Реферат Цивилизации Западной Европы в период классического средневековья. ИПЗ история. Использованная литература 21
Скачать 36.71 Kb.
|
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «История» Цивилизации Западной Европы в период классического средневековья (XI-XIV вв.) (тема практического задания)
Москва 2022 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ 4 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 21 ВВЕДЕНИЕИстория европейского общества имеет особенное значение в мировой истории. Особенности исторического процесса Европы на различных этапах оказали влияние на дальнейшую всемирную историю, в том числе и на современные события. В процессе формирования европейской цивилизации особо выделяется сложная и противоречивая эпоха Средних веков, которая длилась больше тысячи лет (476-1500-е гг.). В данной эпохе ключевое значение занимает период классического средневековья, когда средневековое общество достигло небывалого расцвета и развития. То, каким путем развивалась европейская культура поможет глубже изучить причины различных исторических событий и понять, как можно повлиять на будущую мировую историю. Этим и обусловлена актуальность темы данной работы. Объект исследования: Западноевропейское средневековое общество. Предмет исследования: Особенности формирования западноевропейских цивилизаций в период XI-XIV вв. Цель: изучить цивилизации Западной Европы и выявить их особенности. Задачи: определить понятие «цивилизация»; проанализировать общие характеристики западноевропейского общества в период классического средневековья. Гипотеза: предполагается, что общество Западной Европы представлялось единой цивилизацией с одинаковой религией, культурой и письменностью, однако в различных регионах присутствовали свои характерные особенности. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИПонятие «цивилизация» очень обширно и имеет множество определений. Обычно противопоставляются два значения, первое из которых означает, что цивилизация — это определенный уровень развития культуры и общества. Именно в данном значении и был введен термин «цивилизация» А. Фергюссоном в 1768 г. Другое значение подразумевает под цивилизацией локальную культуру или культурно-исторический тип. В данное значение относится к «цивилизационному» подходу, согласно которому общество на протяжении истории было представлено в качестве множества различных уникальных цивилизаций. Цивилизационный подход связан с именем А. Дж. Тойнби. Он рассматривал цивилизацию с философской точки зрения, как характерную особенность каждого из крупномасштабных обществ, существовавших в мировой истории раннее или существующих до сих пор, с свойственными ему уникальными нравственными и духовными ценностями, неповторимыми особенностями социальной жизни. В качестве основы цивилизации Тойнби видел религию. Среди сторонников цивилизационного подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько их существует в настоящее время. Таким образом, имеет смысл разграничить понятия цивилизации как исторической ступени формирования общества, и локальной цивилизации как определённой самобытной культурной общности. Существуют различные точки зрения на то, какие признаки являются основными для выделения какой-либо локальной цивилизации. Так, например, Алексеев С.В. предлагает следующий набор признаков1: Политический суверенитет или совокупность суверенитетов на определенной территории Единая религия или единый набор соперничающих мировоззренческих доктрин. Единая система письма. Границы локальной цивилизации определяются зоной безусловного преобладания всех трех признаков. На основе этих признаков Алексеев предлагает следующее определение: «Локальная цивилизация — цивилизованная этническая или полиэтническая общность, политически суверенная в том или ином смысле, сплачиваемая преобладанием общих религиозных воззрений и общей системы письменности».2 Каждая локальная цивилизация является целостной, но неоднородной. Внутри неё общество имеет региональные различия. Таким образом в одной большой цивилизации выделяются субцивилизации. Субцивилизация – это суверенное образование внутри цивилизации, имеющее собственную территорию, систему ценностей, нормы, традиции. Выделение субцивилизаций является довольно условным, поскольку проблематично однозначно определить границы той или иной субцивилизации. Ведь в каждой цивилизации существуют многочисленные взаимодействующие между собой сферы - географическая среда, система хозяйства, социальная организация, религия, господствующая идеология, духовные ценности, политическая система, ментальность, при изучении которых невозможно заранее определить взаимоотношение между ними. Таким образом, теория цивилизации с помогает осознать всю сложность и многообразие социальных процессов на протяжении истории. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИЗападноевропейская цивилизация родилась из античности. Римское общество, достигнув пика развития, в II-III вв. стало постепенно деградировать. После падения Римской Империи и с повсеместным распространением христианства начался период средневековья. Историки делят эпоху средних веков на три этапа: раннее средневековье, классическое и позднее. Период раннего средневековья (476 г. - XI в.) для европейского общества традиционно считается «темными веками», поскольку европейское общество в этот период значительно отставало от Византийской империи, исламских государств и Китая. В этот период зародился новый общественно-экономический строй (феодализм) и появились первые европейские королевства (Франскское государство, Каролингская империя). Эпоху классического средневековья (XI—XIV вв.) называют также высоким средневековьем или развитым. Это период максимального расцвета и развития средневекового общества. В результате крестовых походов, начавшихся в конце XI века, началось коренное преобразование земледельческого феодального строя в торговый и промышленный городской уклад. Европейские города достигли необычайного расцвета и становятся, вместо прежних монастырей, центрами торговли и ремесла, т.е. промышленности. Также крестовые походы в плане культуры положили начало развития искусств, с которыми европейцы познакомились в Византии. Теперь европейцы смогли почувствовать себя развитым, могущественным единым христианским народом. Феодализм Характерной особенностью устройства средневекового общества является феодализм. В период классического средневековья он достиг своего расцвета. Феодализм зарождался при формировании крупного землевладения в условиях разложения первобытного общества, а также в результате изменений, происходивших в рабовладельческом обществе, которое впало в кризис. Последнее особенно характерно было для Поздней Римской империи, когда при кризисе рабовладельческой экономики вместо рабов появились колоны. По сравнению с рабами, колоны обладали определенными гарантиями на землю и были более самостоятельны в работе, то повышало личную заинтересованность в результатах своего труда.3 Таким образом, формируется группа населения земельных владельцев разного уровня, и вместе с тем появляется гораздо большее количество крестьян, которые постепенно теряют свои права и попадают в зависимости от землевладельцев. Из этих слоев вырастали два основных сословия феодального общества – землевладельцы (феоды) и крестьяне, которые разделялись не только правами на землю (феод), но и общественными обязанностями. Феодальный способ производства представляет собой организацию общества, экономической основой которого выступает владение землей. Производственные отношения феодализма базируются на частной собственности феодалов на землю (средство производства) и неполной собственности на крестьянина (производителя материальных благ). В период раннего Средневековья крестьянин как владелец индивидуального семейного надела земли сам себя обеспечивал. Присвоение части прибавочного продукта, создаваемого крестьянским трудом, могло происходить лишь с позиций силы на основе внеэкономического принуждения. Зависимость ставила крестьян в неравноправные отношения вплоть до почти рабского положения законодательно закрепленного крепостного права. Методом насилия феодалы реализовывали различные формы эксплуатации крестьян. К экономической форме относилась поземельная зависимость в виде рент: физической работы, продуктовой (натуральной) ренты и денежной. Особенностью феодализма так же является то, что помимо прав на землю и экономического подчинения, феодал осуществлял над крестьянами судебные, административные, полицейские и налоговые функции. Сельское хозяйство оставалось основной отраслью средневековья. Изначально земледельцы сеяли зерновые культуры, применяли двуполье и примитивные орудия труда – мотыги, серпы, косы, лопаты и сохи. Быки и лошади использовались как тягловая сила, развивалось свиноводство. Первое время сельское хозяйство развивалось медленно за счет использования все новых земель, в том числе и неплодородных. К Х в. в земледелии наметился прогресс (Аграрная революция), элементы которого были связаны с переходом к трехполью, применением многократной вспашки с помощью легкого, а местами и тяжелого колесного плуга, использованием минеральных удобрений. Наряду с зерновыми (пшеница, просо, ячмень) начали выращивать бобовые и технические культуры, активно разбивать сады, огороды и виноградники. Нововведения способствовали росту урожая в 2–3 раза, что привело к увеличению народонаселения и стабильности прибавочного продукта. Под влиянием Крестовых походов появилась тяга феодалов к роскоши и импортным товарам. Стремление к обладанию деньгами заставило феодалов переводить крестьян с натурального сбора на денежный. Данный переход получил название коммутация ренты. Рассмотренные процессы происходили плавно, без серьезных потрясений и не разрушали хозяйственную жизнь. Более того, хозяйственная самостоятельность крестьян и невмешательство сеньоров во внутри поместную деятельность их вассалов создавали определенный