Главная страница
Навигация по странице:

  • Исследовательская работа

  • Воронеж, 2022 Оглавление

  • Гарем султанов Османской империи

  • Родоначальница женского султаната

  • Нурбану Валиде Султан

  • Преемница Нурбану - Софие Султан

  • Правление Кёсем Султан

  • Последняя представительница женского султаната

  • Конец эпохи Женского Султаната

  • Исследовательская работа Влияние самых могущественных султанш xvi xvii веков на Османскую империю


    Скачать 37.06 Kb.
    НазваниеИсследовательская работа Влияние самых могущественных султанш xvi xvii веков на Османскую империю
    Дата24.03.2022
    Размер37.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаproekt_2 (1).docx
    ТипИсследовательская работа
    #414787



    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 34

    Исследовательская работа

    Влияние самых могущественных султанш XVI – XVII веков на Османскую империю

    Выполнил: ученик 10 «Б» класса Сапрыкина С.

    Руководитель: Цуканов А. С.

    Воронеж, 2022

    Оглавление

    1. Введение………………………………………………………………………………………3

    2. Гарем султанов Османской империи……………………………………………………..4-6

    3. Родоначальница Женского Султаната……………………………………………………7-9

    4. Нурбану Валиде Султан………………………………………………………………...10-11

    5. Преемница Нурбану - Сафие Султан…………………………………………………..12-13

    6. Правление Кёсем Султан………………………………………………………………..14-16

    7. Последняя представительница Женского Султаната…………………………………17-18

    8. Конец эпохи Женского Султаната…………………………………………………………19

    9. Заключение………………………………………………………………………………..…20

    10. Список используемых источников…………………………………………………….21-22


    Введение

    Османское государство, образованное в конце XIII века, достаточно стремительно развивалось и совершенствовалось, так что уже к середине XVI века могущество империи достигло своего апогея. На международной арене обозначился крупный политический игрок, Османы претендовали на роль лидера мусульманского Востока.

    Рассмотрим становление и развитие такого необычного периода в истории Османской империи как «Женский Султанат». Это противоречивый, а порой и загадочный период, наполненный сплетнями, заговорами и интригами, когда женщины играли существенную роль в управлении государством. Значимость выбранной темы заключается, прежде всего, в том, что гарем османских султанов в отечественной науке по-прежнему исследован не достаточно.

    Изучим влияние женщин османского гарема на государственные и внешнеполитические аспекты жизни Османской империи, а так же дадим характеристику структуры гарема. Особое место в данном исследовании занимает рассмотрение вопроса влияния самых могущественных и властных султанш того времени: Хюррем Султан, Нурбану Султан, Сафие Султан и Кёсем Султан. Попытаемся раскрыть феномен женского султаната посредством характеристики влияния женщин гарема на внутреннюю политику и внешнеполитическую деятельность дома Османов.

    Гарем султанов Османской империи

    Изначально слово «гарем» в переводе с арабского имело значение «запретного, священного». Со временем в Османской империи оно приобрело новое значение, в связи с усилением роли женщин в вопросах наследования престола. В современном европейском массовом сознании гарем представляется важным элементом восточной культуры.

    На Западе было распространено мнение о том, что гарем формирует исключительно отрицательный имидж правителя Османской империи, т.к. это место для развлечений султанов. Однако стоит подчеркнуть тот факт, что в действительности гарем являлся местом формирования семейной политики, политической борьбы Османской империи.

    Согласно сложившейся мусульманской традиции, в гареме существовала чёткая иерархия. Степень приближённости и значимость женщины к правителю определяло её положение в гареме. Учитывая чёткую иерархию гарема, целесообразно будет подчеркнуть наличие особого порядка управления в женской части дворца. Мать султана - Валиде Султан стояла во главе султанского гарема. Она пользовалась авторитетом как во дворце, так и за его пределами. В Европе статус Валиде Султан приравнивался к королеве, императрице. Мать падишаха поддерживала установленный законом порядок, выполняла управленческие функции, когда султан отбывал в поход, занималась решением вопросов семьи и престолонаследия, принимала иностранных гостей. Благоустройством городов и возведением мечетей также занималась она. Кроме того, Валиде имела право заниматься благотворительностью, создавать вакфы и различного рода фонда. Бюджет она распределяла с помощью хазнедара - главного казначея. В вопросах управления помощь ей оказывала управительница гарема - кахья Кадык, которая, в частности, осуществляла контроль над процессом обучения и подготовки наложниц для различных служб гарема.

    Необычным явлением в иерархии гарема было появление титула - Хасеки ("законная жена султана", "любимая султаном"). Появление данного титула в 1521 году было инициативой султана Сулеймана для своей законной жены Хюррем Султан. Этот титул нельзя было отнять, он не зависел от количества рождённых детей и их пола. Но он позволял избранной наложнице султанского гарема возвыситься не только над остальными женщинами гарема, но и над многими государственными мужами. Согласно гаремной пирамиде, третьими по статусу были сёстры и дочери султана.

    По большей части их рано выдавали замуж, и они покидали Дворец Топкапы. Однако были и те, кто оставался при дворе, имея при этом влиятельных союзников. Носившие титул "Султан" или "Госпожа", они принимали непосредственное участие в управлении государственном аппаратом. Как пример можно вспомнить короткое правление Михримах Султан, единственной дочери Сулеймана Великолепного и Хасеки Хюррем Султан, которой удалось после смерти Хасеки стать Валиде (руководительницей гарема Топкапы) при своём брате Селиме II, и напрямую влиять на ход его политики.

    Помимо этого, в султанском гареме жили и бывшие Госпожи Султанши, утратившие свой титул из-за потери наследников мужского рода, так называемые - кадын. В пример можно привести наложницу Султана Сулеймана - Гюльфем хатун. Она предположительно являлась матерью шехзаде Махмуда, умершего вскоре после рождения. Оставаясь во дворже султана, они способствовали поддержанию традиций в гареме, часто находясь в услужении Валиде и султанш.

    Пройдя весьма сложный и длинный путь от безвольной и ничего не имевшей рабыни до османской госпожи, женщины имели влияние как в самом дворце, так и за его пределами, активно вмешиваясь в политику государства. Они управляли визирями, солдатами и даже переписывались с правителями других династий, укрепляя своё влияние и могущество. Однако стоит отметить, что согласно утвердившейся традиции арабских государств, женщины не допускались к ведению политической "игры", в отличие от других монархий. И всё же именно в исследуемый период Османской истории женщины в мусульманском мире имели значительный политический вес и выступали в роли руководителя страны. Неудивительно, что этот период в истории Османской империи именуется женским султанатом.

    Родоначальница женского султаната

    Хронологическими рамками женского султаната принято считать 1550-1656 годы. Однако, определение "Женский Султанат" было введено лишь в начале XX века турецким историком Ахметом Рефиком Алтынай.

    При исследовании причин возникновения феномена женского султаната и его дальнейшего развития и роста наблюдается некая двойственность. С одной стороны, можно считать, что именно время окончания походов способствовало зарождению исследуемого явления. В то же время можно предположить, что образованию женского султаната поспособствовала развернувшаяся борьба против принятого ещё Мехмедом II Фатихом (Завоевателем) в 1478 году закона "О престолонаследии". Его суть состояла в том, что все братья султана должны быть умерщвлены, дабы избежать внутренних смут.

    В истории женского султаната первой её представительницей становиться Хюррем Султан (1531-1558 гг.). По некоторым данным она появилась во дворце Топкапы в 1520 году. Имя её доподлинно неизвестно, но историки именуют её Анастасией/Александрой Лисовской. В Европе она известна как Роксолана. Хюррем родилась на Руси в семье священника. Очередной набег татар на местечко Рогатин фактически предрешил её дальнейшую судьбу. Оказавшись в плену, она была куплена работорговцами, посредством которых она оказалась во дворце султана. В скоре она сможет не только стать любимой и единственной женой султана, но и вопреки всем правилам родит падишаху шестерых детей.

    Уже будучи султаном, Сулейман Кануни (1520-1566 гг.) дал своей любимой наложнице новое имя - Хюррем ( с арабского - "радость приносящая"). Так постепенно началась эра Хюррем в гареме. Молодая, но достаточно смышлённая девушка, быстро поняла как нужно действовать, чтобы выжить в таком непростом месте как гарем султана Османской империи.

    В 1521 году Хюррем родила первенца шехзаде Мехмеда и благодаря рождению именно шехзаде, она становиться третьей по значимости женщиной в гареме. Нарожав кучу наследников Хюррем Султан добилась желаемого - стала госпожой, авторитет которой был не оспорим. После совершения никаха Сулейман I даровал своей любимой титул "Хасеки" впервые в истории государства, создав прецеденты для будущих поколений. Нонсенсом было и то, что султан сначала сделал рабыню свободной мусульманкой, а затем и вовсе на ней официально женился, при этом она являлась его единственной женой. Данный факт характеризует Хюррем как первую в истории дома Османов наложницу, получившую свободу ещё при жизни мужа.

    После 1530 года последовала череда событий, которые явно повлияли на могущество госпожи. Смерть Валиде Хавсы Султан - матери султана (1534 г.), казнь великого визиря Ибрагима - паши (1537 г.), а так же отъезд Махидевран Султан в Манису вместе с сыном Мустафой ( первенцем Султана Сулеймана) открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти. Она стала полноправно управлять гаремом. Таким образом, полученный статус и авторитет значительно возвышал статус госпожи в гареме. Однако этого было недостаточно, чтобы встать во главе гарема и иметь власть на назначение или смещение должностных лиц.

    Многие отмечали, что Хюррем была очень образованной, поэтому активно интересовалась государственными делами и международной политикой. Изучению дипломатии способствовало не только принятие Хюррем во дворце послов иностранных государств, но и ведение переписки с правителями других государств. Кроме того, она лично принимала у себя, влиятельных вельмож и художников. Госпожа способствовала поднятию уровня жизни в стране. Ею было открыто несколько вакфов, также во многих регионах Стамбула активно строились и развивались школы, медресе и бани. Ещё при жизни Хюррем начала строительство мечетей в столице.

    Сулейман много времени проводил в походах, именно от Хюррем он узнавал всю информацию о событиях во дворце, она была для него верным другом и политическим советником. Как отмечали многие исследователи, влияние Хасеки на султана было огромным. Посол из Венеции Наваджеро отмечал, что Роксолана "держала в своих руках уздечку от воли султана".

    В пределах не только города, но и всей страны говорили о влиятельной госпоже. Считали, что она околдовала падишаха, и что тот уже не в состоянии разумно управлять государством. Нередко с помощью госпожи и поддержки её влиятельного окружения, султан либо смещал, либо казнил своих чиновников. Одним из последствий влияния Хюррем на султана можно считать казнь Мустафы (сын от наложницы Махидевран) в 1553 году. Но, стоит отметить, что это лишь предположение, и сейчас нам точно не известно имела ли Хюррем Султан отношение к смерти Мустафы. Однако, вершины своего могущества, к которой стремилась Хасеки, так и не достигла, при этом обеспечив власть для своего сына Селима II.

    Подводя итог, отметим, что роль и влияние первой госпожи женского султаната может оцениваться неоднозначно. Хасеки Хюррем умерла ещё в правление своего мужа и не дожила до статуса Валиде. Но именно она стала основой, фундаментом, на котором зародился Женский султанат. Подчеркнём тот факт, что женщина пошла вопреки судьбе, превратив простую рабыню в могущественную и влиятельную госпожу, что было нонсенсом в мусульманском государстве.

    Нурбану Валиде Султан

    После смерти Султана Сулеймана I Великолепного на османский престол взошёл его сын - Селим. Как отмечает М. З. Саидова, падение Османской империи берёт начало с правления Селима II (1566 - 1574 гг.). Если во время правления Сулеймана значительное влияние на дела государства оказывала Хюррем, то при Селиме на управление государством влиял ряд могущественных и решительных представительниц султанского дворца.

    В период женского султаната Нурбану Султан становиться первой Валиде Султан при султане Мураде III (1574 - 1595 гг.), хотя её возвышение возвышение началось ёще в качестве Хасеки Селима II. Нурбану была родом из аристократической венецианской семьи, привыкшая с раннего детства к роскоши. В статусе рабыне девушка долго не задержалась. Пока шехзаде Селим занимался управленческими делами Нурбану рожала ему детей. Уже через год после отъезда в санжак у Нурбану и Селима появилось три дочери,а спустя ещё пару лет появляется долгожданный шехзаде Мурад. Вскоре Селим как единственный оставшийся претендент на трон становиться султаном, а Нурбану его главной и любимой наложницей. В силу того, что падишах мало интересовался управлением страной, Хасеки Нурбану в саюзе с главным визирем Мехмедом Соколлу Пашой руководили Османской империей.

    Госпожа следила за советом визирей, активно переписывалась с французской королевой Екатериной Медичи, налаживая хорошие и доверительные отношения между двумя дворами, а также принимала у себя венецианских послов. Султана Селима поражала такое редкое сочетание красоты, удивительной проницательности и глубокого ума в одной девушке.

    Селим II был очень мягким правителем. Интересный факт - после смерти султана его Хасеки и главный визирь поместили тело Селима в чан со льдом и спрятали во дворце, до приезда сына Мурада. Это объяснялось тем, что Султан имел детей и от других наложниц, что создавало реальную угрозу потери власти Нурбану и её сына. Было ли так на самом деле, до сих пор нельзя точно сказать. Однако такая легенда вполлне правдоподобна, поскольку война за трон велась не шуточная. Можно сказать, что Хасеки совершила государственный переворот в пользу сына, чтобы обеспечить переход власти в его руки. Это, в свою очередь, позволило ей, как матери султана, обрести власть и влияние в полной мере, что не удалось сделать её предшественнице.

    Нурбану, став Валиде, продолжала править гаремом и влиять на сына вплоть до своей кончины. Так о влиянии Нурбану Султан писал венецианский Паоло Контарини: "Мурат основывает свою политику главным образом сообразуясь с советами своей матери... Ему совершенно понятно, что никто кроме матери не будет столь любящим и преданным; он преклонялся перед ней и ценил её необычные качества и добродетели".После смерти Нурбану удостоилась всех почестей, которые полагаются Валиде. В народе её воспринимали как женщину благородную, сильную и умную.

    Преемница Нурбану - Софие Султан

    Сын Нурбану Султан - Мурад III унаследовал от своего умением наслаждать прелестями жизни, но никак не опыт в ведении государственных дел. Поэтому его нельзя было назвать сильным правителем, но по праву падишаха можно считать самым многодетным за всю историю Османской империи.

    Главенствующую роль в решение вопросов как внешней, так и внутренней политики государства при правлении Мурада отводилась женщинам султанского гарема, в частности его матери - Нурбану Султан и его любимой наложнице Сафие. Две сильные султанши в окружение своих верных союзников были заняты интригами, направленные не только друг против друга. Они активно вмешивались в государственные дела, провоцируя отставки и даже казни многих высших сановников. Политическое противостояние Нурбану Султан и Сафие лишь усугубляло проблему коррупции, ибо взяточничество и кумовство становилось нормой среди должностных лиц. Отметим, что такое положение дел пагубно сказалось на развития Османского государства, и в целом значительно ускорило крах империи.

