Главная страница

Силкин 14.10. Историческая изменчивость понятий чести и достоинства Подготовили студентки группы об 1921 Абулян, Соловьева


Скачать 410.66 Kb.
НазваниеИсторическая изменчивость понятий чести и достоинства Подготовили студентки группы об 1921 Абулян, Соловьева
Дата09.11.2020
Размер410.66 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлаСилкин 14.10.pptx
ТипДокументы
#149036

Историческая изменчивость понятий чести и достоинства

Подготовили студентки группы ОБ 19-21: Абулян, Соловьева

Исторические корни

  • Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины, семьи), благоденствие и нравственный статус которой должны охранять и поддерживать ее члены.
  • В античную эпоху, сопровождавшуюся образованием государств, зарождается понятие гражданского достоинства, которое однако, также не связывается с индивидуальной самобытностью человека.
  • Историческим периодом, в котором воинский этос, а вместе с ним и понятие чести вышли на передний план в нравственной системе, стало Средневековье. Феодалы-рыцари являлись господствующим классом, для которого естественным было представление об особой сословной чести, обладать которой могут только «благородные» люди.
  • Идея равенства людей от природы -- идея «естественного равенства» -- стала основой представлений о том, что любой человек, в силу принадлежности к человеческому роду, обладает неким абстрактным достоинством человека как такового.
  • Подобное представление о достоинстве закрепляется в концепции прав человека, принадлежащих каждому независимо от его расы, национальности, пола, возраста, социального положения. Механизмы демократии выступают как социальный институт по защите прав и свобод, обеспечивающих личности достойное существование.

Честь и достоинство=успех

  • Новое и Новейшее время все больше связывает понятия Чести и Достоинства с успехом: материальным достатком, финансовыми возможностями, престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по социальной лестнице, достижения успеха становится честолюбие.
  • Другой формой достижения признания собственного достоинства может стать не стремление добиться личного успеха и чести, а борьба с теми, у кого они уже есть: классовая борьба, классовая ненависть.

Новое время

  • Формально понимаемое отношение к труду как «делу чести, славы, доблести и геройства» возвело на первую ступень пьедестала почета не только действительно заслуженных шахтеров, ткачих, доярок, но и людей, все достоинство которых заключалось лишь в принадлежности к Компартии.
  • Понятие чести тесно связывается со служением партии, и любой поступок (предательство, донос, клевета) оправдывается интересами партии.


написать администратору сайта