Гоголь. гоголь. Исследование основных идей в поэме Н. В. Гоголя
Скачать 0.67 Mb.
|
Кемеровский областной союз потребительских кооперативов (Кемеровский облпотребсоюз) Частное образовательное учреждение профессионального образования «Кемеровский кооперативный техникум» (ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум») ИНДИВИДУАЛНЫЙ ПРОЕКТ по дисциплине Литература на тему: Исследование основных идей в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души›› Выполнил: Обучающаяся группы БД-211 Специальности Банковское дело Миткевич Елизавета Евгеньевна Проверил Преподаватель: Косторная Ирина Борисовна Кемерово 2022 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Поэма «Мёртвые души» является одним из самых замечательных произведений русской литературы. Великий писатель-реалист показал нам всю современную Россию, сатирически изобразив поместное дворянство и губернское чиновничество. Но если присмотреться, отвратительные и жалкие черты гоголевских персонажей не изжиты до сих пор и проявляются сегодня на рубеже веков. Смех Гоголя включал в себя и острое чувство скорби, рождённой картинами духовного угасания, «омертвения» человека, его унижения и подавления, явлениями социального застоя. Название гоголевской поэмы имеет, по крайней мере, два значения. Под «мёртвыми душами» разумеются и умершие крестьяне, скупкой которых занимается помещик Чичиков, и абсолютно живые герои произведения – помещики и чиновники города NN. Заслуга великого писателя в том, что он мастерски изобразил в своём произведении множество самых разнообразных характеров. Связи творчества Гоголя с современностью широки и многолики. Утрата нравственных критериев характеризует ту самовлюблённую пошлость, которая иронически относится к духовным интересам и «высоким материям». Отвратительные и жалкие черты гоголевских персонажей не изжиты до сих пор и ярко проявляются в 21 веке. Косность, застой, консерватизм вызывают в писателе протест, ибо они рождают страх перед любыми переменами в мире. В наши дни мы наблюдаем всплески агрессивного воинствующего консерватизма в странах Азии, Западной Европы. Современным акционерам тоже свойственно представление, что жизнь полностью подвластна только тем, кто имеет власть и деньги. Неиссякаемая сила образных обобщений Гоголя раскрывают непреходящее значение его художественного наследия. Творчество великого писателя на удивление соприкасается с проблемами наших дней. Гоголевские образы позволяют яснее понять активность современных беззастенчивых дельцов. Данная работа посвящена как автору – его биографии, достижениям при жизни, так и самой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». ее анализу, актуальности в наше время. Цель исследования: выявить основные идеи поэмы; показать актуальность произведения Н. В. Гоголя. Задачи исследования: Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Проанализировать повесть. Проанализировать создание писателем гротескного образа современной ему жизни, актуальность. Наметить основные идеи поэмы. Познакомиться с критической информацией произведения Н. В. Гоголя. Объект исследования: поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Предмет исследования: выявление основных идей в повести Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Методы исследования: чтение повести Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; работа с критической литературой; сбор информации; анализ; выводы. 1. ОСНОВНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 БИОГРАФИЯ М.А. БУЛГАКОВА Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми известными произведениями Гоголя можно назвать сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященный обычаям и традициям украинского народа, а также величайшую поэму “Мертвые души”. Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей. В биографии Гоголя нельзя не сказать об обучении его в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в Нежинскую гимназию высших наук, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Ещё в детстве Гоголь полюбил театр, и в училище он был участником почти каждой театральной постановки. Что касается его ранних литературных трудов, то судить о них мы можем только по поэме «Ганц Кюхельгартен», изданной уже в Петербурге. Других ранних произведений Гоголя не сохранилось. В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще. Произведение Гоголя «Басаврюк» было опубликовано первым. Позднее повесть переработана в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно она подарила писателю известность. Ведь до этого творчество не приносило Гоголю успеха. 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковским и Пушкиным, бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность. Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика. Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизора» писатель покидает страну. 1836 год – очень важный период в биографии Николая Гоголя: в это время им были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также во Францию (некоторое время он пребывал в Париже). Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию. В начале 1843 года была впервые напечатана одна из самых главных, может быть, повестей Гоголя – «Шинель». Ночью 11 февраля 1852 года Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”, а 21 февраля скончался. 1.2 ЦЕНЗУРА НАПИСАННОГО В 1842 ГОДУ «Мертвых душ» Гоголь приступил к работе над "Мертвыми душами" в середине 1835 года, а в конце 1841 года 1 том был закончен. И началась его длительная цензурная история, ставшая одним из драматических эпизодов биографии Гоголя. Сообщая в письме от января, 1842 года о судьбе поэмы в московской цензуре, Гоголь писал: "Удар для меня неожиданный: запрещают всю рукопись". Узнав об отрицательном отношении московских цензоров, Гоголь поспешно забрал рукопись и через Белинского отправил ее в Петербург. В петербургской цензуре главное затруднение возникло с "Повестью о капитане Копейкине", которой Гоголь придавал исключительное значение, и запрещение ее воспринял как непоправимый удар. "Это одно из лучших мест в поэме, - и без него - прореха, которую я ничем не в силах залатать и зашить. Я бы лучше решился переделать его, чем лишиться вовсе". Когда Гоголь писал, что характер Копейкина он во втором варианте "обозначил сильнее", то он имел в виду не коренную переработку образа, а усиление тех черт психологии героя, которые уже были в нем изначально. Успешно пройдя петербургскую цензуру, гоголевская рукопись вернулась в Москву для напечатания с таким названием: " Поэма Николая Гоголя "Похождения Чичикова, или Мертвые души". 1.3 ПЕРСОНАЖИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ, ОКРУЖАВШЕМ ПИСАТЕЛЯ Павел Иванович – принципиально новый образ в русской литературе, представитель зарождающегося класса предпринимателей и «ловкачей». Коллежский советник в отставке, он зарабатывает себе на жизнь авантюрными махинациями, водя за нос доверчивых обывателей. Тщательно следит за своим внешним видом: модно одевается, всегда чист, опрятен. Отличается многоликой, переменчивой натурой и способностью моментально подстраиваться под обстоятельства. Собирательный образ помещичьего класса, для которого характерны бесплотные фантазии, сентиментальность и отсутствие деятельности. Это добрый, скромный и приятный человек, который излишне любезен с окружающими людьми. Он молчалив, мечтателен, доверчив. В жизненных ситуациях Манилов теряется и конфузится. Предпочитает витать в облаках, нежели заниматься ведением хозяйства. Стремится сделать свою жизнь похожей на сентиментальный роман, идиллию, в которой нет места суровой реальности. Настасья Петровна – мелкая помещица, одинокая вдова, живущая в небольшой деревушке. Это аккуратная и рачительная хозяйка, которая содержит своё поместье в полном порядке. Коробочка не стремится развиваться духовно, её ничего не интересует, кроме собственного хозяйства; во всём подозревает обман и желание её надуть. В каждом человеке видит лишь потенциального покупателя, который может принести ей прибыль. Несмотря на стабильное финансовое положение, в разговоре любит прибедняться и жаловаться на жизнь. Молодой мужчина, свежий и румяный на вид. Это лихой прожигатель жизни, любитель вкусно поесть и отменно выпить. Обладая деятельной натурой, он не может усидеть дома более одного дня. Однако всю свою неуёмную энергию направляет не на благо, а на поиск новых удовольствий, развлечений, скандалов. Вдовец, отец двоих детей, воспитанием которых совершенно не интересуется. Его также мало занимает судьба поместья и живущих в нём крестьян. Способен с лёгкостью проиграть крупную сумму денег в карты, совершенно не заботясь о том, на какие средства придётся жить. Михаил Семёнович – зажиточный помещик средних лет, отличающийся крепким телосложением и отменным здоровьем. Это прямолинейный, грубый, неуклюжий человек. Во внешности помещика присутствует неуловимое сходство с диким зверем: сила, неповоротливость, скрытая угроза. Собакевича мало беспокоит внешняя привлекательность вещей: куда больше он ценит надёжность и практичность. Несмотря на некоторую тяжеловесность, это весьма изворотливый и хитрый человек, знающий свою выгоду. Плюшкин: Невероятно скупой старик, который отличается удивительной жадностью не только по отношению к зависимым от него крестьянам, но, прежде всего, к самому себе. Он ходит в обносках, недоедает, не выбрасывает, а наоборот, собирает даже самый обветшалый хлам. Однако чрезмерная экономия, подозрительность, болезненное накопительство разрушили его личность, лишили семьи и сделали “прорехой на человечестве”. Петрушка: Слуга Чичикова. Отличается необщительным характером, однако при случае не прочь прихвастнуть своими путешествиями с барином. Большой любитель выпить и посидеть в доброй компании в кабаке. Носит старую барскую одежду, крайне редко моется из-за своей нелюбви к бане. Селифан: Слуга Чичикова, кучер, большой знаток лошадей. Безответственный, простодушный, открытый мужик, невероятно преданный своему барину. Не прочь выпить и поводить хороводы с красивыми девками. Чиновничество: Служащие города N: губернатор, прокурор, полицмейстер, председатель палаты и почтмейстер. Автор в деталях описывает негативные черты российских чиновников, но вместе с тем не останавливается на раскрытии их индивидуальных качеств. 1.4 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕГО В НАШЕ ВРЕМЯ А разве мне всегда весело бороться с ничтожным грузом мелких страстей, идти об руку с моими странными героями? О, сколько раз хотел бы я ударить в возвышенные струны, увлечь гордо за собой поклонников и с торжеством приковать их к победной своей колеснице. Н. В. Гоголь Поэма “Мертвые души” является одним из самых замечательных произведений русской литературы. Великий писатель-реалист Николай Васильевич Гоголь показал всю современную Россию, сатирически изобразив поместное дворянство и губернское чиновничество. Но если присмотреться, отвратительные и жалкие черты гоголевских персонажей не изжиты до сих пор и ярко проявляются и сегодня, на рубеже нового века. Смех Гоголя включал в себя и чувство острой скорби, рожденное картинами духовного угасания, “омертвения” человека, его унижения и подавления, явлениями социального застоя. Недаром писатель говорил о том, что ему приходится озирать жизнь “сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы”. И вместе с тем смех Гоголя не вызывает разочарования, он пробуждает энергию сопротивления и протеста, энергию действия. Название гоголевской поэмы имеет, по крайней мере, два значения. Под “мертвыми душами” разумеются и умершие крестьяне, скупкой которых занимается помещик Чичиков, и абсолютно живые герои произведения – помещики и чиновники города NN. Заслуга великого писателя прежде всего в том, что он мастерски изобразил в своем произведении множество самых разнообразных характеров. Центральное место в поэме занимают главы, повествующие о разных типах помещиков-крепостников в тогдашней России. Картины упадка хозяйства, полного духовного обнищания, деградации личности приводят читателя к мысли о том, что именно эти “хозяева жизни” и являются “мертвыми душами”. Описание помещиков Гоголь дает в определенном порядке, и шаг за шагом обрисовывает степень морального упадка всего помещичьего класса. Образы помещиков проходят перед нами один за другим, и с каждым новым персонажем все больше видна потеря этими людьми всего человеческого. То, что в Манилове только угадывается, в Плюшкине уже получает свое реальное воплощение. “Мертвые души” – это поэма о типичных явлениях российской действительности, современной Гоголю, и в образах крепостников автор сатирически показал губительную силу крепостного права. Галерея помещиков в поэме открывается образом Манилова. На первый взгляд, этот хозяин вовсе не кажется “монстром”, “мертвой душой”. Наоборот: “на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности…” Немного слащавый, “сахарный”, очень любезный и чрезвычайно приятный мужчина, особенно на фоне остальных героев поэмы. Однако Гоголь раскрывает всю пустоту и бесполезность Манилова. Его хозяйство разоряется, в поместье запустение, “вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время”. В самом доме Манилова поражает какое-то чувство отсутствия хозяина. Рядом с красивой мебелью убогие кресла, на столе лежит уже два года книга, заложенная закладкой на 14-й странице. А Манилов строит бессмысленные проекты, не занимается имением. Он может только приятно улыбаться и расточать любезности. Единственный