интересная курсовая. Психологическая характеристика удовлетворенности семейнобрачными отношениями. 1 Понятие семьи и брака
Скачать 337.5 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Психологическая характеристика удовлетворенности семейно-брачными отношениями .1 Понятие семьи и брака .2 Удовлетворенность семейно-брачными отношениями .3 Установки влияющие на удовлетворенность семейно-брачными отношениями .4 Особенности семейных отношений в России Глава 2. Эмпирическое исследование удовлетворенности семейно-брачными отношениями .1 Методы диагностики семейно брачных отношений .2 Организация процедуры исследования .3 Интерпретация полученного результата Заключение Список литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ Рыбак нашел на берегу прекрасную жемчужину. Он был счастлив и очень обрадовался находке. Но у жемчужины была все же небольшая неровность. И тогда рыбак начал слой за слоем стачивать неровность. В конце концов, жемчужина стала совсем маленькой, а неровность стала еще заметнее. Рыбак был очень недоволен и огорчился; он впал в депрессию и больше не смог наслаждаться жизнью. Восточная мудрость. Специалисту-психологу часто приходится сталкиваться с подобными житейскими ситуациями. Не успел отгреметь еще марш Мендельсона, а молодые супруги уже испытывают стресс от совместной жизни и пытаются перевоспитать друг друга, словно стачивая неровность жемчужины. Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей: в любви, в детях, в переживании общих радостей, во взаимопонимании, общении. Однако становление семьи - это отнюдь не реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии. Супружеская жизнь - это непременный компромисс, заключение соглашений, и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые возможны в семье. Современное общество переживает очень быстрые революционные изменения, в которых люди не всегда успевают сориентироваться, в процессе изменений теряются важнейшие социальные ценности, которые помогали людям выживать и справляться с трудностями. В частности, терпит кризис семья, которая для многих людей была островком спокойствия, надежности, источником восполнения нравственных и физических сил человека. Современная семья - это явление историко-психологическое, многим отличающееся от прошлых социальных институтов. Развиваясь от группового брака в первобытном обществе к парному браку в эпоху древности и средневековья, семья на протяжении веков была социально санкционированной общностью людей. Эта общность основывалась на церковном браке и имела цель прежде всего продолжение рода, то есть необходимое обществу воспроизводство определенного типа личности. При заключении брака и создание семьи основную роль играли имущественное положение жениха и невесты и согласие родителей на их брак. Имущественное неравенство двух супругов рассматривалось как неравный брак, В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои намерения. Актуальность выбранной темы связана с общим ухудшениям психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределение ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов - алкоголизм, агрессия, - нарушения коммуникации, неудовлетворенность потребностей партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушении личностного роста. Объектом исследования являются личные установки супругов. Предметом исследования являются удовлетворенность семейно брачными отношениями. Целью аттестационной работы является исследование удовлетворенности семейно-брачными отношениями. Задачи: Проанализировать понятия семьи и брака. Рассмотреть установки, влияющие на удовлетворенность семейно-брачными отношениями Рассмотреть особенности семейно-брачных отношений в России. Исследовать степень удовлетворенности семейно-брачными отношениями и установки современных супругов. Гипотезы: На установку супругов к браку оказывает влияние стереотипы и условия проживания в России. личные установки, относительно семейного уклада являются существенным фактором, влияющим на удовлетворенность супругов своим браком Удовлетворенность семейными отношениями зависит от стажа брака. Методы исследования: - теоретические (анализ научно - методической литературы по представленной теме); - эмпирические (анкетирование, тестирование). Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Брак и семья - общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными. .1 Понятие семьи и брака Брак - это особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Брак является основой формирования семьи. Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношением между мужем и женой, родителями и детьми проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители - дети), брачные отношения ( муж-жена, супруги). Уникальность брака и семьи кроется в их эмоциональном и кровно - родственном потенциале. Понимаемые как наиболее важные и тесные из всех возможных отношений, супружеские узы определяют весь способ существования, который отличает определенное искусство быть вместе. Брак как психологическое отношение, согласно Юнгу, имеет ряд особенностей: Цель и осознание брака выступает как осознание бессознательных мотивов и влияний; Неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые; Возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни; Взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания. На взаимоотношения в семье оказывают влияния внешние и внутренние установки. К внешним установкам относят совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. Это и определяет межличностные отношения в обществе, трудовом коллективе, в семье. Действия и проявления внутренних установок наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию (или наоборот) взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним установкам относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально - психологические особенности супругов. К настоящему моменту сложились разнообразные формы семейно-брачных отношений, наиболее распространенные из которых следующие. Семейно-брачные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все - таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается («доживутся до любви», по выражению Тургенева). Хотя если семья существует лишь как экономическая единица, ощущение эмоционального взлета полностью теряется. Люди, вступающие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех практических начинаниях - поскольку жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов - максимальная, а личная вовлеченность - минимальная. Семейно-брачные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которого супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит). Семейно-брачные отношения по принуждению. Один из будущих супругов несколько «осаждает» другого, и тот в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалость соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладает амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье, здесь абсолютно исключено. Психологические основы такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны. Семейно-брачные отношения как ритуальное исполнение социально - нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, все вокруг замужем и что настало время создавать семью. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным стереотипам. В таких семьях нечасто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие семейно-брачные отношения складываются случайно и так же распадаются, не оставляя глубоких следов. Семейно-брачные отношения, освещенные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, - сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что то хорошее друг для друга, для остальных членов семьи. Семейно-брачные отношения в этом варианте есть высшая степень объединения людей, когда деть рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность - при полной поддержки второго. Парадокс заключается в том, что, добровольно принимая на себя подобные ограничения («Я счастлив, если счастлива ты»), люди становятся более свободными. Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным формам. В истории человечества сменилось немало форм организации брачных отношений между полами, как правило, соответствующих определенному уровню социально-экономического развития общества. Вместе с тем , не только сами формы брака вариативны, но и взгляд на брак и семью в современном обществе претерпевает кардинальные изменения. В настоящее время в обществе все больше людей предпочитают не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений. Таким образом, наблюдается эволюция формы брака и существенно трансформируется отношение к браку. К альтернативным формам брака относят: незарегистрированное сожительство, открытый, сознательно бездетный брак, групповой и гомосексуальный браки. Незарегистрированное сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений, получившая в России название «гражданский брак». Гражданский брак - так называемый пробный брак. В этом браке гарантией серьезности отношений является не печать в паспорте, а желание и потребность быть вместе. В основном инициаторами гражданского брака являются мужчины. Женщины при этом пытаются узаконить свои отношения. Побудительным мотивом к этому являются социальные стереотипы общества и желание обеспечить своему будущему ребенку стабильную семью. Кроме психологических существуют социально-экономические причины, порождающие вариант незарегистрированного сожительства: жилищные проблемы, возможность получения детского пособия в качестве матери-одиночки и прочие. Сознательно бездетный брак, т.е. когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. Такие бездетные семьи испытывают сильное общественное давление, осуждение и негативизм (в особенности женщины). В целом с психологической точки зрения эта позиция (бездетности) имеет право на жизнь, если это выбор обоюдный, сделан сознательно, в зрелом возрасте, и при этом есть готовность нести за него ответственность. Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения, аутентичности отношений, толерантности партнеров друг к другу. Этот брак является исторически новым феноменом, т.к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену. Гомосексуальный брак. В основе лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола: мужчина-мужчина либо женщина-женщина. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности. В Дании гомосексуальные пары признаются семьей, с юридической легализацией отношений. Более широким понятием по отношению к браку выступает понятие семьи. Согласно определению Н.Я. Соловьева, «семья - малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». А.И. Антонов утверждает, что семью создает отношение «родители - дети», а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Он обращает внимание на пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей. Определяет семью «как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства - родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». Определяя границы семьи как малой группы можно сказать, что современная семья это немногочисленная по составу группа от двух до пяти человек, гетерогенная по полу. Семья является закрытой группой. Возможность вхождения в нее новых членов крайне ограничена и строго регламентирована. Рождение ребенка - естественный путь расширения семьи. В каждой культуре существуют представления о том, какой должна быть семья, что говорит о её традиционности и стереотипности. Именно поэтому имеются существенные различия в представлениях о времени вступления в брак, распределении обязанностей, отношений между супругами, родителями и детьми, которые передаются и усваиваются из поколения в поколение, что указывает на историчность семьи. Главной особенностью семьи является её полифункциональность. Ни одна из функций семьи не является ведущей, основной. Полифункциональность семьи приводит к множественному количеству семейных ролей, что часто порождает конфликтный характер семейных взаимоотношений. Семья является сферой жизнедеятельности и удовлетворения определенных потребностей человека. Причем потребности, которые удовлетворяются в семье, могут быть реализованы и вне семьи, но только благополучная семья, создание которой, как правило, требует значительных усилий, может все эти потребности объединить и удовлетворить в комплексе. .2 Удовлетворенность семейно-брачными отношениями Удовлетворенность семейно-брачными отношениями - характеристика, применимая для описания отношений скорее брачно-супружеских, нежели семейных. Однако, рано или поздно, с появлением ребенка супружеская диада становится семьей. В этом случае для описания восприятия человеком своего брака более правомерным будет использование понятия «удовлетворенность семейно-брачными отношениями». Для начала необходимо разобраться в том, что же такое удовлетворенность. Аргайл М. пишет: «Удовлетворенность - это в известной мере спокойная рефлективная оценка прошлого и настоящего положения дел». В Большом толковом психологическом словаре удовлетворенность обозначается как «состояние удовлетворения, возникающее у человека после осознания того, что он достиг желанной цели». В чем же заключается «источник удовлетворения»? Этот термин, который впервые употребил Эдвард Ли Торндайк, означает «любой стимул, обладающий приятными или желательными свойствами. Определяемый как источник удовлетворения - это стимул, к которому организм стремится или учится поведению, чтобы его получить. Следовательно, источник удовлетворения - цель, которая приводит к состоянию удовлетворения». Для человека такой целью является удовлетворение своих потребностей (в пище, в безопасности и т. д.). Одной из важнейших для человека (как существа социального) потребностей стала потребность в присоединенности, т.е. в завязывании отношений, гарантирующие позитивные постоянные взаимодействия. Исследования показывают и связывают тесные взаимоотношения, как с физическим здоровьем, так и с эмоциональным благополучием. Основной способ удовлетворить свою потребность в присоединенности - это вступление в брак. Аргайл М. утверждал, что «семейные люди, особенно те, кто счастлив в браке, ощущают более высокую степень удовлетворенности жизнью. Имеются все основания предполагать, что удовлетворенность находится в причинно-следственной зависимости с супружеством». В связи с этим проводились исследования влияния брака на удовлетворенность жизнью. Майерс Д. пишет об этом следующее: «Целая гора данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен». Исследования, основывающиеся на опросах десятков тысяч людей, приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, и особенно разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью. Например, в 1970-х и 1980-х гг. в США 39% находящихся в браке, заявили о том, что чувствуют себя очень счастливыми. «Однако более важным является, - обосновывает Майерс, - не сам факт брака, а качество брачных отношений». От чего же зависит это качество? Многие отечественные и зарубежные исследователи утверждают, что от любви. Любовь в своих интимных психологических характеристиках является общественно-исторически обусловленным чувством, своеобразно отражающим социальные отношения и особенности культуры, выступающим в качестве нравственной основы отношений в институте брака. По мнению Вирджинии Сатир, это сильное чувство, через которое человек реализует желание бороться за свои мечты, не рискуя быть осужденным. В кратком психологическом словаре понятие «любовь» рассматривается как «интенсивное, напряженное и устойчивое чувство объекта, обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости». «Что касается чувства любви, то здесь речь идет об особом виде привязанности, - считает Годфруа, - при котором сексуальная потребность тесно связана с потребностью заботиться о другом, помогать ему чувствовать себя в безопасности». .3 Установки, влияющие на удовлетворенность семейно-брачными отношениями Мотивом вступления в брак, как правило, является удовлетворение потребности в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продлении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке. Брак организует, стабилизирует, социально санкционирует удовлетворение этих потребностей. К моменту вступления в брак каждый из супругов имеет уже сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичными у обоих брачных партнеров. Нередко эти потребности оказываются противоречивыми. В брачной жизни удовлетворяются сексуальные, духовные, материальные потребности супругов. Особое место среди них занимают эмоционально-психологические потребности, которые связаны с психологической структурой и содержанием «Я-концепции». Эмоционально-психологические потребности включают в себя потребность любить и быть любимым, потребность в чувстве собственного достоинства, осознании ценности и значимости своей личности, потребность в интимно-доверительном общении, потребность в психической поддержке и понимании. Перечисленные потребности выполняют важнейшие функции, обеспечивающие устойчивость психической жизни индивида, дают ему необходимые условия для гармоничного равновесия всей психической (душевной) жизни, резко повышают общую психическую устойчивость ко всем другим жизненным трудностям. Потребность в сохранении и поддержании чувства собственного достоинства тесно связана с такими понятиями, как гордость, тщеславие, самолюбие, и затрагивает глубинные слои психики. Анализ человеческих взаимоотношений показывает, что в структуре личности самым болезненным и уязвимым является именно чувство самоуважения, чувство собственного достоинства. Можно предполагать, что устойчивость брака и удовлетворенность семейной жизнью зависят от того, как супруги относятся друг к другу, как поддерживается и сохраняется чувство собственного достоинства. Человек должен испытывать положительные чувства и эмоции по отношению к самому себе, что возможно лишь в условиях, когда другие подтверждают собственную самооценку. Быть любимым и почитаемым близкими людьми - есть весьма сильная гарантия от опасности одиночества, отчуждения, изоляции. Таким образом, потребность быть любимым выражает психологическую нужду человека быть объектом внимания, заботы, заинтересованности, быть желанным, полезным и нужным его близким и родным. Одно из самых тяжелых и мучительных чувств - бесполезность и ненужность собственного существования. В тех семьях, где супруги относятся друг к другу пренебрежительно, презрительно, унижая чувства другого, появляются вражда, ненависть, отчуждение. Человеку необходимо интимное, эмоционально-положительное, доверительное общение. Брак и семья дают возможность такого общения. В семейном общении человек может отбросить социальные маски, отстраниться от тех социальных ролей, которые он исполняет в общественной, политической или профессиональной сферах. Личность может полностью прочувствовать свою самобытность и неповторимую индивидуальность. Таким образом, семейное общение выполняет свои особенные функции, отличные от других видов человеческого общения. К семейному общению по своим функциям, качествам и свойствам вплотную приближается только дружеское общение. В благополучном браке семейное общение отчасти и является именно дружеским. Удовлетворенность супружескими взаимоотношениями во многом зависит от того, в какой мере, и степени каждый из супругов испытывает чувство радости, удовольствия от совместной жизни. В случае если те или иные потребности личности не удовлетворяются или удовлетворяются в минимальной степени, могут происходить различные нарушения в системе жизнедеятельности личности. Социально-экономические, психологические и физиологические последствия хронического неудовлетворения потребностей могут быть самого разнообразного плана. Например, если в браке не удовлетворяется сексуальная потребность хотя бы одного из супругов, то возможны отрицательные последствия: измена, половая холодность, появление мыслей о расторжении данного брака и др. Таким образом, устойчивость семейных отношений ставится под угрозу. Совокупность тех или иных неудовлетворенных или минимально удовлетворенных потребностей личности постоянно влияет на степень удовлетворенности человека жизнью вообще и семейной жизнью в частности. В.