Главная страница

Исследовательская работа. Цвет в сказках Пушкина. Исследовательская работа пушкин александр сергеевич годы жизни Пушкина 1799 1837 гг. Содержание


Скачать 1.41 Mb.
НазваниеИсследовательская работа пушкин александр сергеевич годы жизни Пушкина 1799 1837 гг. Содержание
АнкорИсследовательская работа
Дата15.03.2023
Размер1.41 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЦвет в сказках Пушкина.docx
ТипИсследовательская работа
#993005



Филологическая конференция,

посвященная 215-летию со дня рождения А.С. Пушкина
Исследовательская работа





ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Годы жизни Пушкина 1799 – 1837 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение …………………………………. 4 – 5.




  1. 1. Золотой цвет …………………………... 6 – 9.


2. 2. Красный цвет …………………………. 10 – 12.
2. 3. Белый цвет ……………………………. 13 – 14.
2. 4. Синий цвет ……………………………. 15.



  1. Вывод …………………………………….. 16.




  1. Литература ………………………………. 17.




Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства, пленяя душу чудесной сказкой. Сказки были одним из любимых жанров Пушкина.

Он говорил: « Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Александр Сергеевич жил в пору процветания устной сказки и, несомненно, общался с разными сказочниками, видел разную творческую манеру исполнителей.
В детстве он слушал сказки от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от няни и от дворового Никиты Козлова. Няня, Арина Родионовна и бабушка стали его наставниками и самыми близкими людьми. Его няня знала множество народных песен и сказок. Она познакомила его с Бовой - королевичем и Кощеем, с добрыми волшебниками и злыми колдунами.

Поэта покоряла яркая образность речи Арины Родионовны, от неё он услышал многие пословицы, поговорки, прибаутки, народные поверья.

Когда няня рассказывала ему сказки, он не только внимательно слушал их, но и записывал в отдельную тетрадь. Позже на их основе он создал свои сказки.

Первой Пушкин сочинил озорную (в 1830году) «Сказку о попе и о работнике его Балде», Гоголь услышал «Балду» от самого поэта и воскликнул: « Прелесть невообразимая!»

В 1833 году уныло – протяжная, как грустная народная песня «Сказка о рыбаке и рыбке» (Сюжетный источник из немецкой сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене»)

В 1834 году появляется радостная, многоцветная, переливающаяся, как перо жар – птицы «Сказка о царе Салтане» вся пронизанная нетерпеливым, задорным, почти плясовым ритмом.

Александр Сергеевич Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество, показал людям, как богата сокровищница русского языка, он украсил народные сказки «Блеском своего таланта»

Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы, в них всегда добро побеждает тьму и злобу.

Золотой цвет.

Внимательно прочитав сказки, я обратил внимание на то, что Пушкин редко употребляет слова, обозначающие цвета. Так нет эпитетов: жёлтый, розовый, голубой, фиолетовый.

Цвета и их символическое обозначение пришло к нам из глубокой древности. Пушкин берёт у фольклорной традиции не только незначительное число красок, но и оценочно – качественную характеристику каждого цвета, он использует чистые тона, особенно преобладают три цвета – белый, золотой и красный

В устном народном творчестве особой силой обладает золотой цвет.

Золото, его красочное сияние связано с поклонением древних людей солнцу. Солнце почиталось божеством благим, милосердным, как светило вечно чистое, ослепительное в своём сиянии, пробуждающее земную жизнь. Красное солнце обитает на Востоке, оттуда оно выезжает на золотой ладье. Царь Солнце владеет двенадцатью царствами (двенадцать месяцев).

Золотым предметам свойственно возгорание и светоизлучение. Золото олицетворяло счастье, богатство, чистоту и красоту. Пушкин заметил, что в народных сказках господствует золотой цвет, и отразил это в своих сказках.

Так золотой цвет он берёт во всех сказках. Особенно этим цветом насыщена «Сказка о царе Салтане». В цветовую палитру включается свет, сияние:

«И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя…»
Поэт усилил в данной картине стихию света, в ней рождается чудо красоты, а в нём образ человека.

Пушкин использует золотой цвет и в описании города, которым правит князь Гвидон. Постройки сверкают золотом.

«На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый, златоглавый.

Пристань с крепкою заставой...»

(«Сказка о царе Салтане»)
Э питет златоглавый имеет прямое значение. Издавна на Руси купола церквей, соборов принято покрывать золотом, что свидетельствовало о чистоте, святости, величии этого места. О богатстве этого города можно судить и по тому:

«Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

всё скорлупки золотые…»



«В колымагах золотых

Пышный двор встречает их…»

Золотому цвету придаётся значение символа царственности, могущества, благосостояния:



«Видит, весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате…»

т.е. сидит в одежде, расшитой золотой нитью.

Вспомним и старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке».

«На руках золотые перстни

На ногах красные сапожки…»
В значении фантастического, нечеловеческого могущества, волшебства выступает золотой цвет, который относится к животным. Они способны либо помогать людям, либо вершить суд над ними так в «Сказке о золотом петушке»



«Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой…»

И в «Сказке о рыбаке и рыбке»


Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом!

Будет вам новое корыто»
Одним из постоянных образов связанных с золотым цветом, является образ золотого яблочка:

« И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит…»

(Сказка о мёртвой царевне)

« А глядела всё на яблоко

Оно,

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь...»

( Поэтический образ)

Рассмотренные примеры говорят о популярности и многозначности золотого цвета. Он помогает лучше отразить мечты народа, его идеалы, веру в добрые силы.


Красный цвет.
Говоря об использовании красного цвета в пушкинских сказочных произведениях, хочется отметить его двоякое значение. Он может играть как положительную роль, так и отрицательную. Красный – Цвет жизни, огня, здоровья, плодородия.

Он считался в народе самым лучшим, ярким, праздничным. На праздники парни надевали вышитые красные рубахи, а девушки – красные сарафаны и ленты. В сказках Пушкина красный цвет представлен широко: Так в «Сказке о мертвой царевне» я нашел -8 раз.

  • Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

  • Семь румяных усачей

  • Коли красная девица

  • Закрасневшись, извинилась

  • Так румяна – золотисто

  • К алым губкам поднесла

  • Плод румяный уронила

  • Красно солнце отвечало


Из этимологического словаря я узнал, что красный цвет в древнерусском языке обозначал только красивый.




«Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей…»

«Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее»


Красный цвет говорит и о внутренней чистоте, стыдливости героини из «Сказки о мертвой царевне»
«И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась..».

Неоднократно встречается устойчивое словосочетание красная девица ,т.е красивая. Это словосочетание очень популярно в народе, оно встречается и в сказках Пушкина.
«Здравствуй, красная девица,-

Говорит он, - будь царица….»

( Сказка о царе Салтане)

« Коли красная девица

Будь нам милая сестрица…..»

(Сказка о мертвой царевне)
Отвечает месяц ясный:

«Не видал я девы красной»

(Сказка о мертвой царевне)


Обладает красный цвет и символом величия. Сочетание Красно Солнышко взято из древней поэзии и означает «мудрое», «любимое». Недаром Красным Солнышком называли в Древней Руси князя Владимира.

У Пушкина красно солнышко тоже играет роль мудрого советчика:
К красну солнцу, наконец

Обратился молодец.

« Свет наш Солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех ты видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?»

Красный цвет может нести в себе и значение лжи, несчастья, смерти:

«Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы ручки опустила,

Плод румяный уронила…»

(Сказка о мертвой царевне)
«Бродят кони их средь луга,

По притоптанной траве,

По кровавой мураве…»

(Сказка о золотом петушке)

«Тот уж когти распустил,

Клюв кровавый навострил…»

( Сказка о царе Салтане)

Однако моментов, когда красный цвет связан со значением зла в фольклоре, немного, немного их и в пушкинских сказках. Народ любит красный цвет, верит в его символическую красоту. Эту веру передает и Пушкин в своих сказках.

Белый цвет.

В ходе исследования я заметил, что Пушкин очень часто использует белый цвет, также близкий фольклору. И в сказках Пушкина, и в народных сказках слово белый вызывает ассоциации с понятием чистого, радостного, светлого, торжественного.

Его значение в народных сказках таково:

  1. Красивый.

Такое же значение встречается и в сказках Пушкина.

«Правду молвить, молодица:

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла»
«Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела

Белолица, черноброва»
«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее…»

(Сказка о мертвой царевне)
«Князь царевну обнимает,

К белой груди прижимает…»

(Сказка о царе Салтане)

  1. Сияющий ( белый день, белая заря).

Сравним и у Пушкина.

«Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи»

(Сказка о мертвой царевне)

  1. А ещё я узнал, что Пушкин использует и прямое значение белого цвета.

«Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет…»

(Сказка о царе Салтане)
«Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля…»
Этот цвет Пушкин использует и при описании города Гвидона:

«Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей…»

и при описании терема из «Сказки

о рыбаке и рыбке»

«Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою…»

Белый цвет - это цвет радости, благости и красоты.

Синий цвет.
Распространен в народных сказках и синий цвет. Эта краска в основном связана с описанием моря, неба.

Значение синего цвета однозначно - это символ спокойствия, глубины морского простора, молодости, скромности и возвышенности.

Александр Сергеевич употребил этот цвет для обозначения неба и моря.

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море …»

(Сказка о мертвой царевне)
«Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит…»
«В синем небе звезд блещут,

В синем море волны хлещут…»

(Сказка о царе Салтане)

В ходе своей работы я узнал, что по насыщенности красками сказки Пушкина занимают одно из первых мест во всей русской литературе.

Вывод:

Рассматривая значение цветовой лексики на примере сказок А.С. Пушкина, мы встречаемся с зеленым дубом, красным солнышком, синим морем, белой лебедью, румяной красной девицей, белой зарёй. Все эти выражения, которые сложились в глубокой древности, создали неотразимый народно-цветовой колорит пушкинских сказок. Цветопись является своеобразным ключом сюжетного действия сказок, придавая им разные оттенки – грусти, радости, тревоги, смятения. В каждой из них свой колорит.

Литература


  1. Пушкин А.С. Сказки. – М., Детская литература, 1993 г.

  2. Пушкин А.С. Избранные сочинения. – М., Художественная литература 1990 г.

  3. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М., Просвещение, 1989 г.

  4. Русские народные сказки. – М., Детская литература, 1987 г.

  5. Русские писатели. Библиографический словарь. – М., Просвещение, 1990 г.

  6. Зубарева Е.Е. Детская литература. – М., Просвещение, 1989 г.

  7. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., Педагогика, 1987 г.







написать администратору сайта