ушных вкладышей (желательно индивидуальных) вставляются в уши ребенка.

Основным недостатком карманного аппарата является то, что, если микрофон значительно удален от рта – более чем на 7-10 см - или закрыт одеждой, ребенок плохо себя слышит.

Преимуществом же аппаратов данного типа является их относительно невысокая цена и возможность использования в качестве индивидуального тренажера. Педагог может взять его в руки и говорить прямо в микрофон, может поднести его к губам ребенка; ребенок слышит себя через микрофон, размещенный в коробке аппарата (можно работать над произносительной стороной речи), к аппарату может быть подключен костный телефон.




Определенный процент стойких нарушений слуха может быть улучшен при помощи операции и лекарственных средств. В подавляющем большинстве случаев (около 90% от общего количества страдающих тугоухостью, согласно данным ВОЗ - Всемирной Организации Здравоохранения) снижение слуха может быть компенсировано слухопротезированием. Поскольку снижение слуха неизбежно ограничивает возможность человека общаться, постепенно приводит к его социальной изоляции, потерям в межличностных и профессиональных отношениях, можно определить слухопротезирование как восстановление коммуникативной способности человека, страдающего нарушением слуха, с помощью слуховых аппаратов, правильно подобранных и настроенных специалистом-слухопротезистом в соответствии с индивидуальными особенностями потери слуха.

Слухопротезирование включает в себя:

  1. сбор анамнеза (истории болезни);

  2. обследование (отоскопия, аудиометрия, при необходимости дополнительные методы);

  3. подбор слухового аппарата;

  4. настройку слухового аппарата (первичную и последующую тонкую);

  5. отопластику (изготовление индивидуального внутриушного вкладыша);

  6. адаптацию к слуховому аппарату;

  7. оценку качества слухопротезирования;

  8. привыкание (абилитацию) и реабилитацию (занятия с сурдопедагогом для детей).

Первый прием в центре слухопротезирования начинается с беседы слухопротезиста с пациентом, целью которой является составление истории болезни, или сбор анамнеза - сведений о перенесенных заболеваниях, наследственности, а также информации об образе жизни пациента (профессиональная деятельность, привычки, увлечения). Сбор как можно более полной информации об истории болезни пациента - важнейшее условие дальнейшего его успешного протезирования и реабилитации. Далее специалист проводит отоскопию - осмотр наружного слухового прохода с помощью отоскопа на предмет наличия в нем инородных тел, а также для выяснения особенностей его строения, состояния барабанной перепонки, возможного наличия послеоперационных полостей, воспалений [30].

Обладая всей полнотой информации, слухопротезист приступает к подбору слухового аппарата. Прежде всего, основываясь на данных аудиограммы (тональной и речевой), он предлагает пациенту на выбор несколько моделей слуховых аппаратов, способных компенсировать данную потерю слуха. Пациент после предварительной настройки выбирает наиболее подходящий вариант, руководствуясь при этом следующими критериями:

  • насколько хорошую разборчивость речи обеспечивает данный СА;

  • естественно ли он звучит;

  • не искажена ли передача собственного голоса;

  • насколько привлекателен внешне (размер, тип аппарата);

  • сколько он стоит.

Существуют и широко применяются специальные программы подбора и настройки слуховых аппаратов, помогающие слухопротезисту, на основании данных аудиограммы подобрать и оптимально настроить слуховой аппарат. Одна из таких программ CONNEXX, разработанная фирмой Сименс.

Первая или предварительная настройка СА заключается в установке его характеристик на основании данных аудиограммы и ответов пациента на вопросы слухопротезиста. Первая настройка редко бывает оптимальной и окончательной. Некоторые центры слухопротезирования дают своим пациентам специально разработанные анкеты, данные которых чрезвычайно важны для правильной и тонкой настройки аппаратов. В работе с детьми с нарушенным слухом сурдопедагог может отправить ребенка на перенастройку (СА), если заметит, что усиление звука недостаточно или слишком сильно.

Термин "отопластика" был предложен в 1948 году стоматологом проф. Клаусом Баквинкелем и владельцем зубопротезной лаборатории Вольфгангом Древе в качестве синонима "ушного вкладыша", необходимого при подборе слухового аппарата. Прежде этот термин в течение многих лет употреблялся в отохирургии и означал замещение или восстановление (эпипротезирование) частей ушной раковины и наружного слухового прохода. Термин прижился, хотя никогда не был до конца правильным.

В слухопротезировании отопластика выполняет четыре функции:

  • надежная фиксация слухового аппарата в ухе или за ухом;

  • передача звука к барабанной перепонке;

  • звукоизоляция наружного слухового прохода для предотвращения обратной связи;

  • коррекция акустических параметров слухового аппарата.

Отопластика необходима для всех типов слуховых аппаратов, за исключением костных и полностью имплантируемых.

