Исследовательская работа. Исследовательская работа ДамаскинРуднев просветитель земли нижегородской
Скачать 272.84 Kb.
|
Исследовательская работа «Дамаскин-Руднев – просветитель земли нижегородской» В хмурый зимний день 26 ноября 1783 года нижегородцы встречали епископа, назначенного Синодом в Нижегородскую епархию на место прежнего — Иосифа Заболотского. С приездом нового епископа ожидали перемен: губернские и епархиальные чиновники надеялись, что Дамаскин поможет наконец обуздать раскольников-старообрядцев, приобщить к «истинной вере» упорствующих язычников из мордвы и чувашей. Преподаватели семинарии и ее ученики связывали с его приездом надежду на изменения к лучшему в обучении. Многого ожидала от епископа и немногочисленная интеллигенция города, наслышанная об учености Дамаскина. Чтобы понять, почему приезд церковнослужителя в Нижний Новгород был воспринят не как ординарное событие, надо познакомиться с основными вехами его жизни. Дамаскин, или Дмитрий Семенов-Руднев (фамилия Руднев была дана Семенову, когда он поступил в Московскую духовную академию, а имя Дамаскин получил после принятия монашества в 1775 году), родился в конце января 1737 года в Московской губернии. Сыну сельского попа Симеона было дано обычное для детей духовенства образование: он окончил в Москве семинарию, а затем в 1761 году Славяно-греко-латинскую академию, ту самую, где когда-то учился М. В. Ломоносов. Однако богословская схоластика не удовлетворила неуемного в знаниях талантливого юношу. Он мечтал познать современную науку. Пройдет много лет, и уже в Нижнем на странице одной из своих рукописей он с горечью сделает пометку о том, что до Петра учили в основном богословию. Дамаскин стремился к большему. В 1766 году он выехал с группой семинаристов в лучший в Западной Европе Геттингенский университет «инспектором-наставником». За шесть лет обучения Геттинген с его обширнейшей библиотекой, лабораториями, прославленными учеными расширил кругозор Дамаскина, приобщил к достижениям западноевропейской пауки. Здесь он занимался переводами: на немецкий язык перевел для исторического труда профессора Гаттерера отрывки из «Повести временных лет», завершил и издал в 1772 году латинский перевод неоконченного трактата Феофана Прокоповича «Об исхождении святого духа». Формируются две основные черты его мировоззрения: глубокое уважение к достижениям западноевропейского просвещения и патриотизм — горячая вера в духовные способности русского народа и народностей, населяющих Россию. Здесь у Дамаскина родились идеи об обществе равных людей, равных не только перед «господом богом», но и перед мирскими властями. В духе просветителей Западной Европы им владела идея о том, что орудием прогресса может быть просвещенный монарх. Для него такой монархиней была Екатерина II. Дамаскин вернулся в Россию убежденным просветителем, и в конкретных исторических условиях того времени эти убеждения нашли поддержку в правящих кругах России. Он получил звание профессора философии и словесных наук, в 1778 году его назначили ректором Московской духовной академии. В этом же году Дамаскин издал «Профессора Михайлы Васильевича Ломоносова собрание сочинений в стихах и прозе». Ему удалось добиться средств для пополнения Московской академической библиотеки. В 1783 году Дамаскина удостаивают звания члена недавно созданной Российской академии. Принятие монашеского звания открыло ему дорогу в высшую духовную иерархию (в 1782 году он был посвящен в епископы). Дамаскин неоднократно выступал с проповедями в московском Успенском соборе. Просветительский характер этих проповедей был замечен П. И. Новиковым, который в 1783 году и обнародовал эти выступления. И вот Дамаскин в Нижнем Новгороде. Здесь просветительство также оставалось главным среди его многочисленных трудов и забот. Более 10 лет Дамаскин исполнял обязанности епископа на нижегородской кафедре. Вопросы, которые ему надлежало решать, не были простыми. Епархия была обширной: в 1785 году в ней насчитывалось 1075 церквей Большое число «инородцев» и широкое распространение церковного раскола в Нижегородской губернии осложняют жизнь епископа. Однако какой бы «беспокойной» ни была Нижегородская епархия, Дамаскин рассматривал свое новое назначение как благо: наделенный большой властью, он надеялся использовать ее прежде всего для просвещения как служителей церкви, так и их паствы. Новый епископ начал свою деятельность с требования ко всем священно- и церковнослужителям обучать своих детей грамоте. Однако усилия его, как и его предшественников, натолкнулись на сопротивление. Служители церкви неохотно отдавали детей в ученье, одни — по своему невежеству, другие — по бедности. Но Дамаскин был неумолим. 