Исследовательская работа по музыке. Исследовательская работа по музыке влияние музыки на опорнодвигательную активность школьника
Скачать 137.5 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №5 ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕШМА ______________________________________________________________ 155804 г. Кинешма, Ивановская обл., ул. Межевая, д.18 тел.(факс) (49331)5-37-10, 5-56-41; e-маil: schoolnum5@маil.ru. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКЕ «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКА» подготовил Воронов Никита ученик 5 А класса МБОУ школа №5 Руководитель: Горелова Карина Игоревна, учитель английского языка первой квалификационной категории Кинешма 2014 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………….…………..3-4 Глава 1. Двигательная активность в жизни человека …………………..5-6 Глава 2. Возникновение музыки………………………..………..………6-8 Глава 3. Изучение влияния музыки на состояние человека…...………8-10 Глава 4. Практическое исследование влияние музыки на опорно-двигательную активность школьника .…………………………………….10-13 Заключение………………………………………………………………14 Список литературы.……………………………………………………..15 Приложение 1 ..………………………………………………………….16Приложение 2..………………………………………………………….17ВВЕДЕНИЕВсе мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Учёные доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить. Наверное, у каждого из нас есть любимые музыкальные композиции для прослушивания в разные периоды жизни, под разное настроение. Восприятие различных стилей музыки у каждого своё: кто-то любит засыпать под классику, а для кого-то необходимо услышать аккорды тяжёлого рока, чтобы проснуться. Тем не менее, наукой были установлены определённые закономерности влияния различной музыки на психическое состояние и опорно-двигательную активность человека. В ходе изучения литературы мы обратили внимание на тот факт, что в учебниках по психологии описываются больше физиологические процессы, связанные с восприятием звука, а не его опорно-двигательную активность. Из этого следует, что влияние музыки на опорно–двигательный аппарат людей разных возрастов, образа жизни, образования недостаточно изучено. Данный факт вызвал у нас интерес и привел нас к теме исследования «Влияние музыки на опорно-двигательную активность школьника». Цель исследования – изучение влияния музыки на опорно-двигательную активность школьника. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - изучить научную литературу и публикации по данной проблеме; - провести анкетирование по выявлению музыкальных предпочтений обучающихся школы; -провести практическое исследование влияния музыкальных композиций на опорно-двигательную активность школьника; -проанализировать опорно-двигательные изменения, происходящие у обучающегося под воздействием музыки разных направлений. Под рабочей гипотезой мы предполагаем, что музыка разных направлений способна вызывать изменения в опорно-двигательной активности школьника. Объект исследования – изучение опорно-двигательной активности человека. Предметом исследования является обучающийся в возрасте 11 лет. В исследовании использовались такие методы, как анализ литературы, опрос, беседа, математические методы по результатам исследования. Работа состоит из теоретической и практической части. ГЛАВА 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКАНекоторые исследователи утверждают, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз - по сравнению с предыдущими столетиями. Если как следует разобраться, то можно прийти к выводу, что в этом утверждении нет или почти нет никакого преувеличения. Представьте себе крестьянина прошлых столетий. Он, как правило, имел небольшой надел земли. Инвентаря и удобрений почти никаких. Однако, зачастую, ему приходилось кормить "выводок" из десятка детей. Многие к тому же отрабатывали барщину. Всю эту огромную нагрузку люди несли на себе изо дня в день и всю жизнь. Предки человека испытывали не меньшие нагрузки. Постоянные погони за добычей, бегство от врага и т.п. Конечно же физическое перенапряжение не может добавить здоровья, но и недостаток физической активности вреден для организма. Истина как всегда лежит где-то посредине. Трудно даже перечислить все положительные явления, возникающие в организме во время разумно организованных физических упражнений. Воистину - движение это жизнь. Обратим внимание лишь на основные моменты. Опорно-двигательный аппарат - костно - мышечная система, единый комплекс, состоящий из костей, суставов, связок, мышц, их нервных образований, обеспечивающий опору тела и передвижение человека или животного в пространстве, а также движения отдельных частей тела и органов (головы, конечностей). Двигательный аппарат человека — это самодвижущийся механизм, состоящий из 640 мышц, 200-212 костей, нескольких сотен сухожилий. Стрессы оказывают на организм сильнейшее разрушительное действие. Положительные эмоции наоборот способствуют нормализации многих функций. Физические упражнения способствуют сохранению бодрости и жизнерадостности. Физическая нагрузка обладает сильным антистрессовым действием. От неправильного образа жизни или просто со временем в организме могут накапливаться вредные вещества, так называемые шлаки. Кислая среда, которая образуется в организме во время существенной физической нагрузки окисляет шлаки до безвредных соединений, а затем они с лёгкостью выводятся. Как видите, благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично! Это и понятно. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма! Таким образом, влияние нагрузок на опорно-двигательный аппарат, очень полезен. ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МУЗЫКИМожно утверждать, что музыка возникла одновременно с человечеством. Там, где бессильна была речь, на помощь приходила музыка. Древний человек был способен различать звуковые тональности и даже упорядочить их. Попытка исследовать древнюю музыкальную культуру начались примерно с середины XIX века. В XX веке полученные знания помогли составить относительно верное представление о том, что являла собой музыка наших самых далеких предков. Сейчас мы углубились в эпоху, когда человек научился имитировать природные звуки и отличать их от своей речи. Можно сказать, что примерно 40000 лет назад Homo sapiens стал Homo musikus. Постепенно начали появляться первые музыкальные опыты, непосредственно связанные с общественной деятельностью человека: погребальные ритуалы, охота, церемонии, связанные с земледелием. Музыка быстро вошла в повседневную жизнь человека. Исследователи отмечают, что человек представлял небо, как некий купол из камня и начинал кричать, чтобы его могли услышать на большом расстоянии от него. В Северной Африке были обнаружены на базальте в пустыне изображения флейтиста и танцовщика. Эти рисунки свидетельствуют о том, что еще в древности музыка помогала человеку находиться в гармонии со средой обитания и имела историческую важность. Первые убедительные свидетельства о музыкальных опытах относятся к эпохе палеолита, когда человек научился изготовлять инструменты из камня, кости и дерева, чтобы с их помощью производить различные звуки. Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости, и этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов. Также изготавливались погремушки из черепов, которые заполняли семенами и сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию. Одна из самых древних музыкальных надписей (иконография) встречается в пещере Тассили (Армения). Эти рисунки изображают религиозные ритуалы, в которых музыка и танец играли важнейшую роль. Взаимосвязь между музыкой и религией является одной из главных страниц в эволюции человечества. Самыми древними музыкальными инструментами были ударные. Идиофон – древний ударный инструмент – возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка – это, прежде всего, ритм. Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты (20000 лет до н.э.). в ней были выбиты боковые отверстия и принцип звукоизвлечения был тот же, что и у современных флейт. С древнейших времен музыка сопровождала развитие всех цивилизаций. Наступили великие времена, в которых верховные жрецы, астрологи, математики и музыканты сочиняли похвальные оды богам. Музыкальные инструменты использовались также на государственных торжествах. Среди музыкальных инструментов, используемых древними цивилизациями, мы находим духовые: флейты и гобой, изготовленные из тростника. В струнных широко использовались лиры и арфы, которые имели еще очень небольшие размеры. Таким образом, человек научился имитировать природные звуки и отличать их от своей речи. ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯННИЯ МУЗЫКИ НА СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКАВ мире человека окружает много разных звуков и ритмов. Но только музыкальные звуки связаны между собой определёнными гармониями. А мелодии, написанные в ритмах 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 … имеют прямое соответствие ритмам жизненных процессов человека. Так, например, ритм вальса (3/4) близок сердцебиению человека и является важнейшим жизненным ритмом. Организм человека, как уникальный и тонко настроенный инструмент, способен не только улавливать эти звуки и ритмы, но и излучать свои частоты физической, эмоциональной, психической и духовной жизни. Музыка, в которой частоты и ритмы совпадают с ритмами и частотами человека, действует по принципу глубокого массажа на атомном и молекулярном уровнях. Так как в тканях человека высокое содержание воды, звуковые волны свободно проникают в тело человека, оказывая многостороннее воздействие практически на все его функции (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и мозга), а также на опорно-двигательный аппарат. Важно отметить, что на организм человека музыка оказывает не только прямое воздействие (воздействие звука и ритма на клетки, органы, функциональные процессы), но и воздействует на опорно-двигательный аппарат, которые в свою очередь влияют на множество физиологических процессов. Примером положительного воздействия является народная и классическая музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии. Именно музыка этих жанров оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе - духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь. Приведем несколько примеров отрицательного воздействия музыки, при котором происходит искажение душевного и физического здоровья: музыка "soul" топит душу в наводящих тоску ритмах; рваный рисунок джазовой музыки вызывает нисходящее движение энергии человека, нарушает внутреннюю гармонию; компьютерная музыка искажает энергию овладения мастерством жизни, науки, обучения; рок-музыка искажает ритм марша и энергию лидерства и др. клубная музыка с фоновым, обволакивающим звучанием, не часто не имеющего четкой структуры и ритма. Удовольствие, которое получает человек от такой музыки, не возвышает человеческое сознание, а ввергает в пучину животных чувств и страстей, агрессии, злобы, наркотиков (в том числе шоколада и сахара), алкоголя, никотина, безответственных отношений. Не малую роль в воздействии музыки на человека играет и содержание произведения, его духовность. Аристотель говорил: "Всегда надо остерегаться введения нового типа музыки как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки всегда сказывается на важнейших аспектах политического уклада". Творчество великих композиторов всегда направлено на нравственное, физическое и духовное здоровье человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет "сделать их лучше". Музыка как средство воздействия влияет не только на сознание, но и на подсознание. В научно-экспериментальных работах отечественных ученых установлено статистически достоверное нарушение ряда психических функций под действием рока (уменьшение объема краткосрочной памяти, снижение уровня понятийного обобщения, возникновение чувства раздражения и тоски). ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКАДля исследования влияния музыки на опорно – двигательную активность школьника с учащимся в возрасте 11 лет были организованы следующие методики: опрос «Музыка в моей жизни», изучение литературы, наблюдение, математические методы. Испытуемый был один. Описание процедуры исследования: Для того чтобы определиться с жанрами, мы провели анкетирование, для того чтобы узнать какие жанры распространены среди учащихся школы. Опрос проводился индивидуально с добровольцем на больших переменах. (Приложение 1). Проанкетировано было 50 человек. После беседы с каждым участником анкетирования мы выяснили, что ребята слушают музыку ежедневно. Из данной анкеты мы выявились следующие музыкальные предпочтения: Рок музыка – 15 человека, Рэп –18 человека, RnB – 10 человека, Рок-н-ролл – 1 человек, Металл –6. Я решил стать испытуемым и проверить влияние музыки на себе. Мне было предложено слушать каждый день по пути в школу по 1 произведению, несколько раз, пока не дойду до школы. Путь от дома до школы занимает 15 минут. Исследование проходило в 8 дней. Мне были предложено 8 музыкальных композиций, (Приложение 2), которые были распределены по музыкальным жанрам: 1-металл, 2-классика, 3-рок-н-ролл, 4-современная эстрадная музыка (поп-музыка), 5-клубная музыка, 6- рок, 7-RnB 8-джаз Продолжительность каждой музыкальной композиции составляла 3 минуты, записанные поочередно без пауз, на 30 минут. После каждой композиции я оценивал изменения темпа ходьбы в соответствие с музыкальным жанром. Таким образом, мы получили следующие результаты: Мы взяли расстояние от дома до школы – 1,5 км. В обычные дни я дохожу до школы за 20 минут, без музыки, в обычном темпе. Мы будем вычислять скорость моего движения под разные музыкальные жанры. Вычислять будем по следующей формуле: V=S/T, T*60мин, и мы получим скорость движения под разные жанры музыки. Первый день я слушал металл – я заметил, что от тяжелой музыки у меня шаг замедлился, даже можно сказать стал «тяжелее». И в итоге я от дома до школы дошел за 30 минут. Рассчитаем скорость моего движения: V=1500/30*60=3, значит под жанр – металл, моя скорость была 3 км/ч. Второй день путь тот же самый, только я слушал классическую музыку. Музыка очень грустная. Когда я шел, музыка рисовала разные картины, я шел и мечтал. В итоге я дошел до школы за 23 минуты. Рассчитаем скорость моего движения во второй день: V=1500/23*60=4, значит под классическую музыку, моя скорость была 4 км/ч Третий день – путь тот же самый, только я слушал Рок-н-ролл, музыка