Реферат по Монтессори. интерактивные экскурсии. Исторический центр Севастополя
Скачать 58.61 Kb.
|
Интерактивная экскурсия «Исторический центр Севастополя» Разработала: Студентка 1 курса группы Поди-б-22-1-о Худорожкова А.А. г. Севастополь 2023 г СОДЕРЖАНИЕ Вступление. Приветствие (1 мин) ……………………………..…………….... 2 Начало маршрута. Фонтан на Приморском бульваре (4 мин) ....………..… 2-3 остановка. Драконий мостик (5 мин) …………………….…………….. 3 остановка. Памятник затопленным кораблям (15 мин) …..………… 4-6 остановка. Начало плавучего моста (5 мин) ………………………… 6-7 остановка. Перед Графской пристанью (5 мин) ….…………………. 7-8 остановка. На Графской пристани (10 мин) ………………….…….. 8-10 остановка. Памятник П.С. Нахимову (5 мин) …………..………..…… 10 остановка. Памятник 200-летию основания города (5 мин) ……...…. 11 остановка. Мемориал героической обороны Севастополя (10 мин).12-13 остановка. Дом Ветцеля (5 мин) …………………………………..…13-14 остановка. Дом Горенко (5 мин) ……...…………………………….. 14-15 остановка. Памятник Екатерине (20 мин) ………………………..... 15-17 ВСТУПЛЕНИЕ. ПРИВЕТСТВИЕ (1 мин) Сегодня мы познакомимся с историей нашего славного, героического и прекрасного города. Наша экскурсия называется «Исторический центр Севастополя». Это пешеходная экскурсия. Продлится она 2 часа. Мы пройдём по историческому центру города, познакомимся с его славной историей и знаковыми памятниками и памятными местами. Начало маршрута «ФОНТАН НА ПРИМОРСКОМ БУЛЬВАРЕ» (4 мин) Неслучайно вам была назначена встреча у фонтана, как и многим, кто здесь встречается. Это место многих свиданий. На этом месте с первого взгляда, с первого свидания, под танец 185 струй фонтана многие влюблялись, женились, создавали семьи. Гуляли с детьми и внуками. Как раньше. Так и сейчас. Наш фонтан так и называется танцующий. Фонтан особенно впечатляет ночью, когда его струи подсвечены разноцветными лучами. Находится он в одном из самых любимых мест отдыха севастопольцев и гостей города – Приморском бульваре, на котором мы сейчас и находимся. Строительство бульвара было начато ещё в 1884 году. Тогда тут высадили деревья и кустарники, обустроили прогулочные площадки с видом на море, построили яхт-клуб с читальней и рестораном. В 1890-е года на бульваре построили театр. В разное время здесь выступали известные мастера сцены М. С. Щепкин, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Комиссаржевская и другие. В 1900 году был на гастролях Московский Художественный театр, показавший чеховские пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня». Севастопольская публика тепло приняла спектакли и их автора, Антона Павловича Чехова, который специально приехал из Ялты. Здание первого театра к нашим дням не сохранилось. Бульвар назвали Приморским, хотя его часто называли Еранцевским садом по имени инженера-гидротехника, бывшего градоначальника Фёдора Николаевича Еранцева, который принимал активное участие в его сооружении. В начале XX века Приморский бульвар делился на две части. Первая,где мы сейчас находимся, была платной. За вход в неё летними вечерами, когда играл флотский о ркестр, необходимо было платить 10 копеек. За ограждением, где бульвар выходил к графской пристани вход был бесплатным, однако вход на бульвар нижним чинам и людям с собаками был запрещён. Здесь прогуливались и отдыхали только знатные люди, офицеры и красивые барышни. Времена были не такие вольные как сейчас. Взять за руку барышню, обнять её, поцеловать прилюдно было верхом непристойности. Поэтому влюбленные парочки облюбовали себе уютное место на бульваре – пешеходный мостик, который люди так прозвали – мост влюбленных или мост поцелуев или драконий мостик. А почему – узнать очень просто, увидев его. Давайте пройдём и посмотрим. Переход к драконьему мостику – 1 мин. 1 остановка. «ДРАКОНИЙ МОСТИК» (4 мин) А вот и наш мостик. Если стоять на нём, сверху открывается очень красивый вид на Севастопольскую бухту и на морскую гладь. А под мостиком сохранились две каменные скамьи. Они устроены под каменными сводами и являются очень уютным местом для влюблённых. Именно благодаря такому удобному расположению эти скамеечки в те времена и облюбовали влюблённые. Ведь тогда люди стеснялись поцелуев в общественных местах. А у Севастопольских молодоженов есть обычай – они обязательно должны пройти под мостом и выйти на маленькую площадь на набережной с солнечными часами, которые и начнут отсчитывать время новой севастопольской семьи. Автором проекта мостика стал архитектор А.М. Вейзен. Мост являлся составной частью ансамбля Приморского бульвара. Этот мостик ещё называется гербовым мостом. Посмотрите наверх. Фризы моста с двух сторон украшены барельефом из альминского камня. На них в центре изображён первый герб города Севастополя, который атакуют драконы. В центре герба – геральдический символ силы и мужества – грифон. Драконов же геральдика трактует как угрозу и опасность. Как и большинство памятников Севастополя, этот мост задумывался не как место поцелуев, а был посвящен одному из трудных периодов истории Крыма — Русско-Турецкой войне. Драконы на его фасаде символизируют врагов, пытающихся захватить Севастополь. Хоть война вошла в историю как Русско-Турецкая, но это было прикрытием или ширмой. Основными агрессорами этой войны были Англия и Франция, которые ставили перед собой цели не пустить Российский флот к проливам и ослабить военную мощь России в Черном море. Посмотрите, барельеф арки окаймлён с двух сторон венками, на которых написаны цифры «1854» и «1855» Это годы первой обороны Севастополя. Так архитектор А.