Исследовательская работа по технологии. Исследовательская работа войлочные изделияМБОУ г.Гимназия 4 Эб. Исследовательская работа по технологии Гочияевой Карины Магометовны ученицы 6 г класса Эбзеевой Амалии Артуровна ученицы 6 г класса
Скачать 2.61 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» г. Усть-Джегута Искусство изготовления войлочных ковров, как средство сохранения культурных традиций Исследовательская работа по технологии Гочияевой Карины Магометовны ученицы 6 «г» класса Эбзеевой Амалии Артуровна ученицы 6 «г» класса Руководитель Балова Анджела Алиевна, учитель изо и технологии первой квалификационной категории МБОУ «Гимназии №4 г.Усть-Джегуты» Усть-Джегута 2022 год Содержание. 1. Введение 2 стр. 2. История войлоковаляния 8 стр. 3. Войлоковаляние как искусство современности 10 стр. 4. Практическая часть исследовательской работы 12 стр. 5. Заключение 15 стр. 6. Список использованных источников 16 стр. ВВЕДЕНИЕ. Искусство художественного оформления войлока неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства народов Карачаево-Черкесии (карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев).На протяжении веков вырабатывались характерные для каждого народа приемы валяния и узоры. Нам захотелось узнать, что такое войлок? Что валяют из войлока? Как давно освоили этот вид декоративно – прикладного творчества? Мы выдвинули гипотезу: возможно ли научиться изготовлять современные изделия из традиционного материала самостоятельно? Мы поставили перед собой цель: обосновать необходимость возрождения валяния войлока как ремесла в декоративно-прикладном виде искусства. Нами были определены задачи: изучить историю появления войлока; исследовать свойства войлока; рассмотреть способы обработки войлока; познакомиться с традиционными и современными приёмами изготовления и декорирования войлока; изготовить изделие из войлока в современной технологии живопись шестью. Предметом исследования является: войлок. Объектом исследования мы определили: процесс технологии валяния войлока. В ходе работы мы использовали методы: изучение научно-популярной литературы и средств Интернета, анализ собранной информации, изготовление изделия из войлока, обобщение и систематизация. Новизна нашей работе состоит в том, что сегодня модно заниматься различными видами рукоделия. Одним, их которых является фелтинг – валяние из шерсти. С помощью шерсти можно выполнить предметы интерьера, связать варежки или носки, сделать игрушки своими руками и т.д. Таким образом, с целью сохранения культурных традиций войлок в наши дни приобретает всё большую актуальность. Глава 1. История войлокваляния. История валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками, которые одомашнили овец. У натуральной шерсти есть способность сваливаться, т.е. образовывать войлок. Никакой другой материал к этому не способен. Это происходит из-за того, что шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой. Чешуйки волокна шерсти под воздействием горячей воды и пара могут сцепляться друг с другом. Однако шерсть дикой овцы почти не валяется, так как у нее нет чешуйчатого слоя. Ученые говорят о том, что валяние из шерсти – самая древняя техника создания текстиля. Как же человек догадался, что шерсть можно свалять? История валяния связана также с легендой о Великом потопе. В ней рассказывается о том, как в Ноев ковчег были согнаны разные звери, в числе которых были и овцы. Им приходилось находиться в маленьких помещениях, шерсть падала прямо на пол, по которому они ходили. Куски шерсти попадали под копыта животным, а когда Потоп закончился, овцы были выпущены, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром. Валяние самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки. В продолжение многих веков рукоделие и ремесленное производство развивались у народов Карачаево-Черкесии. Искусство ковроделия на Северном Кавказе является традиционным и распространенным видом творческой деятельности. Наше утверждение не будет казаться абстрактным, если учитывать следующие факты: во-первых, это сложные климатические условия, определившие необходимость утепления жилища; во-вторых, повсеместно развитое овцеводство, а значит, наличие собственного сырья; в-третьих, соседство со странами Ближнего Востока, где ковроделие всегда было исконным искусством. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода. На Кавказе и сегодня сохраняются практически все способы изготовления и декорирования войлоков и войлочных изделий. Мозаичный, когда из двух разных по цвету полотнищ войлока, положенных один на другой, по одному лекалу вырезается узор разноцветные элементы которого меняются местами и сшиваются в готовое изделие. Аппликационный способ состоит в нашивании на однотонную основу фрагментов орнамента, вырезанных из войлоков других цветов. Техника вкатывания предполагает выкладывание шерсти уже в процессе валяния войлока. Известно, что на Северном Кавказе и в Дагестане также были распространены войлочные сапоги. Карачаевцы, абазины черкесы, ногайцы изготовляли из шерсти в основном одежду(бурки, шляпы, ноговицы), а также предметы домашнего обихода – ковры. Особенно ковроделие было распространено у карачаевцев. Их называли «киййиз», они были важной частью культуры, их использовали в быту, изготовляли на приданое молодым девушкам. По технике изготовления и приемам декорировки войлочные ковры - кийизы классифицируют на три типа: «ала кийиз», «жыйгыч кийиз» и «бичилген кийиз». Благодаря несложной технике изготовления наибольшее распространение в народном быту балкарцев получили войлочные ковры ала кийиз - “пестрые ковры”. Они применяются в свадебном ритуале, в похоронных обрядах. Из традиционных “пестрых ковров” самыми маленькими по размерам считаются ритуальные коврики - “намазлык”. Сравнительно небольшая величина и форма обусловлены их назначением - служить подстилкой при совершении мусульманской ритуальной молитвы - намаза. Расцветка намазлыков выделяется особой скупостью общей цветовой гаммы, чаще всего построенной на естественной тональности шерсти. Более произвольные размеры ала кийизов вытекают из их хозяйственного назначения. Характерный для них геометрический орнамент, построенный из ромбов, треугольников и зигзагов, отличается строгостью центрической композиции. Специфические особенности окраски валяного ковра определяются сдержанностью цвета. В украшении же народного жилища карачаевцев и балкарцев самую активную роль играли войлоки с аппликативным рисунком. В старой сакле ими прикрывали длинные полки с одеждой и посудной, отсюда и название - жыйгыч кийиз - кошма для полки. Отсюда и их горизонтально вытянутая форма, и фризовая композиция орнамента, так же как и обязательное украшение нижней стороны ковра бахромой. Вся декоративность старинного жыйгыч-кийиза, ковра-занавеса, строилась на контрасте белого орнамента и черного фона. На украшательских бытовых функциях развивались также декоративные качества бичген кийизов. Этот вид узорного войлока связан уже с более современными формами жизни. Его характер обусловлен и более совершенной технологией изготовления. Орнамент врезается в фон (так называемая “техника мозаики”), а цветовое решение часто определяется уже применением ярких фабричных красителей. Повышенная декоративность этого типа ковров выражается не только в резких цветовых контрастах каймы и центрального поля, но и в более пышной орнаментике, составленной в основном уже из растительных форм. Поскольку в современном интерьере бичген кийиз не прикрывает полки, а вывешивается у кровати, то и размеры его соответственно сокращаются. В связи с этим определяется общая композиция - она организуется как центрически замкнутая, где узор центрального поля обрамляется со всех сторон бордюром. Процесс валяния мастерица начинает с выкладки рамки всей композиции ковра специально приготовленными черными жгутами шерсти. Такими же жгутами она описывает по центру контуры крупных ромбов, делает в них решетчатые перегородки. Промежутки между центральными ромбами заполняются сквозными пирамидками из треугольников, туго сложенных из шерсти. Все основное центральное поле в свою очередь обрамляется бордюром, состоящим чаще всего из цепи мелких ромбиков или треугольников. “Чертеж” композиции кошмы готов. Теперь все оставшиеся пустоты мастерица заполняет валиками шерсти основного, преимущественно серого тона. Это фон, на котором должны отчетливо прорисовываться названные детали орнаментального построения. Весь слой шерсти равномерно раскладывается на циновке (чий) и поливается специально приготовленным горячим мыльным отваром. После этого циновку сворачивают вместе с шерстью в рулон и начинается процесс валяния. Ритмичными покачиваниями рулона на полу мастерицы добиваются сваляемости шерстяного слоя в полсть. Мокрую полсть для уплотнения колотят еще об пол, обминают ногами. И уже равномерно свалянную полсть полощут в реке, сушат. Готовая кошма обшивается по краю шнуром, свитым из шерсти двух цветов, чаще всего черно-белой. Большое место в быту балкарцев занимают и более сложные виды ковроделия, такие, как аппликационные кошмы - жыйгыч кийиз. В их изготовлении принимают участие самые опытные мастерицы. Работая на заказ по приглашению, они распространяют их орнаментальные формы за пределы своих ущелий. Поэтому границы бытования отдельных узорных комплексов или композиционных приемов в аппликационных войлоках выражены не столь четко, как в ала кийизах. Кроме того, старинные жыйгыч кийизы до наших дней сохранились сравнительно в небольшом количестве. Тем ценнее отдельные его экземпляры, всегда замечательные по богатству и многообразию, древности и художественной самобытности орнаментальных мотивов. Жыйгыч кийизы составляют совершенно отдельную группу ковров, в которых с особой отчетливостью отразились связи с древней кочевнической культурой. Известно, что войлочное ремесло стояло у кочевников на высоком уровне, что было вызвано условиями кочевого уклада, требовавшими от вещей прочности и портативности. К степным формам восходят и основные мотивы орнамента: многочисленные роговидные завитки типично тюркского орнамента, составляющие и особенность жыйгыч кийизов. Богатство орнаментальных форм аппликативных полочных кошм, их красота и выразительность делают эти старинные изделия как бы кладовыми национального орнамента. Ими нередко пользуются народные мастера при разработке узоров, например, в золотом шитье, украшениях кошм с вваляным или врезанным орнаментом, резьбе по камню. Художественные традиции аппликативных войлочных ковров для полок получили дальнейшее развитие в более современных по характеру и назначению кошмах с врезанным орнаментом - бичген кийиз. Сохранились варианты архаичных типов кошм, которые можно было бы определить как промежуточное звено перехода от форм жыйгыч кийиза к более новым образованиям. Здесь еще многое воспринято от предыдущих приемов украшения кошмы, начиная от техники аппликаций и кончая орнаментальными фигурами, целиком заимствованными от жыйгыч кийиза. Но налицо уже замкнутая композиция. Бордюр в этих войлоках идет лишь с одной стороны, а цокольное поле обрамлено рамкой со всех сторон. Отсюда остается один шаг к простейшей композиции собственно бичген кийиза - кошме с врезанным орнаментом. Техника врезанного орнамента в основной фон кошмы позволяет экономить материал. В процессе изготовления отдельные фигуры вырезаются из войлочной основы, окрашенной в разные цвета. Снова сшиваются вместе по композиционной схеме. В Карачае применяется аналогичный способ орнаментирования резаных кошм. Вырезанные одновременно из двух окрашенных в разный цвет полотнищ орнаментальные куски переставляются затем местами. В результате получаются два войлока с одинаковым узором, но разных по цвету, по принципу негативно-позитивному. Особую нарядность ему придает окантовка рисунка белым сутажем. Усиливается звучание цвета. При этом скрываются швы мозаики. В отличие от среднеазиатских войлоков подобного типа, в композиционных построениях карачаевских бичген кийизов не соблюдается равенство фона и узора, отсутствует характерное для первых перетекание одной формы в другую. В отличие от длинных полочных кийизов и их монохромных орнаментальных построений бичген кийизы характеризуются прежде всего яркостью цветовых сочетаний и строго замкнутой композицией. Эта композиция, как правило, строится из цельного мотива центрального поля (орта юлгю) и бордюрного обрамления. В эти названия узоров включается почти все орнаментальное богатство балкаро-карачаевских резаных войлоков. Их узор в отличие от других видов кошм состоит в основном из растительных мотивов - орнаментальной ветки, раскинутой по центральному полю, и