П. Левкович и О.Э. Зуськова, изучая негативный характер супружеских отношений, выделили пять групп, наиболее значимых для совместной жизни супругов и влияющих на удовлетворенность браком, потребностей: . Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье. . Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями. . Познавательные потребности супругов. . Материальные потребности. . Потребность в защите собственной «Я-концепции». Результаты проведенного ими исследования привели их к выводу, что наиболее конфликтогенным и влияющим на удовлетворенность браком оказался блок «культура общения», т.е. соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни, регулирующих их нравственные отношения. Стабильность брака в значительной степени обусловлена высокой культурой общения брачных партнеров. Систематическое нарушение супругами семейной этики в общении друг с другом негативно влияет на их взаимоотношения, приводя к возникновению устойчивых, хронических конфликтов в семье. При этом высокая степень конфликтности данного блока объясняется не только низкой культурой общения брачных партнеров, но и тем, что в нем, прежде всего, отражается неудовлетворенность супругов в потребностной сфере. Вторым по значимости источником конфликтов в семье явилась недостаточная удовлетворенность потребности в защите Я - концепции. Отсутствие со стороны супруга внимания, заботы, согласия, психической поддержки приводит к неудовлетворенности потребности в любви, уважении, в ощущении своей значимости, в сохранении чувства собственного достоинства, необходимых для поддержания «Я - концепции». Третье место по конфликтности занимают две сферы взаимодействия супружеской диады: . Ролевая (удовлетворение ролевых потребностей супругов: матери-отца, мужа-жены, хозяина-хозяйки, мужчины-женщины, главы семьи). Конфликт возникает в результате неоднозначного понимания супругами этих ролей и неоднозначного представления об исполнении каждым партнером той или иной семейной роли. Особенно остро протекает конфликт из-за расхождения представлений о семейном лидерстве. . Информационная (информированность о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера). Высокий уровень взаимной информированности супругов является основой формирования доверительных отношений в семье. Нежелание супругов информировать друг друга о своих делах, намерениях, планах порождает подозрительность, взаимное недоверие, эмоциональное напряжение во взаимоотношениях партнеров, снижает уровень удовлетворенности браком, провоцирует возникновение конфликтов. Таким образом, взаимное удовлетворение брачными партнерами своих основных потребностей, положительный характер межличностных отношений, однозначное понимание семейных ролей, взаимная информированность и совместное проведение семейного досуга могут служить критериями совместимости брачной диады. Подводя итоги, можно сказать, что: а) в супружеской жизни периодически возникают проблемы и кризисные ситуации, которые имеют определенные закономерности, связанные, с рождением и воспитанием детей; б) удовлетворенность браком прямо и опосредованно зависит от того, в какой мере и степени в супружеской жизни удовлетворяются эмоционально-психические потребности. Также, удовлетворенность браком во многом зависит от совместимости - это сходство характеров, единство интересов, установок и ценностей, значение, которых наиболее важно в начале супружества. Совместимость же, основанная на умении учитывать интересы другого человека, является реальной гарантией успешного брака. Кроме рассмотренных выше психологических факторов необходимо отметить, что существуют также и социально-демографические факторы, влияющие на стабильность брака. К ним относятся: жилищные условия (размер и комфортность жилища), семейный бюджет (размер и способ распределения), возраст супругов и разница в возрасте, образование и род занятий супругов, количество и возраст детей. Конечно, можно предположить положительное влияние на брак: хороших материальных условий, примерного равенства возрастов супругов, высшего образования супругов и т.