уровень экономической свободы. В итоге становление феодализма у франков каролингской эпохи сопровождались хозяйственным подъемом, что ускорило общественное развитие. Так в X-XI вв. во Франции произошло перерастание раннего феодализма в зрелый. К XII в. это привело к сближению форм эксплуатации и правового положения всех категорий зависимого сельского населения. В советской литературе данный процесс обычно назывался закрепощением (сеньоризацией). Этим же термином переводились и соответствующие сообщения многочисленных документов о положении западноевропейских крестьян эпохи развитого средневековья. Города Прогресс в ведении сельского хозяйства ускорил возникновение товарно-денежных отношений внутри поместий. Аграрная революция, расширение торговли с Востоком и поиски новых источников доходов привели к тому, что период высокого средневековья начинают активно развиваться города. Сначала оживляются античные центры позднего Рима в Византии, Италии, Испании и на юге Франции. Затем возникают новые города вблизи поместий, замков и монастырей. Если в древности города имели прежде всего оборонительную функцию, то в теперь они становятся в первую очередь экономическим центром. Удобными местами для появления новых городов были места пересечения сухопутных, речных и морских торговых путей. Города различались своими размерами. Их можно разделить на малые (500 чел. – 2тыс. чел.), средние (3–5тыс. чел.), крупные (9–10тыс. чел.), крупнейшие (40тыс. чел.) и мировые (до 100 тыс. чел.). Экономический прогресс городов зависел от места расположения. В наиболее благоприятном положении оказались города, расположенные на государственной земле или находящиеся под юрисдикцией. Города, расположенные на земле феодала, попадали в его полную зависимость. Жители облагались постоянно растущими налогами, торговцы платили высокие пошлины. В XII–XIII вв. во многих городах произошли восстания, названные коммунальными революциями. Изначально горожане боролись против произвола и гнета сеньоров, но затем восстания переросли в борьбу за свободу и самоуправление. В результате города получили выборность властей, собственное военное ополчение, независимое судопроизводство, самостоятельную финансовую систему. Так в Магдебурге появилась система городского права (Магдебургское право), которая юридически регулировала экономические, имущественные, общественные, и политические вопросы. Появилось правило, согласно которому беглый крестьянин становился свободным, прожив в городе год и один день. Самостоятельность и независимость городов превратила их в центры ремесла и торговли. Отныне городские и сельские жители противопоставляются друг другу как свободные и зависимые люди. Изначально средневековый город напоминал большую деревню, имел мало удобств и отличался антисанитарией, однако начиная с ХII века в городах все больше стали заботиться о гигиене и красоте4. Появились вымощенные улицы и памятники на площадях, начали устанавливаться правила избавления от отбросов и помоев, активно развивается городская архитектура. В каждом городе обязательно присутствовал епископ, который окормлял общину городских прихожан. В XI - XIII вв. наблюдался стремительный рост населения, приведший к увеличению плотности населения в старых областях проживания и активному освоению новых земель. Накопление потенциала производства и торговли в городах стало способствовать развитию торгово-рыночных связей. Сначала, в городах и деревнях, производители выходят за рамки собственного обеспечения и активно участвуют в экономике, что становится зарождением предпринимательства. В Англии в XIII-XIV вв. к процессу присоединяется всё больше дворян, что было связано с относительной политической стабильностью. Экономика Разраставшиеся города стимулировали укрепление внутреннего рынка, в который постепенно втягивалась и деревня. Развитие ремесел и торговли стимулировали потребности феодалов, которых уже перестает интересовать натуральное обеспечение, получаемое от зависимых крестьян в их поместьях. Землевладельцы почувствовали роль и значение денег, что привело к коммутации ренты, но и перестройке всей поместной системы. Феодалы начали продавать крестьянам за деньги личную свободу. В итоге накопления перестали уходить в сокровища, в недвижимость, а с XIV - XV вв. все чаще стали использоваться в предпринимательской деятельности.5 Первоначально ремесло существовало только для домашних дел и было довольно примитивным. Им занимались крестьяне в свободное от сельскохозяйственных работ время для обеспечения себя и феодала одеждой, утварью и инвентарем. Постепенно ремесло отделилось от земледелия, возникла специализация, а затем деревенские ремесленники стали переезжать в города. Отличительной чертой городского ремесленного производства была цеховая система. Цеховые объединения основывались на основе профессиональной специализации, т. е. включали в себя ремесленников только одной специальности. Цехи объединяли ремесленников – пищевиков (булочники, мельники, пивовары, мясники), производителей одежды и обуви (портные, сапожники), мастеров по обработке дерева и металлов (кузнецы, столяры, плотники). В средневековом городе могли проживать члены социальных или профессиональных корпораций. Свои цехи создавали врачи, преподаватели, нотариусы, актеры и музыканты. Со временем количество ремесленных специальностей резко увеличилось и к XIVв. в Париже насчитывалось 350 ремесленных цехов, в Лондоне – 60, в Кельне – 50.6 Цеховая организация городского ремесла имела не только корпоративную природу, но и жесткую структуру. Во главе цехового объединения находился выборной магистр (староста). Стоит заметить, что ремесленное производство не предполагало разделения труда. В качестве основного работника цеха был мастер, он был владельцем ремесленной мастерской. Вместе с мастером трудились подмастерья и ученики. Ремесленное дело передавалось по наследству. Важную роль играл устав цеха, который строго регулировал производственную деятельность. В нем прописывались производственный цикл, количество и качество выполненной продукции, устанавливал квоты и цены реализуемого товара. Цеховая система обеспечивала высокое качество продукции, способствовала увеличению количества ремесленных специальностей, устраняла конкуренцию между ремесленниками одной специализации. Ремесленники сыграли важную роль в городских коммунальных революциях, борясь за свободу и самоуправление городов. Успехи в сельском хозяйстве и процессе урбанизации помогли укрепить связи городов и деревень, развить внутреннюю торговлю. Продовольственные товары и продукты промышленного назначения все больше участвовали в процессе обмена и способствовали формированию внутреннего рынка. В торговле участвовали крестьяне, ремесленники, старосты, приказчики. Внутренняя торговля реализовывалась в форме городских рынков и сельских ярмарок. Развитие торговли тормозило господство природного хозяйства, слабая инфраструктура, высокие пошлины со стороны феодалов. Однако все больше людей занимались торговлей, появились и те, кто сделал ее своей основной специальностью. Так появилось новое сословие – купечество. Сначала купечество было сильно разрозненно. Одни купцы занимались розничной торговлей, другие были мелкими лавочниками, а третьи вели оптовую торговлю заграницей. Купцы объединялись в гильдии, благодаря которым получалось обеспечивать защиту профессиональных интересов и сословных привилегий купечества. В купеческой среде особое значение имели семейные связи. Они стали основой для появления паевых товариществ и купеческих семейных компаний (торговых домов), у которых были филиалы в разных городах. Появились торговые консулы, которые занимались правовой защитой личности и интересов купцов. В странах Западной Европы все большее значение стала иметь внешняя торговля. В результате начала крестовых походов стала укрепляться связь с Востоком. Средиземное море стало центром глобальных торговых путей, благодаря которым стали активнее развиваться итальянские города-государства Венеция и Генуя. Активная торговля способствовала развитию денежного обращения. В каждой стране активно развивалась чеканка золотых и серебряных монет. Благодаря расширению рынка профессия менялы становилась всё более востребованной. Поскольку Италия играла одну из самых ключевых ролей, в повседневное употребление вошло слово «банкир». Банкиры осуществляли обмен монет разных стран по установленному курсу, осуществляли кредитные операции. Появились денежные переводы, они стали своего рода началом безналичных денежных средств. Расширение спектра банковской деятельности привело к созданию банковских домов. Политический уклад В связи с происходившими экономическими и социальными изменениями стала меняться и политическая обстановка. Появились сословно-представительные собрания: парламент в Англии и Генеральные штаты во Франции). Изначально они возникали из желания королей поддержку среди широких слоев населения, помимо феодальных группировок. Однако деятельность данных собраний способствовала демократизации общества. Уменьшилось влияние аристократии, а король стал больше прислушиваться к разным мнениям. Участие в дебатах депутатов способствовало развитию демократических процедур и выдвижению лидеров от неизвестных. К членам собраний обращались с жалобами и петициями простые люди, чтобы те сообщали властям о местных проблемах. Это привело к зарождению политической культуры в широких слоях населения. Хотя с конца XV в. укрепившиеся короли стали сужать сферы демократических процедур, позднее, в иных условиях, сословная демократия в Западной Европе возродилась.7 Особенность средневековой политической ситуации является конкуренция за власть между папой римским и императорами. Первоначально у папы римского появилась власть в эпоху раннего средневековья. После падения Римской Империи духовный глава церкви взял в свои руки решение политических вопросов в разрозненной Западной Европе. С этого момента Папский престол стремился всё сильнее расширить