    С кончиной матери падишаха - Нурбану Султан, управление гаремом фактически перешло в руки главной Хасеки Мурада III - Сафие (1583 - 1604(3) гг.). Однако отметим тот факт, что девушка не стала официальной женой султана как её предшественницы, а оставалась в статусе главной жены. Тем не менее, она была почитаема и любима падишахом. Он обсуждал с ней некоторые государственные вопросы и прислушивался к её мнению и советам. Согласно воспоминаниям венецианца Джованни Моро, содержавшимися в его отчёте за 1590 год, Сафие обладала властью в качестве матери шехзаде ( будущего султана Мехмеда III), поэтому она позволяла себе вмешиваться во внутриполитические дела. При этом Мурад III, уважал эту "рассудительную и мудрую" женщину, прислушивался к её советам.

    Авторитет Сафие Султан при дворе укреплялся, и пока государь был занят гаремными наслаждениями и выпивкой, Госпожа практически встала во главе государства. Она способствовала поддержанию политических отношений с Венецией, активно переписывалась с английской королевой Елизаветой I. Правительницы не только переписывались, но и посылали друг другу дорогие подарки. Елизавета I даже отправила Сафие свой портрет. Благодаря тёплым и доверительным отношением королев, Сафие Султан фактически была главным адвокатом английской королевы во дворце, а посол Англии Эдвард Бартон играл активную роль в распределении должностей в Стамбуле. В переписки с знатными правителями, она подписывалась - "Мы - Валиде всех Валиде! Мы - Сафие Султан!", подчёркивая тем самым свой статус. (под "мы" в её интерпретации подразумевалось государство во главе с Валиде).

    После смерти Мурада III в 1595 году, на престол взошёл сын Сафие - Мехмед III (1566 - 1603 гг.). При правлении своего сына Госпожа достигла вершины своего могущества согласно иерархии гарема, стал Валиде Султан. Имея и без того огромную власть и влияние, титул матери султана подчеркнул её величие не только во дворце, но и далеко за его пределами.

    Правление Кёсем Султан

    С кончиной Мехмеда III и постепенным отходом от дел Сафие султан, в "политической игре" карта власти переходит от одной султанши к другой. Играя роль Валиде, каждая из султанш (Хандан Султан, Халиме Султан и Махфируз Хатидже Султан) важной роли в политической жизни Османской империи уже не играли по причине их непродолжительного пребывания в должности управленца - по два года каждая. В 1603 году на Османский престол взошёл сын Мехмеда III и Хандан Султан - Ахмед I. Молодой и неопытный падишах прислушивался к советам своей матери, однако влияние женщин гарема на государственные дела при нём было ограничено. Но всё изменилось с появлением в гареме Махпейкер (Кёсем) Султан (1623 - 1651 гг.). Если верить воспоминаниям посла Кристофора Вальера, относящимся к 1616 году. ещё не будучи Валиде Султан она уже имела огромное влияние на Ахмеда I, ни в чём не получая от него отказ. В историю она вошла как самая влиятельная, сильная и могущественная султанша династии османов.

    Стремительное восхождение султанши напоминало судьбу Хюррем Султан. Но в отличии от своей предшественницы Кёсем обрела реальную силу в годы, когда была Валиде Султан, а не Хасеки. Она войдёт в историю как самая могущественная женщина в истории Женского Султаната и пробудет у власти почти тридцать лет. Во время правления своего мужа Ахмеда, Кёсем Султан закулисно влияла на ход политики в стране. Падишах советовался с Хасеки, а она в свою очередь, чтобы не лишиться статуса и уважения султана, проявляла сдержанность и великую мудрость в своих поступках. Однако положение Кёсем значительно измениться, когда султан Ахмед скоропостижно скончается.

    В 1617 году султан Ахмед I скончался и во главе государства встал младший брат падишаха Мустафа I (1617 - 1618 и 1622 - 1623 гг.) - сын Мехмеда III и наложницы Халиме Султан. Таким образом, был нарушен "Закон Фатиха", и в дальнейшем всех претендентов на престол по мужской линии помещали в специальную "клетку" - кафес. Можно полагать, что Мустафа не был убит ввиду нескольких причин: во-первых, известно было о его психическом отклонении, поэтому он не представлял политической угрозы. Во-вторых, представители османского двора заботились о судьбе династии, так как Ахмед в начале своего правления не имел детей и в случае его смерти род Османов мог прерваться. В-третьих, малолетнего шехзаде от неминуемой гибели спасла именно Кёсем Султан, выстроив таким образом стратегию в надежде в будущем уберечь и своих детей от вероятного братоубийства.