результат его “работы” – “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами”. Из желания оказать любезность едва знакомому ему Чичикову Манилов не просто дарит тому своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Вначале странная просьба Чичикова смущает помещика, но Манилов не в состоянии подумать над предложением и легко дает убедить себя. Так незлой, любезный человек предстает перед нами как “мертвая душа”, не потерявшая, однако, еще какие-то человеческие черты. Пародией на человека представлена и Коробочка, которую автор называет “дубинноголовой”. На фоне крепкого хозяйства показана тупая, невежественная барыня. Она настолько глупа, что даже не может понять всей дикости предложения Чичикова. Для нее продажа умерших так же естественна, как и торговля продуктами. Коробочка только боится “продешевить” при продаже нового товара. Вот к чему приводит человеческая страсть к наживе. Другой образ “живого мертвеца” олицетворяет собой Ноздрев. Его жизнь – бесшабашное веселье, постоянный кутеж. Ему все друзья, с кем он пьет и играет в карты, проигрывая и пропивая за несколько дней плоды труда своих крестьян. Ноздрев груб и бесцеремонен: “Эх, Чичиков, ну что тебе стоило приехать. Право, свинтус ты за это, скотовод этакий…” Гоголь иронически называет Ноздрева “историческим человеком”, подчеркивая его типичность: “Лицо Ноздрева верно уже сколько-нибудь знакомо читателю”. В отличном состоянии у него только псарня. Образ Ноздрева ярко показывает развращающий характер крепостного права. А вот перед нами Собакевич, владелец хорошего имения. “Казалось, в этом теле совсем не было души…,” – пишет Гоголь. Собакевича интересует только еда и дальнейшее обогащение. Он спокойно воспринимает предложение Чичикова и начинает с ним торговаться. Человеческие чувства в нем давно уже умерли, недаром Гоголь сравнивает Собакевича со средней величины медведем. Этот человеконенавистник – законченный реакционер, гонитель науки, просвещения. Интересно следующее описание гостиной героя: “Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!” Откровенное сравнение Собакевича с неживыми предметами уже говорит о его неподвижности, бездушии. А ведь именно душа является движущим началом в человеке, недаром древние люди изображали ее в виде крыльев птицы. Именно душа вдохновляет человека на движение, развитие, творчество. Но не таковы персонажи поэмы. “Венцом” этой пирамиды оказывается Плюшкин, “прореха на человечестве”, “мертвая душа”. Духовная гибель человека показана в нем с огромной обличительной силой. Образ Плюш кина подготавливается описанием нищего села, голодных крестьян. Господский дом кажется “дряхлым инвалидом”, читателя не покидает ощущение, будто он забрел на кладбище. На этом фоне возникает странная фигура: не то мужик, не то баба, в “неопределенном платье, похожем на женский капот”. Однако не нищий стоял перед Чичиковым, а самый богатый помещик в округе, в котором жадность убила даже понимание ценности вещей. У Плюшкина все гниет в кладовых, он целыми днями собирает в деревне всякую дрянь, воруя у своих же крестьян. Вещи для него дороже людей, которые “мрут, как мухи” или ударяются в бега. “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!” – восклицает Гоголь. А ведь раньше Плюшкин был только расчетливым, бережливым хозяином. Крепостное право убило в нем человека, превратило в “живой труп”, не вызывающий ничего, кроме отвращения. Так Гоголь показывает полную деградацию поместного дворянства. От Манилова до Плюшкина прослеживает автор ступени моральной гибели человека-паразита. Ведь помещики живут за счет своих крепостных, забывая об общественных интересах. Все они являются духовными мертвецами. В поэме есть и совершенно новый герой, до сих пор не встречавшийся в русской литературе. Это представитель нарождающегося класса “приобретателей”. В образе Павла Ивановича Чичикова Гоголь вывел на всеобщее обозрение черты “рыцаря копейки”. На первый взгляд Чичиков производит впечатление скользкого, многоликого человека. Это подчеркивается его внешностью: “В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”. Словно хамелеон, Чичиков постоянно меняется. Он способен придавать своему лицу нужное выражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы “очень искусно умел польстить каждому”. Поэтому он быстро завоевывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выглядит особенно любезным и обходительным человеком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет найти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова. Чтобы добиться результата, наш герой пускает в ход все свое умение обворожить человека. А цель у него одна – обогащение, и ради этого Павел Иванович готов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Главное для него – деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопления. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить “с теми, кто побогаче” и беречь “копейку”. Запали в душу мальчика отцовские слова: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою”. Обладая большим умом “со стороны практической”, Чичиков начал копить деньги в, школе, наживаясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого “приобретателя”. Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, “надувает” коллег. Взяточничество становится его стихией. Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до таможенного чиновника прослеживает Гоголь путь своего героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. За идею покупки “мертвых душ” он ухватился быстро. Предпринимательский талант Чичикова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радостью заключает: “А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало”. На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие. Чичиков – такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, отмечая, что “Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, – герой нашего времени”. Мы же без преувеличения можем сказать, Чичиков воплотил в себе черты многих современных предпринимателей, для которых превыше всего выгода. И как это ни прискорбно, но это “герой” и нашего времени тоже. Творчество великого писателя на удивление близко соприкасается с проблемами наших дней. Гоголевские образы позволяют яснее понять активность современных беззастенчивых дельцов, стяжателей; также внутренний облик людей, которые реальное общественное дело подменяют пустым прожектерством; да и тех, кто с “вдохновением” и в то же время впустую растрачивают свою и чужую энергию на бесполезные занятия, Косность, застой, консерватизм вызывают в писателе протест, ибо они рождают страх перед любыми переменами в мире. В наши дни мы наблюдаем всплески агрессивного, воинствующего консерватизма в странах Америки и Западной Европы. Разумеется, в эпоху стремительного развития науки и техники существенно изменился лик и практика консерватизма. Но сохранилось то, о чем нам напоминают произведения великого сатирика, – стремление сокрушить разумное, новое ради сохранения старого, отжившего. Современным реакционерам также свойственно представление, что жизнь полностью подвластна только им, что власть и деньги решают все. В поэме Гоголя накопительство зачастую приобретает облик того явления, которые в наши дни получило название вещизма. Современные “вещисты”, разумеется, не собирают никому не нужный хлам, а приобретают дорогие престижные вещи. Однако суть одна; как и Плюшкин, они оказываются под неусыпной, незыблемой властью вещей, собранных ими с великим старанием. Не вещи служат их владельцам, а человек становится их слугой, предавая забвению многое из того, чем отличается настоящая человеческая жизнь. Гоголь отразил в поэме такое социальное зло, как бездуховность. С большой художественной силой он изобразил людей, лишенных высоких стремлений, замкнутых только на себе, равнодушных ко всему, что их непосредственно не затрагивает. Бездуховность – постоянный спутник разного рода приобретателей, накопителей, тех, кто поглощен погоней за чинами, стремится достигнуть своих целей любыми средствами. Утрата нравственных критериев характеризует и ту изображенную Гоголем самодовольную обыденщину, самовлюбленную пошлость, которая иронически относится к духовным интересам и “высоким материям”. Связи творчества Гоголя с современностью широки и многолики. Само осознание этих связей обогащает наши представление о завоеваниях русской классической литературы. Неиссякаемая сила образных обобщений Гоголя раскрывают непреходящее значение его художественного наследия. 1.5 МОРАЛЬ ПОВЕСТИ Основной идеей поэмы является изобличение пороков существующего общества в виде невежества, лицемерия, бездеятельности. Уничтожение второго тома произведения объясняется по некоторым данным разочарованием автора в своем главном герое, которого он надеялся исправить и представить в продолжении как идеального человека. Многочисленными проблемами произведения писатель представляет в виде человеческой нравственности, кризисе гуманности. На первый взгляд, смысл поэмы "Мертвые души" кажется совершенно очевидным. Однако сам Гоголь признавался, что далеко не все читатели действительно поняли смысл и идею поэмы. В чем же на самом деле заключается главная идея и цель "Мертвых душ"? Какова суть и смысл поэмы "Мертвые души" с точки зрения самого автора? Смысл и суть поэмы "Мертвые души", ее цель и идею Гоголь попытался объяснить в книге "Выбранные места из переписки с друзьями", а также в предисловии ко второму изданию "Мертвых душ" .Ниже представлены цитаты Гоголя из этих сочинений. 1.6 СОБРАНИЕ ВСЕХ ИДЕЙ И ЕДИНУЮ ЦЕЛЬ, КОТОРУЮ СТАВИЛ ПЕРЕД СОБОЙ Н. В. ГОГОЛЬ ПРИ НАПИСАНИИ ПОВЕСТИ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» При издании “Мертвых душ” Н. В. Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирую щая путь России, а вокруг — множество человеческих черепов. Именно этот титульный лист был очень важен для Гоголя, так же как и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной А. А. Иванова “Явление Христа народу”. Свою задачу Гоголь видел в исправлении и направлении на истинный путь сердец человеческих, и попытки эти были предприняты через театр, в гражданской деятельности, преподавании и, наконец, в творчестве. “Неча на зеркало пенять, коли рожа крива”, — гласит пословица, взятая эпиграфом к “Ревизору”. Пьеса и является этим зеркалом, в которое должен был посмотреться зритель, чтобы увидеть свои неблаговидные поступки. Гоголь считал, что, лишь указывая людям на их недостатки, он может исправить их и оживить души. Нарисовав страшную картину их падения, он заставляет читателя ужаснуться и задуматься. Замысел поэмы Мертвые души Гоголя: Николай Васильевич долго пребывал в раздумьях над тем, в чем же будет состоять смысл романа. В результате пришёл к выводу, что необходимо показать всю Русь, народ со всеми недостатками, отрицательными чертами, противоречивыми характерами. Гоголь хотел задеть человека, показать ему то, что происходит в мире, то, чего стоит опасаться. Он хотел, чтобы читатели, ознакомившись с его творением, поразмыслили над проблемами, поставленные в произведении. Николай Васильевич раскрыл потаенные уголки души человека, проявления характера в разных ситуациях, те или иные недостатки, мешающие вести счастливую жизнь. Писал он свое творение не только для конкретных людей, живущих в определённое время, но и для всех поколений. Его волновало будущее, в котором возможно повторение того, что изображено в романе. Он всеми средствами показал, насколько «мертвыми» могут быть души людей, и как сложно пробудить сею душу, достучаться до нее. Гоголь пытался разоблачить Россию, выявить негативные качества народа, за что, по-видимому, и не принимается многими читателями за такое обращение с персонажами. Но Гоголя винить незачем. Он сделал то, что не удавалось многим: писатель сумел найти силы донести до человека правду! Писатель сумел отобразить в своем произведении то, что планировал. Замысел и композиция «Мертвых душ»: Великого писателя Николая Васильевича Гоголя многие современники не принимали, а всё потому, что не понимали весь заложенный смысл в то или иное произведение. Говоря о Гоголе, невозможно обойти стороной его великолепный роман «Мертвые души», над которым писатель работал 17 лет. Стоит учесть то, что творческая карьера Николая Васильевича составляла 23 года. Поэтому видно, что «Мертвые души» занимали особое место в жизни Гоголя. Верный и надежный товарищ А.С. Пушкин подсказал сюжет для сего творения. Примечательно то, что начальные три главы создавались Гоголем в России, а последующие за рубежом. Работа была тяжелой, ибо Николай Васильевич продумывал каждую деталь, акцентировал внимание на любом слове. Даже фамилии в романе стали говорящими, ибо этим действием писатель хотел явно разоблачить сущность зажиточных людей, показать характер родины, выявить недостатки и раскрыть отрицательные стороны людей. Возможно в связи с таким деянием «Мертвые души» часто поддавались негативной критике, на Гоголя совершались нападки, ибо правда, что была рассказана писателем, не хотелась приниматься народом, они были к ней не готовы. Николай Васильевич, создавая роман, ничего не желал упускать. Он мечтал воплотить в него все то, что так тревожит и волнует душу. Поэтому творец завязал множество событий, связанных с разными складами ума людьми, одного героя Чичикова. Гоголь изобразил бытовую жизнь помещиков. Персонаж, что разъезжает к каждому деятельному лицу, выявляет их недостатки, которые присущи любому человеку. На страницах романа читатели могут заметить Манилова, который только и делает, что рисует райскую жизнь, воображает о чем-то недосягаемом, вместо того, чтобы перестать тешить себя желаниями, да взяться за дело. Заметно, что у Манилова имеется неправильное понимание жизни, ибо мечтательность окутывает настолько, что выбраться из ее омута довольно-таки сложно. Отражение полного вранья да лжи, лицемерия показывается в характере Ноздрева, который Чичиков тоже посещает. Видится и кулачество, агрессивное отношение к людям у Собакевича. Так или иначе, каждый персонаж имеет свою черту, которая раскрывается Чичиковым. Обращая внимание на отрицательные стороны героев, Гоголь предупреждает нас о том, что все должны задуматься над своей жизнью, переменить свои взгляды, понять, что с такими подобными чувствами, как у персонажей, нельзя спокойно ходить по Земле. И на протяжении всей поэмы Николай Васильевич ставит важную композиционную проблему: пропасть между правящим сословием и обычным народом. Не зря в композиции «Мертвых душ» появляется образ дороги. Это писатель делает намек на то, что Россия должна двигаться намеренно только вперед, не сворачивая и не мешкая. Гоголь питает очень нежную любовь к родине, он не хочет, чтобы та пала или ушла в небытие. Писатель переживает за Россию, поэтому и уделил много лет на написание «Мертвый душ»! 1.7 ВЫВОДЫ О ПРОЧИТАННОЙ ПОЭМЕ В поэме “Мертвые души” Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера в будущее. За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. Название “Мёртвые души”, я думаю имеет двойной смысл. С одной стороны, Н. В. Гоголь включил в название души умерших крестьян, о которых так много говорится в поэме. С другой стороны – это “Мёртвые души” помещиков. Поэма Гоголя «Мертвые души» - одно из лучших произведений мировой литературы. Над созданием этой поэмы писатель работал на протяжении 17 лет, но так и не завершил задуманное. «Мертвые души» - итог многолетних наблюдений и раздумий Гоголя над человеческими судьбами, судьбами России. В названии произведения – «Мертвые души» - заключен его основной смысл. В этой поэме описываются и мертвые ревизские души крепостных, и мертвые души помещиков, погребенные под ничтожными интересами жизни. Но интересно, что первые, формально мертвые, души оказываются живее, чем дышащие и говорящие помещики. Павел Иванович Чичиков, осуществляя свою гениальную аферу, посещает поместья провинциального барства. Это дает нам возможность «во всей красе» увидеть «живых мертвецов» . Первым, кому Чичиков наносит визит, оказывается помещик Манилов. За внешней приятностью, даже слащавостью этого барина скрывается бессмысленная мечтательность, бездеятельность, пустословие, ложная любовь к семье и крестьянам. Манилов считает себя воспитанным, благородным, образованным. Но что мы видим, заглянув к нему в кабинет? Запыленную книгу, которая уже два года раскрыта на одной и той же странице. В доме у Манилова всегда чего-то недостает. Так, в кабинете только часть мебели обтянута шелковой материей, а два кресла покрыты рогожей. Хозяйством управляет «ловкий» приказчик, который разоряет и Манилова, и его крестьян. Этого помещика отличает праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных способностей и жизненных интересов. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Методы графической обработки информации 2.2 Выдвижение гипотезы Гипотеза: если изучить критическую информацию по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", проанализировать, то можно выявить о портретной галереи «Мёртвых душ», которая открывается Маниловым. 2.3 Опровержение и доказательство гипотезы Это пустой праздный мечтатель и фантазёр. Недаром автор перефразировал название имения в устах Чичикова в Заманиловку. С одной стороны, заставить приехать в такую глухомань можно только, заманив какой-то выгодой. С другой стороны, наверное, очень заманивает праздное безделие да ещё при наличии единомышленника противоположного пола. Описание Манилова начинается с окружающего пейзажа. Дом, «открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть» — явный намёк на бесцельность образа жизни хозяина: дом — это его сущность. Явно об этом же говорит и «покатая гора». Всё это несколько напоминает пустоголового Шалтая Болтая на стене, готового свалиться. Клумбы, беседка и пруд явно указывают на эстетическое воспитание хозяев. Но при этом присутствуют как излишества в виде вычурного названия беседки — «Храм уединённого размышления», — так и явные недостатки, говорящие о лени хозяев: клумбы «разбросаны», на берёзах «кое-где» «жиденькие вершины». Купол у беседки плоский (как и остроты хозяина), и пруд покрылся зеленью, как бездействующие, пустые мечты его обладателя. Примечателен отрывок описания деревни: «…нигде между ними /домами/ растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно». Намёк и на «бревно в своём глазу», и на пустой взгляд хозяина. И всё это при наличии изумительного радушия. 2.4 Проведение SWOT – АНАЛИЗА