23 марта 1784 года из семинарской конторы был выслан указ во все духовные правления, строго предписывавший всех детей священников и служителей церкви «от осьми до пятнадцати лет» выслать в семинарию или во вновь открываемые «духовные гимназии». Тех родителей, которые не выполняли архиерейский указ, Дамаскин не допускал до степени священства. Такой строгий подход скоро возымел свое действие: число обучавшихся в семинарии возрастало. На четвертом году управления Дамаскина насчитывалось уже в одной семинарии 450 человек, кроме этого еще в четырех уездных гимназиях обучалось около 250 человек. Заботился Дамаскин и о светском образовании. При нем в 1787 году было открыто Лысковское народное училище, «учительские кадры» для которого он отбирал сам. Своим долгом считал Дамаскин заботиться об учениках. Так, учителю Лысковской гимназии архиерей под угрозой штрафа запрещал использовать учеников на своих домашних работах и предписывал ему «ревностно стараться об успехах учеников своих», а от префекта этой же гимназии требовал ежемесячных отчетов о положении дел в гимназии для консистории ". Во времена Дамаскина в семинарии были проведены немалые строительные работы: исправлены все ветхости, на месте старого каменного корпуса выстроен новый, а к нему пристроено еще одно здание. Была возведена семинарская колокольня, а под ней сооружена «палатка» для библиотеки. Все постройки были каменные. Серьезную заботу проявлял Дамаскин о семинарской библиотеке. Страстный библиофил, он пополнял библиотеку русскими книгами и сочинениями, которые выписывал из Германии. В семинарской библиотеке хранилось немало новых по тем временам учебников. Прощаясь с семинарией в 1794 году, Дамаскин оставил в дар библиотеке много собственных книг. Новшеством, введенным впервые Дамаскиным вскоре после приезда, были диспуты в семинарии. Они устраивались в конце каждого года и являлись своеобразным праздником, прославлявшим просвещение. Студенты любили эти торжества и задолго готовились к ним. Сам Дамаскин активно участвовал в подготовке, редактировал тексты выступлений, стихов. Один из диспутов, состоявшийся 30 июня 1787 года. Дамаскин приказал записать для поднесения Екатерине 11 в честь ее 25-летнего царствования. Торжество началось шествием архиерея из его дома вместе с генерал-губернатором Ребиндером и другими чинами в семинарию. Их сопровождали семинаристы и хор певчих, исполнявших торжественный гимн (кант). Степенно вступила процессия в «Большую семинарскую залу», где сидели приглашенные. Диспут открылся приветствием в стихах, произнесенным студентами на русском, греческом и латинском языках. А затем они обратились к «почетным слушателям» с речью о пользе наук, которые они изучают, и о благотворном воздействии знаний на человека. Эту речь произнесли на девяти языках: вместе с русской, греческой, немецкой, французской, латинской звучала татарская, чувашская, мордовская и марийская речь. Во время исполнения очередного канта разносились тексты с богословскими и философскими положениями, которые предстояло обсудить. Промежутки между состязаниями были заполнены чтением стихов, пением кантов, произнесением «слов» и «комплиментов», исполнением шутливых костюмированных сценок-диалогов. По окончании же состязания была прочитана «Ода о плодах наук», близкая по своему стилю известным ломоносовским одам. Конец торжества венчался вручением епископом книг особо отличившимся в «благонравии и успехах» семинаристам. После Дамаскина диспуты продолжались, но уже «с меньшим благолепием и торжеством», а затем и вовсе прекратились. Можно сказать, что его заслуги в развитии Нижегородской семинарии бесспорны. Она превратилась в лучшее учебное заведение Нижегородского Поволжья, дававшее образование намного выше среднего. Просвещение при