Главная страница
Навигация по странице:

  • УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА» (СПбГУТ)

  • ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • Студент Ф.И.О. : Группа №: Студенческий билет: Дата сдачи работы: Преподаватель Ф.И.О.

  • Санкт-Петербург 2021

  • ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА» (СПбГУТ) ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине Фил. кр. Историческая форма главных философских направлений


    Скачать 42.92 Kb.
    НазваниеИсторическая форма главных философских направлений
    АнкорТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА» (СПбГУТ) ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине Фил
    Дата08.06.2022
    Размер42.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакр.docx
    ТипКонтрольная работа
    #576691


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

    (СПбГУТ)

    ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По дисциплине Философия
    Тема: Историческая форма главных философских направлений


    Студент Ф.И.О. :



    Группа №:
    Студенческий билет:



    Дата сдачи работы:



    Преподаватель Ф.И.О. :
    Комиссарова Т.С.


    Санкт-Петербург

    2021

    Оглавление



    1.Введение 3

    2.Материализм 5

    3.Исторические формы материализма 10

    4.Идеализм 13

    5.Исторические формы идеализма 18

    6.Различия между идеализмом и материализмом 22

    7.Заключение 23

    8.Литература 24


    1.Введение



    Философия - особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и, прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему её основной вопрос.

    Основной вопрос всякой философии имеет две стороны.

    Первая его сторона - это вопрос о том, что первично - материя или дух, бытие или мышление. Философы,считающие материю, природу, бытие, первичным, а дух сознание, мышление - вторичным, относятся к лагерю материализма. Философы,утверждающие, что первично сознание, мышление, дух, относятся к лагерю идеализма.


    Вторая сторона - основного вопроса философии - вопрос о том, что познаваем ли мир, могут ли представления и понятия людей быть объективной истиной, или мир непознаваем и объективной истины во взглядах людей быть не может. Материализм признаёт принципиальную познаваемость мира и рассматривает познание как отражение внешней действительности.
    Идеалисты в тех случаях, когда они признают познаваемость мира, отрицают, что в сознании людей отражается объективная реальность.

    Значительная часть идеалистов являются агностиками.
    История философии есть в известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, говоря иначе, того, как разные философы понимают соотношения бытия и сознания.

    Если философ утверждает, что сначала в мире появилась некая идея, мировой разум, а от них родилось всё многообразие реального мира, то это значит, что мы имеем дело с идеалистической точкой зрения по основному вопросу философии. Идеализм есть такой тип и такой способ философствования, который активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу; лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает её как низший род бытия – не как творческое, а как вторичное начало.
    Формы материализма и идеализма многообразны. Различают объективный и субъективный идеализм, метафизический, диалектический, исторический и античный материализм.


    2.Материализм



    Материализм – это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального.
    Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм.
    Слово «материализм» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Г.В.Лейбниц) для противопоставления идеализму.
    Форма материализма, воздействуя на его содержание, вносит в него существенные коррективы, благодаря чему, например, диалектический материализм не только по форме, но и по содержанию качественно отличен от вульгарного материализма, от метафизического материализма и всех других видов материализма, хотя имеет с ними то общее, что присуще всякому материализму вообще.
    Если речь идёт о последовательных ступенях развития одного и того же вида материализма, то эти ступени рассматриваются как его этапы. Когда же происходит коренное изменение формы материализма, смена старой его формы новой, говорят что меняется вид материализма. Изменение формы материализма совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного знания и общественного развития.
    Каждое создающее эпоху в естествознании 20 века, открытие – в физике (теории относительности, квантовой механики, использование атомной энергии, проникновение в глубь элементарных частиц, др.), в молекулярной биологии (раскрытие «механизма» биосинтеза, физико-химических основ наследственности и др.), в кибернетике, астрономии и других науках – требовало непрестанного изменения и развития формы и содержания диалектического материализма путём его обогащения обобщениями новых естественнонаучных открытий.

    При этом сохраняются все принципы диалектического материализма, получающие подтверждение, развитие и конкретизацию.
    Соответственно трём главным ступеням развития выделяются основные виды материализма:


    1. Наивный или стихийный материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.

    2. Метафизический, или механический материализм 17 -18 вв. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой: в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.

    3. Диалектический материализм, в котором материализм и диалектика органически соединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учение о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией.


    Наряду с основными видами материализма существовали промежуточные – переходные от одного основного вида материализма к другому. В развитии материализма внезапные

    перевороты всегда подготавливались постепенно.
    В качестве переходных выделялись следующие виды материализма:


    1) Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному материализму. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы материализма в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не освободились от антропоморфизма и гилозоизма.
    Древнейшим материалистическим философским течением в Индии было учение локаята (или чарвака). Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Философия локаята возникла, по-видиму, в эпоху, когда древний родовой строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними Варнами воинов и духовенства (брахманами) стала возвышаться Варна торговцев, а из земледельцев начали выделяться свободные крестьяне и ремесленники. Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их сочетаний, нет ни какой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия. Вещи, природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы.


    2) Материализм эпохи Возрождения соединил в себе черты наивного материализма и наивной диалектики с первыми элементами метафизических взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным материализмом и ещё не сформировавшимся метафизическим материализмом.
    Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимание природы, был Френсис Бэкон (1561 – 1626).
    В согласии с передовыми умами своего века, Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, т. е. руководится познанием её законов.

    Поэтому Бэкон различает два вида опытов: «плодоносные» и «светоносные». Плодоносными он называет опыты, цель которых – принесение непосредственной пользы человеку, светоносными – те, цель которых не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойства вещей.


    3) Материализм, непосредственно предшествовавший диалектическому материализму и частично развивавшийся параллельно ему, уже выходил за границы метафизического материализма, содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического материализма и не распространял материализм на общественные явления.
    Этот вид материализма зарождается в 18 веке (Д. Толанд) и в начале 19 века (А. Сен-Симон) и в особенности русские революционные демократы.
    В трудах русских просветителей объективно были выражены стремления решить вопрос о назначении философии. Так, Козельский, Аничков, Батурин, Десницкий, Третьяков стремились, освободить философию из-под опеки теологии, трактовали её как вполне самостоятельную науку. Философские воззрения этих просветителей были вполне материалистическими.
    Главная магистральная линия развития материализма в 19 веке проходила в направлении обогащения её диалектикой, которая достигла на почве идеализма наивысшего развития в философии Гегеля. Встала задача слияния диалектики с материализмом путём её материалистической переработки. Этот процесс был начат, но не доведён до конца представителями русского материализма 19 века; продолжая материалистическую традицию М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский сделали попытку соединить диалектику Гегеля с материализмом.


    В Германии Фейербах произвёл революцию, когда он отбросил абсолютную идею Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль творца всего сущего, и вернулся снова к материализму.


    Диалектический материализм, будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий, в которых он отражается; неразрывная связь всех научных представлений (теорий, гипотез, законов, понятий), всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращения в абсолют.


    3.Исторические формы материализма



    Античный материализм – это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии.

    Уже философы милетской школы стояли на позициях стихийного материализма. Наиболее чётко материалистическое мировоззрение выражено в творчестве Демокрита из Абдер.

    Для всего периода Древней Греции Демокрит был наиболее знающим и образованным человеком. Гегель и Маркс называли его энциклопедическим умом Греции. Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты.

    Метафизический (или механический) материализм – это материализм:

    1) Противоположный диалектическому материализму;

    2) Отрицающий качественное саморазвитие через противоречия;

    3) Сводящий разнообразие форм движения к механическому движению.
    Метафизический материализм 17—18 века характеризуется тем, что наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой; в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир. Метафизический материализм (Л.Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность. Вечное пространственно-временное существование материи и её непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом.

    Метафизический материализм наиболее последователен и наименее противоречив из всех разновидностей материализма. Его представителями обычно называют Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозу, Локка и других. В общем виде смысл этой доктрины следующий: материя есть бытие, принципиально непознаваемое. Сущности не может быть без сознания, а потому материя - не сущность, а только неидеальная субстанция. Движение, время и пространство - субъективно. Сознание - либо атрибут, либо модус материи.

    Диалектический материализм («диамат»)- учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой. Для него характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания.

    В диалектическом материализме материализм и диалектика органически воссоединяются, так, что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении) и теории познания.

    Сильной стороной диалектического материализма стала ориентация на диалектику, что проявилось в признании принципиальной познаваемости мира. Оно было основано на понимании неисчерпаемости свойств и структуры материи и на детальном обосновании диалектики абсолютной и относительной истины как принципа философского познания.

    «Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение конца девятнадцатого столетия; название «материализм» часто употребляют при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания).

    Диамату характерна строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость понятий; неразрывная связь научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными и предупреждающая их превращение в абсолют.


    4.Идеализм



    Идеализм (французское idealisme от греч. idea- идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное – первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
    И, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии – об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, такт и в сфере познания.

    Суть идеализма состоит в том, что человеческий разум, сознание отделяется от человека, противопоставляя ему в качестве самостоятельного начала мира (или сущности вещей). Такое понимание сознания имеет под собой фактические основания:
    Человеческий разум обладает уникальной способностью, которая называется относительной самостоятельностью мышления по отношению к бытию. Эта самостоятельность означает, что разум продуцирует идеи, которые по своему содержанию не имеют аналогов, предметных оснований в материальном мире. Из формулы материализма о зависимости мысли от бытия следует: информативное содержание мышления (идей, понятий, суждений) определяется бытием, миром реальных объектов и получается, что человек может мыслить то, что действительно существует в реальном мире. На самом деле это далеко не так. Например, в науке существует масса понятий, информативное содержание которых выходит за рамки наличного бытия (идеальный газ, абсолютно черное тело). В искусстве - то же самое: любой художественный образ несет в себе то, что в принципе не может принадлежать действительности. В реальной практике – то же: полагание мыслить то, чего нет в действительности.

