ПРОЕКТ. Мемориальный комплекс князь А.Невский индивидуальный проект. Историко культурные памятники Гдовского района. Мемориальный комплекс Святой благоверный князь Александр Невский с дружиной в деревне Самолва Гдовского района
Скачать 99.62 Kb.
|
МБОУ «Добручинская ООШ» Гдовский район Псковская область ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ Историко - культурные памятники Гдовского района. Мемориальный комплекс «Святой благоверный князь Александр Невский с дружиной» в деревне Самолва Гдовского района. Выполнил: Озеров В.А. ученик 9 класса Руководитель проекта: Иванов Е. П., учитель географии и ОБЖ, педагог - психолог д. Добручи, 2022 г. Оглавление 1.Введение…………………………………………………………………………3 ГЛАВА I. Святой благоверный князь А.Я. Невский…………………….……..5 1.1. Отец А.Невского…………………………......................................................5 1.2 Новгородское княжение Александра..............................................................5 1.3. Битва со шведами на Неве…………………………………….……………..6 1.4. Ледовое побоище…………………………….................................................6 1.5. Переговоры с папским престолом …………………………………...……..7 1.6. Князь церкви воздвиг, города отстроил………….……………...………….7 1.7. Последние дни Александра………………………………………………….7 1.8. Александр Невский – Имя России. Почитание Церковью………………...7 ГЛАВА II. Мемориальный комплекс «Святой благоверный князь Александр Невский с дружиной» …………………. ...............................................................8 2.1. Мемориальный комплекс…….........................................................................8 2.2. Музей Ледовое побоище. «Самолва» ………………………………………9 2.3. Церковь Михаила Архангела в деревне Кобылье Городище………..…….14 Заключение.............................................................................................................12 Литература ............................................................................................................13 Приложения...........................................................................................................14 Введение Моя работа посвящена историко-культурному памятнику Гдовского района: «Мемориальный комплекс «Святой благоверный князь Александр Невский с дружиной» в деревне Самолва, Гдовского района Тема: Историко - культурные памятники Гдовского района. Мемориальный комплекс «Святой благоверный князь Александр Невский с дружиной» в деревне Самолва Гдовского района. Цель моей работы привлечь внимание детей, молодежи к историко — культурным памятникам Гдовского района. Актуальность моей работы обусловлена: 1.Заинтересованностью детей в интересной информации о историко — культурных памятниках Гдовского района, что подтвердили результаты анкетирования; 2.Необходимостью пропаганды российских культурных ценностей в среде детей, молодежи; 3.Низким уровнем знаний среди детей о историко — культурных памятниках Гдовского района; 4.Важностью сохранения памяти о культурных ценностях русского народа; 5.Освещение такого важного события в культурной жизни района, как создание историко - культурного памятника: Мемориальный комплекс «Святой благоверный князь Александр Невский с дружиной» в деревне Самолва Гдовского района. 6. Освящение малоизвестных фактов о жизни Святого князя А.Я. Невского, так как 2021 год в России объявлен годом памяти А. Невского. Гипотеза проекта: 1. Информированность школьников о историко — культурном памятнике: Мемориальный комплекс «Святой благоверный князь Александр Невский с дружиной» в деревне Самолва Гдовского района будет на низком уровне; 6. Освящение малоизвестных фактов о жизни Святого благоверного князя А.Я. Невского будет на низком уровне; 2. С созданием рекламной презентации, буклета, проведением занятий, повысится информированность и заинтересованность детей историко — культурным памятником Гдовского района; В подтверждения нашей гипотезы среди школьников 5-9-х классов «Добручинской ООШ» было проведено анкетирование для выяснения информированности. Выборка составила 40 человек. Ученикам было предложено ответить на 7 вопросов: «Самолва» это? а. Усадьба в Псковском районе Псковской области б. Усадьба в Гдовском районе Псковской области в. Деревня в Гдовсков районе Псковской области г. Старинное русское слово, образованное от слов «сам молвил» 2. А. Невский был? а. известный политический деятель эпохи Петра Первого б. губернатор Санкт- Петербурга, города на Неве в. Святой князь, победил крестоносцев на Чудском озере. г. герой Великой Отечественной войны 1941-1945 года 3. Церковь «Михаила Архангела» в Гдовском районе находится в деревне? а. Ямм б. Верхоляне в. Кобылье Городище г. Доможирка 4.У трех дружинников памятника А. Невскому лица? а. Дяди, отца, брата А. Невского б. трех лучших друзей А. Невского в. Бойцов 6 роты Псковских десантников г. воевод Псковского ополчения 5.