Главная страница

Культурология... (1). Исследованием культуры в контексте социальных процессов, рассматриваемых как существенные факторы культурных изменений занимается


Скачать 207.26 Kb.
НазваниеИсследованием культуры в контексте социальных процессов, рассматриваемых как существенные факторы культурных изменений занимается
Дата10.01.2022
Размер207.26 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология... (1).pdf
ТипИсследование
#327470

Компаративный метод культурологического исследования заключается в:
1) сравнительном анализе двух и более культур
2) моделировании функционирования культурного явления
3) построении типологии культур
4) обнаружении историко-культурной закономерности
Культурная антропология изучает:
1) процессы адаптации человека к окружающей культурной среде
2) развитие теоретических представлений о культуре
3) изменение культурных потребностей и целей человека в условиях урбанизации
4) политическое и духовное обеспечение реализации культурны программ

Исследованием культуры в контексте социальных процессов, рассматриваемых
как существенные факторы культурных изменений занимается:
1) социологии культуры
2) культурологии
3) философии культуры
4) культурной антропологии
Отраслью(лями) культурологического знания, изучающей(ими) этническую
культуру являются:
1) культурная антропология, этнография
2) социология культуры, этнопсихология
3) филология и лингвистика
4) философия культуры
Философское знание о культуре:
1) сравнивает и описывает все существующие культуры
2) выявляет функциональные знания между элементами культуры
3) выявляет сущность и смысл культуры, ценность ее элементов
4) исследует традиционную культуру и ее элементы


Исследованием процессов функционирования культуры в обществе занимается:
1) философия культуры
2) культурная антропология
3) культурологии
4) социология культуры
Проблема человека как субъекта культуры входит в предметное поле:
1) истории культуры
2) социологии
3) философии культуры
4) культурной антропологии
Культурология как наука НЕ изучает:
1) ценностно-смысловой аспект человеческой деятельности
2) нормативно-регулятивный аспект человеческой деятельности
3) генетический аспект человеческой деятельности
4) знаково-коммуникативный аспект человеческой деятельности
Онтология культуры – это:
1) эмпирическое описание культуры
2) сравнительный анализ культуры
3) фундаментальные принципы и концепции бытия культуры
4) способы поведения в различных социокультурных ситуациях
Фундаментальная культурология:
1) изучает общие закономерности протекания социокультурной жизни
2) разрабатывает основы государственной, социальной и культурной политики
3) изучает человека как субъект культуры

4) процесс возникновения и функционирования культуры
Прикладная культурология занимается:
1) описанием и интерпретацией культурных событий
2) изучением и формированием принципов и технологий управления культурными процессами
3) анализом семантики культурных объектов
4) познанием объективных закономерностей развития культурных явлений

Под культурологией понимают:
1) область научного знания, включенную в философию
2) социологическую дисциплину о динамике развития мировой культуры
3) отдельную отрасль научного знания о культуре
4) совокупность знаний о социальных и объектах
Термин «Культурология» для обозначения особой дисциплины, изучающей
культуру как «самостоятельную упорядоченность феноменов», - предложил
использовать:
1)отечественный исследователь 1980 гг. Ю. Лотман
2)лауреат Нобелевской премии В. Освальд в начале ХХ
3)автор книги «Первобытная культура» Э. Тайлор
4) американский антрополог Л. Уайт в 1960гг.
Изучение человека как носителя культуры является задачей:
1) прикладной культурологи
2) исторической культурологи
3) социальной культуры
4) культурной антропологии
Социология культуры изучает:
1) строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами,
институтами и пр.
2) социально-экономические процессы
3) конкретно исторические условия осуществления социальных процессов
4) динамику социальных организмов
Субъект культуры – это :
1) человек, поступки и действия которого определяются не только природными и социальными зависимостями, но и осознанным выбором
2) тот, кто хорошо знаком с чужими культурами
3) тот, кто хорошо знает свою культуру
4) человек, который методично следует традициям своей культуры
Культура, основанная на территориальном единстве, единстве политики,
идеологии и экономики, называется:
1) кровнородственной
2) этнической
3) популярной
4) национальной
Школы, вузы, библиотеки, спорткомплексы, музеи – это:
1) субъекты культуры,
2) культурные универсалии
3) компоненты культуры
4) институты культуры
Контркультура – это :
1) культура, ориентированная на нормы и ценности избранной части общества,
обладающей высоким социальным статусом и интеллектуальным превосходством над массой
2) культура определенной группы людей, обладающая своими стандартами поведения и нравственными норами, противоположными общепринятым в данном обществе
3) культура определенной социальной группы, являющейся самостоятельным
образованием в рамках доминирующей культуры
Субкультура – это:
1) культура, ориентированная на нормы и ценности избранной части общества,
обладающей высоким социальным статусом и интеллектуальным превосходством над массой
2) культура определенной группы людей, обладающая своими стандартами поведения и нравственными норами, противоположными общепринятым в данном обществе
3) культура определенной социальной группы, являющейся самостоятельным образованием в рамках доминирующей культуры
Элитарная культура – это:
1) культура, ориентированная на нормы и ценности избранной части общества,
обладающей высоким социальным статусом и интеллектуальным превосходством над массой
2) культура определенной группы людей, обладающая своими стандартами поведения и нравственными норами, противоположными общепринятым в данном обществе
3) культура определенной социальной группы, являющейся самостоятельным образованием в рамках доминирующей культуры
К социальным институтам культуры принадлежат:
1) рынок, бизнес, менеджмент
2) правительство, система законодательства
3) школы, театры, университеты
4) правила этикета, принятые в обществе
Сторонникам разделения культуры на элитарную и массовую являлись:
1) П. Сорокин, А. Тойнби, Г. Парсенс
2) А. Кардинер, М. Мид, Р. Бенедикт
3) Ф. Ницше, Т. Элиот, Х. Ортега – и – Гассет
4) Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Г. Спенсер
Под морфологией культуры понимают:
1) процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры
2) период стагнации культурного развития
3) внутреннюю структуру культуры, её организационно – функциональное строение
4) детерминированное строение человека
Культура конкретного исторически определенного общества, обладающая
специфическими чертами, называется:
1) глобальной
2) корпоративной
3) локальной
4) массовой
Концепцию массового общества и массовой культуры, противостоящих духовной
элите и элитарной культуре выдвинул:
1) О. Шпенглер
2) П. Сорокин
3) А. Тойнби
4) Х. Ортега-и-Гассет
Культура, создаваемая профессиональными творцами для привилегированных
групп общества, называется:
1) массовой
2) коммерческой
3) элитарной
4) национальной
Глобальная культура характеризуется:
1)укреплением традиций
2)сохранение культурной самобытности этносов
3)нивелированием культурных различий этносов и регионов
4)усилением культурных этносов и регионов
Духовная деятельность человека, порождающая нечто качественно новое,

характеризующееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью:
1) схематичность
2) самодеятельность
3) изобретательность
4) творчество
Культура социальных или демографических слоев, воплощающая различие в
образе жизни, мышлении, поведении большинства называется:
1) антикультурой
2) культурой молчаливого меньшинства
3) контркультурой
4) субкультурой
Культура, базирующаяся на письменной традиции, профессиональной
литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при
этом этническую самобытность, называется:
1)потребительской
2)популярной
3)национальной
4)массовой
Нежелание человека идентифицировать себя ни с культурой этнического
большинства, ни с культурой этнического меньшинства приводит к :
1) культурной ассимиляции
2) культурной сепарации
3) культурной интеграции
4) культурной маргинализации
Укажите правильную хронологическую последовательность существовавших в
истории форм этнических общностей:
1) род, племя, народность, нация
2) нация, род, народность, племя.
3) племя, народность, нация, род
4) народность, племя, род, нация.
Прогностическая функция культурологи заключается в:
1) объединении народа, социальной группы, государства на основе единых взглядов,
убеждений, ценностей
2) формировании условий и средств человеческого общения
3) определении перспектив и возможных путей развития культурных процессов
4) воспроизведении культурной системы изнутри
Под воспроизводством культуры понимают:
1) усвоение культурного опыта
2) изменчивость культурных явлений
3) процесс адаптации способов обмена информацией к новым условиям
4) трансляцию культуры посредством социализации и инкультурации молодого поколения
Словосочетанием «вторая природа» принято обозначать:
1) общество
2) культуру
3) технику
4) образование
В переводе с латинского слово «culture» означает:
1) сфера духовного творчества, искусство
2) комплекс, ценностей, норм, знаний
3) уровень развития общества, творческих сил и способностей человека
4) возделывание, культивирование почвы
Деятельностный подход определяет культуру как:
1) совокупность лучших творений человека, высших духовных ценностей
2) способ взаимодействия человека со средой
3) социальную информацию, сохраняемую и накапливаемую с помощью создаваемых людьми знаковых средств

Ценностный подход определяет культуру как:
1) совокупность лучших творений человека, высших духовных ценностей
2) способ взаимодействия человека со средой
3) социальную информацию, сохраняемую и накапливаемую с помощью создаваемых людьми знаковых средств
Информационный подход определяет культуру:
1) как совокупность лучших творений человека, высших духовных ценностей
2) как способ взаимодействия человека со средой
3) как социальную информацию, сохраняемую и накапливаемую с помощью создаваемых людьми знаковых средств
Структурный элемент культуры, предписывающий поступки и действия,
позволяющие жить в соответствии со своей культурой:
1) ритуал
2) норма
3) ценность
4) понятие
Элемент структуры культуры, определяемый Т. Парсонсом, как представление о
желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы:
1) норма
2) понятие
3) традиция
4) ценность
Семиотический подход к изучению культуры обращает особое внимание на:
1) символы и знаки
2) движущие силы
3) нормы и санкции
4) социальные функции
Понимание культуры как образа жизни, которому следует община или племя,
как совокупности стандартизированных верований и практик,
сформулированное антропологом К. Уислером можно отнести к :
1) психологическому определению культуры
2) историческому определению культуры
3) структурному определению культуры
4) нормативному определению культуры
Если рассматривать культуру как символическую систему человеческой
деятельности, то религию можно рассматривать как систему:
1) сакральных смыслов
2) художественных смыслов
3) вымышленных смыслов
4) мифологических смыслов
Ритуалы – это:
1) нормы и правила поведения
2) санкции за нарушение традиционных установлений
3) жесткие программы поведения, которые функционируют в сакральном центре культуры
4) правила, регулирующие поведение человека в обыденной жизни.
«Язык» как семиотическое явление– это:
1) деятельность говорящего или пишущего с целью взаимодействия с другими членами языкового сообщества
2) знаковая система, служащая средством психической деятельности, человеческого общения, способом хранения и трансляции информации от поколения к поколению
3) знаковая система фиксаций мысли, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние
«Письмо» как семиотическое явление –это:
1) деятельность говорящего или пишущего с целью взаимодействия с другими членами языкового сообщества
2) знаковая система, служащая средством психической деятельности, человеческого
общения, способом хранения и трансляции информации от поколения к поколению
3) знаковая система фиксаций мысли, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние
«Речь» как семиотическое явление –это:
1) деятельность говорящего или пишущего с целью взаимодействия с другими членами языкового сообщества
2) знаковая система, служащая средством психической деятельности, человеческого общения, способом хранения и трансляции информации от поколения к поколению
3) знаковая система фиксаций мысли, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние
Упорядоченная и осмысленная последовательность любых знаков – это:
1) подтекст
2) текст
3) контекст
«Подтекст» как семиотическое явление – это:
1) упорядоченная и осмысленная последовательность любых знаков
2) неявный смысл высказывания, отличный от непосредственно воспринимаемого,
дающий о себе знать косвенным образом
3) совокупность семантических условий производства и интерпретации текста; в его пределах наиболее точно выявляется смысл отдельного входящего в него явления (слова,
фразы, жеста)
«Контекст» как семиотическое явление – это:
1) упорядоченная и осмысленная последовательность любых знаков
2) неявный смысл высказывания, отличный от непосредственно воспринимаемого,
дающий о себе знать косвенным образом
3) совокупность семантических условий производства и интерпретации текста; в его пределах наиболее точно выявляется смысл отдельного входящего в него явления (слова,
фразы, жеста)
Культура, в рамках аксиологического подхода, – это:
1) мир человека
2) мир разума
3) мир ценностей
4) мир символов
Знаковая система, образующая семиотический базис культуры и
представляющая собой полиструктурную, разветвленную, многоуровневую
иерархию знаков, называется:
1) ценностью
2) ритуалом
3) языком
4) символом
Процесс формирования культурной компетентности личности, освоение системы
ценностей, норм, правил данной культуры называется:
1) воспитанием
2) самоидентификацией
3) образованием
4) инкультурацией
Познавательная функция культуры заключается в:
1) объединении народа, социальной группы, государства на основе единых взглядов,
убеждений, ценностей
2) накоплении, хранении и систематизации информации, обеспечивающей процесс культурной преемственности и исторический прогресс
3) расширении знаний об окружающем мире и передаче их в символической форме из поколения в поколение
4) освоении и изменении окружающей действительности
Функция культуры, нацеленная на поддержание равновесия в обществе, в целях
обеспечения выживания общества или его части, называется:

1) познавательной
2) коммуникативно – информационной
3) организационно – регулятивной
4) функцией социализации
Субъективное чувство индивидуальной самоотождествленности с конкретной
культурной традицией, получило название:
1) культурной динамики
2) инкультурации
3) культурной идентификации
4) культурной модернизации
Функция культуры, посредством которой происходит включение индивидов в
социальную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм
поведения называется:
1) социализации
2) коммуникативной
3) интегративной
4) познавательной
Процесс освоения человеком символического пространства культуры
называется:
1) инкультурацией
2) культурная идентификацией
3) культурной динамикой
4) культурной модернизацией
Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в
котором он излагает свои взгляды на культуру?
1) «Феномен человека»
2) «Недовольство культурой»
3) «Закат Европы»
4) «Три лика культуры»
Исследователь первобытного «анимизма», ставшего основой для возникновения
архаических традиций, обрядов, ритуалов:–
1) Г.Спенсер
2) Э. Тайлор
3) Л.Уайт
4) К.Леви – Строс
Славянофилы полагали, что:
у русского народа особая судьба и историческая миссия
2) русский народ стремиться к революции
3) русский народ невежественен
4) Россия должна идти путем, определенным Петром I.
Автор, обозначивший «три стадии в истории человечества – природно –
органическую, культурную в собственном смысле и технически машинную» :
1) В. Соловьев
2) Н.Бердяев
3) А.Тойнби
4) Н.Данилевский
Мысль о том, что культура человечества движется вперед не путем перемещения
в «пространстве и времени», а путем накопления ценностей» принадлежит:
1) Г. Гачеву
2) С. Аверинцеву
3) Д. Лихачеву
4) Ю. Лотману
Английский историк, не разделявший взглядов О. Шпенглера и назвавший его
сочинение «Закат Европы» «антиисторическим и просто натуралистическим» :
1)Дж. Коллингвуд
2)Р. Киплинг

3)Т. Карлейль
4)Л. Морган
Утверждал, что именно ценность служит основой и фундаментом всякой
культуры:
1) П. Сорокин
2) Б. Малиновский
3) Г. Спенсер
4) О. Шпенглер
Автором этногенетической концепции культуры является:
1) Н. Бердяев
2) Ю. Лотман
3) Л. Гумилёв
4) Н. Кондратьев
Определите автора следующего высказывания:
«Культура – это плоды литературы, искусства и философии, цивилизация же – жесткая и холодная повседневность, духовный труд здесь противостоит материальному, как будний день – выходному, как работа - досуга, как царство необходимости - царству свободы, а природа – духу».
1)О. Шпенглер
2)Г. Маркузе
3)Ф. Ницше
4) Н. Бердяев
Причину кризиса современной культуры П. Сорокин видел в:
1) неконтролируемом росте науки и технического прогресса
2) разрушении чувственной формы культуры западного общества, за которым последует новая интеграция
3) переходе культуры в свою последнюю стадию цивилизации
4) увеличении энергоемкости и энергонасыщенности культуры
Взгляды Н.А.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, Л.Н.Гумилева объединяет:
1) идея цикличности развития культур от рождения до смерти
2) приверженность идее исторического прогресса
3) признание единой линии развития мирового культурного прогресса
4) разработка постмодернистской модели культуры.
Ученый, считавший, что «прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном
направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической
деятельности человечества, исходит в разных направлениях…»:
1) К. Ясперс
2) Э.Тайлор
3) Н. Данилевский
4) О.Шпенглер
Отождествление понятия «культура” с понятием “образованность” характерно
для эпохи:
1) Средних веков
2) Нового времени
3) Просвещения
4) Возрождения
Французский ученый, возвестивший о необходимости возвращения человека в
лоно природы:
1) К. Левий – Строс
2) А. Камю
3) П. Гольбах
4) Ж-Ж. Руссо
Основоположником цивилизационного подхода, предполагающего, что историю
человечества нельзя рассматривать как однолинейный процесс, является:

1) О. Шпенглер
2) П. Сорокин
3) И. Кант
4) Н. Данилевский
Определите автора следующего высказывания:
«Как только вся полнота внутренних возможностей исчерпана, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией»
1) О. Шпенглер
2) И. Кант
3) А.Тойнби
4) О. Конт
Сторонниками историко-стадиального подхода в интерпретации цивилизации
являются:
1) У. Ростоу, Д. Белл
2) Б. Малиновский, А. Радклиф-Браун
3) Н. Данилевский, П. Сорокин
4) Э. Тайлор, Дж. Фрезер
Сторонниками цивилизационного подхода в развитии культуры являются:
1) У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер
2) Б. Малиновский, А. Радклиф-Браун, К. Парсонс
3) Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер
4) Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Г. Спенсер
Историк и социолог, утверждавший, что цивилизация – это система,
возникающая в результате поиска адекватных ответов на вызовы природы или
социума:
1) А.Тойнби
2) Н.Данилевский
3) В.Гумбольдт
4) О.Конт
А. Тойнби полагал, что в развитии цивилизации решающую роль играет:
1) пролетариат
2) жречество
3) элита
4) крестьянство
Разделение понятий «цивилизация» и «культура» характерно для концепции:
1) О.Шпенглера
2) Э. Тайлора
3) А. Тойнби
4) З. Фрейд
«Европоцентризм» – это:
1) переход к изучению сущности и ценности культуры, условий и форм появления
2) способ судить о культуре разных народов на основе их соответствия европейскому образцу
3) установка на строго научное изучение культуры, основанное на сборе и анализе эмпирических данных
4) способ изучения и исследования европейской культуры
Труд нидерландского ученого Й. Хейзинги , в котором он излагает свою
концепцию культуры называется:
1)«Первобытная культура»
2)«Недовольство культурой»
3)«Закат Европы»
4)«Человек играющий»
Автором термина «осевое время» –периода между 800 и 200 гг. до н.э, когда
независимо друг от друга в разных местах (Индии, Персии, Палестине и Древней
Греции) возникает универсальная интеллектуально-нравственная основа всего

человечества:
1) Ж. Фурастье
2) Д. Бэлл
3) К. Ясперс
4) О. Тоффлер
Представление о том, что самореализация человека достигается лишь через
отрицание своей телесной природы и растворение в универсальной духовной
субстанции, через разрыв связей с обществом и миром характерно для:
1) мусульманской культуры
2) западноевропейской культуры
3) индийской культуры
4) античной культуры
Коллективным представлениям архаических народов присуще:
1) использование законов логики
2) вера в сверхъестественные силы и возможность общения с ними
3) использования закона исключения третьего
4) рациональное объяснение непонятных объектов и явлений
Совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с
помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую
действительность называется:
1) магия
2) тотемизм
3) фетишизм
4) анимизм
Особенностью первобытного типа культуры является
1развитость индивидуального и гражданского сознания
2) развитие светской культуры, развитие идея достоинства личности
3) ритуализированность культуры, неразвитость индивидуального самосознания
«Антропогенез» -это:
1) формирование антропогенной системы
2) формирование нового народа
3) формирование человека разумного
4) эволюционное развитие организмов
Дайте определение понятию «культурогенез»:
1) формирование антропогенной системы
2) формирование нового народа
3) формирование человека разумного
4) эволюционное развитие организмов
В традиционной и архаической культуре полная потеря старой идентичности и
приобретение новой неразрывно происходит вследствие :
1) жертвоприношения
2) обряда инициации
3) тотемической трапезы
4) календарного ритуала
«Этногенез» -это:
1) формирование антропогенной системы
2) формирование нового народа
3) формирование человека разумного
4) эволюционное развитие организмов
Особенность первобытной культуры, состоящая в нерасчленимом единстве
искусства, религии, морали, называется:
1) мимесис
2) катарсис
3) синкретизм
Религиозное поклонение материальным предметам, которым приписывают
сверхъестественные свойства называется:

1) теоцентризм
2) фетишизм
3) тотемизм
4) анимизм
Система запретов, призванных резко разделить мир священного и обыденного
называется:
1) табу
2) норм
3) санкций
4) традиций.
В обыденной культуре накопление и передача социального опыта осуществляется
в форме:
1) традиции
2) предписания
3) закона
4) мифа
Форма первобытной религии, вера в существование духов, одухотворение
различных сил природы, животных, растений, а также неодушевлённых
предметов:
1) магия
2) мантика
3) тотемизм
4) анимизм
Тип ритуальных сооружений был распространен в Древнем Египте:
1) Пирамида
2) Ступа
3) Пагода
4) Мавзолей
Литературное произведение, созданное в Древней Индии:
1) «Рамаяна»
2) «Эпос о Гильгамеше»
3) «Сказка о правде и кривде»
4) «Книга мертвых»
Особый механизм воздействия искусства на человека, особое эстетическое
переживание, состоящее в очищении души в результате соприкосновения с
предметом искусства.
1) Мимесис
2) Катарсис
3) Синкретизм
Кого называют «отцом древнегреческой трагедии»?
1) Эсхила
2) Еврипида
3) Аристофана
4) Плавта
Имя бога, из театральных представлений, в честь которого возник
древнегреческий театр?
1) Афина
2) Дионисий
3) Зевс
4) Аполлон
Тип храмовой архитектуры, сложившийся в Древней Греции:
1) Периптер
2) Ротонда
3) Базилика
Автором концепции пассионарности является?
а) А. Тойнби
б) Ф. Ницше в) П. Тейяр де Шарден г) Л. Гумилев

Определите автора следующего высказывания:
«Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной»
1) А. Молю
2) М. Фуко
3) Н. Бердяеву
4) П. Сорокину
Отметьте имя древнегреческого скульптора, автора скульптуры «Дискобола»:
Мирон
Поликлет
Лисипп.
Фидий
Самая ранняя культура, возникшая на территории Др. Греции:
1) классическая
2) гомеровская
3) архаическая
4) крито-микенская
Одиночная скульптура, изображающая фигуру обнаженного юноши называется:
1) кора
2) кариатида
3) курос
4) котурна
«Полис» – это:
1) город-государство
2) крупный торговый город Др. Греции
3) город-община
4) город-порт
В гомеровской Греции аэдами называли:
1) скульпторов
2) музыкантов
3) поэтов
4) архитекторов
Архитектурный ордер, для которого характерна колонна с капителью,
декорированной в виде корзины с листьями растений называется:
1) дорический
2) эолийский
3) ионический
4) коринфский
В переводе с греческого слово «театр» означает:
1) место торговых сделок
2) место для зрелищ
3) место для гладиаторских боев
4) место для отдыха
Автором скульптуры «Дорифор» является:
1) Мирон
2) Пракситель
3) Фидий
4) Поликлет
Возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города называется:
1) Пропилеи

2) Акрополь
3) Эрехтейон
4) Парфенон
Центр римского города называется:
1) агора
2) Колизей
3) форум
4) Пропилеи
Сложный комплекс банных помещений, библиотек, мест для игр, прогулок,
окруженный парком называется:
1) цирк
2) базилика
3) амфитеатр
4) термы
Концепция культуры М.Херсковица, согласно которой каждый народ творит
свою собственную культуру и нельзя определить какая культура хуже или лучше
называется:
а) методологическая б) культурный релятивизм в) антропологическая г) гуманистическая
В истории Рима «золотой век» наступил в период правления:
Октавиана Августа
Тарквиния Гордого
Марка Аврелия
Сервия Туллия
Торжественное сооружение в честь военных побед или знаменательных событий
называется:
1) базилика
2) триумфальная арка
3) крепость
4) акведук
Многоэтажные, доходные дома, сдававшиеся в наем в Древнем Риме назывались?
1) домусы
2) инсулы
3) виллы
4) особняк
В какой период начинает зарождаться юриспруденция и римское право?
1) империи
2) республики
3) царства
4) этрусской цивилизации
Состязательность, благородное соревнование – важнейший элемент культуры и
жизни древних греков:
1) агонистика
2) каллокагатия
3) арете
4) катарсис
Добродетель, наивысшее благо в Античной Греции:
1) пайдейя
2) агонистика
3) арете
4) каллокагатия
Мыслителем, трактовавшим культуру как «почитание света» является:
а) В. Вундт
б) Н. Рерих в) Ж–Ж. Руссо г) Л. Морган
Древние греки считали, что превыше всего надо ставить:
1) личные интересы
2) сыновний долг
3) заботу о детях
4) благо государства
Выдающийся греческий скульптор, автор "Афины Промахос" (Афины-
Воительницы):
1) Скопас
2) Фидий
3) Пракситель
4) Мирон
Архитектурная система, сложившаяся в архаический период древнегреческой
культуры, соотношение вертикальных (опорных) и горизонтальных (несомых
частей) здания и их художественное оформление:
1) канон
2) стиль
3) ордер
4) жанр
Воспитание и образование в Древней Греции, которое своей целью ставило
гармоничное духовное и телесное формирование человека, реализующее все его
способности и возможности:
1) теизм
2) стоицизм
3) агонистика
4) пайдейя
Термин «креационизм» означает:
1) процесс включения индивида в культуру
2) процесс создания мира, культуры богом
3) период сигнации культурного развития
4) процесс возникновения мира как результат саморазвития
Мировоззренческий принцип, лежащий в основе искусства Средневековья
1) Антропоцентризм
2) Теоцентризм
3) Эгалитаризм
Аркбутаны, контрфорсы, стрельчатые арки являются элементами этого
архитектурного стиля:
1) Готического
2) Романского
3) классического
Создателем статуи «Давид» является:
1) Леонардо Да Винчи
2) Рафаэль Санти
3) Микеланджело Буонаротти
4) Боккаччо
Характерная черта придворно-рыцарской культуры, свод правил поведения при
дворе в средневековой Европе:
1) куртуазность
2) цивилизованность
3) аскетизм
4) гедонизм
Автором картины «Сикстинская мадонна» является:
1) Леонардо Да Винчи

2) Рафаэль
3) Микеланджело Буонаротти
4) Боккаччо
Основной мировоззренческий принцип, лежащий в основе искусства
Возрождения:
1) Антропоцентризм
2) Теоцентризм
3) Эгалитаризм
С чьим именем связано начало европейского книгопечатания?
1)
Иоганн Гуттенберг
2) братья Лимбурги
3) Мартин Лютер
Одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца
ХVI - середины ХVIII вв., характеризующееся причудливостью форм,
напряжённостью, динамичностью образов, стремлением к пышности,
зрелищности:
1) классицизм
2) модернизм
3) барокко
4) романтизм
Стиль и направление в искусстве и культуре XVII - начала XIX века,
обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу:
1) барокко
2) реализм
3) классицизм
4) романтизм
Живописец, автор фрески «Тайная вечеря»:
1) Леонардо Да Винчи
2) Рафаэль Санти
3) Микеланджело Буонаротти
4) Боккаччо
Совокупность средств художественной выразительности, творческих приёмов,
общность образной системы:
1) жанр
2) стиль
3) канон
4) тип
Исторически сложившиеся разновидности, типы художественных произведений в
рамках каждого вида искусств:
1) жанр
2) ордер
3) стиль
4) канон
Нормативный образец, совокупность художественных приёмов и правил:
1) тип
2) жанр
3) канон
4) стиль
Морально-этическая доктрина, в соответствии с которой наслаждение является
высшим благом и критерием человеческого поведения:
1) аскетизм
2) гедонизм
3) стоицизм
4) эпикуреизм
Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство
с любыми культурными традициями стало возможным в условиях:

1) средневековья
2) постиндустриального типа
3) Новой эпохи
4) раннегородских цивилизации
Понятие «ноосфера» введенное В.И. Вернадским это:
а) тропосфера и стратосфера б) оболочка земли, идущая за атмосферой в) новое состояние биосферы при котором разумная деятельность человека – решающий фактор ее развития г) открытое космическое пространство.
Философское основание постмодернизма составляет:
1) признание однообразия культуры как позитивного состояния
2) отрицание пределов вмешательства человека в видоизменение культуры
3) вмешательство человека в естественные изменения природы
4) признание плюрализма форм жизни и культуры
Чертой современной глобальной культуры является:
1) религиозность
2) духовность
3) прагматизм
4) национализм
В истории культуры постмодернизм как направление в искусстве появляется
вслед за:
классицизмом импрессионизмом авангардизмом романтизмом
Ощущение своей абсолютной чуждости окружающему миру обозначается
термином:
1) модернизм
2) сублимации
3) утрата идентичности
4) девиации
Определите автора следующего высказывания:
«Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания…
Культура все еще хочет в известном смысле играться – по обоюдному соглашению относительно определенных правил…»?
а) М. Вебер б) Й. Хейзинга в) М. Бахтин г) Э.Тайлер
Отказ от попыток систематизации мира, размывание граней между искусством и
не искусством, прекрасным и безобразным – характерно для:
1)неоклассической модели культуры
2)постмодернистской модели культуры
3)примитивной модели культуры
4)классической модели культуры
В культурологии, теория модернизации связана с именем американского
исследователя:
1) Д.Белла
2) П.Сорокина
3) О. Тоффлера
4) С. Хангтинтона
Способность легко уживаться с другими этносами в условиях социальных систем
обеспечивает такая особенность российской ментальности, как:
1) духовность
2) индивидуальность

3) ориентация на личный успех
4) коллективизм
О какой только человеку присущей способности идет речь в приведенном
отрывке из сочинения П.Тейяр де Шардена:
«… приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом деле и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, - способностью не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь»
а) рефлексия




б) синкретизм в) абстракция



г) логика
Концепция длинных экономических волн впервые была разработана:
а) П. Сорокиным б) Н. Кондратьевым в) И. Пригожиным г) Ю. Лотманом
«Апполоническое» и «дионисийское» начало художественного творчества
выделял:
а) А. Шопенгауэр


