Главная страница
Навигация по странице:

  • Качество линий (нажим)

  • Расположение рисунка на листе

  • Упорядоченность рисунков

  • Стирание нарисованного

  • Цвет в рисунках

  • Руководство к интерпретации рисунков


    Скачать 177.5 Kb.
    НазваниеРуководство к интерпретации рисунков
    АнкорРуководство к интерпретации рисунков.doc
    Дата25.11.2017
    Размер177.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРуководство к интерпретации рисунков.doc
    ТипРуководство
    #10441
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Руководство к интерпретации рисунков

    Существует ряд общих положений, которые необходимо учитывать при интерпретации рисунков.

    Безотносительно к содержанию рисунка, чрезвычайно важными и информативными являются такие показатели, как: манера, характер, изображений, качество линий. Всё это имеет такое же значение, как и содержание рисунков.

    При анализе рисунков очень важно взглянуть на всю картинку в целом и сделать выводы относительно следующих, характеристик.

    Качество линий (нажим)

    Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную личность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Необычайно сильный нажим, оставляющий следы на обратной стороне листа, является знаком большого напряжения и. высокого энергетического уровня, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению сопротивления.

    Очень легкие, слабые, поверхностные отрывистые линии часто характерны для человека нерешительного, робкого, беззащитного. Это, скорее всего, указывается на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и, дефицит самоуважения.

    В рисунках детей легкий нажим может. отражать сдержанность, ограничения в личностных проявлениях или низкий уровень, энергетики.
    Размер

    Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги.

    Необычно, большие рисунки, занимающие практически весь лист, отражают либо агрессивность, либо экспансивность.

    Маленькие рисунки отражают, чувства приниженности робости, беззащитности и неэффективности.

    Дети, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Маленькие фигуры могут также указывать на депрессивное и «зажатое» поведение в результате стресса.

    Расположение рисунка на листе

    Если рисунок занимает центральное положение на листе, это указывает на нормальную чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность. Особенно, если при, этом на листе изображено еще несколько фигур и они хорошо сбалансированы и пропорциональны друг другу. Если рисунок расположен в правой части листа, то это указывает на то. Что человек в своем поведении в основном руководствуется принципом реальности, тогда как, если рисунок в левой стороне листа, склонность к импульсивным эмоциональным поступкам. Расположение рисунка в верхней части листа указывает на высокий уровень стремлений, оптимизм, тогда как если рисунок в нижней части листа - то это связано с чувством беззащитности, низкой самооценкой и дефицитом самоуважения.

    Упорядоченность рисунков

    Дети с хорошей психологической организацией обычно, рисуют целостные картинки, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны.

    Дети, находящиеся в депрессивном состоянии или с низким интеллектуальным уровнем часто, изображают несвязанные, фигуры, или фигуры, связи между которыми минимальны.

    Стирание нарисованного

    Стирание в рисунках связано с неуверенностью, нерешительностью и беспокойством. Как правило это дети с низким уровнем внимания. расторможенные, гиперактивные.
    Детали рисунка

    Недостаток деталей в рисунках может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние.

    Очень эмоциональные и творческие люди также прорисовывают большее количество деталей. Люди, испытывающие психотическое состояние, склонны создавать хаос, беспорядочность при изображении деталей в рисунке.
    Наблюдение за ходом рисования

    Поведение испытуемого,: его манера взаимодействовать с психологом дает часто очень ценную информацию,. После того, как дана инструкция люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того как выполнять задание и пытаются справится со своим беспокойством различными способами.

    Иногда следуют вопросы: «А что еще должно быть на рисунке?» «Нужно нарисовать дом, дерево и человека какого-то определенного типа?».

    Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. В некоторых случаях следует подбодрить ребенка.

    Обычно большинство людей выполняют рисунок в течение пяти минут, но встречаются и такие случаи, когда рисунок выполняют за одну минуту или, напротив, требуется более десяти минут. Причинами таких различий являются индивидуальные различия испытуемых.

    Очень важно наблюдать и фиксировать последовательность изображения объектов на рисунке, особенно в тестах «Нарисуй семью». В зависимости от действия защитных психологических механизмов ключевые фигуры, которые вызывают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо первыми, либо последними. При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре.

    Цвет в рисунках

    Иногда рисуночные тесты выполняются простым карандашом. Тем не менее, многие исследователи предпочитают использование цвета. Интерпретация цветовых решений особенно важна при расшифровке спонтанных рисунков.

    Следует помнить, что при бедном выборе предлагаемых ребенку цветов исследователь не вправе судить о его предпочтениях, так как они могут выходить за пределы предложенного набора.

    Кроме того, в выборе цвета играют роль два разных фактора – физиологическое состояние испытуемого и усвоенное им в личном опыте символическое их значение, которое всегда носит выраженный условный характер. Поэтому к приводимым ниже рекомендациям следует относится с осторожностью, так как они выработаны на разных культурных популяциях и дают довольно общую ориентацию в действительном положении вещей.

    Цвета могут символизировать определенные чувства, настроения и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

    При определении психологического значения цвета обычно предусматривается закрепление за каждым из них определенного значения. Красный цвет имеет большое витальное, жизненное значение. «Горение», чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакций, сильное эмоциональное отреагирование, - все это присуще красному цвету. Оранжевый цвет связан с экстраверсией, аффективным выплескиванием. Желтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, несдержанность, оптимизм. Зеленый цвет — цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворенности, чувства безопасности. Зеленый указывает на желание доминировать. Голубой и синий цвета отражают спокойствие, тишину, хорошо контролируемые эмоции. Голубой цвет связан также с некоторой холодностью, дистанцированностью, стремлением к выходу из ситуации. Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю эмоциональную привязанность человека.. Значениями фиолетового являются также стремление к духовному контакту, единению. Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, стремлением к преодолению инструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.

    Белый цвет — цвет пассивности, пустоты, деперсонализации или потери контакта с реальностью. Серый цвет, отражает невключенность, подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность. Черный - выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность и заблокированность, чувство неадекватности, самообесценивания, символизирует неизвестность.

    Если черный используется для проверки тени, то это может являться проекцией темных мыслей или страхов.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта