Главная страница

Историческая методология Вебера. эссе Историческая методология Вебера. Историческая методология Вебера. Что означают понятия исторический индивидуум, избирательное сродство, идеальный тип


Скачать 26.77 Kb.
НазваниеИсторическая методология Вебера. Что означают понятия исторический индивидуум, избирательное сродство, идеальный тип
АнкорИсторическая методология Вебера
Дата02.05.2022
Размер26.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе Историческая методология Вебера.docx
ТипУчебник
#508445

Эссе

На тему: «Историческая методология Вебера. Что означают понятия «исторический индивидуум», «избирательное сродство», «идеальный тип»?»

Макс Вебер стал основоположником классической теории управления и учреждения в модернизированных социально-политических науках. Был основоположником и создателем классической теории бюрократии, ее стали публиковать в каждом учебнике по социологии, политологии, управлению, ее анализу посвящены сотни научных исследования, книг и статей1.

В 1882 году окончил гимназию в Шарлоттенбурге и поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета. Поступил в Берлин после окончания года службы в армии. Наряду с тем, учился, подрабатывал младшим юристом. В 1886 году Вебера повысили по должности до помощника юриста, после сдачи тестирования на секретаря. В течение второй половины 1880-х годов Вебер не оставлял изучение юриспруденции и истории. После написания диссертации ему призвали степень докторских юридических наук в 1889 году. Тема его диссертации была об истории права "История торговых компаний в средние века". Стал доцентом в берлинском университете и преподавателем, где давал консультации правительству2.

Серьезно стал интересоваться социальной политикой в промежуток времени между защитой докторской диссертации и хабилитацией. В 1888 году он вступил в Союз социальной политики, новую профессиональную ассоциацию немецких экономистов, связанных с исторической школой. Члены ассоциации нашли роль экономики, прежде всего в поиске решений социальных проблем, и которые осуществляли широкомасштабные статистические работы, где исследовали проблемы с экономикой3. В 1890 году ассоциация разработала исследовательскую программу для изучения "Польского вопроса", или Остфлюхта: приток польских фермерских рабочих в восточную Германию, а за это время рабочие, которые жили в этой местности стали покидать глобализированные территории. Данная работа была центром внимания Вебера, написана огромная часть окончательного отчёта, которая была первопричиной возникновения спорных вопросов, но данное событие и проложило начало его становления как социолога. С 1893 по 1899 годы Вебер был членом Пангерманского союза, учреждения, где главной ее целью был приток польских рабочих4.

Смерть Макса Вебера наступила 14 июня в возрасте 56 лет от пандемии гриппа.

Заслуженно считается, что Вебер смог значительно улучшить развитие сфере социальных наук, знаний, как общей социологии, методологии социального познания, политической социологии, социологии права, социологии религии, социологии музыки, экономическая социологии, теория капитализма5.

Говоря об исторической методологии Вебера «протестантская этика и дух капитализма» не только принесла Веберу широкое признание, но и стала для автора своеобразным «опытным полем», на котором он разрабатывал собственную методологию социологического познания.

Неслучайно наиболее знаковая работа Вебера, посвященная методам постижения действительности, вышла в 1904 году, почти сразу же после «Протестантской этики».

И хотя все исследование, названное «Объективность социально-научного и социально-политического сознания», уместилось в одну статью, именно ее можно признать своеобразной «квинтэссенцией» веберовской методологии.

Исходным пунктом в рассуждениях автора было утверждение, что ни в окружающем нас мире, ни в нашей жизни нет никакого изначально заданного сокровенного смысла.

«Судьба культурной эпохи, „вкусившей" плод от древа познания, состоит в необходимости понимания, что смысл мироздания не раскрывается исследованием, каким бы совершенным оно ни было, что мы сами призваны создать этот смысл, что „мировоззрения" никогда не могут быть продуктом развивающегося опытного знания и, следовательно, высшие идеалы… во все времена находят свое выражение в борьбе с другими идеалами»6.

Что же касается культуры, то она всего лишь «конечный фрагмент лишенной смысла мировой бесконечности, который, с точки зрения человека, обладает смыслом и значением».

Понять смысл и значение того или иного события или явления означает, по мнению Вебера, всего лишь понятно их интерпретировать. При этом толкователь изначально должен примириться с тем, что он вряд ли знает подлинные причины и содержание исследуемого им факта, а, следовательно, ни одна самая глубокая теория не может претендовать на знание целого. «Всякое мысленное познание бесконечной действительности конечным человеческим духом основано на молчаливой предпосылке, что в каждом данном случае предметом научного познания может быть только конечная часть действительности».

При первом ознакомлении с социологией религий Вебера может сложиться такое впечатление, что Вебер исходит не из понятий «общества», а из Риккертова понятия «исторического индивидуума». Именно он, а не общество как целое составляет как будто объект исследований Вебера. Кажется, что познание «исторического индивидуума» является главной его целью. 

Касательно избирательного сродства в социологии Макса Вебера. Термин «избирательное сродство» основан на старых понятиях химического сродства. В конце 19-го века, немецкий социолог Макс Вебер7, который читал произведения Гёте в возрасте 14 лет, использовал концепцию гетевского человека «избирательного сродства», сформулировав большую часть социологии.

Основным предметом его сосредоточенной работы был аспект, который назывался «институциональным». Написал основную работу, которая называлась "Теория общества и экономическая организация" (1920), предметом ее сосредоточенности был анализ вопроса лидерства и бюрократической структуры власти в учреждении8.

Идеальный (бюрократический) тип – здесь действует принцип «разделять и властвовать», где лидер может быть главнокомандующий.