    Вскоре из-за политической нестабильности Мустафа был свергнут с престола предположительно союзниками Кёсем под её личным руководством в пользу своего сына Мурада IV, в результате чего её пришлось официально отчитываться перед судьями в своих действиях. Невинность султанши была доказана, что освобождало её от обвинений в организации дворцового переворота. Так началась эпоха Валиде Кесёмот обвинений в организации дворцового переворота. Так началась эпоха Валиде Кесём Султан. Султанше довольно долгое время удавалось удерживать власть, она дважды становилась Валиде Султан, впервые именно ей был приписан титул - "Бюйюк", то есть Старшая Валиде (бабушка при правящем султане). Данный титул носила исключительно Кёсем Султан, который никогда боле не будет использован ни до, ни после султанши. Новшеством являлось и то, что за всю историю правления женщин, именно Кёсем Султан единолично управляла империей в качестве регента.

    Госпожа была искусным дипломатом, она вела переписку с послами и монархами других государств, кроме того султанша принимала сановников, участвовала в заседании Дивана, где непосредственно решала вопросы внутренней и внешней политики империи.

    Помимо личных качеств, которые способствовали её продвижению в гареме, можно отметить и её высокую фертильность (плодовитость), благодаря которой её авторитет при дворе значительно вырос. Из большого числа детей мужского рода, султанами посчастливилось стать лишь двоим - Мураду IV Кровавому (1623 - 1640 гг.) и Ибрагиму I Безумному (1640 - 1648 гг.). Дочери султанов в Османской империи, как правило, служили разменной монетой в политических интригах. Такую тактику использовала и сама Кёсем. Она выдавала своих малолетних дочерей ( одной из них на момент замужества было всего два года) за влиятельных государственных деятелей, оказывая им в дальнейшем поддержку и укрепляя собственные позиции.

    Амбициозная госпожа не забывала и про простой народ. Во время её правления Стамбуле было организовано множество бесплатных мест питания для бедняков. Так же Кёсем Султан всячески помогала детям-сиротам и женщинам. Вне всяких сомнений, история жизни самой могущественной и влиятельной султанши Османской империи была полна смут, тайн, и интриг, однако во многом благодаря её дальновидной политике в государстве произошли серьёзные изменения, а также были одержаны важные стратегические победы на международной арене.

    Последняя представительница женского султаната

    Со смертью падишаха Ибрагима I в 1648 году, на османском престоле оказался малолетний шехзаде - Мехмед IV Охотник (1648 - 1687 гг.). К этому времени бабушка султана Кёсем была сильна и могущественна, но конкуренцию ей составляла, набирающая силу и власть в гареме и за его пределами, мать султана - Турхан Султан. Заметим, что политическая обстановка при дворе первых нескольких лет правления Мехмеда IV не отличалось стабильностью из-за бесконечных дворцовых интриг и заговоров, провоцируемых борьбой за власть Кёсем и Турхан. Исход их противостояния был решён в пользу Турхан в 1651 году, когда Кёсем была убита в своих покоях верными слугами Турхан. Однако её участив этом так и не было доказано.

    Турхан Султан ознаменовала собой закат эпохи Женского Султаната. Эта женщина была честолюбива, поэтому с помощью жёсткого соперничества вернула себе статус Валиде. В силу своего малого возраста султан Мехмед IV не мог в полной мере управлять странной, поэтому султанша по примеру своей предшественнице, руководила Великой Османской империей в качестве регента до совершеннолетия своего шехзаде, после чего Валиде Султан передала ведение всех государственных дел визирю Мехмеду Кеплюррю, который и положил конец эпохи женского Султаната. И согласно истории: на смену одной эпохи пришла другая - Эра семейства Кеплюрю. Отойдя от политических дел, Валиде сконцентрировала всё своё внимание на строительстве. Первым её проектом стало возведение двух крепостей у входа в пролив, как ответ на венецианскую блокаду Дарданелл. Реализация данного проекта позволила признать Турхан Султан равной на ряду с другими султанами, например Мехмедом II Завоевателем. Завершение строительства в Стамбуле Новой Мечети Валиде, начатой еще Сафие Султан, позволило Турхан Султан достичь наибольшего признания среди народа. Этот построение было увековечено как первая Имперская мечеть, построенная женщиной.

    Конец эпохи Женского Султаната

    С возвышением власти великих визирей, статус Валиде и Хасеки потерял свое былое величие и значение. Однако прекращение правления женщин в Османской империи совсем не означало и завершения их влияния на управление страной. Теперь Валиде была отведена роль наставника будущего наследника престола, собственно как и должно было быть изначально. Также в распоряжении Госпожи было занятие благотворительностью и благоустройство империи.

    Многонациональная Османская империя демонстрирует успешный, а порой и неудачный опыт цивилизационного взаимодействия в прошлом. В целом можно сказать, что в настоящее время отсутствует единое мнение и историческая оценка влияния женского Султаната на эволюцию Османской империи. С одной стороны, вмешательство женщин в политику империи способствовало её гибели, политической раздробленности и хаотичности. Была подорвана и ослаблена сама власть султана, превратившись в бюрократичный аппарат. С другой же стороны, такое вмешательство являлось скорее следствием, чем самой причиной упадка страны. Женщинам, удававшимся управлять страной в указанный период, удалось сохранить устоявшийся монархический порядок, согласно которому власть султанов передавалась в рамках одной династии - правящего дома Османов.

    Заключение

    Учитывая совокупность положительных и отрицательных факторов и последствий, можем сделать вывод о том, что Женский Султанат в Османской империи являлся скорее стабилизирующим политическим фактором. Поэтому, период в Истории Османов, получивший название "Каданлар Султаната"( Султанат женщин) был вполне закономерен.

    Список используемых источников:

    1. Жилина А. И. Внешняя политика османского султаната в правление падишаха Сулеймана I Кануни / А. И. Жилина // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2016. – № 1. – С. 251 – 258.

    2. Ткачева А. В. Структура гарема в Османской империи / А. В. Ткачева // Молодой ученый. – 2020. – № 12 (302). – С. 220-223.

    3. Суковатая В. А. Женские тела и имперские фантазии: гарем как территория восточного Другого / В. А. Суковатая, Е. Г. Фисун // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. – 2014. – № 4. – С. 13-22.

    4. Мамедов И. Б. Эволюция института султанского гарема в XV – XVIII вв. и его роль в политической и социальной жизни Османского государства: автореф. дисс. … канд. ист. наук. – СПб., 2011. – 26 с.

    5. Ефремова Е. Е. Иерархия гарема Османской империи XVI – XVII века (историографический аспект) / Е. Е. Ефремова // Студенческая наука и XXI век. – 2020. Т. 17. – № 1 (2). – С. 81-82. 2

    6. Ahmet Refik Altinay. Kadinlar Saltanati / Refik Altinay Ahmet. – Istanbul: Tarih Vakfı, 2005. – 400 s.

    7. Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire / L. P. Peirce. – New York: Oxford University Press, 1993. – 394 р.Ежегодный консолидированный отчет IFOAM-2017 https://ifoam.bio

    8. Мамедов И. Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов / И. Б. Мамедов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 111. – С. 33-40.

    9. Фрили Дж. Тайны османского двора. Частная жизнь султанов / Дж. Фрили. – Смоленск: Русич, 2004. – 400 с

    10. Саидова М. З. Султанат женщин дома Османов / М. З. Саидова // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 30 ноября 2016. – Ч. 2. – Вологда. – С. 155-157.

    11. Фролова И. А. Турецкий гарем и его обитатели / И. А. Фролова // Интерпретации культуры: сб. ст. – Тверь, 2015. – С. 230-235.





    написать администратору сайта