Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3. Особенности развития самосознания подростков

  • 1.4. Условия и факторы, влияющие на формирование самосознания подростка

  • Выводы по первой главе: 1

  • особенности развития самосознания у подростков. Методический материал _Особенности развития самосознания подрост. Теоретические основы изучения развития самосознания подростков. 7


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеТеоретические основы изучения развития самосознания подростков. 7
    Анкорособенности развития самосознания у подростков
    Дата22.01.2023
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодический материал _Особенности развития самосознания подрост.doc
    ТипРеферат
    #899124
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    1.2 .Взгляды отечественных психологов на проблему развития самосознания подростков
    Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович , А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих.

    Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием [42].

    Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии.

    Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок.

    В отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта действий и переживаний и складывается эмоционально - ценностное отношение [27].

    Возникновение самосознания, по Л.С.Выготскому, означает переход к новому принципу развития к овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения в целом. Л.С. Выготский определяет самосознание как социальное сознание, перенесённое внутрь. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С.Выготский , зависит от культурного содержания среды. Он делает акцент на «физиологическом» уровне самосознания. Л.С. Выготский предлагает внести модификации в экспериментальные психологические методики ,построенные на интроспекции ,в частности обращает внимание на то ,что мысленные реакции испытуемого имеют не меньшее значение, чем вербальные. Представляется чрезвычайно важным замечание Л.С. Выготского о том, что механизм познания себя и познания других один и тот же [10].

    Слова учёного свидетельствуют о понимании им самосознания как процесса субъективного, феноменологического ,в отличии от «бытийного» качества сознания. Л.С. Выготский предполагает наличие двух основных источников развития самосознания. Первым является собственная практическая деятельность подростка, а вторым – общение, в процессе которого происходит интериоризация личностью системы социальных взаимосвязей [10].

    А.Н. Леонтьев писал, что “личность рождается дважды: первый раз когда у ребёнка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинённость его действий ,второй раз когда возникает его сознательная личность.”А.Н. Леонтьев подчёркивал ,что проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе , самосознание-это осознание себя в системе общественных отношений. Однако А.Н. Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности «,расценивал в целом как «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа» [25].

    Д. Б. Элькониным рассмат­ривается подростковая тенденция к взрослости — стремле­ние казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит от­клика у окружающих. В то же время встречаются подростки и с неярко выраженной тенденцией — их претензии на взрослость проявляются эпизодически, в отдельных небла­гоприятных ситуациях, при ограничении их свободы, самостоятельности [20].

    Видные русские психологи А. Галич, А. Потебня, И.М. Сеченов и другие рассматривали развитие самосознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание подростка своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется им в одно и то же время, то есть человек сразу выступает и как «Я», и как «не Я».

    Исходя из рефлекторной природы психики, И.М. Сеченов сформулировал свою концепцию самосознания. Он считал, что человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями, другие идут как бы изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенных темных чувствований. А.Галич, А.Потебня, И.М. Сеченов рассматривая субъект и объект в единстве, утверждают, что сознание возникло сразу в двух своих формах – в форме предметного сознания и самосознания [44].

    В истории философии и психологии изложены различные точки зрения относительно самосознания личности, его структурных компонентов, которые представлены в работах А.В. Петровского, Е.Т. Соколовой, И.И. Чесноковой и др.

    А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный компонент Я-концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости [36].

    Личностный подход к изучению особенностей самосознания разрабатывался Е.Т.Соколовой. По ее мнению самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного[25]. В связи с этим, она считает, что в структуре самосознания необходимо различать 3 компонента - когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоционально-ценностное отношение, самооценка) и поведенческий, которые имеют относительно независимую логику развития, однако, тесно взаимосвязаны [21].

    Психологический анализ самосознания, как считает И.И.Чеснокова, обязательно включает вопрос о структуре самосознания. В качестве одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание самосознания как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности. В её теоретическом исследовании указывается на наличие двух уровней самопознания: низшего - «Я и другой человек» - и высшего - «Я и Я». Специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения «с той мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует» [49].

    Характеризуя подростковый возраст, Л.И.Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счёте к той жизненной позиции ,с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь [22].

    Большинство авторов выделяют в самосознании два основных компонента: когнитивный и эмоциональный (М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова).

    И.С. Кон отмечает, что периодом возникновения сознательного «я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст [18].

    И.С. Кон включает в структуру самосознания 4 компонента: сознание своей тождественности, сознание собственного “Я”, осознание своих психических свойств и определенную систему социально - нравственных самооценок.