М. Вейзен в символической форме изобразил на мостике осаду Севастополя во времена Крымской войны. Мостик соединяет своей аркой Приморский бульвар, на котором мы находимся, и набережную Корнилова, героя Первой обороны Севастополя, командующего Черноморским флотом. Владимир Алексеевич Корнилов до последнего вздоха отстаивал наш город во время Первой обороны и свой флот. И с чувством глубокой горечи наблюдал, как тонут легендарные корабли его флота на рейде, который мы видим сейчас сквозь арку, преграждая путь неприятелю в бухту. Давайте пройдём под аркой моста и окажемся в гуще тех событий. Переход к памятнику Затопленным кораблям – 2 мин. 2 остановка «ПАМЯТНИК ЗАТОПЛЕННЫМ КОРАБЛЯМ» (15 мин) С этого места открывается вид на рейд. Вон там вдалеке, между двумя мысами, видна узкая полоска входа в Севастопольскую бухту. За ней – открытое море. Можно сказать, что в этом месте пролегает морская граница города. Вот через неё-то на кораблях и намеревались англичане, французы, турки и сардинцы, воевавшие в союзе с Россией в Крымско-Турецкой войне, вплотную подобраться к городу, нацеливаясь на грандиозное морское сражение и в одночасье уничтожить Черноморский флот. К сентябрю 1854 года войска союзников вплотную подошли к Севастополю. Их флот в несколько раз превосходил молодой Черноморский флот и по количеству судов, и по маневренности, и по оснащению. Оценив силы противника, главнокомандующий князь А.Д. Меньшиков пришел к выводу, что бороться на море с противником не предоставляется возможным. «Чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь…», Меньшиков приказал между Александровской батареей, что находилась слева, где сейчас вы видите постройки на мысе Хрустальном, и Константиновской батареей, которую мы видим справа, затопить 7 старых парусных судов для заграждения входа на рейд неприятельской эскадры. В ночь на 11 сентября 1854 года с кораблей сошли матросы, сняли пушки, выстроили корабли в ряд и стали палить по ним из орудий. Получив пробоины ниже ватерлинии, корабли медленно стали уходить на дно, оставляя над водой лишь мачты, преграждая собой путь в бухту. Офицеры, матросы и простые люди смотрели на эту картину, не скрывая слёз - И за что им судьба такая, смерть от своих принимать, - шептались люди. Говорят, есть легенда, что один из приговоренных, линейный корабль «Три святителя» долго не хотел уходить на дно. Оказалось, что в спешке покидая корабль, команда оставила на борту образ Богородицы. Какой-то матрос, сбросив бескозырку, прыгнул в воду. Доплыв до «Трёх святителей», он поднялся на борт, забрал икону и пустился в обратный путь. Одной рукой он загребал воду, а другой высоко над водой держал спасённую святыню. Как только матрос ступил на берег, корабль медленно стал опускаться в воду. Было то, или не было, не нам судить, люди верили, что корабли имеют души. И потому так тяжело прощались с ними. Ведь корабль для моряка – это и дом, и семья, и вся жизнь. Однако этот нелёгкий шаг был оправдан. Затопленные русские суда, обреченные в жертву, до конца обороны преграждали кораблям союзников вход в бухту. В память об этом событии к 50-летию окончания Первой обороны города в 1905 году на этом месте был установлен памятник Затопленным кораблям. Не утонувшим, не утопленным, не погибшим, а именно кораблям, затопленным самими моряками по приказу главнокомандующего. В 25 м от берега с моря поднимается 9-метровая гранитная искусственная скала. Из неё как бы врастает шестигранный пьедестал, увенчанный стройной колонной. На капители двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, возложенной на Андреевскую ленту, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем, символ того, что корабли навсегда обрели здесь своё пристанище. Висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев, символ мужества и славы. На груди орла — щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца. Его взгляд обращён в ту сторону, где до сих пор глубоко на дне покоятся останки затопленных кораблей. Именно со стороны моря открывается вся символика этой оригинальной скульптурной композиции. Ведь памятник посвящен кораблям, затопленным на входе в бухту, и, следовательно, обращен к ним соей лицевой стороной. Это подчеркивают и даты обороны, 1854-1855, которые читаются слева направо, т.е. со стороны моря. А нам увидеть это всё можно только с моря, проплывая мимо памятника на пароме или прогулочном катере. Со стороны набережной нам видно, что верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу — подпись автора: «А. Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденія входа на рейдъ». На вершине скалы, с противоположных сторон, встроены два гранитных барельефа. На левом — изображено число «1854», на правом — «1855». На подпорной стене набережной, напротив монумента, установлены два якоря, поднятые с затопленных кораблей. Между ними видите мемориальную табличку. Она не имеет никакого отношения к Первой обороне города. Дело в том, что здесь на этом месте у этой стены после уничтожения восставшего крейсера «Очаков» в 1905 году среди цветов и зелени добивали революционных моряков. На этом месте 28 ноября 1905 года были расстреляны матросы крейсера «Очаков». Эта стена является остатками нижнего ряда Николаевской батареи. Современный Приморский бульвар, с которого мы начали нашу экскурсию, находится на месте одной из пяти севастопольских батарей, возведенных М.П.Лазаревым накануне Крымской войны – самой большой из них, Николаевской батареи. Её строительство было начато в 1837 году. Общая длина этого фортификационного монстра была 460 метров. Это было самое большое на то время приморское укрепление в России. Левый двухъярусный фас батареи обстреливал вход на Севастопольский рейд, а правый трёхъярусный держал под прицелом фарватер рейда и вход в Южную бухту. Батарея получила в народе название Колизей, и вполне заслуженно. Даже союзники были поражены её размерам. Один английский офицер писал в своих воспоминаниях: «Возможно, я смогу дать читателю лучшее представление о нём, если скажу, что форт выглядит подобно части Колизея, видимой изнутри». В ходе первой бомбардировки города 5 октября 1854 года батарея была разрушена. Но героически отбивая атаку за атакой, она сумела продержаться всю войну. Её казематы использовались под лазареты, склады, служебные помещения. Здесь находились штаб командования обороной города, церковь, аптека, госпиталь на 600 мест, жильё для офицеров и даже трактир. 27 августа 1855 года при оставлении Южной стороны города батарея была взорвана. Но сначала через рейд от Николаевского мыса, где брала своё начало Николаевская батарея, навели плавучий мост для эвакуации людей. К этому месту мы сейчас и отправимся. Переход к началу плавучего моста – 2 мин. 3 остановка «НАЧАЛО ПЛАВУЧЕГО МОСТА» (5 мин) В 1905 году это место было отмечено мемориальным обозначением в виде каменной пристани с лестничным маршем, по которому мы только что спустились, чугунными ядрами и рымами для крепления канатов. Ещё летом 1855 года здесь начались работы по возведению плавучего моста через рейд. Он состоял из 86 плотов. Его ширина была 11 метров. Общая длина 960 метров. Мост устанавливали 100 плотников и 100 матросов. Они буксировали огромные плоты и ставили их на якоря. В ночь на 28 августа 1855 года противник овладел ключевой позицией — Малаховым курганом, что предрешило исход Севастопольской обороны. Дальнейшая оборона города не имела смысла. Князь Горчаков за одну ночь перевёл свои войска на северную сторону по возведённому здесь через фарватер плавучему мосту. «Какую ужасную ночь мы провели, — вспоминала героиня Первой обороны Севастополя сестра милосердия Екатерина Михайловна Бакунина, — Никогда не забуду этой картины. Как ужасно горел весь Севастополь. Мы уходили, а в бухте затапливали все наши оставшиеся корабли». Войска переходили по мосту под оглушительный «салют», почти одновременно последние защитники бастионов взорвали 35 пороховых погребов. Город был оставлен, но не достался союзникам. Город подожжён, пороховые погреба — взорваны, военные суда, стоявшие в бухте, — затоплены. Южная бухта, которая отсюда берёт своё начало, это самая крупная бухта Большого рейда. В конце 18 века, ещё до того, как в неё зашли русские корабли, она имела тюркские названия. Первое – Чабан-Лиман (пастушья бухта), так как в её окрестности пригоняли стада после летнего выпаса в горах. Турецкий путешественник Эвелия Челеби, побывавший в Крыму в середине 17 века, так описывал это место: «Вокруг этих бухт в пещерных горных скалах зимуют овцы, являющиеся собственностью жителей Крыма. Овчарни эти и хлева огромны. В бухтах пребывает такое великое множество гусей, уток, лебедей, цапель, бакланов, казарок и пеликанов, что число их известно лишь одному Творцу». Такое изобилие птиц привлекало хищников. Отсюда, возможно, и происхождение другого названия бухты – Карталы-Кош (бухта коршунов). Когда же началось строительство Севастополя, сложные тюркские топонимы заменили на понятное всем название - Южная бухта, по её географическому положению. Бухта неразрывно связана с основанием морской крепости Севастополь. Можно сказать, что она стала колыбелью будущего города. На её западном мысу, где мы сейчас находимся, названном в честь императора Николаевском, были заложены первые сооружения будущего города – дом командующего Черноморским флотом Томаса Маккензи, кузня, Адмиралтейство и Графская пристань, где и продолжится наша экскурсия. Переход к Графской пристани – 2 мин. 4 остановка «ПЕРЕД ГРАФСКОЙ ПРИСТАНЬЮ» (4 мин) Знаменитая Графская пристань. Это парадный причал Севастополя. Это единственное сооружение, помнящее день основания Севастополя. Построена Графская пристань была одновременно с первыми городскими и портовыми постройками, правда тогда она представляла собой обычное деревянное сооружение для швартовки военных кораблей. Было это в 1783 году, а в 1787 в честь приезда в город императрицы Екатерины II пристань решено было назвать ее именем. Однако это название не прижилось, и горожане именовали ее по-своему — Графской в честь Марко Ивановича Войновича, носившего этот титул. Человек он был особенный. Серб по национальности, он состоял на военно-морской службе и командовал с 1786 по 1790 годы Черноморской эскадрой, оставив после себя много хорошего. И дело тут не в каких-то заслугах графа, не в личных его качествах. Просто этот адмирал-вельможа был первым, кто пользовался пристанью, сюда обычно причаливала лодка, с которой граф сходил на берег. - сказалась сила традиции. Так она и стала- графской. Вытравить данное народом название не смогли ни царская власть, ни большевики. И пристань во всем мире знают только по этому имени. В тридцатых годах XIX в. ее украсили каменными ступенями, а в 1837 г. М. П. Лазарев, командир Черноморского флота и портов, решил завершить ее благоустройство. Проект был выполнен военным инженером Д. Уптоном, представлен Николаю I и "высочайше утвержден за исключением колоннадной галереи, которая исключается вовсе". Запрещалось строить именно тот портик, который считается лучшей частью всего ансамбля. Но М. П. Лазарев не оставлял попыток завершить ансамбль и продолжал обращаться с просьбами о строительстве колоннады. Был использован даже тот довод, что какой-то извозчик однажды упал в темноте с не ограждённой пристани в воду... Наконец "Чертеж Екатерининской пристани в Севастополе с показанием предполагаемой колоннады" был утвержден и через два года портик построили. Благодаря его настойчивости и веским доводам Графская пристань была украшена колоннами с фронтоном, мраморными львами, и четырьмя античными скульптурами работы Фердинандо Пелличио, установленными в нишах колоннады. Все работы были завершены в 1846 году. С ее причала открывается прекрасный вид. А сквозь деревянный настил пристани можно видеть плещущиеся волны. Давайте и мы пройдём между её колонн и спустимся по этим ступеням, которые помнят шаги разных исторических особ, от простого матроса до Великой императрицы. Спуск на Графскую пристань (1 мин) 5 остановка «НА ГРАФСКОЙ ПРИСТАНИ» (8 мин) Отсюда открывается красивый вид на бухты города. Прямо вперёд уходит Севастопольская бухта – самая большая бухта города, её протяжённость около 8 км. Она делит город на северную и южную стороны, тянется от открытого моря в западном направлении до Инкерманского монастыря, в конце постепенно сужается и оканчивается устьем реки Черной. Направо от пристани на 2,5 км протянулась Южная бухта, разделяющая южную часть города на Центральную часть и Корабельную сторону. Севастопольская бухта - морские ворота города. Занимая большое водное пространство, она служит удобной стоянкой для флота, уже с начала XX в. в ней находились броненосцы и крейсера. Сегодня Графская пристань формирует морской фасад Севастополя, подчеркивает его индивидуальность. Отсюда хорошо видны военные корабли, стоящие в Севастопольской бухте. У каждого из них свой причал. Графская пристань свидетельница многих трагических страниц в истории Севастополя. Многие эпизоды истории города и Черноморского флота связаны с Графской пристанью. О них напоминают мемориальные доски. Мемориальная доска, установленная у подножья лестницы, рассказывает о гибели здесь крейсера «Червона Украина» («Красная Украина»). Случилось это 12 ноября 1941 г., когда судно атаковали фашистские «юнкерсы». Оно получило несколько прямых попаданий, личный состав крейсера самоотверженно боролся за его живучесть, но повреждения оказались слишком велики. В 1995 г. у подножья лестницы появилась еще одна мемориальная доска, напоминающая о событиях Гражданской войны 1918-1920 гг. Надпись «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть родину в ноябре 1920 г.», позволяет не забывать о тех, кто вместе с Русской армией генерала Врангеля отбыл от этих берегов в Константинополь, чтобы потом рассеяться по всему миру. Именно Севастополь стал для эмиграции «первой волны» символом потерянной родины и последней полоской русской земли, с которой пришлось навсегда расстаться. Среди тех, кто в годы Гражданской войны ушел от этих ступеней в эмиграцию, были писатели Владимир Набоков, Аркадий Аверченко (уроженец Севастополя), Евгений Чириков, артист Александр Вертинский. 90-летие этих событий широко отмечалось здесь в ноябре 2010 г. крестным ходом, принять участие в котором посчитал делом чести известный российский кинорежиссер Никита Михалков. Во время Крымской войны с Графской пристани осуществлялось снабжение защитников Северной стороны всем необходимым для обороны. Однако, 26 августа 1855 года в стоящую у пристани баржу с порохом попал вражеский снаряд, и на месте парадных морских ворот города остались руины. После войны Графская пристань была восстановлена, но из четырех античных скульптур остались только две, которые сейчас обращены к морю. Две другие пропали. Давайте поднимемся и полюбуемся произведениями итальянца Пелличио. Колоннада пристани вся изранена. Этого не могут скрыть ни реставрации, ни набелы. Шрамы воин и восстаний проступают через всё. Но это не ветхость, это- история. В нишах колоннады есть ещё две мемориальные доски. Одна из них напоминает о событиях первой русской революции 1905 года: 15 ноября с этой пристани отбыл на крейсер «Очаков» мятежный лейтенант Петр Петрович Шмидт, чтобы принять командование восставшими кораблями флота. Закончилось это восстание расстрелом очаковцев у стены напротив памятника затопленным кораблям. Мемориальная доска на противоположной стороне сообщает нам о том, что 22 ноября 1853 г. торжествующие севастопольцы, собравшиеся на пристани и площади, встречали здесь адмирала Павла Степановича Нахимова и русских моряков после Синопской победы над турецким флотом. В 45 годовщину этого события, 18 ноября 1898 года на площади, перед которой мы с вами находимся, носившей тогда имя Екатерининской, был установлен первый памятник П.С. Нахимову. По замыслу авторов памятника Бильдерлинга и Шредера, Нахимов стоял спиной к городу, как бы закрывая его собой от неприятеля и лицом к морю, как бы встречая причаливающие корабли. Однако, в 1928 году в Севастополе, как и в других городах России, был исполнен декрет «О снятии памятников царям и их слугам. И Павла Степановича Нахимова на площади заменил В.И. Ленин, простоявший там до 1942 года, когда во время немецкой бомбардировки Севастополя, он был разрушен. Уже в конце Великой Отечественной войны было принто решение о сооружении в Севастополе памятников тогда уже не царским слугам – Ф.Ф. УшаковНо эта идея получила свою реализацию уже после войны. И только в 1952 году, в связи со 150-летием со дня рождения П.С. Нахимова, решено было восстановить памятник. Тогда в 1957 году Севастополь посетил Н.С.Хрущев, именно по его распоряжению: "Нахимова вернуть на прежнее место, а Ленину найти место лучше", был демонтирован памятник Ленину, что по советским меркам было неслыханно. Распоряжение поставило руководство города в тупик, так как по их понятиям "лучшее место" — это. Но оригинальная идея насчет лучшего места была найдена. Принадлежала центральная площадь она начальнику Севастопольского горпроекта Турковскому. Он же и возглавил комиссию по установке памятника на горке, где он стоит и до сих пор. И только два года спустя, в 1959 году, архитектором А.Арефьевым и скульптором Н.Томским был изготовлен и установлен памятник, который мы видим и поныне.Так в П.С. Нахимов вернулся на своё место, но уже в новом облике. Давайте пройдём к памятнику и посмотрим на него. Переход к памятнику П.С. Нахимову (1 мин) 6 остановка «ПАМЯТНИК П.С.НАХИМОВУ» (4 мин) Памятник установлен на сохранившейся части старого пьедестала. Адмирал стоит в полный рост во флотской шинели, на груди у него крест Святого Георгия 4-й степени. Этот крест он получил молодым лейтенантом за участие в Наваринском сражении 8 октября 1827 года. В одной руке у П.С. Нахимова подзорная труба, другая находится за спиной. Под словами "Адмиралу Павлу Степановичу Нахимову" склоненное знамя, а под знаменем свиток, на котором выбит приказ его: "В случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает своё дело. На постаменте – три горельефа, изображающие соответственно Синопское сражение, ситуацию на 4-м бастионе и беседу адмирала с солдатами и матросами (три эпизода из жизни Нахимова). На одной из сторон постамента на фоне оружия и склоненных боевых флагов укреплена мемориальная доска с надписью: «Слава Русскому флоту». Над нею в лавровом венке даты рождения и гибели П.С. Нахимова (1802-1855). Постамент изготовлен из полированного гранита, скульптура и горельефы – из бронзы. Автор памятника — скульптор академик Н.В. Томский. В 1961 году решением президиума Академии художеств СССР Н.В. Томскому за памятник П.С. Нахимову в Севастополе была присуждена Золотая медаль. Сам по себе памятник красив и величествен, уже более 120 лет он является символом Севастополя. И центральная площадь города, которая носит имя П.С. Нахимова, всегда была и остаётся сердцем города. Здесь проходят торжества и праздничные мероприятия, народные гуляния. Площадь Нахимова – это место, откуда начинался Севастополь. Давайте отправимся к памятному месту его основания в небольшой сквер, примыкающий к площади. Переход к памятнику 200-летия основания города (1 мин) 7 остановка «ПАМЯТНИК 200-ЛЕТИЮ ОСНОВАНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ» (5 мин) В небольшом сквере, примыкающем к площади им. П.С. Нахимова, установлен памятник в честь 200-летия основания Севастополя., стилизованный под памятники Первой обороны. Он был открыт 14 июня 1983 года. Эту дату несмотря на то, что некоторые строительные работы уже велись, принято считать днём основания Севастополя. Его авторы – архитекторы А. Гладков и Г. Кузьминский. Памятник представляет собой стелу из серого гранита, в верхнюю часть которой вмонтировано пушечное ядро. Надпись, сделанная на одном из его фасадов, гласит: Здесь 3 (14) июня 1783 г. заложен город Севастополь, морская крепость юга России. На противоположной стороне приведено значение слова «Севастополь»: «Город, достойный поклонения». На боковых гранях две даты — 1783, 1983. У подножия стелы 31 декабря 2000 года заложена капсула с посланием севастопольцам, которые будут жить через сто лет. Они должны раскрыть ее 31 октября 2100 года. Основание Севастополя было связано с присоединением Крымского полуострова к Российской империи. Манифест о присоединении был подписан императрицей Екатериной II 8 апреля 1783 г. Для охраны южных рубежей России создавался новый флот – Черноморский — и его база. В 1783 г. на пустынном берегу бухты были заложены первые четыре каменных строения нашего города: дом для адмирала, кузница для будущего адмиралтейства, причал и часовня. Именно на этом участке – от главной площади до адмиралтейства появились первые дома, в которых жили офицеры Черноморского флота, отсюда берёт начало самая первая улица города, Екатерининская, которая носит ныне имя Ленина. К сожалению, две войны, Крымская и Великая Отечественная, практически разрушили всю историческую часть города. Здания, возрожденные после первой обороны, практически не пережили вторую. А те, что уцелели, были разобраны при восстановлении города. Два таких здания располагались напротив сквера, в котором мы находимся – трехэтажный красивый дом ювелира Дайбеля и гостиница Ветцеля, построенная на месте прежнего дома, в котором жил П.С. Нахимов. А также два, пожалуй, самых известных зданий старого Севастополя Морское собрание и Морская библиотека. Эти учреждения, начиная с первой половины 19 века, стали местом отдыха и культурного досуга офицеров Черноморского флота. Сегодня на их месте сквер городов-героев и Мемориал героической обороны Севастополя 1941-1942 годов. Давайте пройдём к нему и прикоснемся к ещё одной героической странице истории города-героя. Переход к Мемориалу героической обороны Севастополя (2 мин) 8 остановка «МЕМОРИАЛ ГЕРОИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ 1941-1942» (8 мин) Мы с вами находимся перед Мемориалом героической обороны Севастополя 1941-1942 годов – монументальный памятник, воздвигнутый в 1967 году. Он посвящен подвигу мужественных защитников Севастополя в годы Великой Отечественной войны. Мемориал являет собой 26 гранитных плит, включающих имена Героев Советского Союза и наименования воинских подразделений Черноморского флота, участвовавших в обороне Севастополя. Рядом с плитами сооружен массивный железобетонный рельеф, выполненный по проекту И.Е. Фиалко и В.В. Яковлева, изображающий отражение трех штурмов немецко-фашистских захватчиков. Первые два короткие, которые удалось отразить. А третий длинный, достигший своей цели. Слева от него – изображение якоря, символизирующего надежду Первый штурм города, начавшийся 11 ноября 1941 г., продолжался до 24 ноября и закончился провалом гитлеровцев. Не добившись успеха в ноябрьских боях, враг начал подготовку ко второму наступлению. На рассвете 17 декабря после мощной артиллерийской подготовки гитлеровцы пошли на штурм наших позиций. Благодаря самоотверженности, мужеству, стойкости защитников Севастополя и жителей города и это наступление было отбито. Во время третьего, последнего наступления, которое началось 7 июня 1942 г., фашисты двинули на город 200-тысячную армию, более 150 танков, свыше 1000 самолетов, обрушили огонь 2000 орудий и минометов. В ходе подготовки к наступлению - с 20 мая по 2 июня - противник сбросил на Севастополь десятки тысяч бомб и сотни тысяч снарядов, но город продолжал сражаться. Мир был потрясен беспримерной стойкостью советских воинов, которые дрались до последнего патрона, до последней капли крови. Лишь 3 июля 1942 г., исчерпав все возможности обороны, часть наших войск оставили Севастополь, но отдельные бои в районе мыса Херсонес продолжались вплоть до 12 июля. Значение обороны Севастополя велико: в самый тяжелый период войны защитники города надолго задержали у своих стен и перемололи 300-тысячную армию гитлеровцев. 4 июля 1942 г. газета "Правда" писала: "Подвиги севастопольцев, их беззаветное мужество и самоотверженность, ярость в борьбе с врагом будут жить в веках, их увенчает бессмертная слава". Эти слова начертаны на одной из гранитных досок мемориала. Здесь же запечатлены наименования боевых частей и соединений Черноморского флота, Приморской армии и городских предприятий, работавших для фронта. Перед Мемориалом горит Вечный огонь, а с мая 1973 г. здесь на пост № 1 встают юные севастопольцы - наследники боевой славы города-героя. Слева от Мемориала тянется Аллея Славы городов-героев, которая, как уже говорилось, расположена на месте дома П.С. Нахимова и гостиницы Ветцеля. Она была торжественно открыта 8 мая 2005 года – в день 61-й годовщины освобождения города Севастополя. Здесь расположено 13 стел, посвящённых городам-героям, которые выполнены в виде противотанковых надолбов. Вес их достигает 5 тонн. Они создают образ несокрушимой и неприступной обороны. Стелы посвящены следующим городам: Севастополь, Одесса, Киев, Волгоград, Москва, Ленинград, Брест, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Смоленск, Мурманск. На каждой стеле находится название соответствующего города-героя, а также барельеф медали «Золотая Звезда». У подножия стел заложены капсулы с землёй городов-героев, куда посажены ели. Давайте пройдём вдоль аллеи. Проход вдоль аллеи славы городов-героев к дому Ветцеля (3 мин) 9 остановка «ДОМ ВЕТЦЕЛЯ» (5 мин) Война унесла жизни людей, разрушила город, многие старинные красивые здания исторического центра навсегда исчезли с лица города. А на их фундаментах возвышаются современные высотки. Так и с этим зданием. Мы с вами находимся у дома, где ныне располагается Правительство Севастополя. Это первая севастопольская многоэтажка. А стоит она на фундаменте дома П.С. Нахимова. Этот дом во время войны имел всего один этаж, 7 окон по фасаду и каменную лестницу с чугунной решеткой у подъезда. В нем жил герой Синопа и Севастополя, адмирал Павел Степанович Нахимов. Сюда же было перенесено тело его из лазарета на Северной стороне, где Павел Степанович скончался 30 июля 1855 года от раны в висок, полученной им 28 июля на Малаховом кургане. Во время Первой обороны города дом был разрушен. После войны развалины дома П.С.Нахимова приобрел Николай Иванович Ветцель, который перестроил здание и устроил в нем гостиницу. Домик Нахимова был перестроен, но священная комната адмирала сохранилась. Сейчас это многоэтажное современное здание Правительства Севастополя, которое примыкаек к трехэтажному дому самого Ветцеля, хозяина гостиницы. Этот дом пережил две обороны и сохранился от начала застройки города до наших дней практически в первозданном виде. Сейчас, как и раньше – Екатерининская улица, а ныне улица Ленина – административный центр. Напротив нас ещё одно административное здание – Законодательное собрание Севастополя. Построено оно было в 1952 году. Его облик строг и лаконичен, фасад оформлен гладкими колоннами на все три этажа. Эта постройка относится уже к третьему этапу застройки города, после Великой Отечественной войны. Уникальность исторического центра Севастополя состоит в том, что все три его строительных этапа объединило одно важное обстоятельство – архитекторы, строившие здания в 18 и восстанавливающие их в 19 и 20 веках, выдерживали их в едином классическом стиле. Здание Законодательного собрания находится на месте, которое принадлежало Черноморскому порту. Здесь располагались здания порта. С 1887 года смотрителем казённых земель и садов Севастопольского порта был назначен Антон Андреевич Горенко. Подпоручик А.А. Горенко, герой Первой обороны Севастополя, ушел со службы в чине полковника, и за заслуги перед Отечеством ему разрешили построить дом на престижной Екатерининской улице. Дом этот был выстроен и значился под номером двенадцать. (Сейчас это улица Ленина и в этом здании находится кафе "Искринка"). Давайте пройдем к нему. Переход к дому Горенко (2 мин) 10 остановка «ДОМ ГОРЕНКО» (4 мин) А.А. Горенко за оборону Севастополя был награжден орденом св. Анны 3 степени с бантом и мечами. Имя Анна и стало его любимым: у него была дочь Анна и внучка Анна – поэтесса Анна Ахматова. Она, правда, любила, чтобы её называли поэт. Будущий поэт год каждое лето приезжала в Севастополь и жила на даче Тура неподалеку от Херсонеса, но часто бывала и в доме своего дела Антона Горенко. И глядя в одно из этих окошек, писала: Дули с востока сухие ветры, Падали с неба крупные звезды, В нижней церкви служили молебны О моряках, уходящих в море. Так писала Анна Андреевна, глядя из окошка этого дома на богослужения в храме напротив. А где же церковь, спросите вы. Нижней церковью Анна Ахматова назвала часовню святого архистратига Михаила, которая была пристроена к храму Святого Николая. Здание храма было сильно повреждено во время Первой обороны Севастополя. Наиболее пострадали стены, с восточной стороны в алтарном закруглении была большая, почти сквозная, пробоина. В нескольких местах было много повреждений от неприятельских ядер. Всего два года потребовалось для его восстановления, и 6 декабря 1859 года храм был освящен. Однако после революции и гражданской войны, в 1930 г. по решению Крым ЦИКа храм был закрыт. В 1930-е гг. собор был разорен, с куполов сняты кресты. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало, от него остались только останки стен, на основании которых и было построено новое современное здание, которое, как вы видите, выбивается из стилистики старинного города. Ныне на этом месте расположен Дом офицеров Черноморского флота Российской Федерации имени Петра Шмидта. В 1989 году на доме была установлена мемориальная доска. Под белым скульптурным портретом Анны Ахматовой надпись: «Здесь, в доме своего деда, участника первой обороны Севастополя, часто гостила в 1896-1916 годах русский поэт Анна Ахматова», автором которой стал известный скульптор Станислав Чиж, автор многих городских памятников. Последней его работой стал памятник Екатерине Великой, до открытия которого автор не дожил всего несколько дней. Пройдёмте к этому памятнику. Переход к памятнику Екатерине (2 мин) 11 остановка «ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ» (20 мин) Если спросить у севастопольцев, кого они считают самым выдающимся монархом истории, большинство не задумываясь ответит: Екатерину II, поскольку именно по её Указу был основан город в Ахтиарской бухте, и именно она сделала для его развития больше любого другого самодержца. Однако, как ни странно, до 2008 года в Севастополе не было памятника его основательнице. Инициатором установки памятника Екатерине стал совет ветеранов города Севастополя в 1996 году. Его авторами стали скульптор Станислав Чиж и архитектор Григорий Григорьянц. Долгих почти 14 лет их идею не удавалось воплотить в жизнь по разным причинам, в том