Главная страница
Навигация по странице:

  • Оглавлние Введение

  • Глава 2. Результаты исследовании

  • Глава 1. 1.1 Образ Георгия Победоносца

  • 1.2 Исторические аспекты появления Георгия Победоносца в символике РФ

  • 1.3 Орден Святого Георгия Победоносца – одна из высших государственных наград современности

  • 1.4 Георгиевская ленточка

  • Георгиевская ленточка на российских наградах.

  • 1.5 Георгий Константинович Жуков

  • Глава 2. Результаты исследования Значение символа Победы в образе святого Георгия Победоносца в культуре России

  • проект Георгий победоносец. проект георгий победоносец. Исследовательская работа В символах Россию открываю, в символах Россию познаю


    Скачать 1.15 Mb.
    НазваниеИсследовательская работа В символах Россию открываю, в символах Россию познаю
    Анкорпроект Георгий победоносец
    Дата24.07.2022
    Размер1.15 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроект георгий победоносец.docx
    ТипИсследовательская работа
    #635728

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    Ямская средняя общеобразовательная школа

    Проектно-исследовательская работа

    «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»

    на тему

    «Георгий Победоносец – победа Добра над Злом»

    Выполнил: ученик 6 класса

    Пермяков Егор

    Руководитель:

    учитель основы безопасности

    жизнедеятельности

    Овсянников Владимир Иванович

    2016г.

    Аннотация

    В глубине веков теряются обстоятельства появления державных гербов России - всадника с копьём и знаменитого орла. В связи с этим возникло желание выяснить в данной работе, почему именно образ святого Георгия Победоносца был главным государственным символом нашей страны на протяжении многих лет.

    Помимо этого, хотелось бы узнать, почему сейчас этот образ опять пользуется необыкновенной популярностью. Во многих государствах образ Георгия Победоносца почитается как образ святого победителя зла, но только в России достойно занял центральное место государственного герба.

    Не вызывает сомнения также и тот факт, что каждый уважающий свою страну человек должен знать государственные символы своего государства.

    Оглавлние

    Введение………………………………………………………………….…..4

    Глава 1. Образ Георгия Победоносца в русской геральдике

      1. Образ Георгия Победоносца………………………………………5

      2. Исторические аспекты появления Георгия Победоносца в символике РФ…………………………………………………........6

      3. Орден Святого Георгия Победоносца – одна из высших наград современности……………………………………………...............8

      4. Георгиевская ленточка……………………………………………10

      5. Георгия Константинович Жуков…………………………………12

    Глава 2. Результаты исследовании……………………………………...13

    Заключение………………………………………………………………….15

    Список используемой литературы………………………………………17

    Введение

    Наша Родина- самое большое государство планеты с прекрасным именем- Россия. Мы – граждане этой страны, нам предстоит беречь её, заботится о ней, защищать её, и, конечно, должны знать как можно больше об истории своей страны, в том числе должны понимать ее символы. 1 сентября 2015 года на Уроке Знаний с целью развития гражданско-правового сознания в нашем классе был организован классный час, посвященный символам России. Это был замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей стране - России! Жители разных стран гордятся своими государственными символами. Однако,  важно не только знать, как выглядит герб, флаг  родной страны, как звучит ее гимн, но и необходимо глубокое понимание государственной символики, знание ее истории. На гербе нашего города Москвы изображен святой Георгий Победоносец, убивающий змия. Встречается этот знак часто и на геральдике. Георгий Победоносец является как символ победы добра над злом… А что мы знаем о нем?

    Актуальность содержания предлагаемой работы обусловлена возрождением интереса к традиционным духовным ценностям, как в области культуры и искусства, так и в области истории и нравственности. Исторический образ Святого Георгия Победоносца - защитника Отечества, остаётся вдохновляющей силой для искусства любого времени. Так же стоит упомянуть о том, что образ Святого Георгия активно используется и в настоящее время, эта фигура на гербе Российской Федерации, на монетах, это один из главнейших орденов России.