б) Г. Гегель в) И. Кант

г) Ф. Ницше
Мыслитель ХХ века, которому принадлежит высказывание: «Культура
возникает в игре, как игра»:
а)О. Шпенглеру б) А. Тойнби в) Н. Бердяеву г) Й. Хейзинге
«Архетипы» это:
а) типы архаической культуры б) прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции А.
Юнга в) типы мыслительных процессов г)метод культурологического исследования
Отметьте термин, которым П. Сорокин обозначил тип искусства, описанный в
данном отрывке:
«Оно уделяет внимание личности, предметам и событиям чувственного ,
эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо

реального пейзажа жанра, портрета. Ибо цель не развлекать, не веселить, не доставлять удовольствие, а приблизить верующего к Богу»
а) чувственное искусство б
) идеациональное искусство в) идеалистическое искусство г) эклектичное искусство
Автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете
влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию
отношений между ними является:
а) Г. Спенсер
б) О. Шпенглер в) З. Фрейд г) Й. Хейзинга
Совокупность социокультурных установок, противопоставленных официальным
ценностям общества, называется:
а) массовой культурой б) элитарной культурой в) контркультурой г) концептуальной культурой
В основе марксистской концепции генезиса человека и культуры лежит:
а) труд б) рефлексия в) пассионарность г) игра
Определите автора следующего высказывания:
«Культура – символическая вселенная, в которой человек и осуществляет свою жизнедеятельность. Культура – есть процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать собственный идеальный мир. Язык, религия,
наука, искусство выступают как фазы этого процесса».
а) Ф. Теннис б) А. Вебер в) Э. Кассирер г) Б. Малиновский
Определите автора следующего высказывания:
«Сублимация первичных позывов — особо ярко выраженная черта культурного развития;
именно она дает возможность высшим формам психической деятельности — научной,
художественной, и идеологической — играть в культурной жизни столь значительную роль. Под влиянием первого впечатления появляется искушение сказать, что сублимация вообще есть навязанная культурой судьба первичных позывов».
а) Ф. Теннис б) А. Вебер в) Э. Кассирер г) З. Фрейд
Исследованием культуры как самобытного, уникального явления с момента ее
зарождения до современного состояния, сравнением разных культур между
собой занимается:
история культуры философия культуры прикладная культурология социология культуры

Определите известные архитектурные сооружения Древнего Рима:
1) Колизей
2) Парфенон
3) Пантеон
4) Эрехтейон
Определите известные архитектурные сооружения Древних Афин:
1) Колизей
2) Парфенон
3) Пантеон
4) Эрехтейон
Великими древнеримскими поэтами являются:
1) Вергилий
2) Гомер
3) Овидий
4) Гораций
Отметьте литературные произведения , созданные в Древнем Египте:
1) «Махабхарата»
2) «Поучения Аменемхата»
3) «Эпос о Гильгамеше»
4) «Книга мертвых»

Характерными признаками постиндустриального общества являются:
1) сохранение и укрепление существующего порядка
2) ориентация на науку и технологию
3) высокий уровень развития сферы услуг
4) нетерпимость к проявлениям индивидуализма и духовной самостоятельности
Какие стилевые направления не относятся к XX веку?
1) сюрреализм
2) классицизм
3) абстракционизм
4)барокко
Характерными чертами «восточного типа культуры» являются:
1) ориентация на изменение окружающего мира
2
) ориентация на самопостижение, интуитивизм и иррационализм
3) индивидуализм, установка на автономность личности
4) приверженность традициям
Чертами, присущими «массовой культуре» являются:
распространенность общедоступность легкость усвоения элитарность
Отметьте произведения, написанные знаменитым культурологом Хёйзинга:
1) «Homo Ludens. Человек играющий»
2) «Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в
XIV и XV веках во Франции и Нидерландах»
3)«Мифологии»
4)«Божественный ребенок»
Отметьте произведения, принадлежащие Ф.Ницше:
1) «Так говорил Заратустра»
2) Рождение трагедии из духа музыки
3) «Дегуманизация искусства»
4) «Мир как воля и представление»
Отметьте произведения, принадлежащие известному З.Фрейду:
1)«По ту сторону удовольствия»
2)«Тотем и табу»
3)«Недовольство культурой»
4)«Дегуманизация искусства»
Отметьте понятия, относящиеся к видам искусства:
1)литература
2)музыка
3) роман
4) симфония
Отметьте те виды искусства, которые относятся к пластическим или
пространственым:
1)архитектура
2)изобразительное искусство
3)музыка
4)литература
Отметьте те виды искусства, которые относятся к динамическим или
временным:
архитектура изобразительное искусство музыка литература
Отметьте жанры живописи:
пейзаж
натюрморт портрет мозаика
Отметьте основные музыкальные жанры:
оперный симфонический камерный вокализ
Отметьте произведения, принадлежащие известному Н.А.Бердяеву:
Кризис искусства»
«Смысл творчества»
«Человек и машина»
«Научная теория культуры»
К особенностям западного типа культуры относится:
1) ориентация на изменение окружающего мира
2) подавление индивидуального «Я»
3) индивидуализм, установка на автономность личности
4) самоизоляция человека от внешнего мира
Отметьте сочинения, созданные представителями культуры междуречья:
1)«Махабхарата»
2) «Поучения Аменемхата»
3) «Эпос о Гильгамеше»
4) «Кодекс Хаммурапи»
Отметьте все значения, которые включает в себя центральное понятие даосизма
«дао» (путь ):
1) всеобщий закон природы
2) безбрежная, изменяющаяся, всепроникающая благая сила
3) воздаяние за земную деятельность человека
4) нравственное поведение, основанный на морали социальный порядок
Соотнесите фамилию мыслителя и его трактовку понятия «цивилизация»:
Цивилизация - любой отдельный социокультурный мир
А.Тойнби
Цивилизация - последняя, завершающая фазу эволюция какого-то типа культуры
О.Шпенглер
Цивилизация - материальная, утилитарно- технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовности, творчества и свободы
Г.Зиммель
Цивилизация - образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния
Л.Морган
Соотнесите подходы к пониманию культуры с его характеристикой:
рассматривает культуру как феномен истории общества,
развивающийся через трансляцию опыта предшествующих поколений исторический анализирует культуру как механизм, обеспечивающий совместную деятельность людей социологический изучает культуру как совокупность аксиологический
материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми изучает влияние культуры на человеческие представления и переживания.
психологический
Соотнесите понятия и их значение:
преобразования культуры как с помощью уже существующих форм и систем, так и путем возникновения новых культурных феноменов культурогенез взаимопритяжение культур различных типов диалог культур закономерности адаптации культуры к новым условиям своего существования динамика культуры отход культуры, искусства, науки и т.п. от духовной и нравственной стороны в жизни человека дегуманизация
Соотнесите культурологические концепции и из авторов:
Марксистская концепция культуры
В основе культуры лежат материально- производственные отношения концепция культурно-исторических типов
Отрицает существование всеобщего исторического закона возникновения культуры психологическая концепция культуры рассматривают культуру как «проекцию индивидуальной психики на общественный экран».
концепция культурных суперсистем рассматривает исторический процесс как целостное единство различных культурных систем
Соотнесите культурологические концепции и их авторов:
марксистская концепция культуры
К. Маркс и Ф. Энгельс концепция культурно-исторических типов
Н. Я. Данилевский психологическая концепция культуры
К.Юнг, З.Фрейд концепция культурных суперсистем
П.А.Сорокин
Соотнесите произведения и их авторов:
«Россия и Европа»
Н. Я. Данилевский
«Архетип и символ»
К.Юнг
«Постижение истории»
А.Тойнби
«Социокультурная динамика»
П.А.Сорокин
Соотнесите формы культуры и ее характеристики:
элитарная культура Область культуротворчества, связанная с профессиональным производством культурных текстов,
обладающих ценностно-смысловой самодостаточностью народная культура художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы массовая культура творческая деятельность, ориентированная на удовлетворение и формирование запросов широких слоёв населения
Соотнесите понятия и их значения:

Социология культуры Область знания, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе
Философия культуры
Область знания, изучающая принципы и общие закономерности культуры
История культуры наука, исследующая последовательное развитие культурных феноменов антропология культуры наука, рассматривающая культуру как форму биосоциальной адаптации
Соотнесите произведения и их авторов:
«Первобытная культура»
Э. Тайлор
«Недовольство культурой»
З. Фрейд
«Закат Европы»
О. Шпенглер
«Человек играющий»
Й. Хейзинга
Соотнесите функции культуры и их характеристики:
нормативная функция создание стандартов, правил, рецептов поведения людей креативная функция преобразование и освоение мира компенсаторная функция снятие физического, социального и душевного напряжения коммуникативная функция передача информации в любом виде
Соотнесите концепции культуры и их создателей:
натуралистические концепции культуры
Ж.-Ж. Руссо, И.Т. Гердер идеалистические концепции культуры
И. Кант, Г. Гегель концепции культурной и социальной антропологии
Э. Тайлор, Л.Г. Морган социологические концепции культуры
М. Вебер, Т. Парсонс
Соотнесите концепцию культуры и ее создателя:
функциональная концепция в культуре
Б. Малиновский символическая концепция культуры
Э.Кассирер этологическая концепция культуры
Н. Тинберген биосферная концепции культуры
В. И.Вернадский
Соотнесите основные нравственные понятия и их характеристики:
гуманизм признание человека высшей ценностью долг необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная при выполнении нравственных обязательств зло агрессивное, разрушительное, эгоистичное состояние индивида совесть соотнесение поступков человека с общепризнанными нормами морали

Соотнесите культурологические традиции представлений о человеке и их
сущность:
христианская культурологическая традиция личность понимается как особая сущность человека как
«образ и подобие» Бога гуманистическая культурологическая традиция человеческая индивидуальность,
личность объявляются высшей ценность марксистская культурологическая традиция сущность человека есть совокупность всех общественных отношений
Соотнесите понятие и его значение :
дольмен погребальное сооружение эпохи бронзы и раннего железного века в виде огромного размера каменных глыб и плит, поставленных вертикально и покрытых сверху массивной плитой менгир мегалитический памятник высотой до 20 м., в виде отдельных вертикально поставленных продолговатых камней, иногда образующих параллельные ряды длиной в несколько километров кромлех мегалитическая постройка эпохи неолита и бронзового века, сделанная в виде круглой площадки ( до 30 м.) и громадных каменных плит и столбов (до 7 м. высоты).


написать администратору сайта