извилистого побега, обегающего композицию со всех сторон. А все многообразие их орнаментальных форм составляют варианты этой основной темы. Глава 2. Войлоковаляние, как искусство современности. В последнее время войлоковаляние обогатилось новыми приёмами работы, которые позволяют создавать ранее не применяемые фактуры и объемные формы. Различают валяние «мокрым» способом, или по-мокрому, с использованием большинства традиционных приемов, когда шерсть после раскладки смачивается мыльным раствором или молочной сывороткой, и по-сухому, когда сваливание осуществляется за счёт принудительного спутывания волокон шерсти при помощи иглы особой формы. Из валяной шерсти можно создавать все что угодно: модные украшения, сумки, уютные предметы одежды и интерьера, очаровательные игрушки, а также удивительные узоры на шелке, хлопке, шифоне и других тканях. Для того, чтобы освоить этот вид рукоделия, не требуется специальной подготовки: только разноцветная шерсть, несколько инструментов и немного терпения. В фелтинге существует два основных способа валяния – сухой и мокрый. Сухое валяние – для объемных вещиц: игрушек, фигурок, украшений или чего-то подобного. Пальцами кусочку шерсти придают нужную форму, а потом много раз протыкают специальной иглой. В результате шерстинки плотно сцепляются друг с другом, образуя однородный материал. Мокрое валяние - для аппликаций, предметов одежды, полотна для сумок, шарфов, пледов и т. д., то есть для плоских изделий. Сначала шерсть выкладывают в определенном порядке на рабочую поверхность, а затем смачивают теплой мыльной водой. Волокна переплетаются между собой и образуют плотное полотно. Шерстяная акварель – очень интересная техника. Она используется для создания удивительно красивых фактурных картин. Цветную шерсть выкладывают тончайшими прядями, благодаря чему получаются плавные акварельные переходы. Нунофелтинг – необычная техника с необычным названием. Используя ее, можно «расписать» удивительными шерстяными узорами и абстракциями шелк, шифон и другие дорогие тонкие ткани. В результате получаются уникальные и очень элегантные аксессуары. Какую шерсть выбрать для валяния? Для валяния подходит только натуральная шерсть, при этом непринципиально, какому животному она принадлежала. Наиболее доступной является овечья. Она состоит из толстых волокон, которые называются остевыми, и мягких пуховых ворсинок. Чем тоньше шерстяное волокно, тем быстрее оно сваляется и тем легче и мягче получится готовое изделие. Толщина шерсти измеряется в микронах. Картины из шерсти для начинающих легкие еще и благодаря тому, правильную ли шерсть вы выбираете. Остевая шерсть – самая толстая и грубая. Из нее валяют обувь, пледы, сумки и другие изделия, которые с кожей не соприкасаются. Сливер – расчесанная овечья шерсть, из нее обычно валяют основу, на которую потом выкладывают пряди других цветов. Подходит для всех видов валяния. Очес состоит из мелких ворсинок, из него делают полотно для основы, фетр и мягкий войлок, также им набивают игрушки. Подходит для сухого валяния. Выбеленка – осветленный чес овечьей шерсти, его используют для светлого фона, поддается окраске в домашних условиях. Верблюжья шерсть очень тонкая, легкая, с естественными завитками. Она идеальна для игрушек, одеял и других изделий, где не нужна основа. Не подходит для нунофелтинга. Топс – это пуховые ворсинки в виде длинной гребенной ленты подходит для обоих способов, а также для нунофелтинга. Из нее валяют шали, варежки и другие предметы одежды. Очень важно правильно раскладывать шерсть, а ее волокна нужно именно медленно вытягивать, а не отрывать. Ровница представляет собой слабо крученую шерстяную пряжу, чаще с ее помощью украшают шерстяные изделия. Она подходит для ленивого валяния в стиральной машинке. После высыхания поверхность становится ровной и плотной. Новичку следует выбрать кардочес или меринос. Кардочес вырабатывается на особом станке – кардере, отсюда и такое название. Другое наименование, которое может встретиться – шерстяная вата. На станке шерстинки перепутывают иголками, благодаря этому кардочес – идеальный вариант для сухого валяния. С помощью иглы шерстяной комок легко сваливается, образуя плотную и ровную поверхность. Из