Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность исследования

  • Объект исследования

  • Цель исследования

  • Задачи исследования

  • Методологической основой исследования выступили

  • Методы исследования

  • Экспериментальной базой исследования

  • Практическая значимость исследования

  • Структура выпускной квалификационной работы

  • особенности развития самосознания у подростков. Методический материал _Особенности развития самосознания подрост. Теоретические основы изучения развития самосознания подростков. 7


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеТеоретические основы изучения развития самосознания подростков. 7
    Анкорособенности развития самосознания у подростков
    Дата22.01.2023
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодический материал _Особенности развития самосознания подрост.doc
    ТипРеферат
    #899124
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Содержание:

    Введение 2

    Глава1.Теоретические основы изучения развития самосознания подростков.7

    1.1.Проблема развития самосознания подростков в зарубежной психологии. 7

    1.2.Взгляды отечественных психологов на проблему развития самосознания подростков. 13

    1.3.Особенности развития самосознания подростков. 21

    1.4.Условия и факторы, влияющие на формирование самосознания подростка. 30

    Глава2.Экспериментальное изучение развития самосознания у подростков. 39

    2.1.Организация и методика проведения исследования. 39

    2.2.Диагностика развития самосознания у подростков. 44

    2.3.Развитие самосознания в подростковом возрасте. 57

    2.4.Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие самосознания у подростков. 61

    Заключение. 70

    Литература. 71

    Приложение.

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования:

    Отрочество - возраст напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в такие глубины таинств человеческой психики, что порой дух захватывает от диапазона обра­зов, теснящихся во внутреннем мире потрясенного отрока.

    В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями законо­мерно возникают негативные образования и специфические психоло­гические трудности.

    Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе.

    Как и всякая установка, она включает в себя когнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный элемент ( самоотношение, самолюбие ) и оценочно-волевой (определенная самооценка). Самосознание – следствие длительного развития индивида,

    превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой.

    Становление самоопределения на прямую связана с формированием самосознания в подростковом возрасте. Развивающееся самосознание именно в отрочест­ве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе.

    Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. «Кто Я?» - основной вопрос возраста.

    Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное бу­дущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности.

    Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках самосознания, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта.

    Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие себе особенности с проявлением сверстников и взрослых.

    Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты са­мосознания взрослой личности.

    Наверное, ни один аспект психологии подросткового возраста не привлекал к себе такого большого внимания, какое в течение многих лет уделялось вопросам самосознания, самооценки и идентичности. Известно, что высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами Я-концепции, как реальное и идеальное Я, приводит к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. В 1890 году У.Джеймс посвятил феномену «Я» целую главу своей книги «Принципы психологии». В 1947 году К.Роджерс выступал перед Американской психологической ассоциацией с докладом о самооценке, а Э.Р.Хилгард продолжил развитие этой темы в 1949 году. Одна из наиболее значительных работ Э.Эриксона называется «Идентичность, юность и кризис». В ней автор говорит о важности задачи формирования идентичности.

    Очень велика связь Я-концепции с психическим здоровьем, взаимодействием личности с окружающими и социальной адаптацией, с успехами в учебе и т. д.

    По мнению В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха самосознание - как высший уровень развития сознания является основой формирования умственной активности и самостоятельности подростка в её суждениях и действиях.

    Б.Мещеряков, В. Зинченко считают, что самосознание - осознание подростком себя как индивидуальности.

    Б.М.Бим-Бад даёт определение, что самосознание – осознание, оценка подростком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности.

    А. В. Петровского, М.Г.Ярошевского утверждают, что самосознание - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная ,переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

    С.А.Кузнецов отмечает, что самосознание - полное понимание самого себя,своего значения , роли в жизни , обществе.

    Чеснокова И.И. даёт определение, что самосознание - переживание единства и спецефичности Я как существа, наделённого мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта).

    А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев утверждают, что самосознание - неотъемлемая сторона сознания, выражает данность субъективной реальности сознания самому субъекту.

    Актуальность исследования определяется рядом противоречий:

    1. между имеющимися потенциальными возможностями коррекции представлений о себе в подростковом возрасте и недостаточностью внимания взрослых к раннему проявлению заниженной или завышенной самооценки;

    2. между необходимостью последовательно развивать представление подростка о себе и недостаточной разработанностью специальных коррекционных программ для развития образа «Я» в образовательных учреждениях.

    Объект исследования: процесс развития личности в подростковом возрасте.

    Предмет исследования: особенности развития самосознания в подростковом возрасте.

    Цель исследования: изучить особенности развития образа «Я» в подростковом возрасте.

    Гипотеза исследования: оптимальное формирование образа «Я» у подростков обеспечивается при наличии следующих условий:

    -развитие самоуважения;

    -развитие уверенности в себе.

    Задачи исследования:

    1.Изучить проблему развития самосознания подростков в отечественной и зарубежной психологической науке.

    2.Выявить особенности развития самосознания и самооценки в подростковом возрасте.

    3.Развивать представление о себе у подростков.

    4.Осуществить анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие самосознания у подростков.

    Методологической основой исследования выступили:

    Концепция развития личности (И.С.Кон), теории развития личности (Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн),концепция развития самосознания (В.С.Мухина).

    Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, методы математико-статистического и качественного анализа данных.
    Конкретными методиками экспериментального исследования выступили следующие: « Шкала самоуважения Розенберга», «Экспресс-диагностика уровня самооценки», «Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для подростков (FPI)», Тест «Самооценка».
    Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

    На констатирующем этапе исследования выявляются уровни развития самооценки и самоуважения у детей подросткового возраста, а также показатели экстра- и интровертности и нейротизма.

    На формирующем этапе исследования организовывалась работа по развитию представлений о ценностях и о себе.

    На контрольном этапе исследования определялась эффективность проведённой формирующей работы, направленной на развитие представлений о ценностях и о себе.

    Экспериментальной базой исследования выступило МОУ Борисоглебская СОШ №10. В исследовании принимали участие дети подросткового возраста в количестве 39 человек.

    Практическая значимость исследования: материалы исследования могут использоваться в практике работы психологической службы образовательных учреждений.

    Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Работа содержит таблиц, диаграмм.

    Глава 1 .Теоретические основы изучения развития самосознания подростков
    1.1.Проблема развития самосознания подростков в зарубежной психологии
    Основоположником современных исследований в данной области стал американский психолог У. Джеймс (William James), опубликовавший в 1890 г. свою знаменитую книгу «Принципы психологии» (The Principles of Psychology). «Давайте начнем с самосознания в самом широком смысле и затем проследим его до самых тонких и интимных форм», – предложил он. Джеймс утверждал, что, хотя ощущение собственного «Я» может казаться целостным, оно имеет множество граней: от восприятия собственного тела до личных воспоминаний и далее, вплоть до осознания своего положения в обществе. Однако психолог признался, что не понимает, каким образом мозг рождает отдельные представления о себе самом и сплетает их в единое «эго». Он выделяет 2 формы самооценки (самоуважения): самодовольство и недовольство собой [1].

    Новый взгляд на индивида был предложен представителями символического интеракционизма Ч.Кули и Д.Мид.

    Ч.Кули первый указал на значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей как главного источника данных о собственном Я. “Я – каким – меня – видят - другие” и “Я - каким –я – сам -себя -вижу” достаточно сходны по своему содержанию.[39]Представления индивида о том , как его оценивают другие , существенно влияет на его “Я-концепцию.”В этом суть теории зеркального Я, которую Ч. Кули предложил в 1912г. Далее: зеркальное Я возникает в результате символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Следовательно, “Я - концепция” формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе взаимодействия, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли [29].

    Согласно позиции Д.Мид, у человека развивается способность реагировать на самого себя, формируется установка на себя, сообразная с отношением к нему окружающих. Иначе индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. “Человек ценит себя в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих”[39]. При этом именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования “Я - концепции” [39].

    При обсуждении того, что стоит за уровнем притязаний, представитель гештальтпсихологии Ф.Хоппе использует понятия “уровень Я”, самосознание или концепция Я. Первое понятие становится основным и отражает структуру, программирующую всю совокупность действий индивида, динамику выбора целей [4].

    М.Юкнат называет образование, программирующее уровень притязаний индивида, “самосознанием” [15].

    П. Блос попытался решить проблему окончания отрочества, он выделил 4 психологических критерия, позволяющих провести границу между типичными структурами подросткового и взрослого самосознания. Первый из этих критериев, то, что П.Блос называет «вторичным процессом индивидуализации в отрочестве». Его механизмы соотносимы с механизмом интроспекции первого объекта любви, образа матери, позволяющим ребенку сформулировать первое примитивное представление о самом себе и наметить первую грань между субъектной реальностью и внешним миром [5].Механизмы этих процессов вновь актуализируются во время переходного периода. Однако в это время будет найдена грань между двумя субъективными: представлением о себе и инториоризованными родительскими образами, что необходимо связать с отдельным или деидеализирующим объектом любви и что, согласно П.Блос, может вызвать такие разрушительные последствия для личности, как уход в свой внутренний мир и в асоциальное поведение. Второй критерий связан с «временной протяженностью» самосознания. Подросток впервые сталкивается с реальностью времени, необходимостью правильного опознавания своего прошлого и составлением планов на будущее. Экзистенциональная тревога, связанная с этим новым опытом, впервые сталкивает его с трагическими аспектами бытия. Отныне юноша осознает «остаточные травмы», отмеченные наружными шрамами ностальгии и навеки утерянными детскими иллюзиями, являющимися не чем иным, как личной драмой каждого человека [5].

    Согласно П.Блосу, этот длительный процесс становления взрослого самосознания, завершается формированием половой принадлежности. Это понятие отлично от той «родовой принадлежности», которая была сформирована ранее, когда ребенок столкнулся с необходимостью принятие телесного образа «я» определенного пола. Это наиболее общий процесс, ибо он включает в себя интеграцию неадекватных (мужских или женских) составляющих родовой принадлежности в рамках новой психической структуры – я – концепции, что ведет к новому, постепенному отказу от инвариантных привязанностей и к формированию характерных для взрослого стабильных личностных отношений [34].

    Представитель биогенетической теории – немецкий философ, психолог Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского (у девушек с 13 до 19 лет, у мальчиков с 14-ти до 21-го года). Первая фаза этого возраста – собственно подростковая – ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Он разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Он описал три типа развития отрочества: первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как «второе рождение», в итоге которого возникает новое «Я». Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной жизни. Третий тип – процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя [18].

    Согласно Ж.Пиаже, основателю женевской школы генетической психологии, эта стадия наступает после 12 лет, когда подросток становится способным провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Подростки могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и т. д. То есть именно на этой стадии становится возможным размышление о себе. Подростки собирают информацию о себе: мнения других людей, сами делают выводы о своих способностях, о своей привлекательности. Опираясь на эту информацию, подростки формируют представления о себе, а затем проверяют через взаимодействие с другими людьми. Подростки ориентируются на свои идеалы (или идеалы других людей) и часто сравнивают себя с ними [41].

    В гуманистической психологии (К.Роджерс) предлагается теория личностно центрированного консультирования, в которой по-своему рассматривал процесс формирования самосознания. К.Роджерс отмечал, что чтобы получить адекватное представление о реальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса. Он подразумевает рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации (стремление развития своих способностей с целью поддержания самого себя и расширения границ своего «Я»). Личностно центрированная теория различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается как реальное организмическое «Я». Я-концепция людей - это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». На начальном этапе Я-концепция формируется в основном на личном опыте индивида. Также люди разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я». Я-концепция включает как восприятие людьми самих себя, так и изменяющиеся положительные и отрицательные оценки, связанные с восприятием самих себя. Оценки, в основе которых лежит скорее мнение других, чем собственный организмический оценочный процесс, К.Роджерс назвал условиями ценности [17].

    Таким образом, согласно личностно-ориентированной теории, у людей существует два процесса оценки: организмический процесс и интернализация оценок других людей (условия ценности).

    Психологи считают, что полное развитие личной идентичности невозможно до достижения подростком стадии формальных операций в своем когнитивном развитии [49].

    В. Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации подростком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека [16].

    Р. Стренг выделила 4 основных аспекта Я:

    -общая Я-концепция - представление о своей личности и восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире:

    -индивидуальные временные или переходные Я-концепции - концепции, зависящие от настроения, ситуации и т. п.;

    -социальная Я-концепция - представление о том, что о человеке думают другие люди;

    -идеальная Я-концепция - то, каким подросток хотел бы стать.

    Эти представления могут быть заниженными, завышенными или реалистическими. Реалистические приводят к принятию самого себя, психическому здоровью, достижению целей [49].

    Самосознание развивается постепенно. Детям требуется значительное время, чтобы обрести устойчивое понимание того, кто они такие. Либерман утверждал, что в концепции своего «Я» имеются противоречия, которые ребят вовсе не беспокоят. Малыши не говорят себе, что каждый из них все еще та же самая личность [3].

    Д. Либерман и его коллеги заинтересовались, удастся ли им с помощью методов визуализации мозга проследить изменение концепции «Я» у детей. Они начали изучать группу 9-летних школьников и запланировали проводить томографическое исследование каждые 18 месяцев до тех пор, пока им не исполнится 15 лет. Учёные просили ребят думать отдельно о себе и о Гарри Поттере. И тем временем сравнивали активность мозга при каждом из заданий, а затем сопоставили результаты с теми, что были получены в ходе экспериментов с участием взрослых. Д. Либерман замечает, что мозг 10-летних ребят проявляет такую же активацию медиальной префронтальной коры, что и у взрослых. Однако у взрослых начинает работать и другая область, называемая предклинье. У детей же, когда они размышляют о себе, эта область активируется меньше, чем когда они думают о Гарри Поттер. Д. Либерман подозревает, что у подростков эта сеть лишь начинает действовать. Весь механизм у них готов к работе, но они в отличие от взрослых еще не пользуются им в полной мере [3].

    Таким образом, самосознание подростка можно определить как отношение личности к себе, оценивание личностью самой себя, ее мысли и мнения о себе, сформированные на основе жизненного опыта и оценок других людей. Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Основными функциями самосознания считаются: развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта