самосознание. Исследование самосознания подростков. Заключение Библиография
Скачать 31.11 Kb.
|
РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ Содержание Введение 1. Самосознание. 2 Я –концепция. 3.Развитие самосознания подростков. 4. Исследование самосознания подростков. Заключение Библиография Введение Самосознание – одна из важнейших составляющих человеческой психики. Ведь по большому счету человеку приходится прежде всего общаться с самим собой и только потом с окружающими. Данная работа посвящена такой проблеме как развитие самосознания в подростковом возрасте, ведь как известно, это самый тяжёлый период в жизни каждого человека. Поэтому очень важно как осознает и воспринимает себя личность, насколько гармонично вписывает себя в окружающий мир. Самосознание у всех разное, по- другому было бы просто неестественно, в этом и есть красота и многообразие мира. Однако, не всегда самосознание органично раскрывается и сочетается с внешним миром. Цель работы – освещение развития подросткового самосознания Последние события, как нельзя лучше, показывают, насколько кошмарным может быть самосознание человека. И вот эти террористы ведь когда то тоже были подростками, т.е. людьми у которых самосознание только формируется, почему же оно сформировалось таким образом, что человек не ценит ни свою собственную жизнь, ни жизни других людей, что элементарные понятия о высшей ценности жизни ребенка оказались размыты псевдорелигиозным, а скорей всего, наркотическим фанатизмом. Все это возлагает на педагогов и психологов огромную ответственность по формированию адекватного современному цивилизованному обществу самосознанию детей и одновременно это объясняет актуальность темы. Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Наша задача состояла в том, чтобы рассмотреть феномен самосознания в общем, так же рассмотреть развитие подросткового самосознания и провести исследование в данной сфере на примере подростков ,которые занимаются экстремальными видами спорта, служебно-прикладные виды спорта. Следующим нашим шагом было проведение психологических опросников («Социометрия),анкетирование спортсменов экстремальной направленности. Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. 1. Самосознание. Здесь мы разберем, что же вкладывает наука в понятие самосознание. Разные исследователи отводят различное место самосознанию в системе психологических феноменов. Как считает отечественная наука, самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой. А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему « высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности“, как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа». В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или «Я-концепции». Одна из первых попыток выделить социальный фактор в осознании личностью самого себя принадлежат У. Джемсу. В начале 20 века социолог Кули сформировал теорию «зеркального Я», согласно которой представление человека о самом себе, «идея Я», складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости и унижения. Формирование человеческого «Я» в процессе реального взаимодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп было исследовано Д.Т. Мидом. Мид утверждал, что самосознание - это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, необходимо предвидеть реакцию партнера на то или иное действие. Одной из наиболее распространенных теорий, которые до сих пор оказывают влияние на психологию личности, является фрейдизм и его разновидность - неофрейдизм. Всю психику З.Фрейд делит на 3 системы различные по законам их функционирования: Бессознательная система ОНО, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или афективного порядка. Система Я - это центр, реализующий процесс сознательной адаптации. Я является той силой, которая уравновешивает глубинные неосознанные влечения и требования общества. Сверх-Я - это своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принятые личностью, это его совесть. Между Я и ОНО устанавливаются отношения постоянной напряженности. ОНО оказывает давление на Я, а Я должно сдерживать это давление, учитывая требования общества. В концепции Фрейда “Я”, сознание, самосознание - явления однозначные. В качестве определяющих факторов развития самосознания З.Фрейд выделял врожденные биологические инстинкты, бессознательные силы. Неофрейдисты признавали зависимость самосознания от существующих условий жизни и межличностных отношений. Они допускали влияние социальной среды на формирование личности, но только до определенного предела, когда вступали в силу внутренние психические факторы, такие, как страх, беспокойство, потребность в нежности. Настоящий источник развития самосознания, как отмечает С.Л. Рубенштейн, следует искать не во врожденных предпосылках, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающийся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми. Регуляция связи ребенка со средой, воспитания тем самым играет ведущую роль и в развитии самосознания личности ребенка. 2. Я –концепция. Подростковый возраст - это период жизненного самоопределения, становление Я-концепции. Концентрация душевных сил направлена на самопознание. У подростков сильно выражено стремление разобраться в самом себе, зачастую даже в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми: активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях, развитие временной перспективы, построение планов на будущее. Говоря об особенностях развития ребенка, можно отметить, что существуют определенные биологические и социальные показатели, но которым можно судить о переходе на новую возрастную ступень. В этом смысле отрочество не является исключением. Так, в качестве биологического критерия перехода от детства к подростковому возрасту принимается достижение половой зрелости, характеризующееся созреванием репродуктивных функций. Бурное физическое развитие, которое, как правило, совпадает с началом половой зрелости и выражается в так называемых "скачках роста" (ускоренное прибавление в росте и весе), является самым существенным биологическим показателем начала подросткового возраста. С другой стороны отрочество позволяет ребенку получить новый статус, близкий к статусу взрослого человека, и соответствующие ему права и обязанности. С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. А.Н. Леонтьев говорил, что "личность рождается дважды": первый раз внутри социального индивида, восприятие "Я" как части коллективного "мы". Второй раз - как рождение самостоятельного субъекта. Характеризуется не только самостоятельностью решения, но и ответственностью за совершенный выбор. То есть происходит выход за рамки социального индивида. Чаще это "рождение" проходит в конце подросткового возраста. Тогда же происходит и формирование Я-концепции, а иначе говоря - Образа Я. Что же такое Образ Я? Как он складывается? Образ Я - это представление человека о себе самом. Говоря научным языком, Образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими. Я-концепция включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов "Я": 1) Социальное "Я". Социальное "Я" возникает благодаря включенности личности в жизнь общества в целом, а так же в игру "социальных ролей", в рамках которой поведение человека начинает подчиняться определенным правилам. "Человек", "школьник", "сын (дочь)", "друг", "спортсмен", "отличник", "юноша (девушка)" - это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте. 2) Физическое "Я". Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Внешний облик - предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Подростку предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит подросток. 3) Психологическое "Я". Психологическое "Я" представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями. И здесь мы можем выделить: "Я - реальное" - переживание как представление о себе в момент самого переживания, "Я - идеальное" - то, каким он (человек) должен был бы стать, чтобы соответствовать внутреннему критерию успешности, "Я - глазами других" - то, как нам кажется нас видят другие. 3.Развитие самосознания подростков. Если изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то подростковый возраст издавна считается эпохой скачка, "второго рождения", возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного "Я". Теоретически убедительные положения Л.С.Выготского о ключевой роли самосознания в переходном возрасте, к сожалению, пока еще недостаточно подкреплены данными отечественных эмпирических исследований. Что же касается зарубежных исследований подросткового и юношеского "Я", то их центральным пунктом является нормативный кризис переходного возраста, который Э.Эриксон назвал "кризисом идентичности". Но насколько всеобщи симптомы и стадии этого кризиса, ярко, но недостаточно аналитично описанного Эриксоном? Чтобы преодолеть этот недостаток, канадский психолог Д.Марша в 1966 г. подразделил "кризис идентичности" на четыре уровня (статуса), формы или варианта: "диффузную идентичность", "предрешенность", "мораторий" и "зрелую идентичность", которые зависят от степени профессионального и идеологического самоопределения молодого человека. "Диффузная идентичность" означает, что индивид еще не сделал ответственного выбора и не вступил в период кризиса. "Предрешенность" означает, что индивид уже включился во "взрослую" систему отношений, но сделал это не самостоятельно, не пройдя периода кризиса и испытания. "Мораторий" означает, что юноша находится в процессе самоопределения, а "зрелая идентичность" – что кризис завершен и индивид перешел от поиска себя к практической самореализации. Статусы идентичности – это как бы этапы развития личности и вместе с тем ее типы. Подросток с "диффузной идентичностью" может вступить в стадию "моратория" и затем перейти к "зрелой идентичности". Но он может также навсегда остаться на уровне диффузии или пойти по пути "предрешенности", отказавшись от активного выбора и самоопределения. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. Ориентирующую роль в функционировании подростка начинает играть новое интегративное психологическое образование: самосознание. Развитие самосознания в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного Я", оценки своего тела, внешности, поведения, способностей по каким-то усредненным, зачастую неясным и нереалистическим критериям. Это заставляет подростка болезненно переживать свои действительные и мнимые отклонения от подразумеваемой "нормы". С течением времени на первый план выступают социальные качества, в которых индивид видит потенциальные возможности своего будущего. Сравнительно-возрастные исследования, как правило, констатируют прерывность, кризисность развития самосознания, причем "пик" трудностей приходится на подростковый возраст (12-14 лет). В этом возрасте усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов "Я", общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели детям младшего возраста, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения. Главное психологическое приобретение подросткового возраста - открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственная осознаваемая реальность – это внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Для юноши внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога: "Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?" – ответила: "Я сама". Открытие своего внутреннего мира – радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. "Внутреннее Я" может не совпадать с "внешним" поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие – самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. "Я в своем представлении – это два существа: "внешнее", что ли, и "внутреннее", – пишет десятиклассница. – "Внешнее" (его можно назвать, пожалуй, "оболочкой") обычно является проявлением внутреннего – внутреннее диктует свои решения, размышления, доводы. Но иногда "оболочка" вступает в жестокое единоборство с "внутренним" существом. К примеру, захочется "оболочке" пококетничать или поступить не как должно, а как хочется, а изнутри ей кричат: "Нет! Нет! Нельзя!" И как я рада, если "внутренняя" чаша весов перевешивает (к счастью, это происходит гораздо чаще), "внутреннему" существу больше доверяю!"[20] Вместе с сознанием своей неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Собственное "Я" нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью. Преувеличение своей уникальности, непохожести на других часто порождает застенчивость, страх показаться смешным, "потерять себя" в общении, напряженную жажду излить душу и одновременно острую неудовлетворенность существующими формами общения. Осознание своей непрерывности и преемственности во времени – необходимый элемент образа "Я". Тема времени приобретает напряженный, личностный характер; время переживается как нечто живое, конкретное, связанное с какими-то значимыми событиями и мотивами, причем главным измерением его становится будущее. Подростки и юноши чаще задумываются о своих потенциях и перспективах, воспринимая свое сегодняшнее "Я" лишь как залог будущего, момент становления: "Я – человек, но еще не Человек". Временная перспектива чрезвычайно существенна для понимания возрастной динамики рефлексивного "Я". Английские психологи, изучавшие методом неоконченных предложений проблему "кризиса идентичности" у 13-, 15- и 16-летних мальчиков, сопоставили их положительные ("Когда я думаю о себе, я чувствую гордость"), отрицательные ("Когда я думаю о себе, я порой ужасаюсь") и нейтральные ("Когда я думаю о себе, я пытаюсь представить, как я буду выглядеть, когда стану старше") самохарактеристики с возрастом испытуемых, с тем, описывают ли они свое "наличное Я" ("каков я сейчас?") или "будущее Я" ("каким я стану?"). Оказалось, что баланс позитивных и негативных оценок "наличного Я" мало изменяется с возрастом, зато озабоченность "будущим Я" резко усиливается. Расплывчатость представлений о времени сказывается и на самосознании. Страстная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью. Одни буквально рвутся вон из детства, у других же расставание с ним проходит очень мучительно, вызывая даже желание умереть. Индивидуально-психологические проблемы тесно переплетаются здесь с морально-философскими. Одна из таких проблем, с которой сталкивает подростка идея необратимости времени и которую старательно обходят многие взрослые, в том числе наивно-суеверные психологи, – это тема смерти. В подростковом самосознании тема смерти звучит по-разному. У одних это простое возрождение иррациональных, безотчетных детских страхов. У других – новая интеллектуальная проблема, связанная с идеей времени, которое кажется одновременно циклическим и необратимым. У третьих вопрос звучит экзистенциально-трагически. Драматическая постановка вопроса пугает взрослых. Между тем именно отказ от веры в личное бессмертие и принятие неизбежности смерти побуждает подростка всерьез задумываться о смысле жизни, о том, как лучше прожить ее. Бессмертному некуда спешить, незачем думать о самореализации, бесконечная жизнь не имеет конкретной цены. Растет с возрастом и способность разграничивать возможное и желаемое. И все-таки в 15-16 лет "реализма" не хватает, и это сказывается на характере жизненных планов. С одной стороны, жизненный план – результат обобщения и укрупнения частных целей, которые ставит перед собой личность, следствие интеграции и иерархизации ее мотивов вокруг устойчивого ядра ценностных ориентаций, подчиняющих себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, это итог конкретизации и дифференциации целей и мотивов. Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно формируется более или менее реалистический, нацеленный на действительность план деятельности. Жизненный план – явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение), первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Подростки часто называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Они пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Такие образы будущего ориентированы на результат, а не на способы его достижения. Неконкретность, диффузность жизненных ориентаций отражается и в представлениях о себе. 4. Исследование самосознания подростков. Процесс познания детьми самих себя имеет свои особенности, они обуславливаются главным образом своеобразием объекта познания, который выступает и субъектом. Приходится создавать дополнительные условия для того, чтобы преодолеть трудности, которые возникают при этом. Эти условия заключаются в том, чтобы создать больше возможностей для объективации психических переживаний ребенка, показать ему собственные качества, как они проявляются на практике, помочь ему посмотреть на себя как бы со стороны, глазами других. Они заключаются в том, чтобы научить подростка анализировать свои психические и физические состояния, свои действия и поступки, их мотивы и цели, обобщать данные этого анализа и делать из них необходимые выводы. Социометрия. 