Главная страница
Навигация по странице:

  • В Греции все происходило несколько иначе.

  • . Цари не имели абсолютной власти, как в Египте и в Вавилонии; они правили с участием совета старейшин и не могли безнаказанно нарушать обычаи.

  • Милетская школа

  • Пифагор (570- 490 гг до н.э., идеалист)

  • Философия. Филка 3 семинар. Исследование проблемы первоначала представителями Милетской школы. Философия Фалеса


    Скачать 32.18 Kb.
    НазваниеИсследование проблемы первоначала представителями Милетской школы. Философия Фалеса
    АнкорФилософия
    Дата02.03.2021
    Размер32.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилка 3 семинар.docx
    ТипИсследование
    #181097

    1. Исторические и культурные истоки формирование древнегреческой философии.

    2. Основные разделы философии.

    3. Исследование проблемы первоначала представителями Милетской школы. Философия Фалеса.

    4. Философские взгляды Анаксимена.

    5. Философские воззрения Анаксимандра.

    6. Пифагорейский союз и его роль в формировании идеализма.

    7. Элейская школа: основные представители и их взгляды.

    8. Парменид и его критика идеи «небытия».

    9. Проблема первоначала мира в теории Ксенофана.

    10. Идея апории в философии Зенона.


    1. Исторические и культурные истоки формирование древнегреческой философии.


    Социально-экономические предпосылки:


    • состоят в развитии производительных сил и технических средств. Начало первого тыс. до н.э. характеризуется появлением железных орудий труда, отличающихся более высокой эффективностью использования. Следствием этого является рост общей производительности труда и появлении излишков продукции для обмена на рынке. Происходит, по выражению К. Маркса, становление товарного производства, которое получает мощный импульс с появлением в это время денежного обращения. Это приводит к разложению родового строя, основывающегося на родоплеменных связях и постепенному складыванию новых типов социальных структур, фундаментом которых являются принципы разделения труда и профессиональная организация общества. Теперь нет необходимости для обеспечения себя всем необходимым заниматься материальным производством, появляются люди, занимающиеся исключительно интеллектуальной деятельностью и общество готово обеспечивать таких людей всем необходимым в обмен на их услуги.


    Политические предпосылки:


    • Если мы посмотрим на политическую организацию древних цивилизации, то увидим, что цивилизации в Египте и Месопотамии обязаны своим ранним развитием Нилу, Тигру и Евфрату, которые делали сельское хозяйство самым легким и производительным занятием. Обожествляемый царь имел деспотическую власть; в Египте он владел всей землей. Таким образом, цивилизации того времени можно охарактеризовать как деспотические. В Греции все происходило несколько иначе. Разложение родового строя, описанного в поэмах Гомера, сначала осуществлялось в направлении от монархии к аристократии, затем к чередованию тирании и демократии. Цари не имели абсолютной власти, как в Египте и в Вавилонии; они правили с участием совета старейшин и не могли безнаказанно нарушать обычаи. «Тирания» не означала непременно плохого управления, это было правление человека, чье притязание на власть не основывалось на принципе наследования. Так или иначе, в VII-VI- вв. до н.э. большое количество греческих городов-полисов освобождается от тиранов и устанавливает у себя тип политического управления, который получил название рабовладельческая демократия. В Афинах эти преобразования были связаны с именами Солона и Перикла. Греческая демократия предполагала наличие выборных органов управления, публичное обсуждение текущих проблем и принятие решений путем голосования граждан, а также соревновательный суд.

    Одной из особенностей философии является критичность, предполагающая постоянную полемику между учеными. Представляется, что философия могла зародиться только в условиях плюрализма и свободы слова, в противном случае развитие философии затруднительно, так как рано или поздно, философия начинает оспаривать незыблемые ценности и принципы, лежащие в основе тиранического или деспотического типа правления.