числе и политическим. И вот, наконец, 15 июня 2008 года к 225-летию основания города был открыт памятник его основательнице Екатерине II. Его автор, почетный житель города, заслуженный скульптор, ее дожил до открытия своего творения несколько недель. Бронзовая статуя императрицы венчает постамент в виде екатерининской мили, которые были установлены по всему пути её следования во время путешествия в Крым. В верхней части колонны шестигранник, в центре которого картуш с надписью: «Екатерина II основательница Севастополя» и вензель Екатерины. На левой его грани Указ об основании города: «Именный указ генерал-губернатору князю Потёмкину об устройстве новых укреплений… объявляем сим волю нашу устроить следующие укрепления… крепость большую Севастополь, где ныне Ахтиар, и где должны быть адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение. Екатерина». А на правой грани изображение Севастопольской бухты с подписью: Севастополь 1873. Сама императрица в парадном одеянии, в правой руке скипетр – символ державной власти, а в левой Указ об основании города. Символично, что памятник установлен на фундаменте разрушенного войной дома героя Первой обороны Севастополя генерал-лейтенанта Эдуарда Тотлебена. В апреле 1869 года в Санкт-Петербурге был образован особый комитет по увековечиванию обороны Севастополя под председательством графа Э.И. Тотлебена. Было решено создать в городе музей Севастопольской обороны., который открыли в доме самого Тотлебена. Симпатичное здание с башней, фасад которого ограждали стволы старых пушек, вполне подошло для этого. Но небольшой восстановленный после войны дом генерала уже не мог вмещать в себя множество памятных экспонатов. И в 1892 году было принято решение о строительстве нового здания музея по проекту академика, русского архитектора Александра Кочетова, а военное ведомство выделило под его постройку участок земли, на котором музей стоит и до сиих пор. Открытие нового здания музея состоялось символично 5 октября 1895 года, в день первой бомбардировки Севастополя. Музей расположен напротив памятника Екатерине. Повернитесь, посмотрите через дорогу, и вы увидите величественное здание в классическом стиле с чугунными и бронзовыми украшениями. На главном фасаде севастопольский знак: крест и число 349 – столько дней длилась первая оборона города. Таким он был построен, и после ВОВ восстановлен и таким сохранился до наших дней. Советую побывать не только в самом музее, но и в его дворике – увидите там немало интересного. Во-первых, сам фасад здания очень красив. А во-вторых, небольшой дворик тесно заставлен различным оружием: старинными пушками, зенитными орудиями периода второй обороны, послевоенными крылатыми ракетами, а также якорями, буями, прожекторами и снарядами. Историю города хранят не только музеи, но и храмы. Рядом с музеем находится ещё одно здание старого города – церковь святого архистратига Михаила, построенная в 1848 году. Эта церковь – одно из немногих зданий, которое сохранилось до наших дней. Она навремя заменила часовню Святого Николая – первую городскую церковь, пока её перестраивали в Адмиралтейский собор, на месте которого мы видели Дом офицеров флота. Перестройка Никольского храма продолжалась до самой обороны Севастополя, его купол так и не был закончен, и маленькая церковь Архистратига Михаила заменила собой главный Адмиралтейский собор во время Первой обороны Севастополя. В этой церкви непрерывно совершались богослужения, здесь были отпеты погребения славных защитников Севастополя – адмиралов Корнилова, Истомина, Нахимова. Здесь 1 марта 1855 года, после кончины Ниолая I, на церковной площади севастопольский матросы и солдаты присягали на верность императору Александру II. Храм стал полковой церковью 50 Белостокского полка. И к 50-летию Первой обороны Севастополя на фасаде храма были установлены 24 мраморные доски с наименованиями частей войск Севастопольского гарнизона, принимавшие участие в Первой обороне Севастополя. Севастополь — город, который вдохновляет! Всё здесь будоражит фантазию и желание творить: тёмно-синие бухты, которые стрелами вдаются в сушу, зелёные холмы и овраги, которые поросли тополями, сиренью и миндалём, ярко-синее небо, стремительные силуэты кораблей и ломанные линии плавучих кранов… Художники, которые приезжают в Севастополь берут в руки кисти, поэты слагают стихи и поэмы, а руки музыкантов тянутся к инструменту. В Севастополь невозможно не влюбиться! Участник первой севастопольской эпопеи поручик артиллерии Лев Николаевич Толстой более ста лет назад писал: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости, и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…» Но в первую очередь Севастополь нужно увидеть! Полюбоваться застывшей музыкой его архитектуры, проникнуться поэзией его лестниц и красивейших бульваров, смотреть и видеть… как устремляются вверх купола церквей, штыки обелисков и игла минарета… как прячется в траве памятник старинной артиллерийской батарее… как чистит пёрышки чайка на рее старинного парусника… как полощутся на ветру флаги кораблей. И мы его увидели, бело-синий город, город славы, достойный поклонения. На этом наша экскурсия подошла к концу. |