Хотели бы вы получать интересную информацию об историко-культурных памятниках Гдовского района? а. да б. нет 6. Посещали ли вы музей Ледового побоища в Гдовском районе? а. да б. нет 7. Посещали ли вы памятник А. Невскому в Гдовском районе? а. да б. нет После анкетирования наша гипотеза подтвердилась, информированность школьников оказалась на низком уровне. Но ребята хотят получать интересную информацию об историко – культурных памятниках Гдовского района. Таблица 1 Таблица 1 результатов анкетирования школьников 5-9 класса Исходя из подтвердившихся гипотез, вытекают следующие задачи моего проекта: 1) Популяризировать историко — культурный памятник Мемориальный комплекс «Святой благоверный князь Александр Невский с дружиной» в деревне Самолва Гдовского района в среде детей, молодежи; 2) Создать рекламную презентацию, рекламный буклет памятника А.Я. Невскому; 3) Провести занятия с детьми МБОУ «Добручинская ООШ» о историко — культурном памятнике А.Я. Невскому в Гдовском районе; Также для реализации задач моего проекта и сбора более подробной информации о памятнике, я лично побывал в д. «Самолва». Изучил научную и публицистическую литературу, интернет источники. ГЛАВА I. Святой благоверный князь А.Я.Невский Отец А. Невского Александр Невский — великий русский правитель, полководец, мыслитель и, наконец, святой, особо почитаемый в народе. Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252).[1] Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Александр был вторым сыном переяславль-залесского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича и Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, торопецкой княжны, дочери князя новгородского и галицкого Мстислава Удатного.[2] Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней. Он родился в 1220 году [1], в городе Переяславле-Залесском. Его мать Феодосия, по всей видимости, была дочерью знаменитого торопецкого князя Мстислава Мстиславича Удатного, или Удалого [2]. Очень рано Александр оказался вовлечен в бурные политические события, развернувшиеся вокруг княжения в Великом Новгороде — одном из крупнейших городов средневековой Руси. Именно с Новгородом будет связана большая часть его биографии. В первый раз Александр попал в этот город еще младенцем — зимой 1223 года, когда его отца пригласили на новгородское княжение. Однако княжение оказалось недолгим: в конце того же года, рассорившись с новгородцами, Ярослав с семьей вернулся в Переяславль. Так и будет Ярослав то мириться, то ссориться с Новгородом, а затем то же повторится и в судьбе Александра. Объяснялось это просто: новгородцы нуждались в сильном князе из близкой к ним Северо-Восточной Руси для того, чтобы он мог защитить город от внешних врагов. Однако такой князь правил Новгородом слишком круто, и горожане обычно скоро ссорились с ним и приглашали на княжение какого-нибудь южнорусского князя, не слишком досаждавшего им; и все бы хорошо, но тот, увы, не мог защитить их в случае опасности, да и заботился больше о своих южных владениях — вот и приходилось новгородцам вновь обращаться за помощью к владимирским или переяславским князьям, и все повторялось заново.[3] Вновь князя Ярослава пригласили в Новгород в 1226 году. Спустя два года князь опять покинул город, но на этот раз оставил в нем в качестве князей своих сыновей — девятилетнего Федора (своего старшего сына) и восьмилетнего Александра. Вместе с детьми остались бояре Ярослава — Федор Данилович и княжеский тиун Яким. Им, однако, не удалось совладать с новгородской «вольницей» и в феврале 1229 года пришлось бежать с княжичами в Переяславль. На короткое время в Новгороде утвердился князь Михаил Всеволодович Черниговский, будущий мученик за веру и почитаемый святой. Но южнорусский князь, правивший отдаленным Черниговом, не мог защитить город от угрозы извне; к тому же в Новгороде начались жестокий голод и мор. В декабре 1230 года новгородцы в третий раз пригласили Ярослава. Тот спешно приехал в Новгород, заключил договор с новгородцами, но пробыл в городе лишь две недели и вернулся в Переяславль. На княжении в Новгороде вновь остались его сыновья Федор и Александр. Новгородское княжение Александра Так, в январе 1231 года Александр формально стал новгородским князем. До 1233 года он правил вместе со своим старшим братом. Но в этом году Федор умер (его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой, когда все уже было готово к свадебному пиру). Реальная же власть целиком оставалась в руках его отца. Вероятно, Александр принимал участие в отцовских походах (например, в 1234 году под Юрьев, против ливонских немцев, и в том же году против литовцев). В 1236 году Ярослав Всеволодович занял освободившийся киевский престол. С этого времени шестнадцатилетний Александр становится самостоятельным