    Культурные предпосылки:

    • Возникновению философии предшествовал ряд этапов культурного развития греческой цивилизации. На территории Греции складывается уникальный «микс» различных культур, религий, мифологий. Колонизация Балканского полуострова проходила тремя волнами: сперва ионийцы, за ними ахейцы, а последними дорийцы. До прихода ионийцев на острове Крит в XXII–XIV вв. до н.э. существовала высокоразвитая минойская цивилизация. Минойская цивилизация экономически основывалась, по-видимому, на ремесле и торговле. Залогом ее безопасности было морское могущество. То, что уцелело от критского искусства, производит впечатление бодрости и почти декадентской роскоши; этим оно весьма отличается от устрашающей угрюмости египетских храмов. До своей гибели минойская культура распространилась (около 1600 года до нашей эры) на материковую Грецию, где продолжала существовать, претерпевая постепенное вырождение, почти до 900 года до нашей эры. Эта материковая цивилизация известна под названием микенской и связана с ионийскими племенами, быстро заимствовавшими достижения критян.

    Последующие волны нашествий ахейцев и дорийцев уничтожили микенскую цивилизацию.

    В результате на территории Греции складывается своеобразное мультикультурное пространство, представлявшее собой пеструю смесь культур древней критской цивилизации и культур ахейских и дорических племен. Кроме того, греки активно заимствуют достижения египтян, вавилонян и персов. Свидетельствами этому выступает культ богини плодородия Деметры, заимствованный как традиционный культ богини-матери.


    • Другими важными культурными явлениями, оказавшими влияние на формирование философии являются орфический и дионисийский культы. В основе дионисийской религии, лежит поклонение богу Дионису, впоследствии ставшему богом вина. Он стал богом вина, в частности, потому, что поклонение Дионису проходило в форме употребления вина, неистовых плясок, т.е. того, что стало называться вакханалиями по другому имени Диониса — Вакх.




    • Характерно отличие религий Зевса и Диониса: у Гомера мы читаем, что земная жизнь лучше и ценнее жизни загробной, что в Аиде обитают не души, а лишь тени; Орфей же утверждает обратное, что тело есть могила души и загробная жизнь является истинной и лучшей долей для человека.



    • Целью жизни орфики считали освобождение души от тела, разделяя при этом точку зрения, что душа после смерти вновь воплощается в тело — человека или животного — согласно той жизни, которую человек вел до своей смерти. Посвящение в таинства Диониса служило цели избавления человека от бесконечного возвращения в тело, достижения вечной блаженной жизни в царстве мертвых.



    • Возникает мифология, в которой явления природы описываются при помощи отношений различных богов, управляющих миром. В этом есть некоторое развитие, поскольку любая мифология есть уже определенная абстракция и обобщение. Люди видят не просто явления природы, но понимают, что у них есть некая причина, и видят ее в неком боге. Впоследствии из этого обобщения и начинает возникать философия.


    Географические предпосылки:


    • Материковая часть Греции является гористой страной, которая в значительной своей части бесплодна. Но зато там много плодородных долин, имеющих свободный доступ к морю и отрезанных горами от удобных сухопутных коммуникаций между собой. В этих долинах и возникли небольшие самостоятельные общества, живущие земледелием, концентрирующиеся вокруг города и обычно расположенные вблизи моря. В таких условиях было естественным, что коль скоро население того или иного общества становилось слишком большим по сравнению с его внутренними ресурсами, то те, кто не имел возможности жить на земле, вынуждены были заняться мореходством.

    Как следствие, греки начинают активно расселяться по берегам Средиземного моря, основывая города-колонии. Колонии не теряли связь с материнским городом и поддерживали с материковой Грецией постоянные торговые отношения. На новых землях колонисты активно вступают в контакты с местным населением, заимствуют множество культурных достижений.

    Одним из главных приобретений греков стало заимствование у финикийцев письменности

    1. Основные разделы философии.




    1. Онтология- изучает бытие (все то, что имеет отношение к физическому существованию человека, мира, природы)

    2. Гносеология- изучает познание

    3. Логика- изучает законы мышления

    4. Диалектика- изучает противоречия в развитии мира и человека

    5. Аксиология (=ценный, достойный)- изучает систему ценностей мира и человека

    6. Этика- изучает нормы и правила поведения человека в обществе, профессии, межличностном общении и т.д.

    7. Эстетика (раздел философии, который учит человека отличать прекрасное от безобразного)- изучает сущность и формы прекрасного

    Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии таким образом:

    1) теоретическая философия, ее цель - знания ради знания;

    Теоретическая философия в свою очередь подразделяется на:

    а) физическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть субстанциально) и двигается;

    б) математическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть абстракция) и есть недвижимым;

    в) собственно философию (софия), ее предмет - то, что существует отдельно и есть недвижимым.

    2) практическая философия, ее цель - знания ради деятельности;

    3) творческая (патетичная) философия, ее цель - знания ради творчества.


    1. Исследование проблемы первоначала представителями Милетской школы. Философия Фалеса.


    Милетская школа: проблема единого первоначала

    • проблема единства сущего

    • проблема первоначала (архе):

    • Фалес: вода как первоначало сущего

    • Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего

    • Анаксимен: воздух как первоначало сущего

    Милет- это один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии.

    Именно здесь - переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника - изначальной стихии, первоначала - архэ. Это была натурфилософия, или философия природы.

    Мир неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость

    1. Фалес (7-6 вв. до н.э.):




    • Фалес выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в ВОДЕ (во влаге): ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений.

    • Все начинается из воды и в нее возвращается, все вещи произошли из воды.

    • Вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи, вода пребывает во всех вещах и даже Солнце и небесные тела питаются испарениями воды.

    • Разрушение мира по истечении "мирового цикла" будет означать погружение всего сущего в океан.

    • Фалес утверждал, что «все есть вода». И с этого утверждения, как считается, начинается философия.

    • Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения по которой жизнь —сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

    • Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды.




    1. Философские взгляды Анаксимена.




    • Анаксимен (585–525 до н. э.) полагал, что первоначалом всего сущего является воздух («апейрос»): все вещи происходят из него путем сгущения или разрежения.

    • Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — водой, землей, вещами. Воздух более бесформенный, чем что-либо. Он менее тело, чем вода. Мы его не видим, а только чувствуем.

    • Анаксимен создал определенную физическую теорию переходов. Используя современные термины, можно утверждать, что, согласно этой теории, разные агрегатные состояния (пар или воздух, собственно вода, лед или земля) определяются температурой и величиной плотности, изменения которых ведут к скачкообразным переходам между ними. Этот тезис является примером обобщений, столь характерных для ранних греческих философов.

    • Анаксимен указывает на все четыре субстанции, которые позднее были «названы «четырьмя началами (элементами)». Это — земля, воздух, огонь и вода.

    • Душа также состоит из воздуха. "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир". Воздух обладает свойством бесконечности. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, совсем как наша душа, воздух поддерживает все и управляет всем.



    1. Философские воззрения Анаксимандра.




    • Анаксимандр (ок. 610 — 546 до н. э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

    • Апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

    • Аперон- единственная причина рождения и гибели, из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое время исчезает по необходимости.

    • Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным, бесконечным мировым веществом).


    1. Пифагорейский союз и его роль в формировании идеализма.


    Идеализм- направление философии, признающее преобладание идеи над материей и, как следствие, ограниченный характер способности человека познавать мир.


    • Считали, что бытие- мир чисел. Идеалы жизни человека: гармония, порядок и соразмерность. Чтобы ими овладеть, человек должен знать законы математики.

    • выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием).

    • считали единицу мельчайшей частицей всего

    • пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.)

    • Учение Пифагора о бессмертии души (и ее перевоплощении) строится на принципах полной подчиненности человека богам.


    Идея гармонии (идеализм):

    Пифагор (570- 490 гг до н.э., идеалист) считал, что бытие- мир чисел. Идеалы жизни человека: гармония, порядок и соразмерность. Чтобы ими овладеть, человек должен знать законы математики.
    Основные идеи:


    1. Знание законов математики и философии позволяет человеку привнести гармонию в свою жизнь

    2. Гармония как способность самоограничения человека, осознания предела своих возможностей. (источники гармонии- не только числа, но и окружающая природа, человек должен стремиться ее упорядочить)




    Период

    Время

    Основные представители

    Ранний

    6-5 вв до н.э.