веселая и немного танцевальная. Под эту музыку я дошел до школы за 18 минут. Рассчитаем скорость моего движения: V=1500/18*60=5, значит под жанр – рок-н-ролл, моя скорость была 5 км/ч. Четвертый день – путь тот же самый, только я слушал поп-музыку. Музыка веселая, танцевальная. Под эту музыку я дошел до школы за 20 минут. Рассчитаем скорость моего движения: V=1500/20*60=4,5, значит под жанр – поп-музыки, моя скорость была 4,5 км/ч. Пятый день – путь тот же самый, только я слушал клубную музыку. Музыка немного скачкообразная, пунктирный ритм. Под эту музыку я дошел до школы за 24 минуты. Рассчитаем скорость моего движения: V=1500/24*60=4,2, значит под жанр – клубная музыка, моя скорость была 4,2 км/ч. Шестой день – путь тот же самый, только я слушал рок музыку. Музыка медленная и грустная. Под эту музыку я дошел до школы за 25 минут. Рассчитаем скорость моего движения: V=1500/25*60=3,6, значит под жанр – рок, моя скорость была 3,6 км/ч. Седьмой день – путь тот же самый, только я слушал RnB. Музыка то веселая, то медленная. От этого темп моего шага постоянно менялся. Под эту музыку я дошел до школы за 26 минут. Рассчитаем скорость моего движения: V=1500/26*60=3,4, значит под жанр –RnB, моя скорость была 3,4 км/ч. Восьмой день – путь тот же самый, только я слушал Джазовую музыку. Музыка очень медленная. Под эту музыку я дошел до школы за 35 минут. Рассчитаем скорость моего движения: V=1500/35*60=2,5, значит под жанр –джазовой музыки, моя скорость была 2,5 км/ч. Таким образом, мы видим, что жанр повлиял на скорость моего движения. Таким образом, мы видим, что под Рок-н-ролл скорость моего движения будет 5км/ч, то под эту музыку я буду идти быстрее. А под Джазовую музыку я буду идти медленней. После данного исследования, я решил предложить своему однокласснику, который все время опаздывает в школу на зарядку, данный эксперимент. Я предложил ему всю дорогу слушать рок-н-ролл. В итоге данного исследования получилось следующее: Вова согласился и на протяжении всей дороги от дома до школы он слушал данный жанр. В итоге Вова пришел в школу за 7 минут до зарядки. Мы всем классом были очень рады, что помогли Вове не опоздать на зарядку. А Вова подошел и поблагодарил меня за помощь. Таким образом, я помог своему однокласснику не опаздывать в школу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе данной работы мы пришли к следующим выводам: Музыка является небольшой частью жизни человека и способна влиять на опорно-двигательную активность. Проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на опорно-двигательную активность школьника, показало, что разные виды жанра могут влиять на опорно – двигательную активность школьника. Из всех музыкальных композиций выявилось лишь одно произведение это рок-н-ролл, под которую можно идти быстро. Под некоторые музыкальные жанры тоже можно идти быстро это как, поп-музыка и клубная музыка. Работа достигла поставленной цели. Мы изучили влияние музыки на опорно-двигательную активность школьника. Гипотеза, выдвинутая нами, полностью подтвердилась. Прикладная значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут применяться для проведения внеклассных занятий с обучающимися и на уроках музыки. Благодаря исследованию, можно хорошо ориентироваться в мире музыки, руководствуясь не только своими предпочтениями, но и полученными знаниями. Список используемой литературы1. Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997. 2. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. 3. В. И. Воробьев. Слагаемые здоровья. 4. И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. Школа здоровья. 5. История музыки - Учебное пособие - Никеева И.А., Фаттахова Л.Р. 6. Музыкальная психология - В.И. Петрушин, Академический проект, Трикста 2008г. Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1. металл –Nightwish – “Nemo” 2. классика - В.А. Моцарт «Симфония №40» 3. рок-н-ролл - The Beatles «Rock and Roll Music» 4. современная эстрадная музыка (поп-музыка) lady Gaga «Dance in the dark» 5-клубная – DVBBS & Borgeous & Martin Garrix – «Tsunami» 6.рок – Ария «Беспечный ангел» 7. RnB – Бьянка «Были танцы» 8. джаз - Eddie Fisher «When I Leave The World Behind» ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опрос «Музыка в моей жизни» Ты слушаешь музыку? Как часто? Какую музыку предпочитаешь слушать? Твое общее отношение к музыке? ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Список музыкальных фрагментов, предложенных детям. 1. металл –Nightwish – “Nemo” 2. классика - В.А. Моцарт «Симфония №40» 3. рок-н-ролл - The Beatles «Rock and Roll Music» 4. современная эстрадная музыка (поп-музыка) - lady Gaga – «Dance in the dark» 5-клубная – DVBBS & Borgeous & Martin Garrix – «Tsunami» 6.рок – Ария «Беспечный ангел» 7. RnB – Бьянка «Были танцы» 8. джаз - Eddie Fisher «When I Leave The World Behind» |