Главные особенности бюрократического типа учреждения:

-отдельные звенья могут выполнять простые действия, на элементарном уровне;

-главнокомандующий знает свои права и в чем он владеет авторитетом, что закреплено на формальном уровне, он способен действовать внутри учреждения. Важно, что в структуре проложен принцип иерархии;

-действует система, где все работает четко и слажено, работа проводится систематично, соблюдаются руководства и стандарты, которые определяют порядок работы и ответственность каждого члена учреждения9;

-любой главнокомандующий учреждения обязан, справедливо относится к каждому клиенту, соблюдая правильную дистанцию на социальном уровне.

-любой работник компании не может произвольно уволится, должен занимать должность, которая соответствовала бы его уровню квалификации. Члены учреждения должны нацеливаться на результативность с дальнейшим продвижением по чину, успешности в деятельности.

По мнению Вебера, в крупномасштабных предприятиях должна действовать рациональная основа под администрирование. В заключении, он посчитал, что бюрократия будет идеальным вариантом в результате организационного устройства.

Он четко понимал все выигрышные стороны бюрократии, что послужило основанием называть "отцом теории учреждения”. Вебер был интеллектуальным прародителем формального анализа организационных структур. В центре внимания Вебера было проектирование структур власти - отношения деятельности, с помощью которых будет легче функционировать учреждению10.

Юридическая власть наиболее рациональна, обеспечит основу идеальной формы правления:

(1) обеспечивает основание для непрерывности администрации и управления;

(2)"рациональна”, так как лицо, занимающее соответствующую власти должность выбирается на основе компетентности для исполнения обязанностей;

(3) лидер обеспечивается законными средствами для осуществления власти;

(4) власть четко определена и тщательно подогнана к функциям, необходимым для выполнения задач учреждения”. И, наоборот, традиция как законная власть будет менее эффективна, так как лидеры не были выбраны на основе высокого уровня осведомленности и образованности и потому, что такая организация будет действовать в интересах сохранения традиции, ее ориентирами будет прошлая деятельность.

Устройство идеальной бюрократии Вебера:

1. Разделение труда, в котором были расставлены все права и обязанности каждого из членов.

2. Четким построением иерархическому принципу, то есть на основе ступенчатого подчинения и зависимостью числа уровней иерархии и руководителей от общего количества подчиненных;

3. Системой правил, норм, формальных процедур, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях и служащих основой административного управления и контроля;

4. Построением внутренней системы отношений на формальных началах - как взаимодействия между должностями, а не личностями11;

5. Подбором кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущем периоде результатов, что должно было обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников.

Для Вебера бюрократия была самой идеальной, по его мнению, ее эффективность подтверждается12. Опыт имеет тенденцию универсально показывать, что чисто бюрократический тип административной учреждения - то есть технической точки зрения, способен к достижению наивысшей степени результативности и является в этом смысле формально наиболее выгодным способом осуществления обязательного контроля над людьми. Такой форме правления нет равных, она точна, устойчива, обеспечивается строгая дисциплина и надежность. Такая концепция позволяет выполнять все необходимые действия, любые виды административных задач.

В итоге можно сказать о том, что исследования Макса Вебера в организации менеджмента было существенным вкладом в науку. Его вера в правильности установления демократии как идеальной формы власти была оправдана многими ориентирами, и это было подтверждено в его учениях, книгах. Он четко указал требования, какой должна быть идеальная форма правления.

В истории Макс Вебер оставил большой след, заслуживают внимания его ключевые работы, направленные на исследование форм правления.

Список использованой литературы:


1. Вебер Макс. Харизматическое господство, 2009

2. Вебер Макс. О буржуазной демократии в России, 2011

3. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. "Проблемы бюрократии М. Вебера". Вопросы философии №3.2009

4. Громов И.А. Западная теоретическая социология. 2011

5. Макаренко В.П. Теория бюрократии М. Вебера и буржуазные концепции учреждения и управления, 2008. №3

6. Макаренко В.П. "Вера, власть и бюрократия", 2009

7. Шпакова Р.П. Легитимность и демократия (уроки Вебера), №2, 1994

8. Шпакова Р.П. Легитимность политической власти: Вебер и современность Советское государство и право №3, 2012

9. Кравченко А.И. История менеджмента, 2010

10. Подлесных В.И. Развитие теории и практики менеджмента, 2011


1 Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. "Проблемы бюрократии М. Вебера". Вопросы философии №3.2009

2 Вебер Макс. Харизматическое господство, 2009

3 Кравченко А.И. История менеджмента, 2010

4 Громов И.А. Западная теоретическая социология. 2011

5 Вебер Макс. О буржуазной демократии в России, 2011

6 Макс Вебер за 90 минут/сост. Д. Митюрин. — М.: ACT; В26 СПб.: Сова, 2006. — 95, [1] с.

7 Избирательное сродство (роман) //URL:http://www.cultin.ru/books-izbiratelnoe-srodstvo-roman. Дата обращения:29.10.2017

8 Макаренко В.П. Теория бюрократии М. Вебера и буржуазные концепции учреждения и управления, 2008. №3

9 Макаренко В.П. Теория бюрократии М. Вебера и буржуазные концепции учреждения и управления, 2008. №3

10 Шпакова Р.П. Легитимность и демократия (уроки Вебера), №2, 1994

11 Шпакова Р.П. Легитимность политической власти: Вебер и современность Советское государство и право №3, 2012

12 Подлесных В.И. Развитие теории и практики менеджмента, 2011



написать администратору сайта