правителем Новгорода. Начало его княжения пришлось на страшную пору в истории Руси — нашествие монголо-татар. До Новгорода полчища Батыя, обрушившегося зимой 1237/38 года на Русь, не дошли. Но большая часть Северо-Восточной Руси, ее крупнейшие города — Владимир, Суздаль, Рязань и другие — были разрушены. Погибли многие князья, в том числе дядя Александра великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и все его сыновья. Великокняжеский престол получил отец Александра Ярослав (1239). Происшедшая катастрофа перевернула весь ход русской истории и наложила неизгладимый отпечаток на судьбы русских людей, в том числе, конечно, и Александра. Хотя в первые годы княжения ему и не пришлось непосредственно столкнуться с завоевателями.[4] Главная угроза в те годы исходила для Новгорода с запада. С самого начала XIII века новгородским князьям приходилось сдерживать натиск усиливавшегося Литовского государства. В 1239 году Александр строит укрепления по реке Шелони, защищая юго-западные рубежи своего княжества от литовских набегов. Основал город Порхов. В том же году произошло важное событие в его жизни — Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава, своего союзника в борьбе с Литвой. (Позднейшие источники называют имя княжны — Александра [2]. Свадьбу устроили в Торопце — важном городе на русско-литовском пограничье, а повторный свадебный пир — в Новгороде. Еще большую опасность для Новгорода представляло продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев из Ливонского ордена Меченосцев (объединившегося в 1237 году с Тевтонским орденом), а с севера — Швеции, которая в первой половине XIII века усилила наступление на земли финского племя емь (тавастов), традиционно входившие в сферу влияния новгородских князей. Можно думать, что известие о страшном Батыевом разгроме Руси побудило правителей Швеции к перенесению военных действий на территорию собственно Новгородской земли.[2] Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции, однако исследователи с сомнением относятся к этому известию. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую». 1.3. Битва со шведами на Неве Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Собрав небольшую дружину, Александр не стал дожидаться помощи от отца и выступил в поход. По пути он соединился с ладожанами и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество; наполнили два корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числа». Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек. Возможно, что потери шведов преувеличены (показательно, что в шведских источниках нет упоминаний об этом сражении), а русских — преуменьшены. Сохранился составленный в XV веке синодик новгородской церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках с упоминанием «княжих воевод, и новгородских воевод, и всех избиенных братии нашей», павших «на Неве от немец при великом князе Александре Ярославиче»; их память чтили в Новгороде и в XV, и в XVI веках, и позже. Тем не менее значение Невской битвы очевидно: шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси был остановлен, а Русь показала, что, несмотря на монгольское завоевание, в состоянии защищать свои границы. Житие Александра особо выделяет подвиг шестерых «храбрецов» из полка Александра: Гаврилы Олексича, Сбыслава Якуновича, полочанина Якова, новгородца Миши, дружинника Савы из младшей дружины (подрубившего златоверхий королевский шатер) и Ратмира, погибшего в схватке. Рассказывает Житие и о чуде, совершенном во время битвы: на противоположной стороне Ижоры, где вовсе не было новгородцев, впоследствии нашли множество трупов павших врагов, которых поразил ангел Господень. Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский. [6] Вскоре после победоносного возвращения Александр рассорился с новгородцами. Зимой 1240/41 года князь вместе с матерью, женой и «своим двором» (то есть войском и княжеской администрацией) уехал из Новгорода во Владимир, к отцу, а оттуда — «на княжение» в Переяславль. Причины его конфликта с новгородцами неясны. Можно предполагать, что Александр стремился властно, по примеру своего отца, управлять Новгородом, и это вызвало сопротивление со стороны новгородского боярства. Однако лишившись сильного князя, Новгород не смог остановить наступление еще одного врага — крестоносцев. В год Невской победы рыцари в союзе с «чудью» (эстонцами) захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси. На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье. Новгородцы обратились за помощью к Ярославу, прося его прислать сына. Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но после повторной просьбы новгородцев согласился снова отпустить Александра. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями.[3] 1.4 Ледовое побоище И вновь он действовал решительно и без всякого промедления. В том же году Александр взял крепость Копорье. Немцев частью пленил, а частью отпустил домой, изменников же эстонцев и вожан повесил. На следующий год с новгородцами и суздальской дружиной своего брата Андрея Александр двинулся к Пскову. Город был взят без особого труда; немцы, бывшие в городе, перебиты или отосланы в качестве военной добычи в Новгород. Развивая успех, русские войска вступили в Эстонию. Однако в первом же столкновении с рыцарями сторожевой отряд Александра потерпел поражение. Один из воевод, Домаш Твердиславич, был убит, многие взяты в плен, а уцелевшие бежали в полк к князю. Русским пришлось отступить. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера («на Узмени, у Вороньего камня») произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище. Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином (по-русски, «свиньей»), пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. «И гнались за ними, избивая, семь верст по льду», — свидетельствует летописец. [7] В оценке потерь немецкой стороны русские и западные источники расходятся. Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество «чуди» и 400 (в другом списке 500) немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен. «И возвратился князь Александр с победою славною, — рассказывает Житие святого, — и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями»». Рассказ об этой битве имеется и в так называемой Ливонской рифмованной хронике конца XIII века, но она сообщает лишь о 20 погибших и 6 пленных немецких рыцарях, что представляет собой, по-видимому, сильное преуменьшение. Впрочем, различия с русскими источниками отчасти могут быть объяснены тем, что русские считали всех убитых и раненых немцев, а автор «Рифмованной хроники» — только «братьев-рыцарей», то есть действительных членов Ордена. Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите». 1.5. Переговоры с папским престолом Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем. Они же возвратились восвояси». В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом (а именно это было непременным условием предлагавшегося союза). Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче (где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века) наглядно доказывало это.[5] 1.6. Князь церкви воздвиг, города отстроил В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей. 1.7 Последние дни Александра В конце того же 1262 года Александр в четвертый (и последний) раз отправился в Орду. «Было в те времена насилие великое от иноверных, — рассказывает княжеское Житие, — гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне.[4] Князь же великий Александр пошел к царю (ордынскому хану Берке. — А. К.), чтобы отмолить людей своих от этой беды». Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов (Ростове, Суздале, Ярославле) вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Александру, очевидно, удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг (согласно поздним источникам, с именем Алексея) и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» По-другому — и, может быть, более точно — выразился новгородский летописец: князь Александр «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».[6] 1.8 Александр Невский – Имя России. Почитание Церковью Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по внешне парадоксальному выражению Акафиста).[3] 5 октября 2008 года в телепередаче, посвященной Александру Невскому, митрополит Кирилл выступил с пламенной 10-минутной речью, в которой попытался раскрыть этот образ так, чтобы он стал доступен широкой зрительской аудитории. Митрополит начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России? Что мы знаем о нем? Отвечая на эти вопросы, митрополит сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами: «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека… Я внимательно посмотрел на имена всех. Каждый из кандидатов – – представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода. По словам митрополита Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. «А почему он не подымает борьбу с Ордой? – спрашивает митрополит. – Да, Орда захватила Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код. А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь – никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву». Александр Невский, по словам митрополита, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историк Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было». Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Именно он «оторвал Золотую Орду от Великой Степи». Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства». Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде… Вы представляете, какие слова? Какая сила!» Митрополит Кирилл называет Александра Невского «былинным героем»: «Ему было 20 лет, когда он шведов разгромил, 22 года, когда он ливонцев потопил на Чудском озере… Молодой, красивый парень!.. Смелый… сильный. Даже его внешний облик является «лицом России». Но самое главное – это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. «Боже ты мой! – восклицает митрополит Кирилл. – Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история! Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский… Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому – спасителю и устроителю России!» ГЛАВА II. Мемориальный комплекс «Святой благоверный князь Александр Невский с дружиной» 2.1. Мемориальный комплекс Памятник Александру Невскому (Официальное название — «Князь Александр Невский с дружиной») — мемориальный комплекс, расположенный в деревне Самолва Гдовского района Псковской области России, был открыт 11 сентября 2021 года. Установлен Российским военно-историческим обществом при поддержке Министерства обороны РФ на берегу Чудского озера, примерно на том месте, где в 1242 году произошло Ледовое побоище. Открытие памятника — часть празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского. Это 15-метровая скульптура на насыпном шестиметровом кургане, включающая девять фигур воинов (три конные и шесть пеших), под ногами которых — доспехи поверженного врага. Наверху — флаговая группа русского воинства, на главном знамени которого изображён «Спас Нерукотворный». Образ воинов в бронзе воплотили скульпторы Виталий Шанов и Дарья Успенская. Архитекторы комплекса — Константин Фомин и Дмитрий Смирнов. Авторы эскиза мозаики — заслуженные художники России Дарья Шабалина и Михаил Леонтьев, руководитель мозаичной мастерской — Илья Красовский. Основа комплекса – 50-тонная скульптурная композиция из фигур Александра Невского и витязей, над которыми развеваются хоругвь и два стяга с ликами святых. Внизу – щиты и доспехи поверженного неприятеля. На обратной стороне монумента, обращенной к предполагаемому месту битвы в 1242 году, находится панно в стиле классической римской мозаики. В центре композиции панно – святой Александр Невский. По обе стороны изображены сцены Ледового побоища: часть воинов на конях, часть спешившиеся – все в атакующем порыве сражения с рыцарями Ливонского ордена. Немецкие воины предстают в эпизоде преимущественно побежденными. Размер полотна в ширину – свыше 7 метров, высота – более 3 метров. В прибрежной зоне создан парк в форме щита и меча, где меч – это аллея, ведущая к мемориалу. Также в Самолве будет открыт музейный павильон, где разместится диорама «Ледовое побоище» и артефакты, обнаруженные на дне Чудского озера. Мемориал возведен в рамках Указа Президента России от 23 июня 2014 года «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского» и по инициативе председателя Патриаршего совета по культуре митрополита Псковского и Порховского Тихона. Части достопримечательности были изготовлены в литейной мастерской города Химки Московской области. На самом месте будущего мемориала работа шла под руководством различных специалистов Военно-строительного комплекса Минобороны России.[8] Части композиции привезли из мастерских на берег Чудского озера и собрали здесь в единую композицию. Например, один пеший соратник князя собран приблизительно из 15 разнообразных частей. Для поднятия самых тяжелых фрагментов скульптуры был использован специальный подъемный кран. Всего на мемориале представлено 9 дружинников: 6 пеших и 3 конных. Над ними развеваются флаги, а под ногами у них лежат доспехи разгромленных врагов. Также в скульптуре увековечена память о подвиге десантников знаменитой 6-й роты — героев уже нашего времени. Лица трех княжеских дружинников —это лица реальных бойцов шестой роты 76-й Псковской дивизии ВДВ. В 2000 году в Аргунском ущелье в неравном бою с террористами пали бойцы шестой роты Псковской дивизии ВДВ. Девяносто военнослужащих сражались с превосходящими в разы силами противника - численность боевиков составляла свыше 2,5 тыс. человек. Из русских героев остались в живых только шестеро бойцов. Потери врага составили до пятисот боевых единиц. Двадцать два десантника были удостоены звания Героя России (из них двадцать один — посмертно), шестьдесят восемь солдат и офицеров награждены орденами Мужества (из них шестьдесят три — посмертно). Символично, что их полк носит имя Александра Невского. Авторы поясняют свою задумку так: и воины Александра, и псковские десантники, героически погибшие в Чечне в 2000 году, были очень молоды, им исполнилось по восемнадцать-девятнадцать лет. Сам князь одержал победу на Чудском озере в двадцать один год, а его младшему брату, принявшему участие в битве, было только четырнадцать. По мнению Н. Овсиенко, заместителя председателя Российского военно-исторического общества: «…это