    Цель:

    изучить причину частого использования изображения Георгия Победоносца в государственной символике Российской Федерации

    Задачи:

    - изучить образ Георгия Победоносца

    - изучить исторические аспекты появления Геогргия Победоносца в символике РФ

    - изучить георгиевские награды

    - рассмотреть Георгиевскую ленту, как символ победы России над всеми захватчиками

    Методы исследования:

    1. Изучение и анализ данных научной литературы

    2. Изучение и анализ учебно-методической документации

    3. сравнительно – исторический.

    Глава 1.

    1.1 Образ Георгия Победоносца

    Каждый народ на протяжении своей истории возвышает в собственном сознании ту или иную мелодию, тот или иной памятник архитектуры, какое-нибудь животное или птицу, растение или реку. Некоторые из них становились официальными символами народа, государства. В богатой такими символами истории России одним из самых почитаемых был образ святого Георгия. Иконы и памятники прикладного искусства, гербы и награды не только доносят до нашего времени представление об облике святого Георгия, но и являются яркими свидетельствами его популярности.

    Ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был сы­ном бо­га­тых и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, вос­пи­тав­ших его в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ро­дил­ся он в го­ро­де Бей­рут (в древ­но­сти – Бе­лит) у под­но­жия Ли­ван­ских гор.

    По­сту­пив на во­ен­ную служ­бу, ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий вы­де­лял­ся сре­ди про­чих во­и­нов сво­им умом, храб­ро­стью, физи­че­ской си­лой, во­ин­ской осан­кой и кра­со­той. До­стиг­нув вско­ре зва­ния ты­ся­че­на­чаль­ни­ка, св. Ге­ор­гий сде­лал­ся лю­бим­цем им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на. Дио­кли­ти­ан был та­лант­ли­вым пра­ви­те­лем, но фа­на­тич­ным при­вер­жен­цем рим­ских бо­гов. По­ста­вив се­бе це­лью воз­ро­дить в Рим­ской им­пе­рии от­ми­ра­ю­щее язы­че­ство, он во­шел в ис­то­рию как один из са­мых же­сто­ких го­ни­те­лей хри­сти­ан.

    Услы­шав од­на­жды на су­де бес­че­ло­веч­ный при­го­вор об ис­треб­ле­нии хри­сти­ан, св. Ге­ор­гий вос­пла­ме­нил­ся со­стра­да­ни­ем к ним. Пред­ви­дя, что его то­же ожи­да­ют стра­да­ния, Ге­ор­гий раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным, от­пу­стил на во­лю сво­их ра­бов, явил­ся к Дио­кли­ти­а­ну и, объ­явив се­бя хри­сти­а­ни­ном, об­ли­чил его в же­сто­ко­сти и неспра­вед­ли­во­сти. Речь св. Ге­ор­гия бы­ла пол­на силь­ных и убе­ди­тель­ных воз­ра­же­ний про­тив им­пе­ра­тор­ско­го при­ка­за пре­сле­до­вать хри­сти­ан.

    По­сле без­ре­зуль­тат­ных уго­во­ров от­речь­ся от Хри­ста им­пе­ра­тор при­ка­зал под­верг­нуть свя­то­го раз­лич­ным му­че­ни­ям. Св. Ге­ор­гий был за­клю­чен в тем­ни­цу, где его по­ло­жи­ли спи­ной на зем­лю, но­ги за­клю­чи­ли в ко­лод­ки, а на грудь по­ло­жи­ли тя­же­лый ка­мень. Но св. Ге­ор­гий му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния и про­слав­лял Гос­по­да. То­гда му­чи­те­ли Ге­ор­гия на­ча­ли изощ­рять­ся в же­сто­ко­сти. Они би­ли свя­то­го во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, ко­ле­со­ва­ли, бро­са­ли в нега­ше­ную из­весть, при­нуж­да­ли бе­жать в са­по­гах с ост­ры­ми гвоз­дя­ми внут­ри. Свя­той му­че­ник все тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил. В кон­це кон­цов им­пе­ра­тор при­ка­зал от­ру­бить ме­чом го­ло­ву свя­то­му. Так свя­той стра­да­лец ото­шел ко Хри­сту в Ни­ко­ми­дии в 303 го­ду.

    Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия за му­же­ство и за ду­хов­ную по­бе­ду над му­чи­те­ля­ми, ко­то­рые не смог­ли за­ста­вить его от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ства, а так­же за чу­до­дей­ствен­ную по­мощь лю­дям в опас­но­сти – на­зы­ва­ют еще По­бе­до­нос­цем. Мо­щи свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца по­ло­жи­ли в па­ле­стин­ском го­ро­де Ли­да, в хра­ме, но­ся­щем его имя, гла­ва же его хра­ни­лась в Ри­ме в хра­ме, то­же по­свя­щен­ном ему.

    Главный же день памяти Георгия (день его гибели) — 23 апреля (6 мая по новому стилю) — отмечается православной церковью и отнесен к числу средних церковных праздников (по значимости событий праздники православного календаря разделяются на великие, средние и малые). В службах этого дня звучит молитва святому:

    «О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на нас скорою твоею помощию и умом Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемое нам тобою от Всещедрого Бога, но во славу святого имени Его и в прославление крепкого твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас Святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукавого и тяжких воздушных мытарств его и неосужденными предстати Престолу Господа Славы …»
    К Георгию обращаются с просьбой о здравии душевном и телесном, о плодородии земли, о помощи и заступничестве в борьбе с врагами родной земли, об ограждении от козней дьявола. Его видят предстоящим перед престолом Господа, как «помощника и теплого заступника» людей, он «готов Христов угодник и бесом потребитель».

    Считалось, что в день празднования Георгия святой выезжает в поля и леса, раздавая животным наказы: «Все звери, вся живая тварь у Георгия под рукой». Скот выгоняли на летние пастбища, впервые после зимы, обращаясь при этом к Георгию: «Храбрый ты наш Егорий, ты паси нашу скотину, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого». Крестьяне лепили из теста изображения коров и лошадей, посвящая их Георгию.

    1.2 Исторические аспекты появления Георгия Победоносца в символике РФ

    Особая судьба досталась Георгию Победоносцу в русской геральдике. Начало государственной геральдики Руси следует относить ко времени формирования национального государства, когда личная эмблема государя становится эмблемой державы. В конце XV века появляется первая печать великого князя Ивана III, которую уже с полным основанием можно назвать государственной. Это двусторонняя «кормчая» 1497 года, на лицевой стороне которой помещен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной — двуглавый орел.
    Сюжет лицевой стороны этой печати вызывал у исследователей много споров о происхождении и значении. Что это? Символизированный образ царя? Или святой Георгий, с изображением которого всадник имеет иконографическое сходство?

    Изображение всадника на коне с мечом встречается на печатях и других удельных князей. На монетах всадниик появился в 1535 году в ходе осуществления денежной реформы. Летопись повествует: «При великом князе (всея Руси) Василье Ивановиче быть знамя на денгах: князь великий на коне, а имея меч в руце, а князь великий Иван Васильевич учини знамя на денгах: князь великий на коне, а имея копие в руце и оттоле прозваша денги копейныя». Смысл изображения на монетах оставался неизменным до начала XVIII столетия, когда в указе 1704 года о выпуске первых медных копеек говорилось, что на них будет «воображение великого государя на коне».
    С принятием Иваном IV царского титула в 1547 году, по всей вероятности, следует связывать появление на голове всадника короны. Обоснование этого акта содержалось в идее исторической древности права русских самодержцев на царский титул, которая с 1540-1550-х годов стала официальной доктриной.
    На золотой булле 1562 года всадник впервые занимает место на груди двуглавого орла. Интерес представляет печать Лжедмитрия 1604 года. На ней орел впервые изображен с поднятыми крыльями, а всадник на груди орла вырезан по правилам геральдики, то есть повернут вправо.
    В течение всего XVII века понимание смысла всадника остается неизменным — это государь на коне. Лишь в официальном описании герба от 4 июня 1667 года, данном переводчику Посольского приказа при отправлении его к Бранденбургскому курфюрсту и к Курляндскому князю, говорится: « …Орел двоеглавый есть герб державы … персях изображение наследника».
    То есть житие Георгия Победоносца служило примером для подражания русских воинов и соответственно русских князей.
    Лишь иностранцы называли всадника русского герба святым Георгием. Это основывалось на иконографическом сходстве и на том, что в отличие от России в Европе было принято изображать Георгия без нимба. Именно в таком виде встречаются изображения этого святого на государственных регалиях и наградах разных стран, например на ордене Подвязки в Великобритании.
    Итак, очевидно, что в допетровское время всадник русского герба символизировал государя и лишь с 1710-х годов его стали называть святым Георгием Победоносцем. С этого же времени образ святого Георгия, побеждающего дракона, стал гербом Москвы.