    Л.Д. Олейник говорит о шести компонентах структуры самосознания: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль, самокритичность, саморегуляция.

    Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В.Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: оргазмический, индивидуальный и личностный [36].

    Оригинальную концепцию структурирования самосознания предложила В.С.Мухина. Согласно этой концепции самосознание развивается внутри следующей исторически сложившейся и социально обусловленной структуры: имя собственно плюс личное местоимение (за которыми стоят физический облик и индивидуальная духовная сущность человека); притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); долг и права личности [2].

    А.Г. Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание -конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней» [44].

    Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «я» [44].

    Исследования Е.И.Савонько, посвящённые выявлению возрастного диапазона преобладания ориентации на самооценку в мотивах поведения детей по сравнению с ориентацией на оценку, показали, что наиболее значительный сдвиг от ориентации на оценку к ориентации на самооценку происходит в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте мотивационное значение рассматриваемого образования настолько повышается, что при возникновении конфликта между требованиями, идущими от самооценки, и стремлением к желаемой оценке преобладающим мотивом поведения оказывается оценка себя [ 12].

    О.К.Тихомиров предлагает рассматривать в самосознании 2 компонента - образный (“Я - образ”, образ себя) и понятийный (“Я - концепция”, знание о себе) [32].

    По мнению Г.В.Бороздиной, внутри самосознания имеются некоторые образования, подструктуры, которые не следует смешивать: образ себя, самооценка и отношение к себе- это разные элементы , имеющие свою самостоятельную природу, сущность .В целом самосознание есть отражение в сознании персоны его носителя, данного субъекта [46].

    Исследования содержания образа Я, проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый более высокий уровень [36].

    Л.Д. Столяренко, выделяя критерии самосознания, определил и его структурные компоненты в виде: осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я; осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я); познавательные когнитивные представления о себе; эмоциональное, чувственное представление о себе [45].

    Нет такого исследования старшего подросткового возраста, в котором не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе (социальной позиции), но в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом [8]. Специфика эта, помимо всего прочего, заключается также и в том, что, как справедливо отмечал еще П.П. Блонский, с каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого. Кроме того, меняются также его содержание и средства. В старшем раннем юношеском возрасте таким адресатом становится общество в целом; юноша выходит на общение с обществом (шире - с миром человеческой культуры) напрямую [8].

    Так, в работах Д.И. Фельдштейна показано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. «Узловым рубежом» в социальном развитии личности является занятие подростком позиции «Я и общество» [47]. Содержательно это означает, что на этом уровне подростком решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и через общество. А это, как мы показали, возможно, только в области ценностей и смыслов. Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения.

    Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р. Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении [47].

    В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения.

    Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого «я».

    Потребность в смысле жизни, считает К. Обуховский, образует тот «узел», который позволяет подростку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, во-вторых, помогает подростку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни [13].

    В сфере самосознания существуют половые различия. Это связано с тем, что скорость полового созревания у мальчиков и девочек различна (у девочек развитие опережает юношей примерно на 2 года) [43]. Если судить по самоописаниям, в 14-15 лет девочки гораздо больше озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике. Это подтверждается сравнением дневников юношей и девушек. Девушки раньше начинают вести дневники – это, как правило, описание собственных чувств и переживаний, сплошной разговор с собой и о себе. Юношеские дневники более разнообразны и предметны [11].

    Таким образом, развитие самосознание - центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст «критическим периодом формирования самосознания». Научные исследования позволили выработать и обосновать целостную теоретическую и экспериментальную парадигму исследований самосознания и обусловили новые возможности для научных исследований в данном направлении. При формировании самосознания подросток, в первую очередь, начинает осознавать, что он отдельный индивид, отличающийся от других особенностями своей личности. Это понимание начинает формироваться еще в раннем детстве.
    1.3. Особенности развития самосознания подростков

    Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. До подросткового возраста свои отличия от других привлекали внимание ребенка только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его 'я' практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на несколько значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной [28]. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций делает его активным в рефлексии, а также активизирует чувство своей особенности, непохожести на других, что вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества. Развитие самосознания, как и любого сложного психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» [28].

    В литературе, посвященной «Я-концепции», можно найти два ее развернутых определения. Первое определение принадлежит К.Роджерсу (1951). Он утверждает, что «Я-концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это – сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем [39].

    Во втором определении, принадлежащем Л.Р.Стейнсу (1954), Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести [39].

    Подростковый возраст - это не только период физического становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение теории самого себя.

    Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная Я-концепция. Выделяют 6 различных Я:

    -реальное Я человека;

    -собственное Я в представлении самого человека;

    -его Я в представлении других людей;

    -представления человека о том, что о нем думают другие;

    -представления о том, каким ему хотелось бы стать;

    -представления о том, каким его хотели бы видеть другие.

    Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во- вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной [40].

    П.Мак-Кэндлес (1967) рассматривает Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны [18].

    Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объек­тивно не может включиться во взрослую жизнь, но стре­мится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще все­го — во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить враз­валку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно — новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмо­ции по поводу имеющихся расхождений [22].

    Чувство взрослости, являясь особой формой самосозна­ния, не жестко связано с процессом полового созревания. Можно сказать, что половое созревание не становится ос­новным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и тре­бует от окружающих признания этого факта [30].

    Как проявляется чувство взрослости подростка? Преж­де всего, в желании, чтобы все — и взрослые и сверстни­ки — относились к нему не как к маленькому, а как к взрос­лому. Он претендует на равноправие в отношениях со стар­шими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые сторо­ны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, иногда учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то при­страстие к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на нео­добрение окружающих. Поскольку в подростковом возрас­те все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ре­бенок будет столь же эмоционально [22].

    Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образа Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей [22].

    Развивающееся самосознание в отрочестве определяет духовную работу в отношении определения «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои лич­ностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоя­тельно отстаивать свои убеждения [20].

    Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребёнка к собственным недостаткам. Желательный образ ”Я” у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей [20].

    В разных культурах отроки испытывают разные по содержанию проблемы, связанные с телесным развитием. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит подросток. Части тела могут быть приняты как «хорошие» в той мере, в какой это дозволяется культу­рой.

    Телесное сознание отражает конфликт исторического, культур­ного отношения к телу. В сознании подростка могут быть «беспо­коящие области», заставляющие его испытывать смущение одно­временно с затаенным интересом к ним. Об этом писал еще Н. Бер­дяев в своем «Самопознании».

    Сегодня среди российских подростков существует многообразие типов с определяющейся идентичностью: тип законопослушный, ори­ентирующийся на нормативность и самоограничение; тип отчужден­ный, ориентирующийся на интеллектуальную и социальную незави­симость; тип агрессивно отчужденный, ориентирующийся на утвер­ждение себя через нарушение нормативности и др.

    Так же особое значение для подростка обретает его лицо. Отроки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем это делают дети. «Кто Я?» «Какой Я?» «Какова мера моей привлекательности?» - посто­янно задаваемые вопросы. Подросток внимательно рассматривает свое изменившееся лицо: волосы, брови, лоб, нос, глаза, губы, подбородок. Все подвергается ревизии, которой сопутствуют тревога, неуверенность в себе и одновременно надежда на свою привлекательность [20].

    Подростки проходят сложные социальные инициации в отношении своего имени. Депривируя ценностное отношение к именам друг дру­га, подростки «круто» отстаивают свое право на приемлемое обраще­ние к себе по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения. Соответствующее обращение по имени есть показатель социального признания, которое проще регу­лировать, чем другие притязания.

    Притязания на признание в отрочестве направлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. В этом возрасте обострена потребность в признании «самости» (уникальности) при психологической зависимости от сверстников, поэтому эффективно подросток соединяет эгопозицию «Не путайте меня с другими» и кон­формную позицию «Мы - группа сверстников» - ведь общение со свер­стниками выступает как потребность и значимая деятельность [22].

    Считается, что способность старших подростков реконструировать личностные качества основывается на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности - абстрагирования.

    Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, цельность образа Я, усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность к абстрагированию. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития [29].

    Развитие самосознания ребёнка находит своё выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние ”детские мотивы”, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, взрослые ”мотивы”, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития [29].

    Данные об устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе она, как и устойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с возрастом увеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от случайных, ситуативных обстоятельств. Однако в подростковом возрасте самооценки иногда меняются очень резко.

    В подростковом возрасте масштаб самооценок заметно укрупняется: «внутренние» качества осознаются позже «внешних», зато старшие придают им большее значение. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом [20].

    Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом «значимых лиц» [50].

    Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного Я оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Подростки-мальчики считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девочки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность [22].

    Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми [22].

    Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.

    Расхождение Я-реального и Я-идеального образов - функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков расхождение между реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями [20].

    В подростковом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя, своего Я - они сменяются «извне вовнутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т. п. Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение» [9]. Именно сейчас на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.

    Особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я и идеального Я. По мнению И.С.Кона это несовпадение вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития [20].

    Как отмечает Р. Бернс, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя [23]. Применительно к Я-концепции три главных элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

    когнитивная составляющая установки - образ Я представление индивида о самом себе.

