Практическое задание по Истории социальной работы. Исторические эпохи
Скачать 44.72 Kb.
|
Практическое задание по Истории социальной работы. 1. Покажите, как меняются формы помощи в различные исторические эпохи. Составьте таблицу.
2. Опишите, какие формы поддержки присутствуют в современной практике, в чем сходство их с практикой предшествующих веков, а в чем различие. Дайте развернутый ответ на 5—8 страницах. Государственная социальная помощь - это форма социального обеспечения граждан, предоставляемая гражданам в целях поддержания уровня жизни малоимущих, создания условий для всеобщей доступности социальных услуг, повышения доходов населения, а также сокращения уровня социального неравенства граждан, для обеспечения их достойной жизнью. Федеральный закон № 178 «О государственной социальной помощи» устанавливает, что «государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания. Государственная социальная помощь предоставляется в целях поддержания уровня жизни малоимущих лиц, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, адресного использования бюджетных средств, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства. В современных социально-экономических и политических условиях постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке со стороны государства. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает оказание данной помощи малоимущим гражданам в денежной и натуральной формах. Денежные выплаты предоставляются в виде социальных пособий, например, социальное пособие на погребение, адресное социальное пособие, единовременное социальное пособие, субсидий (социальная субсидия - целевая оплата предоставленных материальных благ и услуг, то есть это -полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг), социальных доплат к пенсии (это одна из мер Правительства Российской Федерации, направленная на ликвидацию бедности среди граждан, которым предоставляется государственная социальная помощь) и других выплат за счет местного, регионального или федерального бюджетов. Они могут расходоваться получателями в соответствии с теми целями, на которые они предоставлены. Исключением являются социальные пособия, так как эти пособия могут расходоваться по собственному усмотрению граждан. Все виды денежных выплат имеют фиксированный размер, а также некоторые из них характеризуются безвозмездностью, что означает то, что граждане не возвращают эти выплаты в соответствующие бюджеты, из которых эти выплаты предоставлены. В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается конкретный размер выплаты пособий, но устанавливается ее предельный размер. Помимо денежных выплат, социальная помощь также оказывается и в натуральной форме. Натуральная форма социальной помощи представляет собой помощь, при которой малообеспеченные граждане обеспечиваются продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами, топливом, дровами и тому подобное. Очень часто денежных средств в бюджете субъектов Российской Федерации и местном бюджете не хватает, и поэтому органы социальной защиты населения вправе оказывать социальную помощь в этой форме. Размер натуральной социальной помощи устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из средств местного бюджета, и в соответствии с действующим законодательством о государственной социальной помощи. Все формы поддержки населения любого периода и эпохи направлены на: 1)поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также одиноко проживающих малоимущих граждан; 2)адресное использование бюджетных средств; 3)усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; 4)создание условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества услуг; 5)снижение уровня социального неравенства; 6)повышение доходов населения; 7)реализация права малоимущих граждан на достойную жизнь. Это и является главным и самым важным сходством форм социальной помощи различных эпох. Но со временем, с развитием технологий и с изменением общества социальная поддержка меняется и трансформируется под ту эпоху, которая протекает в данный момент. Что бы понять, что формы помощи различны, надо сравнить различные эпохи социальной работы. Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.).Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам и подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой). Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности(Х – XIII вв.). Основными объектами помощи становятся больные, убогие, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России: церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных Отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастырий. Период частного и общественного призрения (вторая половина XIX – начало XX вв.). Институты призрения можно условно разделить на институты социального контроля и социальной помощи. К первым можно отнести смирительные и прядильные дома, предназначенные прежде всего для насильственного привлечения мужчин и женщин к общественно полезному труду. Эти меры направлены против «профессиональных нищих», «ленивых прошаков». Ко вторым причисляли гошпитали. Они предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т. е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться. В 1764 г. учреждено «Воспитательное общество благородных девиц». В качестве полноправных членов в него входили различные попечительства и более мелкие благотворительные общества. Среди них: «Императорское женское патриотическое общество», «Московское благотворительное общество» и др. Учреждения осуществляли деятельность по следующим направлениям: призрение младенцев, с организацией яслей во многих городах; призрение взрослых, детей; призрение слепых и глухонемых; учреждения женского воспитания и образования; учреждения воспитания и призрения мальчиков, юношей; учреждения призрения взрослых; учреждения врачебно-медицинской помощи. Сторонников частной благотворительности условно можно разделить на две группы. Первой – считали добродетельностью, которая предоставлялась всем, кто ее просит. Второй, что благотворительность должна быть выборочной. В общественной практике складываются государственные подходы к проблемам инвалидности, материнства и детства, а также социальной патологии: профессиональному нищенству, алкоголизму, детской безнадзорности. В период государственной благотворительности постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим. Для этого времени характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся, монастырская система помощи, государственная система защиты и первые светские проявления благотворительности. Оформление государственных подходов к призрению различных категорий нуждающихся. Переосмысление происходит в подходах к помощи вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе – раздача «земель на прожиток» по государеву указу. Формирование системы государственной социальной помощи населению. Период государственного обеспечения (1917–1991 гг.). Создаются интернатные учреждения: детские коммуны и городки, трудовые колонии, пнонердома. На государственные средства в период войны появляются новые детские дома для детей воинов Советской армии, партизан и детей, родители которых погибли (специальные детдома). Уделялось внимание обеспечению подростков и молодежи работой в условиях роста безработицы. Особые условия труда и организации быта инвалидов. Развивается «закрытое призрение», закладывается система государственной благотворительности в период царствования Петра 1 (военные инвалиды: офицеры, матросы и солдаты; военнопленные, душевнобольные и др.). Появляется первый в стране приют для незаконнорожденных младенцев («зазорных»). Во второй половине ХVIII века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году «Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи. В период социальной работы происходит разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь, так и долгосрочные программы: «Молодежь России», «Дети России», «Доступная среда» и т.д. Формируется система помощи нуждающимся. Сейчас существуют пособия (например, пособие на рождение ребенка, пособие при временной нетрудоспособности, пособие по безработицы и т.д), субсидии, развивается межрегиональноеи международное сотрудничество, создаются различные благотворительные фонды(например, WWF), донорские организации. После данного сравнения можно сделать вывод о том, что задачи и цели социальной поддержки одинаковы, то есть социальная помощь направлена на людей, которые остались в трудной жизненной ситуации и которые нуждаются в помощи, а реализация данной поддержки, то есть формы поддержки различны. 3. Покажите, какие стадии прошла отечественная парадигма социального образования. Отечественная парадигма социального образования прошла несколько исторических стадий, а именно: архаическая, конфессиональная, государственная, общественно-государственная, социетальная. 4. Как современная парадигма социального образования соотносится с Болонским процессом? В национальных моделях обучения социальных работников используются либо автономные стандарты подготовки, как, например, в Российской Федерации, либо наднациональные стандарты обучения, на основе территориально-целостного подхода, как в объединенной Европе, где подготовка профессионалов ведется в рамках Болонского образовательного процесса. 