В ходе анализа литературы, было выявлено несколько функций отопластики: функция фиксации слухового аппарата имеет свои особенности в зависимости от конструкции слухового аппарата. Фиксации заушного слухового аппарат способствует сама его форма и уголок звуковода. У карманных слуховых аппаратов в фиксации нуждается только телефон, прикрепляющийся к ушному вкладышу с помощью кольца. У внутриушных аппаратов фиксацию обеспечивает сам корпус, содержащий батарею, электронику и преобразователи звука. У воздушных слуховых очков отопластика не несет функций поддержки; эту роль играет дужка оправы.

Функция звукопередачи ушного вкладыша у заушных слуховых аппаратов заключается в том, что звуковод, просверленный сквозь вкладыш, является продолжением уголка и соединенной с ним гибкой трубочки. У внутриушных слуховых аппаратов используется тонкостенный полый корпус, который не проводит звук, а генерирует его внутри себя. Далее звук передается на относительно короткое расстояние - от телефона к выходному отверстию звуковода.

Звукоизолирующая функция отопластики обеспечивает предотвращение эффекта внешней акустической обратной связи (т.е. повторного попадания звука телефона на микрофон с последующим его усилением), что ведет к перегрузке и высокочастотным искажениям, проявляющимся в виде неприятного "свиста". Обратная связь часто возникает при необычной форме наружного слухового прохода, приводящей к избыточному отражению звука или его утечке.

Корригирующая функция заключается в воздействии на звучание, частоту и выходное звуковое давление. Это обусловлено тем, что длинный звуковод слухового аппарата, особенно заушного, меняет его акустические свойства. Коррекция, вносимая отопластикой, определяется длиной ушного вкладыша, сопротивлением компенсаторных каналов, а также сопротивлением и формой собственно звуководов.

В настоящее время существует множество форм ушных вкладышей и около 15 разновидностей твердых и мягких антиаллергических материалов, имеющих различное назначение.

Металлические корпуса не только предотвращают возникновение аллергии, но и способствуют отведению тепла из наружного слухового прохода. Это важно, если пациент страдает избыточной потливостью слухового прохода, которая может провоцировать воспалительные реакции. Иногда применение отопластики невозможно - в таких случаях следует применить двусторонний открытый BiCROS. Большинство специалистов по слухопротезированию (около 80%) заказывают ушные вкладыши в специализированных лабораториях. Окончательную обработку они производят сами, поэтому в их распоряжении есть необходимое оборудование и обученный персонал [28].

Адаптация к слуховому аппарату – это очень сложный период для каждого человека, а тем более для ребенка с нарушенным слухом. Все пациенты предъявляют схожие жалобы:

  • неестественный тембр звучания (с «металлическим» оттенком);

  • непривычное звучание человеческих голосов (особенно собственного);

  • наличие фоновых шумов.

Причина этого явления обусловлена тем, что по мере развития у человека высокочастотной сенсоневральной потери слуха (которая по статистике составляет до 90% всех случаев тугоухости) слуховые центры в коре головного мозга, отвечающие за обработку негромких высокочастотных звуков, перестают подвергаться звуковой стимуляции. Но центральная нервная система человека обладает свойством пластичности, благодаря которой мозг человек переключает слуховые центры коры головного мозга на обработку звуковых раздражителей другой частоты и интенсивности.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что на процесс адаптации требуется от нескольких недель до нескольких месяцев. Все зависит от того, как долго отсутствовала звуковая стимуляция и в каких масштабах. В ходе проведения речевой аудиометрии было обнаружено, что в течение первых 3-6 недель понимание речи остается на прежнем уровне, а затем начинает улучшаться, причем, иногда в течение целого года. Процесс адаптации может быть ускорен благодаря интенсивному обучению. Кроме того, чем более высокотехнологичным является слуховой аппарат, чем точнее он настроен на соответствие потери слуха и чем более адекватно ее корректирует, тем короче время привыкания. И, конечно же, адаптация в огромной степени зависит от мотивации человека.

После протезирования проводится речевая аудиометрия, которая позволяет выяснить насколько улучшилась разборчивость речи пациента. Речевая аудиометрия – единственный объективный метод оценки качества слухопротезирования [26]. Речевая аудиометрия заключается в том, что разговорная речь или отдельные слова предъявляются голосом разговорной и шепотной громкости на каждое ухо отдельно и бинаурально. Данные слова сгруппированы в списки, где сбалансировано соотношение низкочастотных и высокочастотных слов. Слова начинают предъявлять на расстоянии 6 метров шепотной речью, приближаясь на полметра, если испытуемый не дает ответ.

В процессе работы с ребенком, педагог может оценить качество слухопротезирования. Если из слухового восприятия ребенка пропадают высокочастотные звучания, успешность развития слухового восприятия будет снижаться, и педагог может дать рекомендации сходить к сурдологу на перенастройку. Если у ребенка возникают неприятные ощущения или он отказывается носить (СА), это также повод для повторного посещения сурдологического кабинета.

Составила: Шхалахова С.Т.


написать администратору сайта