п. Однако влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно, так как социальные особенности семьи обусловливают ее благополучие не прямо, а, преломляясь, через внутренние условия, и компенсируются за счет супружеской совместимости и согласия, силы супружеских чувств, высокой культуры отношений. .4 Особенности семейных отношений в России Состояние семейной неудовлетворенности в России зависит от расхождения между осознаваемыми или неосознаваемыми ожиданиями мужчины и женщины по отношению к семье и действительной жизнью семьи. Следствием этой ситуации является состояние фрустрации (осознаваемой или неосознаваемой). В случае осознанной неудовлетворенности обычно наблюдается открытое признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Характерным при этом является указание на глобальный характер такой неудовлетворенности, на то, что семейная жизнь не соответствует даже самым минимальным требованиям («Наша семейная жизнь одинаково плоха и днем, и ночью», «Мне очень не повезло с семьей», «Мы ошиблись, нам не бывает хорошо друг с другом»). Как правило, упоминается какое-то весьма важное и психологически понятное обстоятельство, мешающее немедленно разойтись (чаще всего дети, жилищно-бытовые трудности, которые возникнут при разводе). Часто осознанная неудовлетворенность сочетается с конфликтом между супругами. В этом случае к констатации неудовлетворенности присоединяются выраженные агрессивные ноты, прямое указание, что причиной неудовлетворенности является другой супруг. Иначе проявляется плохо осознаваемая («тлеющая») неудовлетворенность. Супругом выражается относительная удовлетворенность семейной жизнью («Живем нормально», «Не хуже, чем другие люди»), семейной жизни дается в целом удовлетворительная оценка. Неудовлетворенность же (нередко весьма выраженная) выявляется косвенным путем. Во-первых, через проявление чувств и состояний, «пограничных» к прямой неудовлетворенности: монотония, скука, бесцветность жизни, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о времени до брака. Основным движущим мотивом поведения в семье выступает необходимость («Делаешь то, что нужно», «Живешь так, как нужно», «Приобретаем то, что нужно»). Во-вторых, она проявляется в многочисленных жалобах на различные частные стороны семейной жизни. В ходе опроса супругов нередко оказывается, что, несмотря на удовлетворенность жизнью семьи в целом, они недовольны всеми частными сторонами жизни: жильем, здоровьем, успеваемостью и поведением детей, проведением свободного времени и др. В-третьих, «тлеющая неудовлетворенность» проявляется в ряде специфических феноменов, наблюдаемых в жизни такой семьи. Прежде всего-это явление, которое, на наш взгляд, уместно было бы назвать феноменом «капли дегтя». Речь идет о какой-то, в объективном плане нередко второстепенной, проблеме, которая в данной семье разрастается до масштабов, серьезно снижающих удовлетворенность супругов семейными взаимоотношениями. Такой «каплей дегтя» могут послужить взаимоотношения с кем-либо из не проживающих совместно родственников, разногласия по второстепенным вопросам организации семейной жизни. В аналогичной роли оказываются и крупные, значимые проблемы, которые не могут быть решены в данный момент и тем не менее постоянно ощущаются как важный фактор неудовлетворенности жизнью семьи. Вопреки известной поговорке о капле дегтя, которая портит бочку меда, в семейных взаимоотношениях наблюдается зависимость от «качества» пресловутого меда. При наличии действительной удовлетворенности семейными отношениями мелкие проблемы относительно легко «растворяются», нейтрализуются; происходит адаптация к ним. Супруги относительно легко привыкают к недостаткам друг друга, адаптируются к определенным трудностям семейной жизни. В случае же «тлеющей неудовлетворенности», напротив, указанная мелкая проблема «кристаллизует» имеющуюся неудовлетворенность. По-видимому, в феномене «капли дегтя» проявляются и защитные механизмы индивида. С помощью этой проблемы и особенно резкого преувеличения ее значимости индивид получает возможность сам себе объяснить смутно ощущаемую им самим неудовлетворенность, вызванную на самом деле не данной проблемой, а совокупностью семейных взаимоотношений. Другой специфический феномен, наблюдаемый в случае «тлеющей неудовлетворенности»,- нарастание фрустрации либо одного из членов семьи, либо обоих. Супруги сообщают о том, что они оба (или один из них.) стали «нервными», при этом ими же указывается на какие-то, на их взгляд, объективные причины этого явления (беременность, различного рода трудности, встречающиеся в повседневной жизни). Особенно наглядным проявлением «тлеющей неудовлетворенности» являются эмоциональные взрывы, встречающиеся в семьях такого типа и нередко приводящие к разрушению семьи. Речь идет о ситуациях, когда один из супругов, столкнувшись с возможностью заново организовать свою семейную жизнь (например, повторное замужество), совершенно неожиданно для себя открывает, вопреки прежним представлениям, что в действительности все время был несчастлив («не жил, а существовал»); он, оказывается, «может быть по настоящему счастлив». Речь при этом идет не только об открывшейся возможности более удовлетворяющих сексуально-эротических отношений, но и об ином уровне взаимопонимания, более содержательном досуге и т. д. |