кардочеса обычно валяют игрушки, домашнюю обувь, сумки, коврики, пледы, картины. Меринос – мягкая пряжа, которая подходит для всех видов валяния, включая шерстяную акварель и нунофелтинг. Некоторые марки содержат шелковые волокна, придающие готовому изделию мягкий естественный блеск. Полутонкая шерсть больше подходит для создания домашней обуви, сумок, игрушек. Следует учитывать, что эта шерсть отличается колючим ворсом. Из тонкой шерсти валяют тончайшие шарфы и шали, украшения и другие элегантные вещицы. Можно свалять небольшой кусочек шерсти, чтобы посмотреть, как она себя будет вести, например, какую даст усадку и не полиняет ли при мокром валянии. Глава 3 Войлоковаляние как искусство современности. В настоящее время в нашей республике изделия из войлока можно встретить в продаже. Их изготавливают как сувенирную продукцию, продают туристам из разных регионов. Также войлоковалянием занимаются местные жители для своих бытовых нужд. Мы решили узнать о современных художниках нашей республики, которые занимаются изготовлением изделий из войлока. Наша учительница рассказала нам о художнике из Карачаевска, Мещезовой Сасе Биляловне. Саса Билаловна Мещезова является преподавателем декоративно-прикладного искусства. Ее работы на войлоке получили широкое признание как в Карачаево-Черкесии, так и за пределами республики, занимая первые места на самых высоких творческих конкурсах. Её работы удивляют и тонким чутьём мастерицы, и филигранной работой, и разнообразием сюжетов и жанров. Саса Биляловна работает в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, анималистическиго изображения и даже воплощает в войлоке картины известных художников. Сохранением культуры и традиций этносов Карачаево-Черкесии занимаются отделением ДПИ колледжа культуры и искусств имени А. Даурова в г. Черкесске. Аэлита ВикторовнаЛалиашвили, преподаватель Карачаево-Черкесского государственного колледжа культуры и искусств, заслуженный работник культуры республики преподает валяние из шерсти около 20 лет. Аэлита Лалиашвили и ее ученики делают самые разные изделия из войлока: молельные коврики, одежду, шапки, сапожки, даже чехлы для мобильных телефонов. В г. Карачаевске открыт «Центр обучения традиционным ремеслам народов КЧР» при поддержке Федерального агентства по делам молодежи осенью 2021 года. За это время в мастерских прошли обучение 100 жителей республики самых разных возрастов, в том чиле валянию из шерсти, 70% обучившихся выразили желание продолжать работу в своих направлениях". В Карачаево-Черкесии возрождается интерес к этому древнему мастерству. Мы решили изготовить изделие в современной технике, с использованием традиционных мотивов войлочных ковров. Глава 4. Практическая часть. Нашей целью было научиться технике валяние по сухому и выполнить работу в течении урока. Изучив информацию, мы выбрали технику «валяние по сухому», так как она показалась нам наиболее подходящей для работы в условиях школьного урока. Далее мы выбрали, какое изделие мы сможем выполнить на уроке. Наиболее подходящим мы посчитали декоративное панно. Для его изготовления нам понадобилась шерсть (цветная, натуральная овечья шерсть), рамка со стеклом (формат А3), тканевая основа, клей ПВА, ножницы, иглы. Основой изображения мы взяли традиционные рисунки ковров «алла кийиз». Первый этап работы заключался, в подборе цветовой гаммы. Мы решили выложить основной фон натуральным белым цветом, каймы выделить темным. Для каймы мы использовали натуральную темную шерсть, и окрашенную серую шерсть. Мы смешивали два цвета, сложив мотки, одновременно вытягивая нужное количество шерсти. В центральной части мы выложили геометрический узор в виде ромбов. Края ромбов выделили линиями черного цвета. В центре ромба мы поместили изображение элементов зооморфного орнаменты белого цвета. Панно поместили в рамку под стекло. Всю работу мы успели сделать в течение урока. Сложность вызвало изготовление элементов орнамента. Мы пришли к выводу, что тонкие элементы для изготовления ковров лучше готовить в технике аппликации. Следующую работу мы сделали в технике «акварель шерстью». Это тоже валяние по сухому, но особенностью техники является метод смешивания волокон шерсти разных цветов, подобно