тема работы. Тема моей работы. Исследование особенностей экспрессивный синтаксических структур в рамках французского художественного текста
Скачать 29 Kb.
|
Тема моей работы «Особенности функционирования экспрессивных средств в художественном тексте» Целью настоящей работы является выявление и исследование особенностей экспрессивный синтаксических структур в рамках французского художественного текста. Что же такое экспрессивный синтаксис или синтаксическая стилистика? И.В.Арнольд пишет: синтаксическая стилистика исследует экспрессивные возможности порядка слов, типов предложения, типов синтаксической связи. Эта область имеет вековые традиции и богатую литературу. Важное место здесь занимают так называемые фигуры речи – синтаксические, стилистические или риторические фигуры, т.е. особые синтаксические построения, придающие речи добавочную выразительность. К синтаксической стилистике относятся такие исследования структуры и свойства абзаца, рассмотрение других структур, размеры которых превышают размеры предложения. В своей работе я выделила и описала основные синтаксические средства художественной выразительности. Прежде всего это интонация. Она рассматривается как одно из наиболее значимых средств эмоциональной речи. Интонация способна придать эмоциональность практически любой фразе, т.е. обладает определенной автономностью, следовательно экспрессивные синтаксические конструкции требуют соответствующей интонации. Далее были рассмотрены эллипсис и ложный вопрос. Эллипсис – это структурная неполнота, которая проявляется, в первую очередь, в выпадении строевых элементов конструкций. Как например фраза. Следует, однако учесть, что эллипсис может рассматриваться как явление эмоционального синтаксиса лишь когда не представленный во фразе элемент не содержит в ближайшем контексте, т.е. формально эллиптическая фраза вовсе не дает эмоциональную фразу. Далее речь идет о ложных (или риторических) вопросах. Мореи считал, что риторический вопрос – это высказывание утверждение в вопросительной форме. Риторический вопрос – вопрос фиктивный, он не требует ответа. Приведу пример из анализируемого художественного текста. Данное предложение окрашено вопросительной интонацией, но не является само по себе вопросом. Его цель не получение информации, а просто выражение мыслей, чувств, переживаний персонажа. Этот «вопрос» словно обращен к себе и ответа на него не следует. Также в работе были рассмотрены конструкции с восклицательными словами. Общепринято выделять несколько моделей: Все эти конструкции выполняют схожие функции. Далее были рассмотрены предложения – междометия и приближающиеся к ним по смыслу. Это особый тип синтаксических конструкций. Сами по себе междометия не имеют понятийного содержания, однако передают эмоциональную реакцию человека непосредственно и предельно выразительно. Приведу пример все из того же текста: В данном предложении междометие наделено ярким экспрессивным характером и выражает резкое несогласие говорящего с полученной полученной информацией, это несогласие приобрело оттенок ярко выраженного возмущения. Зачастую значение междометий поясняется контекстом. Одно и то же междометие может выразить противоположные эмоции. Здесь же, рассмотрены и восклицательные конструкции с полноценными частями речи, а именно. Как и междометия они являются реакцией на слова собеседника. Например Далее были рассмотрены различные виды повтора. Намеренное повторение слова может служить средством эмоционально-логического подчеркивания явления или признака. Среди частных видов повтора выделяют эпифору (повторение конечных элементов относительных отрезков речи), анафору (повторение начальных элементов),эпонафору (повторение в начале предложения конечных слов предыдущего предложения), анэпифору (строфа, абзац, предложение начинается и кончается одним и тем же словом), частичный повтор (столкновение однокоренных слов). Синтаксический параллелизм так же можно назвать повтором, но повтором не на лексическом уровне, а на синтаксическом. Он заключается в однородном построении фраз и их частей. Приведу пример Серия риторических вопросов, построенных по одной модели, является ярким примером данного явления. Отмечу так же предложение с выделительным оборотом. Такие предложения возникают как эмоциональ-оценочная реакция на факты окружающей обстановки или на предыдущее сообщение. Например Данное предложение выражает недовольство, возмущение говорящего. Я перечислила далеко не все рассмотренные средства, однако уже из сказанного можно заключить, что в языке, а особенно в художественной литературе функционирует множество синтаксически средств выражения экспрессивности. Их можно найти в художественных произведениях, они делаю речь более эмоциональной, а следовательно, живой и близкой и понятной читателю, передовая не только смысл, но и настроение, чувства и эмоции персонажа. Практическая ценность работы заключается в том, что её результаты могут использоваться в преподавании, курса аналитического чтения, текстов французской художественной литературы, так же при написании рефератов, курсовых и прочих работ. |