    Эмоционально-оценочная составляющая - самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

    Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

    Отрочество - возраст противоречивых состояний, мотивов, ценно­стных ориентации и поступков [48]. Максимализм и лабильность полярных позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях под­ростков: от глубинной идентификации с другим (человеком или жи­вотным, растительным и прочим миром) к резкому отчуждению от других; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до суици­дальных попыток. Все эти позиции могут преломляться в сознании подростка и как условия реализации его притязаний на признание [22].

    Таким образом, можем говорить о том, что самосознание подростка обладает определенными особенностями. К таким особенностям в первую очередь относятся: способность рассуждать абстрактно, логически, по аналогии, изменение содержания самоописаний и т.п.

    1.4. Условия и факторы, влияющие на формирование самосознания подростка

    Приступая к исследованию процесса социализации личности подростка, психолог исходит из того, что ребенок родился в социальной группе - семье, которая не только должна обеспечивать его органические потребности, но и передавать ему все культурное наследие, аккумулированное ею на протяжении многих поколений. В такой семье, где существует дефицит родительской любви, дети не получают необходимого положительного заряда, отчего становятся пассивными и неуверенными, агрессивными и беспокойными. Неудовлетворенность отношениями в семье обычно компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, которая постепенно становится особо значимой для подростка в освоении социальной жизни. Он усваивает нормы и ценности такой группы, зачастую асоциального характера. Это сильно сказывается и на самосознании подростка, в частности, на его когнитивном компоненте [14].

    Прежде чем принимать какие-либо меры, необходимо провести глубокую диагностику рассматриваемого феномена. Психологическая работа с подростками строится, опираясь на результаты диагностики.

    При помощи различных методов исследования можно изучить самосознание подростков. Cуществуют различные условия и факторы, влияющие на формирование самосознания подростка.

    Роль физических изменений в самосознании подростка: Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического “Я” - представление о своем телесном облике [31].

    Благодаря бурному росту и перестройке организма, резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”.

    Представление о своей внешности не случайно занимает важное место в самосознании подростка. Рисуя словесный портрет, подросток значительно чаще, чем младшие дети и взрослые люди, включает в описание черты своей внешности. Это объясняется тем, что черты взросления ярче всего проявляются у подростка в изменении его телесного облика [13].

    Таким образом, физические изменения играют большую роль в становлении самосознания подростков. От самооценки физических изменений будут в дальнейшем зависеть многие аспекты самосознания.

    Роль мышления в становлении самосознания:

    Главную роль играет развитие мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний. Возникающие здесь новообразования являются существенными для понимания тех изменений, которые происходят в сознании и личности детей подросткового возраста.

    Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. А это означает закономерную перестройку и самого сознания. Становясь доминирующей функцией, мышление начинает определять работу и всех других функций сознания, интегрируя их для решения стоящих перед субъектом задач.

    Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е.овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений, т.е. он овладевает умением рассуждать в собственно теоретическом плане [32].

    Возникновение и развитие теоретического мышления, опирающегося на научное понятие, служит источником для многих изменений в психике школьника, наиболее полно выраженных в период подросткового возраста. Оно позволяет подростку овладевать новым содержанием, формирует новый тип познавательных интересов, порождает более широкий взгляд на мир и - что, самое главное, приводит к возникновению рефлексии - умению “направить мысль на мысль”, а также на познание своих собственных психических процессов и всех особенностей своей личности. Это и определяет формирование у него нового самосознания [32].

    Таким образом, физические изменения и изменения, происходящие в психике, активизируют у подростка интерес к себе, стимулируют появление новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения под которыми он себя рассматривает.

    Роль социальных факторов в развитии самосознании подростка:

    Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.

    Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности [2].

    Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором - строгость и наказание.

    Ослабление же родительского внимания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела [2].

    Таким образом, существует два наиболее распространенных стиля семейного воспитания - демократичный и авторитарный.

    Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

    Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов.

    Часто возникают конфликты при их отношении к подростку как к маленькому ребенку, игнорируют его потребность в самостоятельности. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт. Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

    Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностями в общении со сверстниками [12].

    Как известно, переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей, возникновение у подростка чувства взрослости, стремление к самостоятельности. И очень важно, чтобы родители в этот трудный для их детей период смогли перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.

    На самосознание подростков оказывают влияние взрослые не только в лице родителей, но и в лице учителей.

    В начале подросткового возраста это влияние усиливается, так как при переходе в пятый класс появляется новый состав учителей, разных по стилю, требованиям. Подростку очень трудно быстро адаптироваться к новой обстановке.

    Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его понимании тот, кто всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда не нарушает дисциплину на уроках. В противоположность образцу школьника, идеального во всех отношениях, существует другой: ленивый, пассивный, непослушный, враждебно настроенные к школе и к учителю [23].

    Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к оценке взрослыми отдельный качеств его личности, интеллекта, способностей.

    Он отличается большой ранимостью и часто болезненной реакцией на любые критические замечания по отношению к нему. Иногда критические замечания попадают на почву неуверенности к себе, в своих возможностях и способностях. Подобные ситуации вызывают сильные переносимые только в себе аффективные переживания в виде обиды и тоски, к потере уверенности в себе.

    Эти переживания в виде перечисленных выше аффектов, возникшие в момент обостренной эмоциональности могут скрыто сохраниться у подростков и в дальнейшем стать одним из устойчивых состояний их психики [23].

    Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это чувство проявляется в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. У подростка появляется потребность быть самостоятельным, значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличная от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению. Подросток начинает претендовать на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою “взрослую” позицию. Чувство взрослости проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей [34].

    Чувство взрослости влечет за собой стремление быть похожим на старших, причем приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Новая позиция проявляется в разных формах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.

    Также чувство взрослости выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы [34].

    Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права.

    Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Общение со сверстниками в подростковом возрасте выделяется в совершенно особую деятельность, предметом которой является другой человек, познание этого человека, а также познание самого себя в сравнении с ним.

    Наряду с родительским домом школа – важнейшая инстанция социализации [36]. Школьный класс - важнейшая группа принадлежности подростка.

    Подросток вступает в определенные личные отношения со сверстниками. Эти отношения основываются на чувстве симпатии и антипатии. Кроме того, личные отношения могут основываться на общности интересов, суждений, взглядов. Статус подростка в системе личных отношений является для него очень значимым и оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Отсутствие близких товарищей отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии подростка, порождая глубокие переживания, например чувство одиночества, неверие в себя и т.п. Неблагоприятное положение в классном коллективе - одна из главных причин преждевременного ухода детей из школы [36].

    Таким образом, группа сверстников лишь тогда является благоприятной для ребенка средой, когда статус его достаточно высок. Место в системе отношений зависит от различных черт характера школьника, в том числе и от таких, как общительность, способность понять другого, быстро ориентироваться в сложившейся обстановке.

    Помимо школьного класса, подросток является членом референтной группы, то есть той группы, которая отвечает его возрастным потребностям.

    Подростковые группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение - не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установление новых человеческих контактов. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

    Часто референтные группы подростков характеризуются определенной манерой поведения, отличающей ее от взрослых и обычно относимой к признакам субкультуры. Субкультурой называют культуру относительно мелких групп, характеризующуюся рядом присущих только им особенностей. Субкультура подразумевает, как правило, собственные нормы, нравы и привычки, нередко противоречащие господствующим в обществе.

    Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. В возрастной психологии идеал - это нравственный образец, эталон, который служит мотивом преобразовательной деятельности субъекта. Л.С. Выготский считает, что идеал подростка - это его зона ближайшего развития.

    Большинство психологов считают, что формирование устойчивых идеалов начинается в младшем подростковом возрасте в форме конкретного идеала. Этот идеал характеризуется тем, что он отражает не столько качества личности, сколько типичные обобщенные поступки, в которых эти качества проявляются.

    Таким образом, подросток выделяет преимущественно внешние качества идеала, а внутренние не отделяет от его действий и поступков [49]. Идеал младших подростков характеризуется еще и тем, что многие подростки находят наиболее привлекательные для себя образцы среди сверстников. Преимущественное равнение на сверстника определяется не только тем, что товарищ ближе и понятнее, но и тем, что он может помочь советом и делом [36]. В подростковом возрасте идеал начинает выступать в качестве достаточно сильного мотива поведения.

    Выводы по первой главе:

    1.Самосознание подростка можно определить как отношение личности к себе, оценивание личностью самой себя, ее мысли и мнения о себе, сформированные на основе жизненного опыта и оценок других людей.

    2. Основными функциями самосознания считаются: развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобрзования природы и общества.

    3. Развитие самосознание - центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст «критическим периодом формирования самосознания».

    4. При формировании самосознания подросток, в первую очередь, начинает осознавать, что он отдельный индивид, отличающийся от других особенностями своей личности. Это понимание начинает формироваться еще в раннем детстве.

    5.Подросток выделяет преимущественно внешние качества идеала, а внутренние не отделяет от его действий и поступков. В подростковом возрасте идеал начинает выступать в качестве достаточно сильного мотива поведения.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта