Социология семьи и брака типология форм семьи и брака, структура семьи функции семьи социальные проблемы семьи
Скачать 142.5 Kb.
|
1 2 Глава 26. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА § 1. ТИПОЛОГИЯ ФОРМ СЕМЬИ И БРАКА, СТРУКТУРА СЕМЬИ § 2. ФУНКЦИИ СЕМЬИ § 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ § 1. ТИПОЛОГИЯ ФОРМ СЕМЬИ И БРАКА, СТРУКТУРА СЕМЬИ Выделим в вопросе такие понятия, через которые выражается сущность семьи: - СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ; - БРАК И СЕМЬЯ, СТРУКТУРА СЕМЬИ; - УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ, ЕЕ ИДЕОЛОГИЯ, ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И УСПЕШНОСТЬ. "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Как бы ни относиться к этим словам Л.Н.Толстого из "Анны Карениной", все равно никому не хочется, чтобы его брак закончился фиаско или в семье поселилось несчастье. Каждый надеется, что счастье в семейной жизни ему улыбнется. Однако под лежачий камень вода не течет, над созиданием счастливой семьи надо работать, а для этого желательно ознакомиться с чужим опытом, ведь вряд ли Ваши проблемы столь уникальны, что никогда и ни у кого не встречались. Обобщает мировой опыт решения социальных проблем семьи и брака такая частная социологическая теория среднего уровня, как социология семьи. С СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ оциология семьи (sociology of the family) – исследование того, каким образом у людей институционализируется половое воспроизводство и каким образом дети, являющиеся продуктом полового союза, получают места в системе родства. Для современных социологических подходов к семье ключевыми являются 2 вопроса: 1) Связь между типами семейной структуры и индустриализацией; 2) Критики современной семейной жизни утверждают, что положение женщины в доме связано с неравенством женщины в обществе в целом и что современная семья, основанная на интимности и эмоциональной привязанности, на самом деле маскирует систему эксплуатации жен мужьями и детей родителями. Но социология изучает и 1иные проблемы, вплоть до практики брака, рождения внебрачных детей, структуры семьи и влияния социальных условий на фертильность, смертность и миграцию. Школа "Анналов" использует метод "семейной реконституции", при котором для анализа основных демографических событий каждой семьи (рождений, смертей и браков) используются метрические записи. Немаловажен и анализ этапов жизненного цикла семьи и социальных факторов ее успешности. Возьмем для примера историю конкретной семьи Джоунсов, рассказанную группой "Битлс" в песне "Облади-облада": Desmond has a barrow in the market place, Molly is a singer in a band. Desmond says to Molly: "Girl, I like your face", And Molly says this as she takes him by the hand. Obladi-Oblada, life goes on, bra, La-la-la, how the life goes on. Desmond takes a trolley to the jeweler stores, Buys a twenty-carat golden ring, Takes it back to Molly, waiting at the door, And as he gives it her, she begins to sing. In couple of years they have built a home – A sweet home! – With couple of kids running in the yard Of Desmond and Molly Johnes. Happy ever after in the market place Desmond let the children lend their hands, Molly stays at home and does her pretty face And in the evening she still sings it with the band. And if you want some fun take Obladiblada. Д БРАК И СЕМЬЯ, СТРУКТУРА СЕМЬИ ля того, чтобы проанализировать этапы жизненного цикла и факторы успешности этой, как и любой иной, семьи, мы должны определиться в понятиях, охарактеризовать данную семью в принятых в социологии терминах. Раскроем для начала эти термины. Семья (family) – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей и живущих в одном доме. При этом традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями иной культуры. Семьи чаще всего сравниваются по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, типу власти, выбору партнера и местожительства, родословной и способу наследования имущества. Структура семей в различных из существующих обществ весьма разнообразна. В таблице 1 несколько схематично дадим различия между формами семьи, а в таблице 2 – более конкретно распространенность в мире основных типов семьи и брака. Табл.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА
Табл.2. СЕМЕЙНАЯ СТРУКТУРА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВАХ
(Данные из: Смелзер Н. Социология.-М.:Феникс,1994. - С.399) Вместе с тем такая типология не является достаточно полной. Типологизацию семей целесообразно осуществлять, исходя из их структуры и функций, обозначенных в их определении. Соответственно, критерии типологизации должны отыскиваться в 3 сферах: I. в генерирующих семью (хронологически первичных) брачных отношениях (сфера свойства – с ударением на второй слог в последнем слове). II. во встроенной в семью кровнородственной структуре (сфера общего происхождения); III. в типе взаимоотношений членов семьи. Рассмотрим их. I. Брачные отношения обычно сравниваются по таким параметрам, как численный состав брачных партнеров ("форма брака", "характер супружества"), рекрутация партнеров (правила выбора брачного партнера и создания брака), функциональная ориентация брака (основная цель заключения брака), сравнительный социальный состав партнеров (их социальное положение). II. Кровнородственная структураохватывает такие параметры, как размер семейной сети ("форма семьи", число поколенных уровней и сетевых ветвей, включаемых в семью) и вектор передачи статуса ("определение родительства и родства", правила определения родословной и наследования имущества). III. Тип взаимоотношенийчленов семьи характеризуется следующими параметрами: субъектом власти ("ее характером") и пространственно-территориальная локализация семьи (выбор местожительства молодоженов). Соответственно, в сфере брачных отношений можно выделить, как минимум, 5 типологий по следующим параметрам: 1. численный состав брачных партнеров ("форма брака", "характер супружества"), 2. рекрутация партнеров (правила выбора брачного партнера и создания брака), 3. функциональная ориентация брака (основная цель заключения брака), 4. сравнительный социальный состав партнеров (их социальное положение). 5. проблемы продолжительности и институциализации брака. Брак (marriage) – культурный феномен, санкционирующий более или менее постоянный союз между партнерами и обеспечивающий легитимность их потомства. Постоянство брачного союза изменчиво. Браки обычного права стабильны и без юридического признания; они основаны на обычае и могут привести к юридическому союзу. В большинстве стран законодательство расширило основания для развода и сделало судебный процесс менее дорогостоящим. Феминисты утверждают, что брак может усиливать подчинение женщин мужчинам. Очевидно, что во многих браках мужчины прибегают к физическому насилию над женами, вовсе не опасаясь полиции. Брачные отношения основаны на свойстве (с ударением на последний слог (по англ. affinity)) и свойственных (affinal) связях. Этот термин относится к отношениям посредством брака, а не посредством реальных или мифических уз происхождения. Например, теща или свекровь представляет отношение свойства в отличие от отношения мать-ребенок, являющегося отношением по происхождению. 1. Формы брака варьируются в зависимости от числа брачных партнеров. Как институт брак является либо моногамным (заключенным в одно время с одним лицом), либо полигамным (заключенным одновременно с двумя и более партнерами). Моногамия (monogamy) – практика, посредством которой люди вступают в брак только с одним супругом одновременно. Эта форма брака большей частью практикуется в Европе, Америках и Австралайзии. Рост числа разводов имеет своим результатом "серийную моногамию", при которой большинство разведенных впоследствии снова вступают в брак. По Энгельсу, моногамия (как практически пожизненное прикрепление женщины к мужчине) пришло на замену парному браку (как более или менее постоянному союзу, основанному на взаимной привязанности) вследствие появления частной собственности, имеющей тенденцию к консолидации и потому – к переходу в руки старшего сына-наследника, а все дети, рожденные вне законного брака, лишаются права на наследство и родословную (фамилию). Поэтому незаконнорожденные дети в закрытых обществах дискриминировались и обретали уничижающие прозвища (ублюдок в русском, байстрюк в ряде славянских языков, bastard в отдельных западных языках). Существуют общества, в которых обычаем является для мужчины иметь одновременно несколько жен (полигиния) или для женщины несколько мужей (полиандрия). Итак, полигамия включает в себя: 1) полигинию (один мужчина и две или более жены); 2) полиандрию (одна женщина и два или более мужа); 3) групповой брак (несколько мужей и жен, состоящих в одном общем браке). 2. Выбор предпочитаемого брачного партнера в некоторой степени подобен рынку, и правила выбора определяют формы обмена между партнерами и их семьями. Эти правила в человеческих обществах отличаются чрезвычайной сложностью – от упорядоченных до формально свободных браков. На закрытом рынке выбор делается родителями с целью консолидации собственности и формирования семейных союзов. Родительский выбор важнее любви, и браки основываются на предусмотрительности и расчете. На открытых рынках основой брака становится романтическая привязанность, значение родительских желаний сводится к минимуму и, в принципе, партнеры выбираются из неограниченного круга лиц, имеющих возможность вступить в брак, или в супружеские (conjugal) отношения, т.е. в отношения между партнерами, состоящими в браке, или между мужчиной и женщиной, живущими вместе. Приемлемость партнеров при любой форме брака определяется либо экзогамией, либо эндогамией. Все человеческие общества обладают социальными правилами, устанавливающими определенные категории людей, которые считаются подходящими для брака партнерами. Правила брака внутри и вне определенных родственных групп имеют фундаментальное значение для всякого исследования родства. Правило эндогамии (endogamy) разрешает или предписывает брак внутри определенной группы, основанной на родоплеменной, классовой или религиозной принадлежности, например, лишь внутри своего племени, касты, сословия, расы, конфессии, класса, "круга". В закрытом и полузакрытом обществах правила эндогамии жестче, чем в открытом: от полного запрета на любое межкастовое общение до осуждения мезальянса (неравного брака) господствующей моралью в системах стратификации с жесткими классами или аристократическими традициями. Правило экзогамии (exogamy) вынуждает к браку вне непосредственной группы, например, вне своей расширенной семьи, рода, села. 3. По функциональной ориентации (основной цели заключения) браки подразделяются на просексуальные и антисексуальные. В первых целью заключения брака является упорядочение сексуальных отношений, во вторых – деторождение (репродукция) и социализация (включая передачу статуса) потомства. Культурные нормы и вариации сексуального поведения и установок, в т.ч. особенности эротической семантики сексуального поведения, техника и условия коитуса (соития), такие аспекты сексуальности, как: фактическое поведение индивидов; их установки и ценностные ориентации; стоящий за ними культурный символизм; ритуалы и обычаи, оформляющие сексуальные действия, и социальные институты, направляющие и регулирующие их, весьма разнообразны. Требуемое в одних обществах является нетерпимым в других. Антисексуальными называются брачные правила, подчиняющие сексуальное поведение строгому контролю и запретам. Эти правила обычно включают: а) уничижительное, редуцированное, инструментальное отношение к брачному сексу лишь как к процессу размножения, б) оценка этого секса как греховного, постыдного дела в случае, если он не ориентирован на репродукцию детей, в) негативное отношение к контрацептивам и абортам, г) отвержение любой матримониальной мобильности (разводов, серийной моногамии, добрачных и внебрачных связей), д) игнорирование эмоциональных связей (любви и желания) как основы для заключения брака, е) отказ женщине в возможности инициировать знакомство с мужчиной, брачное предложение, первый поцелуй, тем более, половую связь, ж) негативное отношение к инициированию женой половой близости с мужем, ее сознательной подготовки к сексу (использованию косметики, вызывающей одежды, обнажения тела, эротическим танцам и массажу и т.п.), проведению прелюдии (ласк) со стороны партнеров, вариативности способов близости и получению женщиной сексуальной разрядки. Женщина в сексе должна выполнять свой супружеский долг, добиваясь конечного результата ("естественно", не оргазма, а зачатия), будучи равнодушной к процессу, т.е. она в постели должна быть "бревней бревна". Среди социально-духовных предпосылок антисексуальности можно выделить следующие: - религиозные традиции в христианстве и исламе; - каноны доиндустриального общества (с его патриархатом и мужским сексизмом крестьянской общины и потому подобное отношение к женщине и сексу в большой степени свойственно старшему поколению сельчан); - в советские времена это – закрепление свойственными коммуно-большевистской идеологии ригоризмом, аскетизмом и "классовым подходом", вводившем половой эгалитаризм в сферах образования и труда, признававшем женщину лишь как труженицу, заменившем обряды инициации вступлением в комсомол с его общественной, а не половой активностью и отвергавшем женственность как кокетство и любовь и брак между представителями "антагонистических классов" как предательство интересов мировой революции и рабочего класса. На первых порах такие нормы в Советской России и СССР открыто артикулировались в "правилах отношения пролетариата к сексу", теориях "стакана воды", "свободной любви", "разрушения буржуазной семьи" и поощрялись стимулированием доносительства на партнера по браку (с наказанием за отказ от этого) и требованием отречения от него в случае, когда он подвергался репрессиям. Просексуальностью называются как терпимость к внебрачным связям, так и отношение к сексу в браке как к самоценности и как к высшему проявлению любви мужа и жены, доставляющему радость каждому из партнеров. При таком отношении в сексе допустимо все, что нравится партнерам и не причиняет вреда их здоровью. Подобная оценка секса и роли женщины в нем характерна для светского, индустриального и демократического общества, а также для некоторых, преимущественно восточных религий. 4. Сравнительный социальный состав партнеров (их социальное положение) характеризуется как степенью гетерогенности супругов, так и уровнем гетерогамности членов семьи. Первый критерий подразделяет браки на гомогенные (молодожены принадлежат к одному социальному слою, классу, касте, сословию) и гетерогенные (супруги относятся к разным социальным стратам). Второй критерий выделяет браки гомогамные (в которых члены имеют единую этническую принадлежность, общую профессию или место работы, образование и близки по возрасту) и гетерогамные (где супруги различаются по показателям социального статуса). В закрытом обществе мезальянсы запрещены или крайне затруднены, в открытом обществе растет доля социально неравных браков, что не всегда служит упрочению союза мужчины и женщины, хотя этнически смешанные браки в РТ стабильнее однородных. 5. Весьма разнообразны браки и по своей продолжительности и способам институциализации. Сюда относятся такие характеристики, как социально-возрастные рамки брака: правила инициации; подход к фертильности и климаксу; требования к возрастному соотношению партнеров; мера обязательности брака; способы заключения и расторжения брака; регулирование добрачных, брачных, внебрачных (пара-брачных) и пост-брачных отношений; проблема пробных браков; проблема бастардов и полусирот. В кровнородственной структуре выделяются следующие типологии: 1. размер семейной сети ("форма семьи", число поколенных уровней и сетевых ветвей, включаемых в семью), 2. вектор передачи статуса ("определение родительства и родства", правила определения родословной и наследования имущества). Родство (kinship) – социальные отношения на основе кровных (реальных и предполагаемых) связей и брака в целом. Антропологи часто проводят различие между связями, основанными на происхождении, и связями, основанными на свойстве (affinity), то есть образованными в результате брака. Родство носит универсальный характер и в большинстве обществ играет значительную роль в социализации индивидов и поддержании групповой солидарности. В простых обществах родственные отношения могут быть настолько широкими и значительными, что образуют в результате социальную систему. Вследствие этого понятие родства имеет крайне важное значение для антропологов. В более сложных обществах родство обычно составляет весьма небольшую часть всей совокупности социальных отношений, образующих социальную систему. 1. Форма семьи определяется размером семейной сети и числом людей, живущих под одной крышей. Сеть (network) – система личных связей, в которую включен каждый индивид. Э.Ботт (1957), например, показала, что отношения между мужем и женой зависят от степени "связанности" (interconnectedness) родственных сетей, в которые включен каждый из них. Во многих исследованиях предпринимаются попытки составления схемы сетей отношений в какой-либо общине, часто математически, с целью раскрытия социальной структуры и образцов коммуникации. Соответственно указанным критериям выделяются расширенные и нуклеарные, а также повторные и неполные семьи. Расширенная семья (extended family на английском, уджамаа на суахили) – обычно социальная ячейка, состоящая из родителей и детей и более дальних родственников (возможно, бабушек-дедушек или дядей-тетей, живущих под одной крышей), ныне это более свободная совокупность связей, когда нуклеарная семья поддерживает контакты с более дальними родственниками и получает от них практическую помощь в деле воспитания детей, покупки дома и др. Типичной семейной формой в современных индустриальных обществах является, следовательно, не изолированная нуклеарная, а видоизмененная расширенная семья. Нуклеарная семья (nuclear family) – социальные ячейки, состоящие из мужчины и женщины, живущих вместе со своими детьми. Многие социологи находят "функциональное соответствие" между такой семьей и индустриализацией, поскольку первая, освобожденная от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, дает большую эмоциональную поддержку посредством неограниченного выбора брачного партнера и делает возможным достижение необходимых профессиональных ролей. Утверждается, что семейная структура современного общества состоит из относительно изолированных нуклеарно-семейных домашних хозяйств, хотя могут существовать значительные социальные различия. Недавние исследования показывают, что: 1) не все семейные структуры до индустриальной революции имели классическую форму расширенной семьи; 2) процесс индустриализации сопровождался большим использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи; 3) в настоящее время имеются значительные данные о том, что для семейных структур индустриальных обществ не характерны изолированные супружеские домашние хозяйства. Современные семьи с большей точностью могут описываться как модифицированные расширенные, в которых поддерживаются широкие контакты между родственниками, не обязательно живущими вместе, контакты, принимающие форму визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки неродственники также могут иметь важное значение, создавая модифицированную первичную группу вокруг каждой семьи. Кроме двух основных форм семьи, выделяются и некоторые специфические. Так, повторной называется семья, основанная на повторном браке, в котором живут дети от предыдущего брака. Неполная семья – это детная семья с одним родителем. Кроме того, в последнее время в связи с ростом числа одиноких людей для целей социологического анализа все чаще используется вместо понятия "семья" термин домашнее хозяйство (household) – одиночка или группа со своими жильем, столом и т.д. Так, в Сан-Франциско 53% людей живут в "нестандартных" семьях: в одиночестве или не с родственниками (разведенные, холостые, пожилые и гомосексуалисты, причем последние составляют 1/6 часть всего населения). Для "нестандартных" семей в США строят кондоминиумы – жилищные комплексы, мало пригодные для обычных семей. Семья же (например, в Британии) предполагает единообразие структуры домашних хозяйств, образованных вокруг состоящих в законном браке и не женатых прежде мужчины и женщины с 2-3 детьми. Но и там домашние хозяйства в последние годы также стали гораздо более разнообразными. Сожительство без брака становится все более распространенным явлением. С 60-х гг. до 1989 г. доля домашних хозяйств, состоящих из тех, кто живет один, выросла с 11 до 26%, и не только из-за старения населения. 2. Вектор передачи статуса, или правила определения родословной упрощают отслеживание списка родных и выделяют родственников, реально значимых для человека. Существуют 3 типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии: отец-сын-внук, – когда дети становятся членами семьи мужа, наследуют его фамилию, отчество, родословную и имущество. В ряде отсталых обществ родство определяется по женской линии, по этой линии наследуется имущество и оказывается материальная поддержка молодой семьи. В родоплеменном обществе клан есть однолинейная группа по происхождению, члены которой могут заявлять либо о патрилинейном (патриклан), либо о матрилинейном (матриклан) происхождении от основателя, но не знать генеалогических связей с прародителем/прародительницей. Фратрия же представляла собой группировку кланов, связанных традициями общего происхождения. Во многих развитых обществах родство определяется по обеим линиям: и родословная, и имущество наследуются независимо от пола супруга, хотя фамилию (а на территории СНГ и отчество; в Монголии – только отчество) человек получает от отца и, чаще всего, жена берет фамилию мужа. Незаконнорожденные дети в закрытых обществах, как уже отмечалось, лишались права на наследство и фамилию. Характер взаимоотношений членов семьи описывается двумя типологиями: 1. по субъекту власти ("ее характером"); 2. по пространственно-территориальной локализации семьи (выбору местожительства молодоженов). 1. Тип власти, или образцы распределения власти в семье, также разнообразны. Патриархат (patriarchy) – господство мужчин над женщинами, а также тип семейной организации, где более старый мужчина (патриарх) господствует над всем семейством, включающим в себя и более молодых мужчин. В то время как мужское господство часто объясняется с биологической точки зрения, как правило, посредством ссылки на неизбежные воспроизводительные функции женщин, большинство социологов утверждает, что патриархат относится к социальным, а не природным отношениям. Патриархат обычно объясняется, к примеру, принудительной гетеросексуальностью, мужским насилием, способом организации мужчин на работе и социализации с принятием половых ролей. Социологи-феминисты предлагают иные объяснения: 1) Жак Лакан (Франция, 60-е гг.) дает идеологическое объяснение: над культурой общества господствует символ фаллоса; 2) Патриархат основан на домашнем хозяйстве, в котором мужчины господствуют над женщинами экономически, сексуально и культурно. В более узком смысле, женщины обменивают свое неоплачиваемое домашнее услужение на их содержание, а брачный договор является трудовым договором, с помощью которого муж контролирует труд своей жены; 3) Марксистские феминисты утверждают, что господство мужчин над женщинами тесно связано с капитализмом, ибо патриархат и капитализм взаимно поддерживают один другого: домашний труд женщины поддерживает мужчину, издержки, которые в противном случае сказались бы на капитале. Вне дома ограничение женщин рамками определенных профессий, как утверждается, предоставляет работодателям возможность удерживать зарплату на низком уровне. Конечно, история знает не только патриархатные системы, но и матриархат (matriarchy) – в XIX веке общество, где правят женщины, ныне форма семьи, в которой главой семьи является мать, через которую и определяется происхождение, или семьи, в которой просто господствует мать. Ф.Энгельс в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" (1884) утверждал, что досовременные общества до появления частной собственности были матриархальными. Эти общества с переходом от кочевых (или занятых охотой и собирательством) к сельскохозяйственным общинам в конце концов сменяются патриархальными системами. Альтернативный аргумент заключается в том, что патриархат является результатом завоевания. Очевидно, что получить археологические данные, подтверждающие или опровергающие эти теории, трудно. Тем не менее, это понятие имеет важное значение, поскольку используется в настоящее время для придания большего веса феминистскому взгляду на различия между родом и биологически детерминируемыми половыми ролями: очевидно, мужское господство не было универсальным. Имеются теории, объясняющие разницу социальных и семейных ролей мужчин и женщин наличием у полов важных различий, что толкает нас к объяснению терминов мужественности и женственности. Мужественность (masculinity): в современных западных обществах считается, что быть мужественным означает быть агрессивным, независимым и активным. Женственность (femininity): быть женственной означает быть заботливой, доброй и сексуально привлекательной. Ведется значительная полемика о том, действительно ли эти качества являются реальными характеристиками полов, как они детерминируются, биологически или социально, и каким образом они поддерживают мужскую власть. Однако растет и число "эгалитарных" браков, включая асимметричные семьи (где супруги разделили обязанности) и симметричные семьи(symmetrical family) – формы семьи, характеризуемые следующим: 1) Муж и жена сосредоточиваются на доме, пока дети еще маленькие; 2) Расширенная семья становится менее значимой, а нуклеарная семья приобретает большее значение; 3) В домашней работе между мужем и женой существует меньшее разделение труда. Мужчины несут все большую ответственность по отношению к домашнему хозяйству и заботе о детях, а замужние женщины больше работают вне дома. Симметричная семья представляет собой 3-ю стадию в развитии семьи. На 1-й стадии семья была единицей производства, все члены семьи работали вместе дома и в поле. На 2-й, соответствующей индустриализации, семейная ячейка разрушалась, мужчины работали вне дома, женщины были прикованы к дому как домработницы, а дети получали обязательное образование. Симметричная семья представляет собой повторное объединение семьи, но уже вокруг потребления, а не производства. Асимметричные семьи упорядочивают разделение труда в семье и потому часто менее конфликтогенны. 2. Выбор местожительства молодоженов также подчиняется известным правилам. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство (как это было в России и большинстве доиндустриальных обществ), новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или вблизи от дома его родителей. К примакам, живущим в доме жены или ее родных, относились снисходительно и иронично. Матрилокальное местожительство предполагает проживание молодоженов с родителями невесты или поблизости от них. В современных обществах преобладает неолокальное местожительство – проживание молодоженов отдельно от своих родителей, что ведет к нуклеаризации семей. К УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ. ЕЕ ИДЕОЛОГИЯ, ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И УСПЕШНОСТЬ ак отмечают авторы пособия "Введение в социологию" (Казань), основными понятиями, характеризующими семью, являются следующие: - условия жизни семьи – понятие, отражающее общие социальные условия функционирования общества и ближайшее социальное окружение; структура семьи – вся совокупность отношений между ее членами: родства, духовно-нравственных, власти, авторитета и ролевых отношений; функции семьи – способ проявления активности и жизнедеятельности семьи и ее членов; образ жизни – совокупность тех видов жизнедеятельности семьи, которые осуществляются вне семьи или от ее имени; семейная идеология – образ мыслей семьи, ценности, нормы и установки в сфере семейной жизни; - успешность брачно-семейных отношений – характер и степень выполнения социальных и индивидуальных функций, удовлетворенность отношениями супругов, детей, характер и частота конфликтов, степень стабильности брака, ощущения счастья и степень влияния семьи на развитие личности; - этапы жизненного цикла семьи – категория, характеризующая динамику изменений в семье: от ее формирования до распада. Итак, теперь мы можем охарактеризовать семью Джоунсов, исходя из изученного материала. Ясно, что мы имеем дело с современной нуклеарной семьей (по типу семьи), состоящей сначала из одного поколения (супруги), а затем – из двух (родители и дети) – даже элементов современной расширенной семьи, контактов с более дальними родственниками и получения от них практической помощи в деле воспитания детей, покупки дома в данном случае не наблюдается. Поскольку никакая сеть их не стягивает, то Джоунсы поневоле обращены лишь друг на друга, а не на тещ-свекровей. Весьма часто опора лишь на собственные силы повышает ответственность супругов и упрочивает брак. Форма брака Джоунсов моногамная, очевидно, они официально зарегистрировались после дарения Десмондом кольца Молли. "Налево" им ходить просто некогда, и это также укрепляет семейный союз. Тип власти в семье Джоунсов представляется дискуссионным, ибо одни могут утверждать, что это патриархатная семья, т.к. важнейшие решения в семье принимает Десмонд, он же и предложил Молли жениться (подарил кольцо); другие могут им возражать, ссылаясь на то, что Молли всегда имела и поныне имеет работу "на стороне", оставаясь экономически независимой, и потому семья явно эгалитарная, хотя и несимметричная. В любом случае экономическая независимость женщин, подрывая патриархальную власть мужчин, способствует как большему разнообразию жизни и равноправию женщин, так и нестабильности брака в силу роста требований к нему со стороны женщин при сохранении асимметричности, "двойного стандарта" в отношении мужчин к разделению труда в семье. Относительно выбора брачного партнера можно сказать, что, поскольку выбор осуществляли сами партнеры, то, следовательно, в наличии свободный рынок партнеров, нет зависимости от решений родителей. Вместе с тем налицо социальная (и иная: расовая, этническая) эндогамия, когда партнер выбирается более или менее "из своего круга" – по социальному статусу, образованию, уровню доходов оба партнера принадлежали к низшему слою среднего класса. Считается, что наиболее счастливы семьи социально эндогамные, где нет резких разрывов между супругами по уровню образования и социальному происхождению. Выбор местожительства у Джоунсов, несомненно, неолокальный: они не стали жить ни с его, ни с ее родителями, а сами построили семейный домик. Неолокальность местожительства укрепляет семью. Родословная и наследование имущества у Джоунсов по традиции патрилинейные в том, что фамилию, род занятий и основное имущество дети наследуют от отца. Элементы билинейности заложены в доходах и приданом, привнесенном Молли. Это довольно традиционно для развитых стран и позволяет тешить как мужское самолюбие, так и женские феминистские амбиции. В целом мы выяснили, что семья Джоунсов пройдя хоть и типичную, но сложную историю, имеет все шансы на успешность. Для достижения успеха в семейной жизни немаловажны осмысление и реализация необходимых для функционирования функций современной семьи. Обратимся к ним. 1 2 |