    Идеализм эту относительную самостоятельность превращает в абсолютную, в силу чего и формируется тезис о независимости мышления от бытия. Реальное бытие рассматривается как нечто производное, независимое от разума.
    Факт существования объективированных идей в виде произведений научного, художественного и технического творчества. Идеи, продуцируемые человеком, если они имеют вообще общественное значение (идея математика, художника, инженера) не умирает вместе с ними, остаются и существуют, будучи выраженными в языке наук, искусства. Эти идеи входят в сферу общественного пользования, составляя арсенал духовной ценности, но в качестве таковых любые идеи приобретают надличностный, внеиндивидуальный характер, становятся элементом объективной социальной среды, своего рода объективированной духовностью, которая для каждого человека, живущего в данную эпоху, является источником его духовной культуры.
    Историческими истоками идеализма являются присущие мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Возможность идеализму дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования — необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота – вот гносеологические корни идеализма». Эти гносеологические корни идеализма закрепляются в силу определённых социальных факторов, берущих начало в отделении умственного труда от физического, при котором «...сознание в состоянии эмансипироваться от мира...». С формированием рабовладельческого общества идеализм становится естественноисторической формой сознания для господствующих классов, поскольку умственный труд был первоначально их привилегией.
    В противоположность буржуазным философам, насчитывающим множество самостоятельных форм идеализма, марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно.

    В период общего кризиса капитализма распространились такие формы идеализма, как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три названных течения - главные разновидности идеализма середины 20века, но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс расщепления на мелкие эпигонские школы. Главными социальными причинами многообразия форм современного идеализма (феноменология, критический реализм, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, концепции франкфуртской школы и другие) являются углубляющийся процесс распада буржуазного сознания и стремление закрепить иллюзию «независимости» идеалистической философии от политических сил империализма.
    Многовековая история идеализма весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы идеализма возникли уже в Древней Греции. Классической формой объективного идеализма была философия Платона. Ее особенность - тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале нашей эры, в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с мистицизмом. Эта особенность объективного идеализма ещё сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного идеализма, произведённая, прежде всего, Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного Бога, который мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир.
    В средневековой философии идеализм представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшими представителями были: Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 века: Дж. Беркли и Д. Юма.

    Начиная с Декарта, в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов всё больше развивался субъективный идеализм. Классическим проявлением субъективного идеализма стала гносеологическая часть системы Верили и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с другой - объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм.
    Своего наивысшего расцвета философский идеализм достиг в немецкой классической философии, обосновавшей и развившей идеалистическую диалектику.

    С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм.

    5.Исторические формы идеализма



    При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы:

    1) Идеализм объективный;

    2) Идеализм субъективный.
    Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания. Для второго неприемлемо допущение, какой бы ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

    Гранью, отличающую объективный идеализм от субъективного, является определение понимания разума. Для объективного идеализма характерно понимание разума как нечеловеческой и надындивидуальной основой мира. Поскольку эта основа мира есть нечто, существующее вне человеческого сознания, то идеализм называется объективным.

    Сущностью мира, его первоначалом, его субстанцией является Абсолютный Разум, Мировой Дух, Абсолютная Идея. Это центральное понятие гегелевской философии, обозначающее реальность не человеческого разума, а Разума как некоего всеобщего универсального начала. Здесь дана основополагающая формула гегелевского идеализма. Отсюда следует:

    Разум нельзя понять и объяснить, как только человеческий разум, как только индивидуальную способность человека, ибо эта способность существует пока жив человек. Разум же есть нечто большее, чем просто индивидуальная способность, она не умирает, не исчезает вместе с конечным и единичным человеком. Здесь, по существу, дана формула о надиндивидуальности общечеловеческой культуры, которая, будучи порождением индивидуального человеческого разума не исчезает вместе с ним, а выступает по отношению к другим людям как нечто объективное, как некая духовная сила.

    Разум нельзя понять объяснить как нечто принадлежащее телу, как функцию тела, ибо последнее всегда можно измерить, дать определение. Разум есть нечто выходящее за рамки естественных свойств тела, поэтому разум нельзя определить как нечто производное, зависимое от тела, как нечто обусловленное телом.

    Такова логика, в силу которой объективный идеалист Гегель приходит к утверждению объективно-духовного начала мира.