2.5 Анкетирование студентов 1. Ваше Имя Ответ: ____________________ 2. Ваш возраст О твет____________________ 3. Вы читали «Собачье сердце?» А) Да Б ) Нет 4. Какие ваши впечатления о «Мертвые души»? А) Положительные Б) Не очень В ) Отрицательные 5. Если вы не читали «Мертвые души», но поняли мой краткий рассказ, то какие эмоции вас вызывают? А) Радость Б) Грусть В) Нейтрально Г ) Другие_____________ 6. Согласны ли вы что Современные люди похожи на персонажей? А) Да Б ) Нет 7. Согласны ли вы что у людей с рождения хорошие духовное здоровье? А) Да Б ) Нет 8. Как вы воспринимаете поступок Гоголя А) Положительно Б ) Негативно 9. Проблематика произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным. Согласны ли вы с этим? А) Да Б) Нет 10. При продвижении наверх ценятся лояльность и угодничество по отношению к начальству. Согласны ли вы с этим? А) Да Б ) Нет ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поэма "Мертвые души" в творчестве Н.В. Гоголя занимает особое место. Глобальный план Гоголя - показать всю Россию в разрезе, все ее пороки и недостатки. И не случайно "Мертвые души" Гоголь назвал поэмой. В этом определении жанра произведения есть глубокий смысл. Гениальное творение Гоголя потрясло всю Россию. В "Мертвых душах" дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30-х годов прошлого века. Губернский город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках "мертвых душ", крепостная деревня, столица с ее министрами и генералами - таков социальный фон поэмы. В 1841 поэма была закончена, но члены московского цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в негодование от содержания произведения. Поэма была запрещена. Это были тяжелые для Гоголя дни. Он обратился за помощью к Белинскому, тот сделал всевозможное, чтобы, минуя цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но считал своим долгом перед Россией и народом "показать" хотя с одного боку, всю Русь". Но после выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что "пути и дороги" к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре. Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскуднения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества. От Манилова к Собакевичу усиливается ощущение омертвения помещичьих душ. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме. В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость - это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности. К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники. Творчество Н. В. Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом увлекать читателя, заставляет вместе с героями плакать и смеяться, переживать неудачи и радоваться успехам. Он призывает человека задуматься над судьбой Родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и каждого гражданина. Именно в поэме "Мертвые души", автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей. Пара столетий, стремглав пролетели, Русь наша - матушка тройкою скачет Трудной дорогой, в жару и метели... Кто-то смеётся, а кто-то всё плачет. Нам по наследству сегодня достались Те же "живые" и "мёртвые" души, Купля-продажа... но, самую малость Верю, что стало немножечко лучше! БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Литертикон: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/mir-zhivoj-i-mir-mertvoj-dushi-v-poeme-mertvye-dushi-n-v-gogol Библифонд: https://www.bibliofond.ru/detail.aspx?id=454500 Образовака: https://obrazovaka.ru/books/gogol/mertvye-dushiMySlide Сказочный портал https://audioskazki-online.ru/rasskazy/sbornik/mertvye-dushi Филолог: https://cultshop.ru/russkaya-literatura/zamysel-mertvyh-dush-2.html Studbooks: https://studbooks.net/637760/literatura/poema_mertvye_dushi Literature teacher: https://prikhodkoteacher.ru/soderzhanie/smysl-nazvaniya-poemy-mertvye-dushi.html Scholl-10: https://school-10.ru/drugoe/istoriya-sozdaniya-poemy-gogolya-mertvye-dushi-tvorcheskaya-istoriya-zamysel.html KM.ru: https://www.km.ru/referats/9E037FE8912E4B22AF6E3A979C72BFC3 |