1. Представьте, что создается новый класс. Кого бы вы не хотели там увидеть из старого класса? ( 3 чел.) 2. Представьете, что с вами случилась неприятность, кого бы вы позвали на помощь?( 1 чел.) 3. С кем бы вы не хотели бы сидеть за одной партой? ( 1 чел.) 4. Вы собираетесь справлять День рождения. Кого бы вы пригласили? ( 3 чел.) Социометрический статус школьника не может полностью отразить его социальный статус. В определении социометрического статуса возможен субъективизм или поверхностная оценка личности сверстника, что как раз характерно в младшем подростковом возрасте. Опросник «Мой класс». 1. Ребятам нравится учиться в нашем классе. 2. Дети в нашем классе всегда дерутся друг с другом. 3. В нашем классе каждый ученик мой друг. 4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы. 5. Некоторые дети в нашем классе являются середнячками. 6. С некоторыми детьми в нашем классе я дружу. 7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в шуолу. 8. Многие дети в нашем классе любят драться. 9. Все ученики в нашем классе - друзья. 10. Некоторые ученики не любят свой класс. 11. Отдельные ученики всегда стремяться настоять на своем. 12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу. 13. Наш класс веселый. 14. Дети в нашем классе много сорятся. 15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья. Опросник “Мой класс”использовался для выявления уровня сплоченности, конфликтности и удовлетворенности детей своим классом. При анализе данных был сделан вывод, что большинство учащихся довольны своим классом, но считают его достаточно конфликтным и не очень сплоченным. Можно предположить, что это происходит оттого, что им не с чем сравнивать свой класс. Они там учаться с первого класса, уже приспособились друг к другу и не представляют себя в какой-либо другой группе сверстников. Анкета содержала в себе шесть вопросов, ответы на которые помогли сориентироваться исследователю и внести изменения в план следующего занятия. Анкета. 1. ФИО. 2. Сколько лет? 3. Хотели бы вы узнать себя и своих друзей поближе? 4. Довольны ли вы собой? 5. Ваше отношение к школе и к учебе. 6. Несколько слов о вашей семье (сколько человек в семье, где работают родители). Для выявления самооценки и самоотношения использовались три разные методики: 1. методика “Кто я?”, 2. шкала самооценки по Дембо - Рубинштейну, 3. сочинение о себе. 1. “Кто я?” Цель этой методики состоит в выявлении социальной роли ребенка, особенностейего характера, жизненных перспектив. Я проводила эту методику, что бы понять, кем они себя считают, какие суждения ставят на первое место, какие на последнее. 2. Шкала самооценки по Дембо - Рубинштейну. Цель этой методики - выявить уровень самооценки у младших подростков, ее динамику. Использовалась два раза. 3. Сочинение о себе. Цель этого задания - выяснить как оценивают себя школьники, о каких сторонах характера больше упоминают, о сильных или о слабых, а затем выяснить как хорошо они друг друга знают (после написания самохарактеристик они вслух зачитываются, и все должны понять, кто его написал). Библиография 1. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984; 2. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: М., 1985 3. Бахур В.Т. Это неповторимое “Я”. М.,1982; 4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986; 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М.,1968; 6. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4; 7.Кон И.С. Категория “я” в психологии // Психологический журнал.1981. Т.2.№3; 8. Кон И.С. Личность в поисках себя М., 1982; 9. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996; 10. Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания // Вопросы психологии, 1992, № 1-2; 11. Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание,обучение и психическое развитие. М.,1984; 12. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987; 13. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,1994; 14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989; 15.Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.М.,1989. 16. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972. 17. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. 18. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности.- В кн. Проблемы сознания. М.,1968. 19. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983. 20. История психологии / М. Г. Ярошенко - М.:Мысль. 1976. [1] Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972, стр. 149 [2] там же, стр. 143 [3] Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996. [4] Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М..1975, стр. 153 [5]История психологии / М. Г. Ярошенко - М.:Мысль. 1976 [6]История психологии / М. Г. Ярошенко - М.:Мысль. 1976 [7] Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: М., 1985 [8]Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989 [9]Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986 [10]История психологии / М. Г. Ярошенко - М.:Мысль. 1976. [11]Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987 [12]Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983 [13]Кон И.С. Личность в поисках себя М., 1982 [14]История психологии / М. Г. Ярошенко - М.:Мысль. 1976 [15] Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: М., 1985 [16]Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4 [17]Кон И.С. Личность в поисках себя М., 1982, стр. 45 [18]Кон И.С. Личность в поисках себя М., 1982, стр. 46 [19]Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. [20]Кон И.С. Личность в поисках себя М., 1982 [21]Кон И.С. Личность в поисках себя М., 1982 |