Дамаскине распространялось не только на детей церковников, но коснулось и их самих. Очень скоро все епархиальное духовенство и низший клир почувствовали, что Дамаскин ценил образование. При распределении служебных мест он требовал от кандидатов обязательного умения читать церковный текст и сам экзаменовал их. От всех священников архиерей требовал выступлений с проповедями в соборах и церквах, при этом тексты проповедей должны были отсылаться в семинарскую контору. Он заставил священников привести в полный порядок описи церковного имущества и ризниц. В Нижнем Новгороде Дамаскин нашел возможность заняться научной деятельностью: он выполнил поистине огромный труд по составлению словаря народов Поволжья. Дамаскин считал, что этот труд окажется полезным для развития письменности и образования в среде малых народов. К этой работе он привлек семинаристов, вызвал в Н. Новгород священников, которые знали языки «инородцев», обратился также за помощью к наиболее сведущим из числа обращенных в христианскую веру татар, мордвы, чуваш, марийцев. В семинарии и архиерейском доме они трудились под непосредственным руководством епископа. В ходе работы над «Словарем» Дамаскин сам изучал языки, в особенности мордовский. Он даже составил грамматику для этого языка, но издать не сумел. Период работы над «Словарем» плодотворно сказался на улучшении преподавания в семинарии татарского, чувашского и мордовского языков. Некоторых студентов, отличившихся в знании этих языков, Дамаскин посылал в Казань для усовершенствования, чтобы по возвращении они могли работать учителями в семинарии. «Словарь» в двух томах был изготовлен за семь месяцев — срок необычайно малый, учитывая, что объем его более 1000 страниц. Полное его название звучало так: «Словарь языков разных народов, в Нижегородской епархии обитающих, именно: Россиян, Татар, Чувашей, Мордвы и Черемис по Высочайшему соизволению Ея Императорскаго Величества Премудрой Государыни Екатерины Елексеевны Императрицы и Самодержицы Всероссийской, по алфавиту российских слов расположенный и в Нижегородской семинарии от знающих оные языки священников и семинаристов под присмотром Преосвященного Дамаскина Епископа Нижегородскаго и Алатырскаго сочиненный 1786 г. в двух томах». Можно сказать, что при Дамаскине Нижегородская семинария превратилась в центр культурного развития народов Поволжья. 15 апреля 1785 года Дамаскин отправил копию «Словаря в столицу, а подлинник передал в библиотеку Нижегородской семинарии «для хранения в вечные годы». К сожалению, этот труд так и не был напечатан. Кроме обзора книг «Библиотека Российская» содержит небольшое по объему, носящее характер исторического исследования сочинение под названием «Краткое описание Российской ученой истории». Здесь автор излагает свой взгляд на развитие литературы и просвещения в России от начала их зарождения и до XVI века. Он исходит из того, что литература оказала большое влияние на историю просвещения. В одной из проповедей «Об истинном гражданине» Дамаскину принадлежат такие слова: «Ни один человек... не может быть в жизни сей и будущей благополучным, ежели он как для себя, так и для подобных столько добра не станет делать, сколько ему его силы, его прозорливость ума, его обстоятельства дозволяют». У нижегородцев он пользовался большим уважением. И спустя много лет после отъезда Дамаскина они вспоминали его диспуты, а память об архиерее - просветителе еще долго жила в сердцах его коллег и учеников, судя по некоторым материалам. В начале 1794 года Дамаскин по болезни оставил службу и выехал в московский Покровский монастырь, где прожил еще почти два года. Он умер 18 декабря 1795 года в возрасте 57 лет. Список источников и литературы Записки краеведов. Сост. Н. И. Куприянова, Л. И. Шиян. – Н.Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1991. – 271 с., ил. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. – Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2010. – 384 с., ил. Памятники истории и культуры Горьковской области: Справочник. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1987. – 319 с., ил. Ресурсы Интернет: Большая биографическая энциклопедия- Электронный ресурс [Режим доступа] https://gufo.me/dict/biography_encyclopedia |