    Гиппас, Алкмеон

    Средний (эллинистический)

    4-1 вв до н.э.


    Филолай

    Поздний (неопифагореизм)

    1-3 вв н.э.

    Нумений




    1. Элейская школа: основные представители и их взгляды.




    Философ

    Примерное, время жизни

    Ксенофан

    565-473 гг до н.э.

    Парменид

    родился в 504-501 гг до н.э.

    Зенон

    490-430 гг до н.э.

    Мелисс Самосский

    5 в до н.э.


    Элеатская школа- была основана в городе Элее, в Великой Греции, Ксенофаном. Элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.


    • изучали проблемы познания

    • жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое

    • были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала

    • считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма)

    • Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, используя философские понятия предельной общности, такие как "бытие", "небытие", "движение".

    • У элеатов первых появилась оценка чувственного телесного мира как "неистинного" и "иллюзорного" – ему был противопоставлен "истинный", умопостигаемый мир.




    1. Ксенофан (материалист)

    Первооснова всего сущего у него – Земля. Она своими корнями простирается в бесконечность. Вода – соучастница Земли в порождении жизни, даже души состоят из земли и воды.

    Космология и космогония. Из воды возникают облака, из облаков – небесные светила. Луна – это свалявшееся облако. Солнце каждый день новое, оно является скоплением искорок, которые есть воспламенившиеся испарения воды.

    Учение о богах. Ксенофан первым высказал мысль, что не боги творят людей, а люди – богов, причем по своему образу и подобию (у эфиопов боги черны, а у фракийцев – голубоглазы и рыжеваты). Боги Гомера и Гесиода безнравственны и аморальны.

    1. Парменид (автор понятия «бытие»)


    Основные труды: Поэма "О природе

    Центральные проблемы философии Парменида – соотношение бытия и небытия, бытия и мышления.

    Бытие- понятие, обозначающее всё многообразие проявления форм человеческого существования: его умственную, психическую и физическую деятельность

    Познать истину можно только с помощью разума. Парменид критиковал Гераклита за его идею небытия, считал, что небытия не существует, так как человек не может познать его разумом.

    Реально существующим Парменид считает только то, что умопостигаемо, может "мыслиться". Он провозглашает тождество бытия и мышления: "одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли". Небытие не существует, потому что его невозможно "ни познать, ни в слове выразить". Мыслить же о нем невозможно, так как если мы начинаем это делать, то (в силу тождества мысли и ее предмета) небытие, несущее получает существование, становится бытием, сущим.

    1. Зенон Элейский

    Основные труды. "Споры", "Против философов", "О природе
    Философские воззрения. Защищал и отстаивал учение Парменида о Едином, отвергал реальность чувственного бытия и множественность вещей. Разработал апории (затруднения), доказывающие невозможность движения.

    Апории Зенона. Пространство по своей структуре может быть либо делимым до бесконечности (континуальным), либо делимым только до какого-то предела (дискретным), и тогда имеются мельчайшие, далее не делимые интервалы пространства.

    Допустим, что пространство делимо только до определенного предела, тогда имеет место следующая апория.

    1. Парменид и его критика идеи «небытия».

    Главнейший его вопрос: каков первоисток мира, его архе? Да и было ли какое-то архе вообще? Не мог ли мир, будь он из воды, воздуха, атомов или иного материала, с теми или иными свойствами, не мог ли он, в конечном счете, возникнуть из ничего?

    «Небытие» по Пармениду есть фантом, ему ничего не отвечает, его нет, а потому из него ничего не могло и возникнуть. На каком основании делается это заключение? На основании самоочевидности разума: бытие не может возникнуть из ничего, всё мыслимое уже есть хотя бы как мысль.

    Парменид критиковал Гераклита за его идею небытия, считал, что небытия не существует, так как человек не может познать его разумом.

    Реально существующим Парменид считает только то, что умопостигаемо, может "мыслиться". Он провозглашает тождество бытия и мышления: "одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли". Небытие не существует, потому что его невозможно "ни познать, ни в слове выразить". Мыслить же о нем невозможно, так как если мы начинаем это делать, то (в силу тождества мысли и ее предмета) небытие, несущее получает существование, становится бытием, сущим.

    1. Проблема первоначала мира в теории Ксенофана.



    • Ксенофан считал первоначалом единое бытие, которое неизменно, но которому не свойственны ни покой, ни движение

    • Единый бог у Ксенофана, таким образом, — это не монотеистический бог. В то время концепция единого разрабатывалась многими философами и шли споры на тему, является ли оно мысленным (Парменид) или же материальным (Мелисс). Ксенофан же, не вдаваясь в подробности, провозглашал единое, «обращая свои взоры на всё небо», богом.

    • Бог, согласно Ксенофану, нисколько не похож на человека и имеет шаровидную сущность (Шаровидность в данном случае означает не буквальную форму шара, что было бы абсурдно, а символ всеобщей однородности (одинаковой удаленности всего от центра). Он есть ум, разумение и вечность, зрение и слух, но у него нет дыхания. Бог вечен и неизменен, при этом по вопросу безграничности или же ограниченности Ксенофан не высказывался.

    • Ксенофан не придерживается концепции творения мира. Бог для него — метафизически понимаемый субстрат космоса, вполне материальный.

    • Бог и мир для философа — одно и то же.

    • Согласно Ксенофану, Вселенная едина и бог присутствует во всех вещах. Он однороден и вездесущ, при этом неподвижен



    1. Идея апории в философии Зенона.



    Наиболее известными и важными для математики стали сформулированные Зеноном четыре апории (т. е. парадокса), направленных против существования движения. По-видимому, первые две апории Зенона подразумевали, что пространство и время делимы до бесконечности, а другие две основывались на противоположном представлении, будто пространственная протяженность и временная длительность состоят из неделимых моментов. Зенон пытался показать, что каждое из двух противоположных воззрений в результате ведет к противоречию, а значит, должна быть отвергнута сама идея движения, которое представляет собой лишь иллюзию.


    1. Деление пополам.


    Движущееся тело никогда не достигнет конца пути, потому что оно сначала должно дойти до середины пути, потом до середины оставшегося пути, потом опять до середины остатка и т. д. – таким образом, прежде чем дойти до конца пути, тело должно пройти бесконечное множество середин, а это потребует бесконечного времени.


    1. Ахиллес и черепаха.


    Быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать медлительной черепахи, если в начале движения она находится на некотором расстоянии впереди Ахиллеса: пока Ахиллес достигнет черты, с которой стартовала черепаха, она сама проползет на некоторое расстояние, пусть и меньшее; пока Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха продвинется еще дальше, и т. д.


    1. Стрела.


    В каждый момент времени летящая стрела занимает равное самой себе пространство. Следовательно, она в течение некоторого времени покоится. Таким образом, она и вовсе не движется.


    1. Стадион.


    По стадиону мимо группы равных тел А1, А2, А3, А4 движутся в противоположные стороны с одинаковыми скоростями еще две такие же группы – В1, В2, В3, В4 и Г1, Г2, Г3, Г4. Раз они движутся с равной скоростью, то в равное время пройдут равное расстояние. Если за некоторое время первое из тел В пройдет мимо всех Г, то за это же время первое из тел Г пройдет мимо половины тел А, а значит, оно пройдет лишь половину того расстояния, который прошло тело В, а значит – так как В и Г движутся с равными скоростями – оно прошло и половину того времени, за которое тело В прошло все тела Г. С другой стороны, за одно и то же время первое из тел Г пройдет мимо всех В, а первое из В пройдет лишь половину тел А, и значит, в два раза меньшее расстояние, затратив в два раза меньшее время, чем тело Г, прошедшее все тела В. Получается, что одно и то же время и вдвое длиннее, и вдвое короче, чем оно же само.
    Кроме того, апории Зенона связаны и с рядом других вопросов, касающихся математики (суммирование бесконечного числа слагаемых, относительность движения, соотношение математической теории и физической реальности и т. д.).


    написать администратору сайта