    Субъективный идеализм, его изначальная идея, формируется в древнегреческой философии софистов. Древнегреческий материалист Гераклит выдвинул принцип в объяснении мира – «все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды» - выражая тем самым факт изменчивости, текучести всего реально существующего. Из гераклитовского «все течет», софист Протагор делает вывод: если все течет, все меняется каждый момент времени, то ни о чем нельзя сказать ничего определенного. Для каждого человека реально существует лишь то, что он воспринимает своими органами чувств в каждый данный момент времени.

    Отсюда следовало: знаменитый тезис Протагора – «Человек – мера всех вещей». Это означает, что субъективное мышление рассматривается в качестве критерия бытия. Здесь и выражается основная формула субъективного идеализма: о реальном существовании вещей мы можем судить лишь постольку, поскольку мы воспринимаем их органами чувств (слух, зрение, осязание).

    Отсюда следовали принципы субъективного идеализма:

    • существовать – значит быть воспринимаемым

    • вещь – это комплекс ощущений

    • без субъекта нет объекта

    Главное, что объединяет эти тезисы, заключается в следующем: ощущение(или их комплекс), суть условия реальных тел с их свойствами и качествами. Главным контраргументом против субъективного идеализма – тождества вещи и ощущения – является вопрос: почему у человека возникают ощущения, в чем их причина?

    Реальность вещи не обусловлена наличием у человека комплекса ощущений, наоборот – наличие ощущений обусловлено реальностью вещей, фактом их воздействия на органы чувств.

    Субъективный идеализм относится к числу логически непоследовательных учений. В свое время Беркли (основоположник субъективного идеализма) упрекали в том, что он растворяет мир в иллюзиях субъекта, что вещи возникают и исчезают у него в зависимости от того, воспринимает их человек или нет. Беркли ответил на это так: «Даже если бы все люди исчезли, вещи не превратились бы в ничто, они продолжали бы существовать в разуме Бога, а Бог – это субъект, который существует вечно. Следовательно, Бог – это гарант существования мира». Беркли переходит с позиций идеализма субъективного на позиции идеализма объективного.
    Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

    Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.

    "Удвоение мира" в онтологии объективного идеализма.

    В удвоении есть определённый смысл. Вероятнее всего фрактальность нашей системы именно с коэффициентом два. Почему? Потому что цифры этого ряда обладают одним уникальным и удивительным свойством. Любые математические действия умножения и деления с ними в любом количестве и в любом порядке дают числа этого же ряда. Для цифровой информационной системы (которой и является наш мир) это просто идеальное условие. Полное отсутствие неопределённостей.

    Образ материального и его атрибуты в объективном идеализме.

    Образ материального отражает вещественность, зримость реальных объектов. Эта категория в истории философии прошла длительный путь своего осмысления. Атрибутами материи, всеобщими формами ее бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи.

    6.Различия между идеализмом и материализмом


    Эти два философских направления конкурируют между собой на протяжении практически всей истории философии. Материализм - философская ориентация, которая в противоположность идеализму исходит из того, что:
    1. Мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания;
    2. Материя первична, а сознание - свойство материи;
    3. Предметом познания является познаваемая объективная реальность.

    По своим социальным корням идеализм в противоположность материализму выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия.

    Поскольку идеалистическое или материалистическое решение основного вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения, а также развитием общественной практики.

    «Философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».

    Исследуя разницу между материализмом и идеализмом полезно обратиться к учениям известных философов, особенно тех, которые стали «отцами» основных направлений данных течений. Демокрит считается родоначальником философского материализма. Суть его учения состоит в том, что мир состоит из атомов, т.е. материальных вещей. Платон считается родоначальником идеализма. Главная мысль его учения: идеи вечны и неизменны, а материальные предметы изменяются и гибнут.

    7.Заключение




    Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.

    Идеализм, как противоположное материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира.

    Античный материализм показывает истоки и предпосылки зарождения изучаемых направлений, что создает фундамент для дальнейшего их изучения.

    Механистический материализм отражает концепции мира с точки зрения механики и других точных наук. Данный вид материализма позволяет взглянуть на картину мира с точной и рациональной стороны.

    Диалектический материализм, будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий; неразрывная связь всех научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращения в абсолют.

    8.Литература


    1. Главные философские направления/ Под ред. Т.И. Ойзермана. - М., 1971.

    2. Новая философская энциклопедия/ Под ред. В.С.Степина, Г.Ю. Семгина и др. – М.: Мысль, 2001.Том 2. С. 508.

    3. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблёва.– М.: ИНФРА-М, 1998. С.260.

    4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1981.4-е изд. С. 445.

    5. Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича.– М.: Гардарики, 2002. 4-е изд.

    6. Философские науки/ Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. № 7. С. 8 – 13.

    7. Полноесобрание сочинений/ Под ред. В.И. Ленина. Том 29. 5-е изд. С. 322.

    8. Сочинения / Под ред. К.И. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 3. 2-е изд. С. 30.


    написать администратору сайта