Источники права средневековой Франции. Источники права средневековой Франции
Скачать 23.06 Kb.
|
Источники права средневековой Франции. Важнейшим источником права, придававшим ему особую пестроту, был обычай. К Х в. во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. Обычаи складывались в устной форме они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории. Сила и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общества, возникало, как правило, из компромисса и не зависело всецело от произвола государственной власти. Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права - Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев - Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар, дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. За Кутюмами Бовези последовал ряд других подобных сборников: Кутюмы Тулузы (1296 год), Древний кутюм Бретани (1330 год). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составленный в 1389 году. Источником права средневековой Франции являлись кутюмы— территориальные правовые обычаи, пришедшие на смену родовым. На севере Франции кутюмы существовали в устной форме, на юге в качестве общего обычая действовало упрощенное римское право, которое дополнялось местными кутю- мами, получившими письменное оформление. К XIII веку возникает необходимость фиксировать обычаи, вследствие чего появляются первые писаные частные сборники кутюмов — Великие Кутюмы Нормандии (ок. 1255), Кутюмы Орлеана, Оверни и Анжу под названием «Учреждения св. Людовика» (1273), Кутюмы Бовези (1282), Кутюмы Тулузы (1296), Древний кутюм Бретани (1330). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составленный в 1389 г. В XVI веке по приказу короля были собраны и отредактированы кутюмы всего государства, однако, несмотря на появившиеся новые качества, статуса законов кутюмы не приобрели. В XII—XIII веках большое распространение получило каноническое право, однако с 1539 г. королевский ордонанс ограничил влияние норм церковного права на жизнь граждан; новые канонические акты издавались лишь с одобрения монарха. Среди источников городского права выделяют ряд городских хартий, регламентирующих основные нормы поведения горожан, правила поддержания правопорядка, ведения торговли и ремесла. Торговые правоотношения регулировались Реестром торговых и морских обыкновений, созданным в XIII в. и применявшимся во Франции и Англии. Вещное право. Частная собственность на землю (аллод) прежде всего утвердилась в среде феодальной знати, но центральным и самым распространенным земельным правом были «держания» — феодальные зависимые права, приобретавшиеся от вышестоящего сеньора. Основными видами земельных держаний были феод и цензива. Феод — благородное (дворянское) держание земли на основе вассальных (ленных) отношений. В отличие от бенефиция, которым наделялся вассал на условиях военной службы, он являлся наследственным владением феодала независимо от службы. Вассалы имели в отношении феодов права владения, пользования и передачи по наследству. Если вассал умирал, не имея наследников, то феод возвращался сеньору. Вассалу принадлежали все доходы феода. Только при переходе феода наследнику последний должен был платить рельеф (пошлину, равную годичному доходу феода по данным кутюмов XIII в.). Право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла. Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян — для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделывающим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. С XIII века форма крестьянского землепользования меняется: серваж вытесняется цензивой — таким порядком держания земли лично свободными крестьянами, при котором уступка участка земли собственником аллода или владельцем феода делали крестьянина наследственным пользователем земли с возложением на него разнообразных платежей в пользу сеньора. Регулирование имущественных отношений по Кутюмам Бовези Крупное землевладение выступало в форме аллода и бенефиция. В IХ веке бенефиций становится наследственным держанием, названным в Х веке феодом, леном. В Х-ХI веках распространяется инфеодация, т.е. передача аллодов их собственниками королю, крупным феодалам или обратно в виде феода. Субинфеодация – передача части феода вассалом подвассалу. Феод - благородное (дворянское) держание земли на основе вассальных (ленных) отношений. В отличие от бенефиция, которым наделялся вассал на условиях военной службы, феод являлся наследственным владением независимо от службы. Вассалы имели в отношении феодов право владения, пользования и передачи по наследству. Если вассал умирал без наследников, то феод возвращался сеньору. Вассалу принадлежали все доходы феода. Только при переходе феода к наследнику последний должен был платить в пользу сеньора пошлину (рельеф), которая по данным кутюмов к XIII в. составляла годичный доход феода. Наряду с крупным феодальным землевладением, существовало крестьянское землевладение: - землевладение сервов - и землевладение вилланов. Крестьянин не имел права собственности на землю. Крестьянский надел, предоставляемый серву, находился в его владении и пользовании. Этот участок находился в "мертвой руке" (в состоянии мэнморта), ибо серв не мог совершать с ним никаких сделок без согласия господина. По обычному праву вплоть до ХIII века все имущество серва после его смерти переходило его господину. Затем надел стал передаваться по наследству при условии уплаты господину особого взноса, состоявшего из части имущества, а с развитием товарно-денежных отношений - определенных денежных взносов. За право владения и пользования наделом серв должен был ежегодно вносить плату, размер которой устанавливался по усмотрению господина. Наделы предоставляемые лично свободным крестьянам (вилланам) рассматривались как независимое держание земли от сеньора и именовались ценвиза. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и крестьянским общинам. У цензивы было ряд общих черт с феодом: - для ее отчуждения требовалось согласие сеньора - и при переходе ее по наследству уплачивался определенный налог. Цензивы отличались от феода тем, что крестьянское держание не завоевало прав, связанных с держанием феода, т.е. не включало крестьянина в феодальную иерархическую лестницу. Если обладание феодом считалось привилегией дворянства, то обладание цензивой считалось привилегией крестьянства. В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений, направленных против короля, французского государства и католической церкви. В связи с этим значительно расширяется круг действий, которые подпадают под понятие "оскорбление величества". Наиболее тяжкими считались покушения на короля или членов его семьи и заговор против государства. В XVII в. при Ришелье была создана "вторая ступень" преступлений, рассматривавшихся как "оскорбление величества". Это заговор против министров короля, командующих королевскими войсками, губернаторов провинций и других высших королевских чиновников, измена на войне, дезертирство, шпионаж, строительство крепостей без королевского разрешения и т.п. Разнообразными были и религиозные преступления: богохульство, кощунство и святотатство, колдовство, ересь и т.д. Понятие "ересь", как и понятия других религиозных преступлений, отличалось особой неопределенностью и менялось на разных этапах развития французского государства. В связи с процессом первоначального накопления капитала и массовым разорением крестьянства королевскими ордонансами были предусмотрены специальные меры уголовной репрессии против бродяг, нищих и безработных, ставившие своей целью создание системы наемного труда. Разновидностью цензивы была издольщина (шампар), когда виллан был обязан вносить в пользу феодала часть урожая. Запутанность земельных отношений, обусловленная иерархической структурой собственности, выдвинула на первое место при рассмотрении споров о правах на недвижимость такое понятие, как СЕЗИНА (владений). Под сезиной понималось такое господство лица над вещью, которое, в случае его нарушения, должно защищаться в судебном порядке. Многие обычаи позднейшего времени предусматривали передачу сезины путем простой традиции и оформлением соответствующего договора или с занесением заявления продавца о передаче сезины в судебный реестр. Сезина могла приобретаться в результате давности владения. В ранних кутюмах срок приобретательной давности исчислялся 1 годом и 1 днем со дня приобретения. В более поздних кутюмах под влиянием римского права срок приобретательской давности увеличивается до 10 лет. 3. Преступления и наказания по Кутюмам Бовези. Преступлениям и наказаниям специально посвящена гл. 30 Кутюмов Бовези. При рассмотрении этого вопроса следует обратить внимание на достаточно высокий того времени уровень юридической техники данного раздела, выражающийся главным образом в отходе от казуистики и попытке создания абстрактных понятий. Анализ соответствующих параграфов гл. 30 «О преступлениях» (§ 823, 824—827 и др.) позволяет сделать вывод том, что французские правоведы в этот период уже смогли выработать некоторые общие подходы к дефиниции преступного деяния, определению его тяжести и др. Анализ гл. 30 позволит выделить отдельные институты так называемой общей части уголовного права: формы вины (умысел и неосторожность), соучастие, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, и др. В основу классификации преступных деяний по Кутюмам Бовези положена не только тяжесть преступления, но и вид налагающегося за него наказания, о чем прямо говорится в § 823. Необходимо четко обозначить три основных вида наказаний и круг преступлений, за которые они предусмотрены. В Кутюмах Бовези рассматриваются, прежде всего, особо тяжкие преступные деяния (грубые нарушения существующего правового порядка), отнесенные к так называемой высшей королевской юрисдикции: убийство, изнасилование, фальшивомонетничество, ересь и колдовство, поджог и др. (§ 824—887). Каждый из названных составов преступлений требует отдельного рассмотрения. В частности, особого внимания заслуживает измена (traisori) — специфический институт уголовного права средневековой Франции, который представлен здесь и как самостоятельный состав преступления, и как форма вины (прямой умысел или «злая воля») при совершении преступлений против личности, отягчающая ответственность (§ 826—827). Главной целью наказания по Кутюмам Бовези является возмездие и устрашение. За особо тяжкие преступления (убийство, фальшивомонетничество и др.) к основному наказанию в виде смертной казни могло быть добавлено жестокое дополнительное наказание. С вопросом о преступлениях и наказаниях напрямую связан вопрос об организации суда и судебной процедуре. Характерной чертой средневекового права является тесное взаимодействие норм материального и процессуального права. В Кутюмах Бовези закрепляется существование различных видов судов со своей подсудностью. Различались светские и церковные суды. Светские суды в свою очередь делились на королевские и сеньориальные. Систему королевских судов образовывали суды прево, бальи и созданный в 1260 г. в результате судебной реформы Людовика IX высший апелляционный суд во Франции — Парижский парламент. Здесь особо подчеркивается необходимость соблюдения принципа подсудности: «со ступеньки на ступеньку» (§ 322). Бальи рассматривали дела, относящиеся к королевской юрисдикции, поэтому весьма интересны закрепленные в гл. 1 Кутюмов основные качества («добродетели»), которыми должен был обладать бальи. Студенту следует не только перечислить указанные здесь «добродетели», но и объяснить причины их закрепления, а также и иерархию. Основная масса гражданских и уголовных дел во Франции XIII в. продолжала рассматриваться в судах отдельных феодалов, пользующихся различными иммунитетами, в том числе и судебным. В то же время Кутюмы Бовези фиксируют процесс постепенного усиления позиций королевской юстиции, ее вмешательства в деятельность сеньориальных судов. В документе неоднократно подчеркивается, что король— высший арбитр и судья во Франции. Об этом свидетельствует, например, содержание § 1214—1215, 1883, где говорится о том, что только король может судиться в своем собственном суде. Характерно также, что Парижским парламентом часто осуществлялась практика «перехвата» дел из сеньориальных судов (§ 44, 1165). Анализ Кутюмов Бовези позволяет выявить и такие важные черты организации судебной системы в средневековом обществе, как сословный характер суда, существование «суда равных» на всех ступенях социальной лестницы. Участие в суде сеньора являлось одной из основных обязанностей его вассала, прямо вытекало из договора о вассалитете. Разобраться в этих предписаниях позволит анализ § 1884, 1920 и др. В Кутюмах Бовези закрепляется состязательный судебный процесс: привод ответчика в суд, а также сбор доказательств по-прежнему лежал на истце. В документе подробно рассматривается процедура вызова в суд, уважительные причины неявки и отложения судебного разбирательства (§ 57—58, 98—102 и др.1). Значительный интерес представляют закрепленные в § 1145—1156 восемь видов доказательств в суде, одним из которых является поединок (gages de bataille). Примечательно, что автор Кутюмов несколько скептически относится к этому виду доказательства, называя его «наиболее опасным». В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений, направленных против короля, французского государства и католической церкви. В связи с этим значительно расширяется круг действий, которые подпадают под понятие "оскорбление величества". Наиболее тяжкими считались покушения на короля или членов его семьи и заговор против государства. В XVII в. при Ришелье была создана "вторая ступень" преступлений, рассматривавшихся как "оскорбление величества". Это заговор против министров короля, командующих королевскими войсками, губернаторов провинций и других высших королевских чиновников, измена на войне, дезертирство, шпионаж, строительство крепостей без королевского разрешения и т.п. Разнообразными были и религиозные преступления: богохульство, кощунство и святотатство, колдовство, ересь и т.д. Понятие "ересь", как и понятия других религиозных преступлений, отличалось особой неопределенностью и менялось на разных этапах развития французского государства. В связи с процессом первоначального накопления капитала и массовым разорением крестьянства королевскими ордонансами были предусмотрены специальные меры уголовной репрессии против бродяг, нищих и безработных, ставившие своей целью создание системы наемного труда. Так же как и преступления, наказания не были четко определены в королевском законодательстве, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказания стало возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично, с тем, чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Смертная казнь применялась в разнообразных формах: разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д. Многочисленными были членовредительские и телесные наказания: отрезание языка, отсечение конечностей, терзание раскаленными щипцами и т.д. Широко стало применяться и тюремное заключение, которое в более ранний период предусматривалось главным образом церковными судами. В качестве основного и дополнительного наказания использовалась и конфискация имущества, что было выгодно королевской казне, когда дело касалось больших состояний буржуа. В уголовном праве Франции четко проявилась и такая специфически средневековая черта, как явное несоответствие тяжести наказания характеру преступления. Она усугублялась произволом королевских судей, особенно злоупотреблявших конфискацией имущества, что вызывало большое недовольство французской буржуазии, передовые идеологи которой подвергли в XVIII в. сокрушительной критике всю систему дореволюционного уголовного "права. |