|
психология исторические этапы развития. психология. Исторические этапы развития психологического знания
Исторические этапы развития психологического знания
Исторический период
| Ученые и их вклад в развитие науки
| Значение данного периода в целом
| 1-й этап
Психология как наука о душе
V в. до н. э. – XVII в. н.э.
| Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана философом-энциклопедистом Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), которого по праву считают основателем не только психологии, но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического существования организма. Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения – душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и впервые была осмыслена как организующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Аристотель одним из первых на многие века определил содержательную сторону психологического знания: рациональное, чувственное, волевое.
Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывает душе движение в материальном смысле как пространственное перемещение. Душа, по мнению Демокрита, смертна и уничтожается вместе с телом. Он считал, что душа принадлежит всем, даже мёртвому телу. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает её телом, хотя и особым телом.
Началом и источником познания являются ощущения и восприятие. Они дают знание о вещах. Демокрит называет чувственное познание «тёмным» родом познания. Для Демокрита характерно такое понимание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются.
Чувство рассматривается в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами, как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие, как показатели полезного и вредного. Целью жизни он считал «спокойное состояние духа, которое не тождественно удовольствию. Достижение этой цели состоит в умеренности и гармоничности жизни.
Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Всё существующее в жизни подчинено необходимости. По Демокриту, ничего не происходит случайно и для всего есть некая причина. Демокрит отвергает идеалистическое учение о целесообразности в природе и движения души всецело обуславливаются извне.
Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону душа – это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем. Она есть образ и истечение мировой души. Это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда последнее заковывает её тело раздираемо. Различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение – в брюшной полости.
|
Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
| 2 -й этап
Психология как наука о сознании
Начало XVII в. – конец XIX в.
| Выдающийся французский ученый, математик, философ и физиолог Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. По мнению ученого, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. В своем учении Р.Декарт противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции – материя и дух. В истории психологии –это учение получило название дуализма (от лат.dualis – двойственный). Введя в науку понятие рефлекса (отражения), Р.Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные отражательно-регуляционные рефлекторные процессы. На основе его взглядов в психологии возникли важнейшие ее понятия – рефлекса и ассоциаций. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе), а также наметил путь познания сознания. Сознание есть то, по мнению ученого, как оно выступает в самонаблюдении.
Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1716), который отстаивал идею единства мира, считая, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Б. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием мате-риальных причин и законов. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии – принцип детерминизма.
Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.
В XVII – XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632–1704), исповедовавший опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Сознание, по Локку, – это восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма.
Д. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия «ассоциация», под которой понимались сочетание, связь идей. После Д. Локка в психологии утвердился всеобщий объяснительный принцип человеческой психики – принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации стало наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.
В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именем Дейвида Гартли (1705 – 1757). Установленные им закономерности образования ассоциаций – смежность воздействия и частота их повторения – стали, по существу, первыми закономерностями психологии. Д. Гартли обогатил психологию многими основоположениями, а его научные идеи оказали решающее влияние на последующее
| Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов
| 3 -й этап
Психология как наука о поведении
Конец XIX - начало XX в.
| Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.
В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.
| Задачей психологии объявлено изучение того, что можно непосредственно зафиксировать: поведение, реакции
| 4 -й этап
Психология как наука о закономерностях психических явлений
XX в.
| Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову. Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев.
Усилия И.П. Павлова были направлены на изучение условно рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Тем не менее, собственной психологической концепции И.П. Павлов не создал.
Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши отечественные ученые Л.С. Выготский (1896-1934), А.Н. Леонтьев (1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977) и П.Я. Гальперин (1902—1988). Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого.
А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс "вращивания" (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.
А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки — нейропсихологии.
П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.
| Сформировалось на базе философии диалектического материализма ее основой является теория отражения. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека.
| |
|
|