Руководство к интерпретации рисунков
Скачать 177.5 Kb.
|
Тест «Кинетический рисунок семьи»Один из наиболее популярных вариантов предложен Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1995.- С. 325-329. Входит в группу методик «Рисунка семьи» (Drawing-Family Techniques) — для оценки внутрисемейных отношений. Рисуночные методики являются одними из наиболее распространенных среди проективных тестов Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у целого ряда исследователей. Подробная схема проведения обследования и интерпретации результатов впервые была разработана для теста «Нарисуй свою семью» (В. Вульф, 1947). Опыт применения рисуночной методики в этих целях был описан в работах В. Хьюлса (1951-1952 гг.). Согласно схеме интерпретации по В. Вульфу, в рисунке анализируются: а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи; б) отличия в формах и пропорциях отдельных фигур. Согласно В. Вульфу, последовательность рисования указывает на значимость данного члена семьи. Пропуск члена семьи часто выражает стремление избавиться от эмоционально-неприемлемого лица. Если величина изображенных фигур не соответствует реальной иерархии, то такое восприятие относят за счет степени субъективной доминантности и значимости. В. Вульф обращал внимание также на интерпретацию различий в рисовании отдельных частей тела, исходя из возможности переживаний, связанных с их функциями. В работах В. Хьюлса были предложены интерпретационные схемы методики базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмоциональные проявления, комментарии). Вариантом методики «рисунок семьи», получившим наибольшую известность в зарубежной психодиагностике, является «Кинетический рисунок семьи», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов; при этом часть трактовок, предложенных авторами методики, основана на принципах психоанализа. Техника «рисунка семьи» в советской психодиагностике нашла применение в клинических исследованиях. А. И. Захаровым (1977) предложен вариант методики, состоящий из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных по две на двух «этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится рядом с ребенком (т. е. является эмоционально наиболее близким). Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций. Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты». Для выполнения рисунка предлагают стандартный чистый лист бумаги, карандаш 2М, ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши. В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, стирания, поправки и прочее. Беседа после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы: 1. Кто нарисован на рисунке? 2. Что делает каждый член семьи? 3. Где они находятся? 4. Им весело или скучно? 5. Кто из них самый счастливый и почему? 6. Кто самый несчастный, почему? Кроме вопросов ребенку можно предложить решение нескольких ситуаций для выявления позитивных и негативных отношений в семье: 1 Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь? . 4. Ты имеешь «N» число билетов (на один меньше, чем членов в семье) на интересную кинокартину. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там пожить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? Интерпретация 1. Анализ структуры рисунка. 1) Сравнение состава нарисованной семьи с реальной: а) Если семья нарисована в полном составе — признак эмоционального благополучия семьи. б) Если на рисунке изображен не полный сое семьи, это может обозначать недовольство семей ситуацией, наличие эмоциональных контактов семье и даже агрессию. в) Случай, когда на рисунке вообще нет людей и когда изображаются люди не связанные с семь может свидетельствовать о: — неких травматических переживаниях по поводу семьи;
г) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно и объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок дает ответ защитного характера: «не хватило места», «боюсь, это плохо получится» и пр. Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц и пр. д) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя это обозначает отсутствие чувства общности с семьей. ;Вариант, когда ребенок рисует только себя объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает: — если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и пр., a также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности, возможно, истероидных чертах характера; -если величина рисунка маленькая в совокупности с негативным эмоциональным фоном — это признак чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций. е) Вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи может объясняться наличием таких тенденций, как: — неудовлетворенные психологические потребности в кооперативных равноправных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брат, сестра); — потребность быть в обществе других людей; — желание занять родительскую охраняюще-руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и др.); — потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту; — кроме того, иногда это может быть связано с символическим разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности. 2. Расположение членов семьи, особенности их взаимодействий а) Семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками, или семья занята одним делом — все это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в эту ситуацию. б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать такие признаки как: — разобщенность членов семьи на рисунке; —большое расстояние между ними; — помещение между ними различных предметов или стены, например, отец — газета, мать — плита или гладильная доска. Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от остальных. Если ребенок нарисовал себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности. в) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч — это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье. Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами указывает на баланс любви и соперничества. Мяч возле головы одного из персонажей означает, и что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни. Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа — неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества. 3. Последовательность и особенности рисования членов семьи. а) Наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализированное, дольше всех остальных. В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его. б) Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться через недетализированное, или неполное (без каких-либо частей тела, например изображение. Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей. Так же можно объяснить и пауза, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа. в) Величиной фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной. Если она больше или наравне с другими, то это трактуется либо как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом—сестрой. Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это — признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу. 4. Символика рисунка: а) Грязь (сваленные в кучу грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т. д.) — символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов: внутренняя дисгармония, действия и поведения, вызывающие у него чувства вины и т. д. б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода — символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции. Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них спящие или больные люди, если ребенок идентифицирует себя с ними. в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой. г) Цветы и бабочки — символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности. д) Шарики, бумажные змеи — символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться. е) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ «пленения», лишения свободы, наказания (например, младший братик в кроватке). Здесь же — барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, при посещении зоопарка). ж) Дорожные знаки — символ сдерживания эмоций, подчинения правилам, навязанным ребенку в большей степени школой. з) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, наивисшие над головой здания. и) Изображение опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи и т. д.) — символ агрессивности, существования фактора соперничества. |