5. Изучите исследования современных отечественных исследователей по проблемам периодизации истории социальной работы. Выясните их научные подходы к проблемам периодизации. Первый подход А. Стога основывался на основе мер правительства по организации помощи и поддержки, второй подход Е. Максимова - на основе осмысления общественного призрения, на основе статистического подхода (подход государствоведения). Третий подход В. Герье базировался на основе институциональных изменений форм помощи: милостыня; благотворительные учреждения; попечительство. На втором этапе (90-е гг. ХХ столетия) в периодизации процессов помощи и поддержки сложились два основных подхода: 1) подход с позиций исторической науки, при котором социальная работа осмысляется в рамках развития практики благотворительности; 2) подход с позиций развития социальной работы, где она осмысляется в контексте всех помогающих форм и институтов. В данную периодизацию включают развитие идей помощи и поддержки. 6. Сравните подходы отечественных историков, изучающих проблемы благотворительности. В чем сходство, а в чем различие их подходов к проблемам периодизации? Е. Максимов в исследовании исторических процессов использует статистический метод: описание состояния общественного призрения с таких позиций позволяло выйти на научные способы организации общественного призрения как на уровне государства, так и на уровне отдельных территорий. Эта же «прикладная» сторона изучения истории общественного призрения характерна для многих исследователей тех лет, включая и В. Герье. Один из первых подходов к периодизации истории общественного призрения был предложен А. Стогом. Он экстраполирует понимание общественного призрения с XIX столетия на более ранние века, находя в них истоки современных моделей общественного призрения. Другой подход предложен Е. Максимовым. Исследователь с позиций государствоведения рассматривает место государства в деле организации системы общественного призрения на территории Российской империи в исторической ретроспективе. Четвертый этап Е. Максимов интерпретирует с позиций сложившихся тенденций, которые только обозначались в период написания работы А. Стогом. Несмотря на разные понятийные номинации, названные подходы объединяет одно — все они рассматривают историческую эволюцию общественного призрения как деятельность государственных и общественных структур, частных инициатив. 7. Напишите эссе на 10—12 страниц на тему «Отличие современных отечественных и зарубежных подходов к истории социальной работы» За рубежом существует немало научных работ, где изложены вопросы истории теоретического изучения социальной работы и эволюции научных представлений о ней. Следует различать 2 взаимосвязанных явления в науке о социальной работе: 1.Историю, написанную уже достаточно подробно и определяющую место социальной работы в ходе развития истории общества в целом. 2.Историю научного изучения социальной работы, историю эволюции теорий социальной работы, взаимосвязи этой науки с другими науками о человеке и обществе. Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям и социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и социальной реабилитации. Начало своего пути отечественные и зарубежные подходы социальной работы положили ещё в древности, поэтому они закрепили социокультурные принципы реагирования на изменения в жизни индивида. Христианская парадигма знания была основана на социальном равенстве, проповедуя любовь к ближнему и милосердие. Западноевропейская цивилизация дала толчок не только для осмысления нужд личности, но и выработала принципы помощи и поддержки нуждающихся.Оба подхода имеют сходства и различия. Сегодня наблюдается особенно сильная тенденция к расширению методов и техник, а также теоретических подходов в области теории социальной работы. Это расширение границ осуществляется за счет включения концептуальных разработок смежных областей знания и адаптации их к нуждам и потребностям социальной работы. При этом часто берется не целиком весь метод с его общей структурой и системой принципов, а лишь та его часть, которая способствует решению предметных задач социальной работы. В зависимости от потребностей решения задач социальной помощи возможно выделение различных аспектов базовых теорий и их сочетание. К. Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма и альтруизма в западной цивилизации, писал: «Этот объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это — ядро христианства ( «возлюби ближнего своего» , — сказано в Священном Писании, а не «возлюби род свой» ), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс» . Фирсов пишет, что в истории человечества история социальной работы прошла 4 этапа своего развития 1.Этап сохранения кровнородственной идентичности – архаический 2.Этап сохранения этнической идентичности – античный 3.Этап сохранения территориальной идентичности – средневековье 4.Этап сохранения государственной идентичности Можно выделить 4 этапа смены научных парадигм помощи нуждающимся: 1.Доцерковный этап 2.Церковный этап 3.Этап перехода к государственной поддержке нуждающихся – 18-19 век 4.Этап научной социальной работы – теория социальной работы – с начала 20 века 4 основные века развития теоретической парадигмы социальной работы. 1 этап Оформление парадигмы. Этап характеризуется прежде всего таким ведущим понятием как «филос», то есть дружественность, которая распространяется не только на соседские отношения, 2 этап Характеризуется становлением представлений о милосердии к ближнему, где основополагающим принципом стало «Агапе», как деятельная одаривающая любовь к ближнему. 3 этап оформлением в западном обществе доктрины прав человека, где вопросы бедности и нищеты занимают большое место. 4 этап Характеризуется становлением научной теории социальной работы, которая должна помогать профессиональным социальным работникам решать проблемы клиентов. Парадигма помощи и взаимопомощи характеризуется четырьмя основными показателями: 1. Теория, идеология 2. Объекты помощи 3. Субъекты помощи 4.Организационные формы Пять основных задач системы государственной социальной поддержки: 1.вспомоществование нуждающимся; 2.адресная помощь 3.репрессивные меры по отношению к профессиональному нищенству; 4.превентивные меры против распространения бедности, порождаемой системой государственной поддержки. 5.репрессивные меры, способные локализовать социальные болезни, и способы вспомоществования. Английский исследователь Фауль выявил, что основными финансовыми средствами являлись: 1.налоги, 2.общинные вклады, 3.пожертвования, 4.субсидии из доходов государства и департаментов. Гуго Мюнстерберг выделял ряд факторов, которые помогут изменить жизнь нуждающего. Такими объективными факторам являются: 1.пол, 2.возраст, 3.семейное положение, 4.состояние здоровья. Рассматривая средства помощи, Мюнстерберг подразделяет их на следующие виды: 1.временная и постоянная помощь; 2.открытая и закрытая помощь (вне учреждений поддержки или в учреждениях); 3.помощь натурою; 4.денежная помощь. Ф.Бистек определил основные принципы взаимодействия социального работника с клиентом следующим образом : 1.индивидуализация; 2.открытость в выражении чувств; 3.контроль над эмоциональным развитием клиента; 4.недирективностьв отношениях; 5.развитие самостоятельности; 6.конфиденциальность. Научный этап становления социальной работы связан со многими факторами его эволюции и прежде всего с изменением общественных связей и отношений, которые качественно изменились во многих странах к началу XX в. Основными причинами были следующие: • разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования; • урбанизация и индустриализация; • увеличение социальных связей и расширение отношений, в которых стал задействован человек. М.В. Фирсов попытался найти сходства и различия между западной и российской моделями социальной работы. 1. В основе мировой доктрины помощи и в отечественной и западной моделях лежат принципы и идеи христианства. В западных подходах ведётся индивидуальный путь спасения отдельного человека. Причём характерно, что общественные отношения и общественные идеалы выступают в качестве нормы, а отсюда и стремление к формированию социально-необходимого поведения, которое воспитывается христианской парадигмой запада. Идеология помощи отечественной модели раскрывается в логике идеи православия. Русская православная церковь в течении тысячелетия формировала национальное сознание и национальный духовный опыт. Философия призрения стала на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи. Призреть – значит озаботиться нуждами ближнего своего. 2.Дохристианские представления о помощи нуждающимся. Зарождение представлений о помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества, когда складываются механизмы взаимопомощи и распределения. Первые из них связаны с дарообменом, помощью в бытовой и хозяйственной сферах. Вторые — с распределением излишков продуктов. Уже на этой стадии происходит выявление субъектов помощи. Однако впервые обозначение и выделение данного явления происходит в Древней Греции. Это было связано с тем, что греческое общество, накопив определенный духовный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где проявляются дружеские чувства, моральные связи и отношения. Так зарождается понятие “филантропия”. В переводе с греческого оно обозначает любовь к людям, но первоначально, в V в. до н.э., семантическое значение этого слова было связано с представлениями о божественнойблагосклонности, но уже в IV в. до н.э. с этим понятием связан иной смысл, любое благожелательное отношение одного индивида к другому. 3. в западной модели помощи идеи альтруизма находят своё развитие в логике идей индивидуализма, где чувства, мысли и желания отдельного человека, выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика социальной помощи, когда клиентами выступают прежде всего индивид и отдельная группа, которым отдаётся явное преимущество.В основе отечественной модели помощи лежат соборности, альтруизм восходит к общинному коллективизму, к нравственности и справедливости. Отсюда не случайно получаются наиболее развитыми общественные формы помощи не только досоветской, но и советской России. 4.Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и терапевтической работы легла в основу ее методики. Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления — социальное обеспечение и социальная работа — в России предстают в единстве, включая в себя просвещение, образование, медицину, социальную политику. Оно выступало объединяющей формой, парадигмой, где нашли свое развитие все вышеназванные процессы. Этим и объясняется та разорванность “понятийного сознания”, когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной. 5. Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи. Многие идеи и законы, особенно в период Петровских реформ, были декларированы, когда еще не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной “абсолютной идеей”, видение и “осязание” которой позволяло намечать свои перспективы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи. 6.Теоретические подходы к помощи нуждающимся в 18 – 19 веках. На рубеже 17-18 веков начинает разрабатываться доктрина прав человека, в которой вопросы бедности и нищенства стали одними из самых важных. к XVIII в. Церковь окончательно утратила свои позиции единственного благотворителя. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки еще продолжает свою деятельностьТакой переход от церковной поддержки к государственной был вызван многими причинами: 1.банкротство средневековой системы бесконтрольной раздачи милостыни, способствовавшей образованию профессионального нищенства;. 2.усложнение социальной организации общества; 3.переход от натурального хозяйства к денежному. Большое внимание уделялось изучению социального положения нуждающегося. Здесь в центре были условия его жизни: место проживания, заработная плата, наличие ренты, здоровье и другие вопросы. Эти идеи лежали в практической деятельности феминисток в западной Европе и США (например в Движении “дружеских визитеров”). Основная цель этих “визитов” — “спасти несчастных от греха нищеты”. “Дружеские визитеры” основное внимание уделяли работе с иммигрантами, которая вкл в себя предоставление работы. Не меньшее место в исследованиях того времени уделяется вниманию и личности того, кто осуществляет помощь нуждающемуся, — помощника. Начинают определяться его функции, должностные обязанности, требования к нему как специалисту. Однако вопрос о профессиональной подготовке общественных помощников в этот период пока еще не стоял. “Для того чтобы быть хорошим попечителем, вовсе не требуется никакой, соответственной этому званию, предварительной подготовки...”, — писал В.Рошер. В эти годы происходит “проникновение” психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. В социальной работе этого периода актуализируются и получают интерпретацию такие феномены, как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость — неразвитость интеллекта. Так, психология развития и теория З.Фрейда явились для социальной работы теориями, объясняющими поведенческие симптомы, открывающими возможность анализировать внутренние процессы помощи и поддержки. 7. Также одним из сходств, является общая цель. Сложилась такая трактовка главной цели социальной работы: 1.«социальное регулирование» ; 2.интеграция в общество отдельного человека; 3.восстановление социальной значимости непривилегированных слоев населения; 4.проявление христианских принципов; 5.гармоничное общество 6.залог спокойствия буржуазного общества; 7.прагматические навыки демократии». Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. Аналогичная тенденция наблюдается и в России. Если сравнивать социальную работу как профессиональную деятельность в России и за рубежом. То сложилось несколько сходств: Единая структура деятельности: объект, субъект, модели, методы и принципы и технологии социальной работы. В России и на западе применяются те или иные технологии, которые зависят от целей. Идей социальной работы. Понятие социальная работа в России и на западе имеют одинаковые трактовки. Немецкий учёный Х. Могге-Гротьян писал, что социальные проблемы- это поведение людей или общественное поведение. Он выделяет 3 значимых социальные проблемы, которые связаны с классическими группами людей: ущемленными. Маргиналами и люмпенами. Именно об этом же пишет наш советский ученный Т.Симонова в своей работе. Обучение социальной работе. У нас и за рубежом обучение проходит в профильных образовательных учреждениях. В практике социальной работы нашей страны и зарубежными странами есть некоторые отличия, например: Время возникновения. Современная социальная работа возникла до Первой мировой войны в Австрии, Германии. Нидерландах, после второй мировой войны в Великобритании, Венгрии, Франции и тд. В нашей стране социальная работа возникла, как отмечают исследователи, еще во время княжеской и церковной благотворительности, но в смысле профессиональной деятельности социальная работа связана с внесением в перечень профессий Государственным комитетом по труду. Оснывным принципом социальной работы за рубежом является активизация собственных усилий. Во многих зарубежных странах развита система страхования, например в США около 80 % населения получают на основе бесплатного медицинского страхования. В нашей стране среди принципов нашей страны также имеется активизация, но в большинстве случаев это лишь принцип государства, а не населения. Важнейшим субъектом социальной работы за рубежом является некоммерческие и общественные организации. Основным методом оказания социальной помощи за рубежом является самопомощь или взаимопомощь. Такие группы являются инициативными и создаются теми, кто пережил данную ситуацию и готов помочь другим. Таким примером является организация «Добрососедство» в Великобритании, «Родители без партнера» в США. В таких группах члены группы поддерживают друг друга, сопереживают друг другу и делятся своим опытом. Особенностью таких групп является то, что они создаются самими участниками группы и управляются ими же. Самыми распространенными клиентами социальной помощи в России являются семьи, дети, беременные женщины, беженцы, сироты, то в США особое внимание уделяется расовым и этничестким меньшинствам. Социальная работа с детьми из неблагополучных семей в рахных странах различна. Н.Авдонина раскрывает отечественный и зарубежный подход, их делят на два подхода социально-педагогический и социально-психологический. В США базовыми социальными программами работы с молодежью являются: программы: полиции, которые создают полицеские группы для привлечение несовершеннолетних, программы судов программы судов по делам несовершеннолетних с целтю их реабилитации школьные программы Большую роль в оказании детям играют различные организации, куда входят группы взаимопомощи и поддержки. Отсутствие или неразвитие социальной работы с некоторыми группами населения. Так, например, в России плохо развита работа с представителями этнических и неформальных общественных групп Различия практик при изучении социальной работе. Исследователь Е.Львова отмечает, что в США , Франции , Бельгии и так далее обучающие проводят на практике до 65% всего учебного времени. К сожалению, в России процент практики один из самых низких и составляет всего 20% . Социальная работа с наркозависимой молодежью за рубежом Е.Хохлева выделила 3 группы стран, отличающихся собой моделбю борьбы с зависимостью у молодежи: ГРУППА ЖЕСТКОЙ ПОЛИТИКИ, борьба ведется самыми жестокими средствами, вплоть до смертной казни(Иран, Пакистан) ГРУППА ЖЕСТКОГО КОНТРОЛЯ, государство осуществляет жестокий контроль за наркоманией и молодежью ЛИБИРАЛЬНАЯ ГРУППА, разрешены некоторые виды легких наркотиков(Голландия, Швейцария). Социальная работа с представителями этнических групп за рубежом. Т.Бортникова выделила три основных направления работы с этническими группами в Европе и США: Оказание всех видов социально-психологичекой помощи и экономической поддержки эмигрантам. Предоставление широкого спектра образовательных услуг, для поддержания этно-культурных традиций. Оказание социально-психологической помощи для преодоления пережитков времён расовой дискриминации в среде этнических меньшинств. Социальная работа с различными этническими группами способствует преодолению культурных различий , отчужденности людей, представляя.щих разные этносы. Сравнив методы и подходы зарубежной и отечественной социальной работы, то можно сделать вывод о том, что цели и задачи социальной работы очень схожи и имеют одно начало своего существования. Но все же различий намного больше. Например, сильно отличаются методы социальной работы, различны группы, куда направлена социальная работа. В каждой стране своя Социальная работа, которая придерживается тенденций и традиций той страны, в которой она существует, а также социальная работа помогает тем людям страны, кому действительно нужна и необходима помощь. |