Главная страница
Навигация по странице:

  • «Жизнь и творчество местных художников»

  • Актуальность темы исследовательской работы

  • Исследовательская работа Художники Урала. Исслед.работа Художники Урала. Исследовательская работа Жизнь и творчество местных художников


    Скачать 40.08 Kb.
    НазваниеИсследовательская работа Жизнь и творчество местных художников
    АнкорИсследовательская работа Художники Урала
    Дата27.02.2023
    Размер40.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИсслед.работа Художники Урала.docx
    ТипИсследовательская работа
    #958513

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа № 152»


    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    «Жизнь и творчество местных художников»

    Выполнила: Шакирова Ангелина,

    учащаяся 7Е класса

    Руководитель: Свирская М.В.,

    Френцель Е.А.

    Г. Челябинск

    2020 г.

    Содержание
    Введение……………………………………………………………………

    1. Жизнь и творчество Русакова Николая Афанасьевича…………………………….

    2. Жизнь и творчество Горбунова Константина Александровича

    3. Жизнь и творчество Пастухова Анатолия Александровича


    Заключение……………………………………….

    Использованная литература………………………………………………………..………….

    Введение
    История живописи Челябинскана сегодняшний день, имеет в своем исчислениимаксимум полтора столетия. Живопись Челябинска вXIX веке представляется смутно, вероятно, здесь проявлены два вида - христианская в росписях храмов, вхрамовых и монастырских мастерских иконописания и в «живописной игле» золотого шитья. Это было искусство каноническое, хотя система изображения ужесовершенно в духе живописи (не иконописи) Новоговремени. Исключение составляли старообрядческиеиконы, которые гораздо крепче хранили рецепты основ иконописания, связанных с Византией и ранними этапами христианства в Древней Руси.

    Другое направление развития живописи, вызванное в России наступлением Нового времени, былотесно связано с реальностью и выполняло различные социальные и эстетические задачи. От утилитарного и визуального правдоподобия живопись всевыше поднималась по ступеням осмысления мира исобственной природы - задач, которые стоят передчеловеком и искусством.

    О серьезной профессиональной живописи мы начинаем говорить в Челябинске почти на столетие позже, чем на Урале в целом, а именно с начала ХХ века.

    Трудно представить, какие произведения создавали художники-педагоги Челябинска в 1900-1910-егоды - на сегодняшний день они остаются неизвестными. Но с полным основанием мы можем говоритьо первом профессиональном живописце Николае Афанасьевиче Русакове как основоположнике живописи в Челябинске и окрестностях. Через творчествоН. А. Русакова мы просматриваем все многообразиисмен направлений и течений, стилевых и пластических исканий в отечественном искусстве трехдесятилетий самого бурного движения отечественного искусства - 1910-1930-е. Именно профессиональные живописцы (которые были обязательнорисовальщиками и акварелистами, т. е. графиками),делая попытки к организационному объединению створческой целью в 1920 - нач.1930-х гг. (выставкиРАБИС, попытка организовать филиал АХРР), в середине тридцатых наряду со скульпторами создалитворческую организацию, которая оказалась устойчивой к перипетиям жизни на протяжении всегодвадцатого века и выстояла в постперестроечныйпериод, лишившись той опоры, которая способствовала ее возникновению - поддержки и заинтересованности государственной власти[1,98].

    Речь идет оЧелябинской организации Союза художников. Такимобразом, история живописи, как идругих видов искусства в Челябинске и на ЮжномУрале в целом, развивалась в советское время, да и впостсоветское время в основном и преимущественно в связи с Союзом художников СССР и Россиии его организационным представительством в нашем крае в лице Челябинской организации Союзахудожников.

    В Челябинске, начиная с конца 1910-х годов, представлены два вида искусства живописи: монументальная и станковая живопись.

    Задачи и достижения в том и другом виде проявленыв исторической последовательности этапов развитиявсей отечественной живописи: живопись довоенного периода 1910-1930-е; живопись периода войныдо середины 1950-х; искания и обновление живописи с середины 1950-х, в 1960-1980-е; живописьпериода перестройки, постперестроечного периодаи нулевых лет 1990-2010.

    Во дворцах культуры Челябинской области и соседнего Казахстана, в домахотдыха, профилакториях, школах и детских садах,театрах и кинотеатрах, в больницах, библиотекахи других общественных учреждениях в 1950-е ивплоть до начала 1990-х челябинские художники,объединяясь в творческие группы, создавали светлые и духоподъемные монументальные ансамбли,одухотворяя и гармонизируя жизненную среду. Применялись различные техники: росписи аль-секко иаль-фреско, сграффито (особенно в экстерьерах и вбассейнах для плавания), мозаика[1,99].

    Актуальность темы исследовательской работы - возможность систематизировать единичную информацию о художниках-земляках и ознакомить с ней молодежь нашего времени.

    Цель исследовательской работы: изучение творчества профессиональных художников - уроженцев Челябинской области и вклад в развитие культуры нашего края.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1.Подобрать и изучить литературу по данной теме.

    2.Ознакомиться с творчеством и историей художников-уроженцев Челябинской области.

    3.Вызвать интерес к творчеству художников нашего края.

    В ходе исследования я применяла следующие методы: работа с научно-познавательной литературой, с областными печатными изданиями, журналами, интернет-ресурсами.


    1. Жизнь и творчество Русакова Николая Афанасьевича
    Николай Афанасьевич Русаков родился 27 ноября (либо октября или декабря) 1888 года в деревне Писклово Челябинского уезда Оренбургской губернии, умер 31 декабря 1941 года в Челябинске. Живописец, педагог, член Союза художников СССР (1936). Первый челябинский художник, получивший столичное образование, он внёс огромный вклад в развитие живописи в родном городе и стал одним из основателей челябинского Союза художников. После смерти отца - унтер-офицера казачьих войск - в феврале 1889 года семья переехала в Челябинск, где Русаков окончил три класса городского училища. В 1913 году он завершил полный курс живописного отделения Казанской художественной школы при Императорской Академии художеств. Его педагогом по живописи и рисунку был Н. И. Фешин (1881– 1955). В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1913–1917) занимался у известного живописца К. А. Коровина (1861–1939). Дипломной работой Николая Русакова стала картина «Матросский бар» (1917), которая ныне находится в собрании Челябинской областной картинной галереи. С 1910 года зарабатывал на жизнь, талантливо преподавая рисование и живопись в Казани и Москве. В 1920–1923 годах заведовал челябинской губернской школой-студией изобразительных искусств Губпрофобраза, одновременно в 1921–1935 годах преподавал изобразительное искусство и графику в железнодорожной средней школе и школе фабрично-заводского ученичества. С 1935 года вёл студию Дома народного творчества при отделе искусств. Его студия «Академия Русакова» строилась по программе четырёхлетнего курса художественного училища. Среди его учеников - художники К. А. Соколов, М. А. Комиссаров, А. П. Харин, И. З. Таушканов, Н. Я. Третьяков, Н. П. Загороднев и архитектор Е. В. Александров. Работал маслом, акварелью в жанрах портрета и пейзажа. Он обладал композиционным мышлением, сочетал в своём методе реалистическую, неоклассическую, экспрессивно-импрессионистскую пластику. «Николай Русаков жил цветом, это была его стихия, - подчёркивает искусствовед Галина Трифонова. - И особую роль в этом сыграло его увлечение Востоком. Только-только перевели в России книгу Поля Гогена «НоаНоа» - и он вслед за французским художником едет на Восток. В то время студенты-художники часто путешествовали - кто-то выбирал страны Запада, кто-то ехал на Восток. Русаков выбрал Восток». Путешествие на корабле из Одессы до Киото (1915) и по горной части Центральной Азии (в 1920-х годах) наполнили творчество художника с середины 1910-х до начала 1930-х годов восточными сюжетами. При всей сдержанности его жены Мальвины Казимировны, которая мало говорила о муже даже с близкими, потому что его трагическая гибель была слишком тяжелой травмой для семьи, она всё-таки обмолвилась, что Николай Афанасьевич преподавал в железнодорожной школе и легко мог добраться поездом до Средней Азии, а оттуда - куда угодно караванным путем. В 1930-е годы Русаков переключился на «уральский Восток»: художник писал портреты башкир и цыган и пейзажи. Подготовил серии «Колониальный Восток наших дней» (путевой альбом 1926 года), «Молодёжь колониального Востока» (картины 1920–1930-х годов), «Молодёжь страны Советов» (1930-е годы), «Танцы народов СССР» (неоконч.), «Цветы лесов и полей Урала». Участвовал во всех челябинских выставках, в том числе и в выставке «Урало-Кузбасс в живописи» (1938). Персональная выставка Русакова, приуроченная к 20-летию творческой деятельности, состоялась в здании Челябинского драматического театра. В 1939 году представил свои работы на Всесоюзной выставке, посвящённой 20-летию ВЛКСМ. По ложному доносу одного из учеников Николай Афанасьевич был арестован 27 июня 1941 года и расстрелян по приговору суда (ст. 52–10, ч. 2). Реабилитирован посмертно 11 октября 1957 года. Впервые после смерти Русакова его произведения были показаны в Челябинске в Выставочном зале ЧОСХ (1980) на выставке «Старейшие художники Челябинска - основатели творческого союза», орга-низованной искусствоведом Л. П. Байновым. В 1989 году в Челябинской областной картинной галерее состоялась выставка к столетию со дня рождения Русакова, на которой были представлены произведения из собрания его семьи (Москва) и работы, переданные ею в собрание ЧОКГ. Реставратор картинной галереи В. П. Кочнев подготовил к экспозиции 39 холстов. В студенческие годы произведения Русакова хранились в собраниях Москвы и Петрограда, в 1940 году вошли в собрания ЧОКГ (ныне названия и местонахождение работ неизвестны), вучреждений и предприятий города (также исчезли). В художественной среде Челябинска бытует легенда о том, что картина «Смерть рикши» (1920-е годы) находится в собрании Британского музея. Сейчас в собрании ЧОКГ хранятся около 100 произведений Русакова.

    2. Жизнь и творчество Горбунова Константина Александровича
    Родился Константин Юрьевич в семье художника Ю. В. Горбунова 25 ноября 1967 года. Кострома – его родной город. Уже в детстве его любимыми игрушками были карандаш и кисточка, вспоминает художник. В детском саду у него был друг, тоже любивший рисовать. Их так и прозвали «кисточка» и «карандаш». Отец подарил ему маленький этюдник, почти как настоящий. Он носил его с собой всегда, перекинув длинный ремешок через плечо. В мастерской отца Константин мог находиться часами и рисовать, рисовать, рисовать. В те годы он работал карандашами и гуашью. Учился Константин в Костромской художественной школе. В 1983 году Горбунов Константин поступил в художественное училище в Ярославле. После училища в течение двух лет, с 1987 по 1989 год, служил в рядах Советской армии.

    Константин решил продолжить свое образование в Академии живописи, куда поступил в 1991 году. Он прекрасно запомнил свою первую встречу с И. С. Глазуновым, который перед вступительными экзаменами смотрел работы абитуриентов и решал, допускать к поступлению или нет, после чего подошел к Константину и отметил его последние натурные работы. Защищал диплом художник работой «Портрет Сергея Рахманинова». Позади студенческие годы – пленэры, копии. Впереди – первые творческие работы.

    Творческая деятельность Константина Юрьевича начиналась с участия в выставках, проводимых в его родном городе. Свои работы он связал с костромской землей, с родной природой и историей своего края. Более двадцати пяти лет Константин занимается творческой деятельностью, участвует в коллективных и персональных выставках. За последние годы художник создал много картин, связанных с историей родного края, охватил несколько российских областей и городов–хранителей уникальных памятников истории и культуры. Они отображают удивительной красоты природу российской глубинки, храмы и монастыри. Художник Горбунов уделяет много внимания живописи с натуры, черпает вдохновение в окружающей природе. С детства наблюдавший за работами отца, Константин видит красоту и в живописных скалах Средиземноморья, и на берегу Волги, в старинных улицах и торговых рядах, в золотых куполах монастырей и храмов. Любимые места художника – костромская глубинка и Подмосковье. С этюдником он не расстается и во время путешествий. Константин Горбунов побывал с ним в Индии и Черногории, Греции и Хорватии. Его работы циклов «Кострома историческая» и «Земля костромская» были представлены более чем на двадцати коллективных выставках, проходивших в Санкт-Петербурге и Москве. За вклад в отечественную культуру по итогам выставки «Москва - 2008» Горбунов был награжден бронзовой медалью. Фонд «Культурное достояние» отметил его дипломом за участие в пленэре «Черногория 2008». В 2008 году за свои работы, посвященные родному краю, его истории и природе, художник отмечен орденом «Трудовая доблесть». Из исторической серии, посвященной родной земле, художник выполнил несколько работ специально для фонда «400-летие Дома Романовых». К юбилею родной Костромской области в 2009 году Горбунов создал целую галерею из портретов властвующих персон родного края. Для оформления администрации области художник использовал многофигурную картину «Кострома – колыбель Романовых». Константин Юрьевич Горбунов написал более сотни графических листов и более двухсот живописных работ. Кисти художника принадлежат: серии портретов «Дороги войны», «Судьбы» и «Портреты современников»; серии пейзажей «Образ Северной столицы», «Хорватия», «Улицы Новгорода», «Подмосковье», «Москва современная»; серии картин «Образ детства», «Птичий двор», «Вальс цветов»; пейзажные циклы по Черногории и Греции. Как говорит сам художник, ему интересен не только сам пейзаж, а мир, обжитый человеком, - дом, теплый свет, накрытый стол, дети, обычные вещи, согретые теплом человеческой души. Горбунов пишет портреты не только известных современников, но и тех, с кем живет по соседству - знакомых, прохожих. Стремится не только правдиво отобразить человека, но и понять его внутренний мир.

    Горбунов писал портреты своих современников: Р. Кадырова и В. Путина, В. Васильева и А. Зиновьева, портреты патриархов Кирилла и Алексия II. Эти работы вошли в серию «Судьбы». Художник создал серию картин известных в истории личностей: Ю. Долгорукого и А. Суворова, М. Романова и Николая I, Екатерины II и Николая II.