    С 1712 года полки Русской армии получили новые знамена, на которых помещался герб того города, чье имя носил полк. На знаменах Московских пехотного и драгунского полков было помещено изображение святого Георгия.

    После событий 1917 года на Руси символика с образом Георгия Победоносца была упразднена и возрождение использования георгиевской символики в виде георгиевской ленточки вернулась в Великую Отечественную Войну.

    Герб российской столицы восстановлен Законом Москвы от 1 февраля 1995 года. В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.
    - копие, меч, кольчуга – атрибуты воина.

    - алый плащ, перекинутый через плечо – символ мученичества.

    1.3 Орден Святого Георгия Победоносца – одна из высших государственных наград современности

    8 августа 2000 г. Президентом Российской Федерации был издан Указ, согласно которому был восстановлен орден Святого Георгия Победоносца в российской наградной системе. Орден был учрежден 26 ноября 1769г. императрицей Екатериной II и являлся одной из наиболее почитаемых в Российской армии наград. Как и императорский, орден Святого Георгия имеет четыре степени, высшей считается 1 -ая ст., и награждение производится от низшей степени к высшей. Имена георгиевских кавалеров наносятся на специальные мраморные доски, которые украшают Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.



    Знак ордена 1 -й степ. представляет собой прямой равноконечный крест с расширяющимися концами, который изготавливается из золота и покрывается белой эмалью. В центре креста помещен медальон с изображением в красном поле Георгия Победоносца на белом коне, поражающего змия. На оборотной стороне креста - вензель Святого - «СГ». К «Знакам большего креста», 1-й и 2-й степеней, полагается четырехконечная звезда с вензелем Святого и девизом на черном эмалевом поле: «За службу и храбрость». Звезда ордена выполняется из серебра с позолотой. Знак ордена 2-й ст. изготавливается также из серебра с позолотой. Знаки  3-й ст. и 4-й степени отличаются меньшим размером и отсутствием звезды. Лента ордена состоит из трех черных и двух оранжевых продольных полос.

    Из Статута: орден Святого Георгия является высшей военной наградой Российской Федерации, награждаются военнослужащие из числа старших и высших офицеров за проведение боевых операций по защите Отечества при нападении внешнего противника, завершившихся полным разгромом врага, ставших образцом военного искусства, подвиги которых служат примером доблести и отваги для всех поколений защитников Отечества и которые награждены государственными наградами Российской Федерации за отличия, проявленные в боевых действиях».

    Орден Святого Георгия высшая военная награда Российской Федерации современности. Особый вес для российского общества этот орден приобрел 8 августа 2000 года, когда президентом РФ Владимиром Путиным указом № 1463 которым был утвержден «Статут ордена Святого Георгия». По трагическому стечению обстоятельств подпись президента была поставлена на указе за трое суток до страшной трагедии в Баренцевом море, которая произошла с подводным атомоходом «Курск». Быть может, поэтому первые кавалеры этого почетного знака появились спустя аж восемь лет.

    В 2008 году, 18 августа, первым кавалером Ордена Святого Георгия IV степени стал генерал-полковник Макаров Сергей Афанасьевич. Участник операции на Северном Кавказе «Принуждение Грузии к миру». Это был вооруженный военный конфликт в Южной Осетии в 2008 году, противоборствующими сторонами которого была Грузия с одной стороны и Южной Осетия совместно с Абхазией, при поддержке России, с другой. Обстановка обострялась и накалялась с каждым днем, что вылилось 8 августа в обстрел силами артиллерии армии Грузии столицы Южной Осетии. В этот же день главнокомандующий вооруженными силами Российской Федерации объявил о начале операции «Принуждение Грузии к миру». В течение нескольких дней грузинские силовики были оттеснены на прежние позиции, а президенты Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России сели за стол переговоров. Силовая сторона конфликта на этом была разрешена. Операция была быстротечной, эффективной, с минимальным количеством потерь, что говорило о могуществе вооруженных сил РФ и о высоком мастерстве командного состава армии. Активное участие в проведении кампании принимал и генерал-полковник Макаров С.А., за что, по итогам операции, был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени.

    Еще одним кавалером Ордена стал Лебедь Анатолий Вячеславович. Офицер также принимал активное участие в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе. Был участником боестолкновений в Чечне. В 2005 году удостоен звания Героя Российской Федерации. Орден Святого Георгия из рук президента РФ получил по итогам все той же Осетинской кампании и операции «Принуждение Грузии к миру». Лебедь был в составе группировки бойцов, которые захватывали военно-морскую базу в Поти и потопили катера грузинских ВМС.

    На мемориальной доске в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, на ряду с уже упомянутыми кавалерами Ордена Святого Георгия, высечено еще несколько имен-обладателей этой награды. Это генерал-лейтенант запаса Волковицкий Вадим Юрьевич, генерал-лейтенант авиации в отставке Садофьев Игорь Васильевич, командующий воздушно-десантными войсками Российской Федерации, генерал-полковник Шаманов Владимир Анатольевич и заместитель командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России по чрезвычайным ситуациям города Москвы, генерал-лейтенант Урасов Михаил Иванович.

    1.4 Георгиевская ленточка

    Показательным для демонстрации духа победы является георгиевская лента, которая стала «народным» символом победы над фашизмом, символом праздника «Дня Победы» – 9 мая. Ее охотно надевают, завязывают в виде украшения, демонстрируют в разных видах и в разных местах и дети, и взрослые.

    В 1769 году, императрица Екатерина 2 учредила награду для офицеров Русской Армии, вручаемую за личную храбрость, проявленную на полях сражений - орден Святого Георгия, носить его полагалось на «ленте шелковой о трех черных и двух желтых полосах», впоследствии за ней и закрепилось название - Георгиевская лента.

    Что означает черный и желтый цвет? В России они являлись цветами императорскими, государственными, соответствовали черному двуглавому орлу и желтому полю государственного герба. Именно этой, символики, видимо, придерживалась императрица Екатерина 2, утверждая цвета ленты. Но, так как орден был назван в честь Святого Георгия Победоносца, цвета ленты, возможно, символизируют самого Святого Георгия и обозначают его мученическую смерть - три черных полосы, и чудесное воскрешение - две оранжевые полосы. Именно эти цвета и называются сейчас при обозначении цветов Георгиевской ленты. Кроме того, новая награда, вручалась исключительно за воинские подвиги. А цвета войны – это цвет пламени, то есть - оранжевый, и дыма - черный.

    Одни из первых кавалеров ордена Святого Георгия – участники морского сражения в Чесменской бухте, которое произошло в июне 1770 г. В этом сражении русская эскадра, под общим командованием графа Орлова А. Г. полностью разгромила превосходящий по численности турецкий флот. За это сражение граф Орлов был пожалован орденом Св. Георгия первой степени и получил почетную приставку к своей фамилии «Чесменский».

    Первые медали на Георгиевской ленте были вручены в августе 1787, когда небольшой отряд под командованием Суворова отбил атаку, превосходящего по численности турецкого десанта, стремившегося захватить крепость Кинбурн.

    Георгиевская ленточка на российских наградах.

    Лента ордена Святого Георгия начинает занимать особое положение в оформлении воинских наградах, вручаемых за личную храбрость. Сказалось это и при коллективных награждениях различных воинских частей Российской Армии. К таковым следует отнести так называемые Георгиевские трубы, введенные в 1805 г. Трубы эти изготавливались из серебра, на корпус наносилось изображение Георгиевского креста и надпись, указывающая, за что дано это отличие. Кроме того, на трубу крепился темляк из ленты черно - оранжевых цветов. Существовало две разновидности труб – кавалерийская и пехотная. Различия между ними заключались в их форме. Пехотная была изогнутой, а кавалерийская - прямой.



    С 1806 г. в числе коллективных поощрений появляются Георгиевские знамена. В навершии этих знамен располагался белый орденский крест, а под навершием повязывалась Георгиевская лента со знаменными кистями. Первыми такое знамя получили Черниговский драгунский полк, два донских казачьих полка, Киевский гренадерский и Павлоградский гусарский полки. Награждены они были «За подвиги при Шенграбене 4 ноября 1805 в сражении с неприятелем, состоящим из 30 тыс.».

    В 1807 году император Александр 1 учредил специальную награду для нижних чинов Русской Армии за личную храбрость в бою, которая получила название - Знак отличия Военного ордена. Ношение креста предписывалось на ленте, цвета которой соответствовали цветам ордена Св. Георгия. Именно с этого периода популярность Георгиевской ленточки становится всенародной, так как подобные награды простой российский народ видел гораздо чаще, чем золотые ордена офицерского состава Российской Армии. Этот знак в дальнейшем получил название солдатский Георгиевский крест или солдатский Георгий (Егорий), как его называли в народе.

    С 1855 году, офицерам получившим наградное золотое оружии «За храбрость», для более видимого отличия было предписано носить темляки из Георгиевской ленты.

    За время существования черно – оранжевой ленты Святого Георгия, с момента ее появления в 1769 году и до 1917 года, она являлась непременным атрибутом самых разных наград Российской империи вручаемых за воинскую храбрость. Золотых офицерских крестов, темляков золотого  оружия, знаков отличия, медалей, а также коллективных - серебряных труб, знамен, штандартов. Так в наградной системе России образовалась целая система воинских поощрений, среди которых Георгиевская ленточка являлась своеобразным связующим звеном всех их в единое целое, являя собой символ воинской доблести и славы.

    День учреждения Ордена Святого Великомученника и Победоносца Георгия 26 ноября 1769 года в истории России считался Днем Георгиевских кавалеров. Этот день праздновался ежегодно. В этот день не только в столице империи, но и практически во всех уголках русской земли чествовали кавалеров георгиевских отличий. Чествовали всех, невзирая на чины и звания, так как подвиги, которые совершили эти люди, совершены были не во имя наград, а во имя своей Отчизны. 

    В наше время появилась укоренившаяся традиция, связанная с этим древним символом. Молодежь, в преддверии праздника Дня Победы, повязывает "георгиевку" на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы. Ленточка стала своеобразным атрибутом торжественных мероприятий, традиционных встреч с ветеранами, праздничных гуляний во многих городах Российской Федерации.

    Целью данного мероприятия является «создание символа праздника», «выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта». 
    Так сложилось, что данный символ повязывается на одежду  в виде банта-петли,  что также не случайно. Петля и образ Георгия Победоносца на Георгиевском кресте неразрывно связаны в  толковании данных символов.
    «Петля - космический, магический символ, характеризующий разрушение темноты. … Петля, или бант, это космическая защита и планеты, и людей, в поддержку душ, идущих к   Свету.… Одновременно петлю или бантик можно характеризовать как змею с двумя головами. … Георгий Победоносец в России и Георгий Белый в Грузии на иконах изображается убивающим дракона или двухголового змея, который после своей смерти становится символом победы над тенью».    («Будущее Зарайи», 11.05.2006г., стр.190)

    1.5 Георгий Константинович Жуков

    Символично, что полный разгром фашистской Германии пришелся на праздник Георгия Победоносца и что ее капитуляцию 8 мая 1945 г. принял маршал Георгий Константинович Жуков, который руководил победными сражениями Великой Отечественной: битвой под Москвой, Сталинградской битвой, сражением на Курской дуге, штурмом Берлина.

    Про таких людей, как Г.К. Жуков (1896–1974), обычно говорят: "У него талант от Бога". И действительно, кто бы мог подумать, что мальчик из крестьянской семьи, закончив всего три класса школы, получит возможность в 1915 г. поступить в школу унтер-офицеров и проявит чудеса храбрости в гражданской войне. Окружающие поражались его безошибочной интуиции, умению мгновенно оценить обстановку и принять единственно верное решение. Особенно этот талант раскрылся во время Великой Отечественной войны, когда Сталин доверял Георгию Жукову (к тому времени уже заместителю Верховного Главнокомандующего) руководить самыми ответственными участками боевых действий. Возможно, в этом была даже доля некоторого суеверия (а суеверия, как известно, отнюдь не чужды сильным мира сего), поскольку все больше и больше людей начинало верить, будто бы одно только появление Жукова на том или ином участке фронта способно принести победу. Так, именно Жуков зимой 1942–1942 гг. координировал ход военных действий под Сталинградом, в результате чего было уничтожено более трехсот тысяч немецких солдат.

    Человек-легенда, Жуков 24 июня 1945 года принимал знаменитый Парад Победы на белом коне, когда к Мавзолею было брошено двести трофеев – фашистских знамен. Так к образу Георгия Победоносца, поразившего змея, добавился не менее героический образ его тезки – Георгия Жукова, сыгравшего огромную роль в победе над фашизмом.

    Глава 2.

    Результаты исследования

    Значение символа Победы

    в образе святого Георгия Победоносца в культуре России

    В результате моих исследований я пришел к выводу, что символ Победы, отраженный в образе св. Георгия Победоносца, много значит для русского народа, и неслучайно изображение Георгия, побеждающего змея, было включено в герб современного Российского государства. Картина герба РФ представляет собой ярко красный щит, где в центре – золотой двуглавый орел, на груди которого помещен всадник, поражающий копьем змея, символизирующий справедливость, духовную силу, победу добра над злом, врагом и насилием. Этот символ близок духу русской нации, ибо его значение, закрепляясь в самой истории, стало объективным содержанием народного сознания. Укрепившись в геральдике как изображение победы над врагом на ордене за боевые заслуги, учрежденном Екатериной II в XVIII веке, оно обросло в истории российского государства новыми значениями.

    Георгий Победоносец - это не собирательный образ, фактически живший на земле воин – победитель добра над злом. Воин Георгий, совершивший воинские и духовные подвиги на землях Ближнего Востока, почитается как святой во многих странах мира.

    Почитание его как святого началось в 5 веке и получило широкое распространение по всему христианскому миру, с принятием крещения пришло и на Русь.

    Имя Георгий стало излюбленным у киевских князей, причём бытовало несколько вариантов: Юрий, Егор, Егорий. Много для утверждения культа Георгия Победоносца сделал Ярослав Мудрый, принявший при крещении его имя и основавший в его честь город Юрьев, Георгиевский монастырь в Киеве, Юрьевский храм возле Новгорода.

    Русская православная церковь отмечает 6 мая праздник cвятого великомученика Георгия Победоносца. В этот день Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по традиции совершает праздничное богослужение в храме святого Георгия на Поклонной горе

    О том, что образ святого популярен и в наши дни могут свидетельствовать некоторые факты.

    На Домодедовской земле в 1998 году на выделенном участке земли воздвигли деревянный храм во имя вмч. Георгия Победоносца. В 2002 году состоялось великое освящение храма. В храме действуют две приписные часовни: Михаило-Архангельская в аэропорту «Домодедово» и свт. Николая на территории объекта МВД России.

    30 октября 2008 года в Москве Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар хоккейной сборной России икону великомученика Георгия Победоносца. Алексий II выразил надежду на то, что молитвы святого великомученика будут способствовать успехам российских спортсменов.

    6 мая 2008 года в Петербурге, в особняке Румянцева была открыта выставка "Образ Святого Георгия Победоносца в искусстве современного Петербурга.  В экспозиции представлено 50 работ, выполненных ведущими петербургскими художниками в самых разных жанрах и направлениях: от икон до абстрактных композиций. Все представленные на выставке работы изображают святого покровителя русского воинства. В основе большинства из них лежит традиционный сюжет – святой Георгий, поражающий копьем змея.

    12 мая 2009 года была открыта выставка «Образ св. Георгия Победоносца в искусстве современного Петербурга». Выставка состоялась в Государственном музее истории города Санкт-Петербурга. Одновременно проходила научная конференция, которая так же посвящена значению этого святого в мировой художественной культуре.

    Москва. 29 сентября 2015г ковчег с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира доставлен на камчатскую землю по благословению патриарха Кирилла, один из подводных крейсеров с высочайшего благословения патриарха Алексия II окормляется Православной церковью, ему присвоено звание «Георгий Победоносец». Именем Георгия Победоносца в течение длительного исторического периода названо много боевых кораблей. Большой десантный корабль Георгия Победоносца недавно вернулся из Средиземного моря, где он выполнял задачи в составе группировки кораблей военно-морского флота у берегов Сирийской Арабской республики.

    Все это свидетельствует о том, что образ Святого Георгия широко изучается в настоящее время и, несомненно, актуален.

    Заключение

    Итак, соединяя все эти образы воедино, мы видим - какую мощь несет в себе этот символ - защиту от сил зла.  Духовность, патриотизм, защита Родины, вера - эти понятия крепко связаны в общественном самосознании. Всегда нас оберегал и хранил БОГ. И сейчас через этот символ мы чувствуем защиту и опору в БОГЕ. 
    Великий Праздник Дня Победы нас объединяет, особенно сейчас, когда мы проживаем непростые испытания, связанные с событиями на Украине.   И сейчас, так важно объединить и сплотить наши силы, чтобы более не пропустить врага, не позволить ему влиться в наши ряды под лживыми масками добродетели. Когда мы едины - мы непобедимы! И я считаю, что мои сверстники и ребята старших классов просто обязаны изучать и знать историю символики своей страны. Так как государственная символика РФ представляет собой совокупность символов, которые отражают традиции страны: исторические, государственные, патриотические, культурные и другие.

    Цель и задачи, поставленные мною в начале работы, были достигнуты.

    В данной работе были рассмотрены исторические аспекты становления образа Георгия Победоносца в государственной символике России от начала образования единого русского государства до наших дней. Символ Победы, отраженный в образе св. Георгия Победоносца, много значит для русского народа. И мы, современное поколение, должны поддерживать исторические традиции нашей страны. Изучение возникновения государственной символики, её эволюции помогает всесторонне представить ход исторического процесса, приблизиться к пониманию мировоззрения людей прошедших веков, подойти к изучению социальной психологии русского общества. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение к отечественной истории. Все мы должны знать и почитать государственные символы нашей страны, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.

    Список литературы

    1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ)

    2. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации» от 20 декабря 2000 года

    3. Закон Московской области о символике в муниципальных образованиях Московской области.

    4. Комаровский Е. А. Геральдика России // Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — с. 212. — ISBN 5-699-13484-0.

    5. Подробный очерк истории российского флага на интернет-портале «Российская символика»

    6. Российская Федерация, государственный герб и его проекты (1993)



    написать администратору сайта