Главная страница
Навигация по странице:

  • «Законом русским». Первыми писанными памятниками древнерусского права былидоговоры Руси с Византией.

  • Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в.

  • Пространной, Краткой (Правда Ярославичей) и Сокращенной. Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей

  • Владимира и Ярослава Мудрого

  • Кормчие книги— византийские сборники церковно-гражданских постановлений

  • Наследственное право

  • Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество.

  • отчет. Источником праваДревнерусского государства были правовые обычаинормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметитькровную месть, принцип талионаравным за равное


    Скачать 19.17 Kb.
    НазваниеИсточником праваДревнерусского государства были правовые обычаинормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметитькровную месть, принцип талионаравным за равное
    Анкоротчет
    Дата11.10.2022
    Размер19.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипЗакон
    #727667

    1

    сторически первымисточником праваДревнерусского государства были правовые обычаинормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметитькровную месть, принцип талиона:«равным за равное». Совокупность этих норм называют«Законом русским».

    Первыми писаннымипамятниками древнерусского правабылидоговоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отражение и нормы Закона русского.

    Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в.Особое значение имеют уставыВладимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейноеи уголовное право.

    Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда»,сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Она известна в трех редакциях — Пространной, Краткой (Правда Ярославичей)и Сокращенной.

    Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов («Закон Судный людем»из Болгарии, Кормчие книги— византийские сборники церковно-гражданских постановлений).

    «Русская правда» и другие источники древнерусского права четко различаютдве основные части гражданского права —право собственностииобязательственное право.Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю.

    Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда.

    Брачно-семейное правос принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви.

    Наследственное правосохраняло многие черты патриархальных отношений.

    Уголовное правобыло феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались всемерно. «Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество.Отсюда только два рода преступлений, хотя и имеющие целый список возможных нарушений.

    2

    Устанавливалось 2 порядка наследования:

    1. По завещанию.

    Права завещателя ограничивались невозможностью указать в качестве наследника дочь при сыновьях, боковых родственников, жену, дальних родственников.

    2. По закону (при отсутствии завещания), при котором часть имущества выделялась монастырю на помин души, часть имущества – вдове на прожиток (не переходила в собственность).

    Сыновья, рожденные в браке, делили между собой в равных долях все имущество, младший сын наследовал дом и двор отца. Сыновья, разделившие имущество, были обязаны выделить сестрам, не вступившим в брак, приданое по своему усмотрению.

    Дети от рабыни не наследуют имущество, но вместе с матерью получают личную свободу.

    2. Семейное право в Древнерусском государстве

    На начальном этапе в период родоплеменных отношений все вопросы семьи и брака регулировались обычаями и запретами, поэтому весьма смутные сведения об устройстве семьи в Древней Руси мы получаем из летописных источников. Известно только, что практиковалось многоженство (достаточно рассмотреть семейные связи первых отечественных князей), существовал обычай кражи невесты и выплаты за нее выкупа. Такие правовые обычаи сохранялись достаточно долго, даже после принятия христианства в 988 г. С появлением начал государственности правовые отношения жителей Руси стало регулировать княжеское право, кодифицированное впоследствии в Правде Ярослава и Правде Ярославичей.

    Некоторые типы отношений княжеское право не регулировало, эти отношения регулировались церковными властями, но князь принимал участие в разработке церковных законов, относящихся к мирскому населению. Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. На Руси утвердилось византийское (каноническое) церковное право. В обиход вошел Номиканон – византийский сборник новелл семейного права, положения которого легли в основу Церковного устава Ярослава.

    3

    Виды обязательств в древний период

    Обязательство представляет собой правоотношение, в силу кото­рого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего.

    Отличия гражданско- правового обязательства от уголовно-правового возникают лишь на определенном уровне правового развития, в древний же период они смешиваются. Только с формированием отраслей гражданского и уголовного права законодатель вносит ясность в эти вопросы.

    В древности существовало два вида обязательств - из правона­рушений (деликтов) и договоров, причем первые, видимо, возникли раньше. В Русской Правде обязательства из деликтов влекут ответст - венность в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холо­па должен вернуть его и заплатить штраф (ст. 11 Краткой Правды). Взявший чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и за­платить 3 гривны штрафа (ст. ст. 12, 13. Краткой Правды). Договор­ные обязательства оформляются в систему при становлении частной собственности, но понятия абстрактного понятия договора еще не существует. Позднее под договором стали понимать соглашение двух или нескольких лиц, в результате которого у сторон возникают юри­дические права и обязанности. В Древней Руси существовало не - сколько разновидностей договоров.

    Стороны и ответственность в договорах древнего периода

    Стороны (субъекты) договоров должны отвечать требованиям возраста, правоспособности и свободы. Мы ничего не знаем о возрас­те вступавших в обязательства в дохристианский период. С приняти­ем христианства действовал, видимо, общий принцип, согласно кото­рому вступление в брак было юридическим фактором достижения и имущественной самостоятельности лица. Неизвестны нам и те аспек­ты заключения договоров в языческий период, которые определялись полом лица. Однако в Русской Правде женщина уже выступает как собственник имущества, следовательно, она была вправе совершать сделки.

    4 Уголовное право. В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не различала преступление и гражданско-правовое нарушение.
    Уголовное право рассматриваемого периода было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались особенно рьяно: за убийство феодала устанавливался штраф в 80 гривен, а за смерда только 5 гривен. Холопы субъектами права вовсе не признавались. Ст. 46 Русской Правды говорит о том, что если холопы окажутся ворами, то князь штрафом их не наказывает, поскольку они не свободны (и в силу этого, как, вероятно, полагает законодатель, могут совершить кражу по наущению своего хозяина). Хозяин такого холопа обязан был платить двойное вознаграждение потерпевшему. В некоторых случаях потерпевший мог сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.
    Русская Правда не знает возрастных ограничений уголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения ответственности не исключает. Зато Русской Правде известно понятие соучастия. Проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают в равной степени.

    5

    33 Кр. Пр., ст. 78 Пр. Пр.). К князю и судьям его (ст. 55 Пр. Пр.) мог пойти пожаловаться закуп. В «Поучении к детям» Владимир Мономах так говорит о себе как о судье: «На посадников не зря, ни на бирючи, тоже худого смерда и убогие вдовицы не дал есми сильным обидети».

    Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда – «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин) и другие слуги. Русская Правда (ст. 41 Кр. Пр., многие статьи Пр. Пр.) определяет и размеры этих сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).

    Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось. Функции церковного суда, ведавшего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря – архимандрит.

    Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе стороны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора).


    написать администратору сайта