Урок литературы 5 класс Н.В. Гоголь Заколдованное место. урок по гоголю 5 класс. Н. В. Гоголь страшная месть
Скачать 32 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов имени А. А. Угарова» Н.В.ГОГОЛЬ «СТРАШНАЯ МЕСТЬ» «Лучший урок письма-2018» Рязанцева Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы Цель: раскрыть перед учащимися гениальное мастерство Н.В.Гоголя в области словесной живописи, его безграничную любовь к родной природе; показать роль выразительных средств художественной речи; выявить элементы устного народного творчества в описании Днепра; обогатить словарный запас учащихся; развивать культуру устной и письменной речи; воспитывать интерес к художественному слову, к творчеству Н.В. Гоголя. Оборудование: мультимедийный просмотр, репродукция картины А.Куинджи «Ночь на Днепре» Тип урока: урок-анализ смысловых средств изобразительности в картине Днепра. Ход урока Сообщение темы, цели урока - Сегодня на уроке мы рассмотрим письмо как особый вид речевой деятельности. Обратим внимание на речь связную, логически цельную. Знакомство учащихся с сюжетом повести «Страшная месть», с той частью произведения, в которой раскрывается борьба Данилы Бурульбуша с польскими панами. (В это творческое описание входит и описание Днепра). Чтение отрывка учителем наизусть. Отмечается композиционная роль этого описания. (Природа, в данном случае Днепр, принимает активное участие в человеческой борьбе). II. 1. Упражнение в выразительном чтении отрывка. Выделяется 3 части гоголевского описания: а ) Днепр в тихую погоду. б) Днепр в тихую летнюю ночь запись на доске и в тетрадях в) Днепр во время грозы. учащихся III. Наблюдение над текстом. - Что оттеняет Гоголь в меняющихся картинах Днепра в разные моменты и как он это делает? (Перечитывается 1 часть описания). Вывод: по первой фразе автора видно, что он восхищен «чудным» Днепром, свободно и плавно, без каких-либо преград «мчащим» свои воды сквозь леса и горы; вокруг все тихо. - Что напоминала гладь днепровских вод художнику? Гладь зеркала. И все дальнейшее описание Днепра в 1 части произведения автор ведет ни на минуту не отказываясь от удачно найденной метафоры «зеркальная дорога» (Дается определение метафоры. Работа со словарем И.С.Ожегова. Делается запись в тетради). - Что отражает в себе эта зеркальная дорога? Прибрежные леса, к ней тянутся «зеленокудрые деревья», а вместе с ними и полевые цветы. В середину же Днепра «не смеют глянуть» ни те, ни другие. - Какой прием использует автор при описании деревьев и цветов? Прием олицетворения. (Дается определение олицетворения, делается запись в тетради. Работа со словарем И.С.Ожегова). - С какой целью? Данный прием олицетворения в отношении прибрежных деревьев и цветов понадобился автору для того, чтобы подчеркнуть необъятную ширину Днепра – ширину доступную только голубому небу да солнцу. - Какой дальше следует образ? Образ «редкой птицы» могущей достигнуть «середины Днепра» дает возможность читателю представить Днепр рекой «без меры в ширину, без конца в длину». Отсюда и лирическое заключение первой части описания: «Пышный! Ему нет равной реки в мире!». - Какой рисуется картина Днепра в теплую летнюю ночь? (выразительное чтение 2 части) Картина Днепра в летнюю теплую ночь, исполненную тишины, рисуется художником с использованием нового образа. - Какого? «Ризы» - «небесные свода», с которого сыплются в лоно Днепра звезды («звезды горят и светят над миром, и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в теплом лоне своем»). С помощью этого нового образа Днепру сообщается другое качество: он выступает не только как своеобразное сосредоточение небесных явлений, но и как сила, от которой «не убежать» ни одному из них. Вывод: олицетворяя теперь Днепр, художник заставляет его от ночного холода прижиматься ближе к берегам. И снова автор восклицает: «Чуден и тогда Днепр, и нет реки равной ему в мире!» - Для чего автор использует рефрен? (дается определение рефрена, обращение к словарю С.И.Ожегова, делается запись в тетради) Этот рефрен призван внушить читателю впечатление великой и мощной силы Днепра. - Какая картина представлена в 3 части описаний (пересказ текста, индивидуальное задание). Совершенно иную величину представляет собой Днепр, когда над ним разражается гроза. - Как автор изображает грозу? Зрительные ощущения автор сочетает со слуховыми: на небе – синие тучи; черный лес шатается до корня; дубы трещат; молния изламывается между туч, разом освещая целый мир… Мрачные краски в соединении со страшным треском лесных дубов создают впечатление чего-то жуткого – и «тогда Днепр страшен!» - Почему? Страшен потому, что его водяные холмы стонут, плачут, заливаются… - С чем сравнивает Днепр автор? (роль сравнения в тексте). Стон Днепра автор сравнивает со стонами со слезами матери, провожающей своего сына в войско и переживающей горечь разлуки. Вывод: так, взяв предмет описания в три различных момента, Гоголь написал произведение, создающее у читателя впечатление не только пышной, ласкающей красоты и величия, но и страшной стихийной силы. Но тем не менее во всех случаях художник не скрывает от читателя своего любования Днепром, любования, перерастающего в восторг и восхищение. Перед нами образец письменной речи связной, логически цельной. - Какими же средствами выразительности автор достигает своей цели? (запись в тетради, лист делится на три колонки)
- Что сближает описание Днепра с устным народным творчеством? Использование средств выразительности. - Каких? Патетической интонации, эпитетов, олицетворений, метафор, сравнений. Выразительности речи Н.В.Гоголя достигается только благодаря комплексу использованных средств и приемов. Использование проектора. Работа над репродукцией картины А.И.Куинджи. IV. Домашнее задание. Написать письмо с использованием выразительных средств художественной речи. V. Итоги урока. |