те примеры, которые должны знать наши ребята. Они должны знать, что в 14 лет можно защищать Родину и нужно... Война — дело молодых. Это очень хороший повод для того, чтобы поговорить об истории, поговорить о своих корнях…» Этот мемориал — символ возвращения дружины князя Александра Невского с Чудского озера с победой. На монументе князь обращен лицом к родине. Он идет домой, он осеняет крестом своих соотечественников, единоверцев и сообщает им, что враг побежден. По задумке авторов в мемориале увековечены такие герои, как: князь Александр Невский; князь Владимирский Андрей Ярославич; новгородский боярин Гаврило Алексич; родоначальник боярского рода Морозовых Михаил Прушанин; княжеский ловчий Яков; воевода новгородский Кербет; ратник младшей дружины Савва; новгородец Сбыслав Якунович. Все части одежды воинов особенно старательно проверялись различными специалистами по военной истории. На близлежащей к мемориалу территории оборудован парк, форма которого напоминает собой щит с мечом (меч также по совместительству является аллеей, приводящей посетителей к самому памятнику). В парке полностью смонтированы все необходимые системы: вода, полив, водоотведение и другие. Строители также закончили благоустройство дороги, ведущей к мемориалу. В открытии масштабного мемориала приняли участие Президент России Владимир Путин, Святейший Патриарх Кирилл, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский, губернатор Псковской области Михаил Ведерников и председатель Патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский Тихон.[7] – Сегодня мы открываем величественный мемориальный комплекс в честь защитников земли Русской. Здесь, на Чудском озере, князь Александр Невский со своей дружиной разгромили иноземных захватчиков, отстояли Новгород и Псков, а по сути – всю Древнюю Русь. «Эта победа стала одним из символов воинской славы России», —сказал на церемонии Владимир Путин. [6] Глава государства отметил, что в России любовь к благоверному князю передается из поколения в поколение, а чтут его «как правителя, всем сердцем радевшего за Отечество, как талантливого полководца и дипломата. И, безусловно, как хранителя веры и традиций родного края, родного народа, его духовной и нравственной силы».[7] Президент России отметил и заслугу дружины святого Александра Невского, без которой он, естественно, не справился бы в одиночку. – Они сокрушили шведов на Неве, выбили оккупантов из Копорья и одержали победу на Чудском озере. Эта победа стала решающей, остановила наступление врага и показала всем на Западе и на Востоке, что сила Руси не сломлена и есть люди на земле Русской, готовые, не щадя себя, за нее бороться, – добавил Президент.[6] В свою очередь, патриарх Кирилл, освятивший мемориал, отметил, что это событие «имеет большое духовное значение, потому что в центре деяний князя Александра Невского была идея защиты веры».[7] – Сегодня мы говорим о стране, народе, нашей вере. В этих словах – преемственность от той традиции, которую закладывали такие герои, как Александр Невский. Дай Бог, чтобы этот дух, внутренняя сила не покидали наш народ, чтобы никакие соблазны не поколебали уверенности в патриотических позициях. Александр Невский из глубины веков ищет любви к родной земле, к родине и способности ограждать православную веру от всяких воздействий, которые в современных условиях реализуются не посредством крестовых походов, но другими способами. В этом месте хотелось бы сказать: Господи, храни землю Русскую! – добавил Первосвятитель. [8] 2.2 «Музей Ледовое побоище. Самолва» Музей истории экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища 1242 года (Музей Ледового побоища) — расположен в деревне Самолва (сельское поселение Самолвовская волость) Гдовского района Псковской области. Музей является частным учреждением культуры и осуществляет свою деятельность как Историко-культурный центр «Самолва». Создан в память о многолетней исследовательской работе. В этом месте находился штаб комплексной экспедиции Академии наук СССР, возглавляемый военным историком, кандидатом военно-исторических наук генерал-майором Г. Н. Караевым (1891—1984). По результатам работы была издана книга «Ледовое побоище: Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища 1242 года» (Л., 1966). [9] Музей расположен в Самолве, в здании конца XIX века купцов Петуховых. Инициатива создания музея принадлежит участнику экспедиции, писателю, журналисту В. А. Потресову, организатору регионального проекта «Чудские чтения» Т. Е. Наместниковой, учителю Самолвовской общеобразовательной школы Е. В. Гавриловой. Музей имеет попечительский совет, большая поддержка в организации экспозиции оказана профессором А. В. Шмидом и генерал-лейтенантом А. Н. Костиным. Дизайн выставочного пространства — Ю. В. Потресова. [9] Информационная поддержка проекта: иллюстрированный историко-культурный журнал «Наше наследие»; общественно-политический и научно-познавательный журнал «Природа и Свет». В экспозиции музея представлены все этапы работы — от постановки задачи до получения конечных результатов: документы, схемы, карты, книги, научные работы, рабочие тетради, полевые блокноты, путевые дневники Тамары Рейн, фотографии А. С. Потресова, Г. Н. Караева, личные вещи участников экспедиции, рассказ об историках, археологах, гидрографах. Среди уникальных экспонатов — водолазное снаряжение, использовавшееся для погружения на дно Чудского озера, каркас разборной байдарки А. С. Потресова — лодки, которая применялась при исследовании древних водных путей. В основе коллекции музея — документы и артефакты из архивов Г. Н. Караева, А. С. Потресова, участников экспедиции.[10] 2.3 Церковь Михаила Архангела в деревне Кобылье Городище На территории Гдовского района расположена небольшая деревня Кобылье Городище, знаменитая тем, что здесь сохранилась церковь Михаила Архангела, возведенная в XV веке и признанная памятником древней архитектуры. Церковь Михаила Архангела - единственный сохранившийся храм с восьмискатной кровлей - редким архитектурным приемом, который вызывает особый интерес с точки зрения исследователей-реставраторов, она является украшением не только этого населенного пункта, но и всей округи. Первые сведения о поселении Кобылье Городище встречаются в летописях второй половины XV века в связи со строительством храма. Согласно дошедшим до нас письменным свидетельствам, Архангельская обитель была возведена русскими зодчими в 1462 году. Древняя каменная церковь Михаила Архангела частично обновлялась в середине XIX века, когда были пристроены придел Святой Троицы и колокольня. Декоративная отделка церковных фасадов выполнена в характерных для псковских мастеров поясках орнамента, состоящего из треугольников и впадинок. В настоящее время церковь Михаила Архангела - действующий православный храм, в котором осуществляются богослужения. Церковь Михаила Архангела в Кобыльем Городище, поставлена "на обидном месте" недалеко от Вороньего камня - места легендарной битвы Александра Невского с тевтонскими рыцарями в 1242 г. и является памятью мужества русских людей. В память о легендарной битве курган близ деревни Кобылье Городище назван Курганом Александра Невского. Само заложение церкви на возвышенном берегу залива в 40 м от берега, омываемого водой, говорит о высоком художественном чутье псковских зодчих. Церковь, далеко просматриваемая со стороны озера, служила ориентиром - маяком на большом торговом пути "из варяг в греки". Конструктивные и архитектурные формы древней церкви позволяют считать ее первоклассным памятником псковской архитектуры XV в. - единственным памятником с сохранившимся восьмискатным покрытием. Заключение Гипотеза работы подтвердилась: информированность школьников об историко - культурном памятнике Гдовского района Мемориальный комплекс «Святой благоверный князь Александр Невский с дружиной» в деревне Самолва Гдовского района оказалась на низком уровне. Во исполнение задач проекта создана рекламная презентация, буклет, способствующие популяризации памятника в среде школьников и учителей МБОУ «Добручинская ООШ». Проведено занятие с участниками кружка «Юный патриот», с учениками 6 класса. Классным руководителям розданы рекламные буклеты, посвященные памятнику Святому благоверному князю А. Невскому. Цель работы выполнена, что подтверждают данные итогового анкетирования: Т аблица 2 Таблица 2 результатов итогового анкетирования школьников 5-9 класса Дети получили качественную информацию об историко - культурном памятнике Гдовского района Мемориальный комплекс «Святой благоверный князь Александр Невский с дружиной». Многие лично захотели посетить памятник. О памятнике проинформированы классные руководители МБОУ «Добручинская ООШ». Они также могут использовать мою работу в планировании внеклассных мероприятий. Проект можно использовать на уроках и во внеклассных мероприятиях. Я считаю, что А.Я. Невский оплот всех ценностей, которые хотелось бы сейчас продвигать и вспоминать. Приложение Анкета для учеников «Самолва» это? а. Усадьба в Псковском районе Псковской области б. Усадьба в Гдовском районе Псковской области в. Деревня в Гдовсков районе Псковской области г. Старинное русское слово, образованное от слов «сам молвил» 2. А. Невский был? а. известный политический деятель эпохи Петра Первого б. губернатор Санкт- Петербурга, города на Неве в. Святой князь, победил крестоносцев на Чудском озере. г. герой Великой Отечественной войны 1941-1945 года 3. Церковь «Михаила Архангела» в Гдовском районе находится в деревне? а. Ямм б. Верхоляне в. Кобылье Городище г. Доможирка 4.У трех дружинников памятника А. Невскому лица? а. Дяди, отца, брата А. Невского б. трех лучших друзей А. Невского в. Бойцов 6 роты Псковских десантников г. воевод Псковского ополчения 5.Хотели бы вы получать интересную информацию об историко-культурных памятниках Гдовского района? а. да б. нет 6. Посещали ли вы музей Ледового побоища в Гдовском районе? а. да б. нет 7. Посещали ли вы памятник А. Невскому в Гдовском районе? а. да б. нет Список литературы и источников 1. Ю.Н. Бегунов, А.Н. Кирпичников. Князь Александр Невский и его эпоха. — Сборник трудов. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 206. — 214 с. — ISBN 5-86007-037-3. 2. Кучкин В. А. Александр Невский — государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. — 1996. — № 5. — С. 18—33. 3. Пашуто В.Т. В Переяславской отчине // Александр Невский. — серия "Жизнь замечательных людей". — Москва: Молодая гвардия, 1974. — С. 10—11. — 160 с. 4. Александр Невский: историческая справка. REGIONS.RU — новости Федерации. 5. Назарова Е.Л. Крестовый поход на Русь 1240 г. (Организация и планы) / Е. А. Мельникова, Т. Н. Джаксон. — Восточная Европа в исторической перспективе. К 80-летию В.Т.Пашуто: сборник статей из серии Studia historica. — Москва: Языки славянской культуры, 1999. — С. 190—201. — 324 с. — ISBN 5-7859-0095-5. 6. Ужанков А. Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского 7. Пашуто В. Т. Александр Невский. — М.: Молодая гвардия, 1974. — С. 67: за мужество, проявленное в битве, народ прозвал Александра Ярославича «Невским». Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263—2000). — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — С. 40: Прозвище «Невский» Александр Ярославич получил благодаря битве на Неве 15 июля 1240 г. Сиренов А. В. О прозвищах древнерусских князей // Петербургский исторический журнал. — 2017. — № 2 (14). — С. 188: В любом случае, в начале XVI в. только два древнерусских князя носили прозвища, данные им книжниками по названиям рек и битв — это Александр Невский и Дмитрий Донской. Один из них защищал от захватчиков Родину с запада, а другой — с востока. Сиренов А. В. О прозвищах древнерусских князей // Петербургский исторический журнал. — 2017. — № 2 (14). — С. 186—188. Данилевский И. Н. Ледовое побоище: смена образа // Отечественные записки. — 2004. — № 5. — Прим. 14. Егоров В. Л. Александр Невский и Чингизиды // Отечественная история. 1997. № 2. — С. 56. Жизнь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского; Александро-Невская лавра (исторический очерк). Под ред. наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрита Назария (Лавриненко). — Санкт-Петербург: Православное издательство Вера, 2004. ISBN 5-7909-0030-5 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 4. Гл. 2. Существование второй жены Александра у историков вызывает сомнения. Некоторые полагают, что Васса — монашеское имя Александры Брячиславны. Подробнее по этому вопросу см. Карпов А. Александр Невский. — М.: Мол. гвардия, 2010. — С. 89. — (ЖЗЛ). — ISBN 978-5-235-03312-2. Информация на сайте проекта «Имя России» (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июня 2013. Архивировано 30 июня 2021 года. Борисов Н. С. Возвышение Москвы в XIV—XV веках. Лекция в рамках проекта «ACADEMIA» телеканала «Культура» На праздновании Дня Сухопутных войск был презентован их гимн «Вперед, пехота!» Министерство обороны Российской Федерации Наследники по прямой: Почитание Александра Невского, начатое московскими князьями, продолжили последующие поколения россиян: Интервью с д.и.н., профессором Политехнического университета Петра Великого А. А. Михайловым / подг. С. Глезеров // Санкт-Петербургские ведомости. — 2020. — 25 июня. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. XXIV. В улусе Джучиевом Александр Нестеренко Александр, сын Ярослава // Дилетант, 2021, сентябрь, № 069. - с. 12-19 Смирнов Сергей Борисович. Конец русской демократии Игорь Данилевский. Ледовое побоище: Смена образа Максим Кузахметов Решающие битвы или мелкие стычки? // Дилетант, 2021, сентябрь, № 069. - с. 20-21 Валентин Янин: Александр Невский был грешником Горский, А. А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. М.: Языки славянской культуры, 2004. -С. 207 Флоря Б. Н. Литва и Русь перед битвой на Куликовом поле // Куликовская битва. — Москва, 1980. С. 142—173 Русина О. В. Україна: литовська доба 1320—1569 К.: Балтія-Друк, 2008. — С. 9 Александр Невский благоверный князь. Покров. 1670—1680 гг.; Россия. Сольвычегодск. Строгановские мастерские; XVII в. — православные мастерские «Русская Икона». www.ruicon.ru. Дата обращения: 29 октября 2021. Александр Невский — покровитель Санкт-Петербурга Главная>Приходы>г.Тула (недоступная ссылка). Официальный сайт Тульской епархии. — «Святые Тульского благочиния: В Собор Тульских святых входят:». Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано 9 апреля 2014 года. |