власть. В IX — XI веках, в ходе разделения церквей, весь латинский мир оказался в духовной власти Римско-католической церкви. Со временем императорам пришлось считаться с мнением папы, который собственноручно короновал монархов. В отличие от императоров, у папы не было своей армии. Однако за ним оставалась власть отлучить от церкви неугодных. Иногда папа римский отлучал целые поселения. Феодальная раздробленность и политическая нестабильность в Западной Европе стали причиной непрерывных хронических войн. Однако это не мешало быстрому культурному и экономическому развитию. Постоянная конкуренция между разными политическими группами вынуждали общество меняться и приспосабливаться к новым условиям. Можно предположить, что, если бы в средневековой Европе было достигнуто политическое единств, существующее в результате сильной власти императора или папы, то Европа бы не достигла такого значительного развития. Хронические войны, которые стали результатом политического разнообразия, были хоть и очень тягостны, главным рычагом расцвета средневекового Запада. Крестовые походы В конце XI века в Европу дошли вести о появлении турок-сельджуков в Малой Азии, о захвате ими Иерусалима и о распространявшихся гонениях на христиан на захваченных территориях. Постепенно стала формироваться идея похода в целях освобождения некогда христианской Святой Земли из рук неверных. Христианская Европа стремилась победить активно распространявшийся и усиливавший власть ислам. Желание установить христианство на Востоке было связано не столько с религиозно-духовными мотивами, сколько это было стремлением утвердить на Востоке свою собственную власть. Кроме того, вопрос завоевания новых земель был актуален, поскольку из-за роста численности населения и внутренней колонизации, что свободных земель оставалось всё меньше. Крестовые походы продолжались около двух столетий. Название этих походов связано с тем, что их участники, крестоносцы, нашивали на одежду красное изображение креста, что было прямым соблюдением слов из Евангелия от Луки (14, 27): «и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником». Среди крестоносцев были не только рыцари и профессиональные военные, но и простые люди, которые шли туда в надежде получить прощение грехов. Походы были плохо организованны, внутри отрядов не было дисциплины, воины были недостаточно оснащены, провизии не хватало. Это приводило к тому, что до Палестины добирались немногие, значительное количество погибало от голода или болезней, а другие участники походов отклонялись от поставленных целей и совершали набеги на поселения, находившиеся по пути на Восток. В результате, отвоевать Иерусалим было проблематично, а если это и удавалось сделать, то мусульмане завоёвывали обратно эти территории, как только крестоносцы возвращались обратно. С периодом крестовых походов связано появление духовно-рыцарских орденов. Рыцари были привилегированным слоем феодалов, они несли военную службу и приносили особую присягу королю. Во время крестовых походов рыцари стали объединятся в ордена и давали монашеские обеты. Самые известные из них – это тамплиеры и госпитальеры. Они подчинялись непосредственно папе римскому и не зависели от местных правителей. Благодаря пожалованиям, захватам, ростовщичеству и торговым сделкам духовно-рыцарские ордены добились больших богатств, стали крупными земельными собственниками, жестоко эксплуатировавшими зависимое крестьянство, и приобрели значительную экономическую и политическую силу. С укреплением в европейских государствах централизованной власти духовно-рыцарские ордены постепенно утратили значение, хотя некоторые из них (например, Тевтонский) продолжали существовать. Сложно дать однозначную оценку результатам крестовых походов. Вернуть Святую Землю так и не удалось, при этом в Сирии и Палестине крестоносцы оставили после себя значительные разрушения и очень плохие воспоминания. Однако были и позитивные результаты. Расширились торговые связи и культурные представления европейцев. Наиболее плодотворные контакты, шли не на Святой земле, а в Испании и Сицилии. Религия Большое влияние на развитие западноевропейской цивилизации оказало христианство. Церковь длительное время оставалась хранительницей достижений античной культуры и монополистом в области духовной жизни общества. В 1054 году в результате схизмы (раскол) христианская церковь поделилась на католическую и православную. Именно духовенство ранее других частей общества сформировалось как первое сословие. Вслед за ними сословные черты обрели дворяне и крестьяне. Для средневекового человека религия имела огромное значение. Духовенство обладало значительной властью и богатством, что нередко способствовало моральному упадку среди священнослужителей. Монастыри, которые изначально создавались как место для уединенного служения Богу, аскезы и самоограничений, стали быстро расширяться, богатеть и даже обзаводиться зависимыми крестьянами. Однако такое положение вещей не устраивало верующих людей, среди которых стали появляться те, кто хотел вернуть церковь к первоначальным ценностям. Деятельность некоторых духовных деятелей церковь поощряла в надежде то, что они вдохновят священнослужителей и мирян жить в духе христианских заповедей. Так, в XII веке святой Бернард Клервоский поспособствовал активному распространению и развитию недавно возникшего ордена цисцерцианцев. Этот орден отделился от бенедиктинского ордена в попытке вернуться к строгому исполнению устава святого Бенедикта. Новый орден имел непродолжительный успех, и католическая церковь вскоре снова почувствовала необходимость в новых реформах. В XIII появились нищенствующие монашеские ордена: францисканцы и доминиканцы, основанные святыми Франциском и Домиником соответственно. Орден францисканцев официально называется Орден братьев меньших, его духовность связана с помощью самым нищим, стремлением к смирению, простоте и евангельской бедности. А доминиканцы сделали своей главной задачей проповедь и обращение еретиков. Отсюда пошло официальное название доминиканского ордена – Орден проповедников. Поскольку далеко не все духовные лидеры имели хорошие отношения с католической церковью, проповедь среди еретиков была особенно актуальна. Самыми многочисленными антицерковными еретическими движениями были катары и вальденсы. Катары называли себя «Добрые люди» и исповедовали дуализм, т.е. существование двух независимых начал - доброго и злого. Это принципиально противоречило католическому вероучению, согласно которому все было сотворено Всемогущим и Всеблагим Богом, а зло появилось в результате сознательного отказа от служения Богу ангелами, а потом и людьми (грехопадение). В свою очередь катары отрицали концепцию первородного греха и существование свободы воли. Юг Франции (особенно область Лангедок) и север Италии стали местами наибольшего распространения катаров. Вальденсы изначально не собирались отделиться от католической церкви. Это движение получило свое название от имени основателя Пьеро Вальдо. Учение вальденсов частично походило на духовность францисканцев, появившихся позднее. Так же, как и францисканцы, они проповедовали радикальный отказ от собственности и жизнь в апостольской бедности. К разрыву с церковью привело то, что вальденсы выступали за возможность для мирян самостоятельно читать, комментировать Писание и проповедовать. В отличие от католической церкви, они признавали только Новый Завет, а Ветхий отрицали. Кроме того, это движение со временем стало отрицать церковные таинства. Проблема распространения ересей очень волновала церковь. На Латеранском соборе в 1215 году в целях борьбы с ересью был создан особый церковный трибунал – инквизиция. Культура Стремительно развивавшиеся города стали не только центрами экономики, но и культуры. Они способствовали подъему образования, научных знаний, архитектуры и литературы. В условиях развития сельского хозяйства, ремесла и экономики требовались новые знания, поскольку старых, сохранившихся с античности, было недостаточно. У королей появилась потребность в образованных судьях, которые должны досконально знать закон. Горожанам тоже нужны были образованные люди для помощи в торговых делах и помощи в защите прав, организации городской жизни. В городских школах учили читать, писать и считать. А позже появились университеты, в которых изучались богословие, философия, юриспруденция и медицина. Самым старейшим университетом стал университет Болоньи. Болонская система образования до сих пор используется в Европе. В университетах преподавали на латинском языке, вскоре латынь стала использоваться по всей Европе. Одним из важных элементов университетов были диспуты на тему философии и теологии. Философское направление, основанное на христианском учении, получило название схоластика. Она стала отличительной особенностью средневековой западной культуры. В городах стали появляться грандиозные готические соборы. Они стали не только знаком расцвета средневековой культуры, но и символом центрального места католической церкви и христианской веры в средневековом обществе. Немало литературных произведений было создано в эпоху классического средневековья. Поскольку в те времена ещё не существовало книгопечатания, книги считались роскошью – их могли позволить себе только богатые. Написанием книг занимались образованные священники, аристократы и горожане. Богословские и философские книги переписывались в монастырях. Именно монахи занимались такой сложной и кропотливой работой. Благодаря этому монастыри собирали обширные библиотеки. Неграмотные крестьяне устно передавали из поколение в поколение старинные песни и предания. В Средние века появился новый жанр – рыцарские романы. В этих романах главным героем был храбрый и верный рыцарь, который служил своему господину и любил прекрасную даму. Образ идеального рыцаря закрепился в сознании людей как пример для подражания. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, к середине II тыс. завершается формирование единой западноевропейской цивилизации. В эпоху классического средневековья в обществе были такие сословия, как феодалы, крестьяне, духовенство, купцы и рыцари. Жизнь средневекового общества стала активно развиваться во всех сферах: появились новые способы ведения сельского хозяйство, города бурно росли и стали независимыми, в торговой сфере возникли новые формы рыночных отношений. В свободолюбивых городах стали зарождаться зачатки демократии. А феодальная раздробленность и соперничество между императорами и папой римским привели к хроническим войнам. Помимо войн внутри Европы, началась активная борьба католической церкви с мусульманскими государствами. Крестовые походы не помогли завладеть восточными землями, однако они поспособствовали расширению и укреплению торговых связей. Религия занимала главенствующее значение в средневековой цивилизации занимала. Папа римский достиг огромного влияния. Стремление духовенства к власти и богатству привел к упадку морали среди священнослужителей. Создание новых нищенствующих монашеских орденов стало попыткой вернуть церковь к евангельским ценностям. А недовольство церковью среди населения поспособствовало распространению еретических движений. Культура в период классического средневековья достигла расцвета. Готическая архитектура, университетское образование и философские трактаты навсегда вошли в историю как памятники мировой цивилизации. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРААлексеев С.В. Понятие цивилизации и европейские цивилизации средневековья [Электронный ресурс] // Историческое обозрение. 2007. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-tsivilizatsii-i-evropeyskie-tsivilizatsii-srednevekovya (дата обращения: 20.04.2022). Брандт Максим Юрьевич, Куликов Андрей Вячеславович Цивилизация средневековой Европы: материалы к изучению темы в курсе "человек и общество" [Электронный ресурс] // Метаморфозы истории. 1997. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsivilizatsiya-srednevekovoy-evropy-materialy-k-izucheniyu-temy-v-kurse-chelovek-i-obschestvo (дата обращения: 19.05.2022). Гоголев Анатолий Игнатьевич К проблеме периодизации истории средних веков [Электронный ресурс] // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-periodizatsii-istorii-srednih-vekov (дата обращения: 19.05.2022). Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства [Текст] / А.Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1990. – 396 с. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историй идей [Текст]: в 2-х т. / Йозеф Лортц; ред. Пахомова А.; пер. с нем. — М.: Христиан. Россия: Центр по изучению религий, 1999. - Т. 1: Древность и средние века / 512 с. Ле Гофф Ж. Рождение Европы [Текст] / Жак Ле Гофф. – СПб.: Александрия, 2008. – 496 с. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада [Текст] / Жак Ле Гофф. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 560 с. Муравьева Л.А. Экономика Западной Европы в период раннего и классического феодализма (V-XIV вв.) [Электронный ресурс] // Международный бухгалтерский учет. 2014. №3 (297). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-zapadnoy-evropy-v-period-rannego-i-klassicheskogo-feodalizma-v-xiv-vv (дата обращения: 19.05.2022). Петров Е.В. Средневековая Европа: основные общественные процессы, управление, власть: Учебное пособие. [Текст] / Е.В. Петров. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008 – 75 с. Риер Я.Г. Цивилизации средневековья и начала нового времени: опыт структурного анализа: Монография. [Текст] / Я.Г. Риер. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 154 с. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад / Арнольд Дж. Тойнби. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 318 с. Яковец Ю.В. История цивилизаций [Текст] / Ю.В. Яковец. – Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 352 с. 1 Алексеев С.В. Понятие цивилизации и европейские цивилизации средневековья // Историческое обозрение. 2007. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-tsivilizatsii-i-evropeyskie-tsivilizatsii-srednevekovya (дата обращения: 20.04.2022). 2 Там же. 3 Я.Г. Риер Цивилизации средневековья и начала нового времени: опыт структурного анализа: Монография. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. С. 19 4 Ле Гофф Ж. Рождение Европы. М, 2007. С.158 5 Я.Г. Риер Цивилизации средневековья и начала нового времени: опыт структурного анализа: Монография. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. С. 39 6 Муравьева Л.А. Экономика Западной Европы в период раннего и классического феодализма (V-XIV вв.) [Электронный ресурс] // Международный бухгалтерский учет. 2014. №3 (297). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-zapadnoy-evropy-v-period-rannego-i-klassicheskogo-feodalizma-v-xiv-vv (дата обращения: 19.05.2022). 7 Я.Г. Риер Цивилизации средневековья и начала нового времени: опыт структурного анализа: Монография. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. С. 40 |