    Работы Константина Горбунова были представлены на коллективных и персональных выставках, которых насчитывается более пятидесяти. Творчество художника отмечено многочисленными наградами, в том числе и золотой медалью. Сейчас свои знания Константин Юрьевич передает своим ученикам на факультете живописи в родной академии, куда его пригласили преподавать академические дисциплины в 1999 году. За стенами академии проводит выставки, мастер-классы, пленэры. С 2006 года Горбунов Константин – доцент кафедры академического рисунка. Трудится там по настоящее время, делясь своим опытом с учениками, продолжающими традиции реалистической живописи в современном искусстве.

    3. Жизнь и творчество Пастухова Анатолия Александровича



    Родился 09.10.1940 г. в г. Челябинске.Художник, член СХ СССР (с 1980 г.).

    Окончил Ташкентское художественное училище им. П.П. Бенькова (1968), Ленингр. институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1976; педагоги А.А. Деблер, В.М. Орешников, Б.С. Угаров).

    Работает в разных жанрах, предпочтение отдает тематической картине. Впечатления от поездок по стране и за рубеж, посещений Братской ГЭС, БАМа, ММК, ЧТЗ, полевых станов и животноводческих комплексов Чел. обл. (1970-1980) легли в основу многих произведений Пастухова А.А.

    Наиболее значительные его работы: «Вечерний аул» (1973), «Поля Дагестана» (1973), «Унцукуль» (1973), «Весна в совхозе “Россия”» (1978), «Башня Кесене» (2000) и др. Колорит крымского пейзажа представлен в картинах: «Южный вечер» (1987), «Страна чудес. Коктебель» (1984), «Заход солнца в Коктебеле» (1984) и др.

    Урал, природа во все времена года запечатлена в полотнах: «Начало весны» (1979), «Последний снег» (1978), «У озера» (1983), «Летний день» (1988); цикле работ «Казанцево» (1987-1989) и др. В пейзажных холстах Пастухов А.А. передает тончайшую игру природного освещения.

    Его произведения экспонировались с 1976 г. на выставках различного уровня: всесоюзных, зональных, областных и др. Персональные выставки состоялись в Миассе (1990, 1995), Челябинске (дек. 2003 - янв. 2004).

    Пастухов А.А. избирался председателем правления ЧОСХ, членом зонального выставкома, комиссии СХ РСФСР по идейно-эстетическому воспитанию детей и юношества.

    Его работы представлены в собрании музея им. В.И. Сурикова в Красноярске, картинных галереях Магнитогорска и Челябинска, в фондах Министерства культуры и МВД России, в частных коллекциях (Вьетнам, Германия, Израиль, Италия, США).


    Заключение
    Искусство живописи южноуральских художников - ценнейшее достояние духовной культуры. Отсутствие открытых полных экспозиций лишает общество не только в прошлом, но и в ближайшем неопределенном будущем возможности духовно опереться на произведения - результаты огромных усилий и творческого труда лучших представителей народа. Подлинные произведения южноуральских, челябинских художников, и не только живописцев, но и представителей других видов искусства, должны быть широко опубликованы, чтобы общество имело возможность осмысление об искусстве Урала.

    Наработанный художниками мощный пласт художественного наследия - важнейшийисточник развития человека и культуры и творческойприроды человека.

    В утверждении ценности художественного наследия и современного искусства Южного Урала иЧелябинска в своей стране и в мире надо начинатьс его широкого развернутого стационарного показана месте жизни и творчества его мастеров, вместе

    рождения произведений, то есть в пространстверегиона. Современные технологии значительно способствуют созданию виртуального каталога корпуса произведений разных периодов в их исторической последовательности и достижению наэтом пути максимальной информационной полноты.

    Безусловно, без такого рода информации невозможно осуществить исследование региональногоискусства живописи, о котором идет речь в данномтексте[1,104-105].

    В данной работе были рассмотрены жизнь и творчество местных художников, а именно, Русакова Н.А, Горбунова К.А, Пастухова А.А.

    Итак, поставленная цель достигнута, задачи решены.


    Использованная литература


    1. Трифонова, Г.С. Рефлексии об искусстве Урала. Живопись Челябинска: основные тенденции за 100 лет [Текст] / Г.С. Трифонова // Вестник ЮУрГУ. – Серия: Социально-гуманитарные науки». – 2017. - № 1. - С. 98-108.

    2. https://studopedia.ru/1_854_gde-prepodaval.html

    3. https://www.liveinternet.ru/users/3649345/post147258762/

    4. https://fb.ru/article/305863/gorbunov-konstantin-biografiya-i-tvorchestvo-hudojnika













    написать администратору сайта