акварельным краскам. Это дает красивый эффект переходов цвета, получается яркая необычная картина. Для работы нам также понадобилась шерсть разных цветов, рамка со стеклом, тканевая основа, клей ПВА, ножницы. Мы подобрали подходящий рисунок, горный пейзаж. В начале работы основу рамки мы покрыли основу рамки тканевой основой с помощью клея. Потом начали выкладывать основной фон, небо мы выкладывали шерстью голубого и белого цвета, что дало эффект облаков. Нижнюю часть картины мы выложили различными оттенками зеленого и желтого цвета, постарались передать глубину пространства. Передний край мы выложили более темным цветом, глубину пространства передали светлыми оттенками зеленого цвета. Белые вершины выложили на более темном фоне неба, чтобы контраст выделил их на фоне неба. Также добавили для эффекта тени на горах синие, фиолетовые оттенки шерсти. На переднем фоне мы изобразили горные цветы, стебли сделали, вытягивая тонки полоски шерсти. Получилась эффектная картина в интересной технике. Заключение. В процессе работы мы ответили на все интересующие нас вопросы, решили все поставленные задачи. Мы пришли к выводу, что для выполнения работ с орнаментами больше подходит техника валяния по мокрому, как работали в старину. А для современных работ с шерстью хорошо подойдет техника валяния по сухому, особенно эффектно смотрится «живопись шерстью». Мы пришли к выводу, что ремесло валяния из шерсти развивается в нашей республике. Сохраняются и традиционные методы изготовления изделий, и развиваются новые способы работы с шерстью. Нам было интересно изучить историю появления этого ремесла, узнать виды традиционных ковров, технологию их изготовления. Современная техника валяния нас заинтересовала своими возможностями. В этой технике можно достаточно легко и быстро изготовить привлекательное изделие. Можно использовать народные мотивы в современном декоративно-прикладном искусстве. Войлоковаляние – яркое, самобытное явление мировой культуры, одновременно обладающее устоявшимися традициями и значительным потенциалом развития новых технологий. Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в течение многих веков, активно используя творческие наработки многих поколений. Были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения войлоковаляния, и новые, значительно обогатившие его, расширившие сферы применения войлока. Войлоковаляние – интересная составляющая современного художественного мира. Систематизация знаний о нём даст искусствоведам инструмент оценки изделий из войлока. Художники же смогут наиболее полно раскрыть эстетические возможности материала, развить свои замыслы в интересной и таком разноликой технологии Мы планируем и дальше заниматься этим видом творчества, надеемся попробовать сделать работы и в технологии традиционного ковроделия. Библиография 1. Лавров Л. И. Карачай и Балкария до 30-х гг. XIX в. КЭС, 4, 1969. 2. Мамбетов Г. X. Войлочные изделия в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX- начале XX вв. УЗ КЕНИИ, т. 19. Нальчик, 1963. 3. Маргграф О. В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1882. 4. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978. 5. Махова Е. И., Черкасова Н. В. Орнаментированные изделия из войлока. ТКАЭЭ, т. 5. М., 1968. 6. https://scienceforum.ru/2012/article/2012001718 7. «Это Кавказ» https://etokavkaz.ru/hand-made/svalyat-brend?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru 8. Огузов, В. Б. Традиции и современность в декоративно-прикладных видах искусств абазин (на материале КЧР) / В. Б. Огузов, А. М. Огузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64314/ (дата обращения: 27.04.2022). 9. ИСКУССТВО КОВРОДЕЛИЯ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ Н.В. Дробышева http://ilmu.su/iskusstvo-kovrodeliya-karachaevtsev-i-balkartsev/ 10. Декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа на современном (на примере войлочных изделий карачаевцев и балкарцев) А.Х. Байрамукова https://cyberleninka.ru/article/n/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-narodov-severnogo-kavkaza-na-sovremennom-etape-na-primere-voylochnyh-izdeliy-karachaevtsev-i/viewer 11. День Республики https://denresp.ru/2021/09/10/zhivopis-sherstyu/ |