практическая работа 2. История философии
Скачать 58.79 Kb.
|
Древние мистерии как основы этических учений. "В храме Изиды на горе Вати-эль-Хав только что отошла первая часть великого тайнодействия, на которую допускались верующие малого посвящения... Сегодня был седьмой день египетского месяца Фаменота, посвященный мистериям Осириса и Изиды. С вечера торжественная процессия трижды обходила вокруг храма со светильниками, пальмовыми листами и амфорами, с таинственными символами богов и со священными изображениями Фаллуса"[1]. Это строки из рассказа А. И. Куприна "Суламифь" (1908). Они вводят нас в первый фрагмент темы. Эрос – изначальная, стихийная, мощная страсть, которая запускает в действие механизм порождения мира. Образ живительной природы был непременным компонентом мистических культов начала времен. Поклонение ей проявлялось в разнообразных формах, иногда аскетических, иногда бурных, оргиастических, т.е. связанных с оргией, разнузданным пиршеством. О том, каким был Эрос в древних цивилизациях, мы можем судить по мистериям Древнего мира, религиозным тайным обрядам с участием лишь посвященных. Только в Средние века они превратились в театрализованные представления, доступные зрителям, в "духовные драмы", рассказывающие о событиях прошлого. Вот одна из мистерий. Сет решил погубить собственного брата, божественного Осириса (древнеегипетский бог плодородия и повелитель загробной жизни) и пригласил его на пиршество, там с помощью лукавых слов заставил лечь в роскошный гроб, а затем захлопнул крышку. Так свершилось задуманное преступление. Гроб с телом великого бога оказался в Ниле. Жена Осириса только что родила сына и ничего не знала о судьбе супруга. В тоске и рыданиях она отправилась на поиски. Рыбы рассказали ей историю о гробе, который волнами отнесло в море и прибило к Библосу. Там выросло громадное дерево и скрыло в своем стволе труп бога и его плавучий дом. Царь той страны даже не догадывался, что в мощной колонне, которую он приказал сделать из дерева, покоится сам бог Осирис – великий податель жизни. Изида отправляется в Библос. Тяжелая каменистая дорога, жажда и зной подрывают ее силы. Однако ей удается освободить гроб из середины дерева. Она уносит его и прячет в городскую стену. Но Сет опять тайно похищает тело Осириса, разрезает его на 14 частей и рассеивает по дорогам и селениям Египта. И все равно верная супруга не прекращает странствий и поисков. В Древнем Египте оргии входили в высший культ скопического (скопец – это кастрат) служения Изиде. Мистерия как раз и воспроизводила тайный смысл происходящего. Вот 10 жрецов в белых одеждах, испещренных красными пятнами, вышли на середину алтаря. Двое других, одетых в женское платье, изображают Нефтис и Изиду, оплакивающих Осириса... Мистерия также рассказывала об обряде скопической жертвенности. Вернейшие поклонники Изиды соглашались на оскопление, ибо эта кровавая жертва напоминала о расчлененном трупе бога. Многие ученые, психологи, культурологи пытались распознать ускользающий смысл древних мистерий. Какие реальные события человеческой истории нашли отражение в культовых действиях? Отчего они вновь и вновь разыгрывались на протяжении веков? Почему священная жертва отрекалась от страсти во имя божественного плодородия? Наконец, какие стороны человеческой природы проявлялись в культовых действиях? Разгадать смысл священных историй – значит проникнуть в тайну человеческой природы. Раскрыть тайну любви означает, по существу, распознать феномен человека, ведь каждый из нас, независимо от того, к какой культуре принадлежит, пытается преодолеть одиночество, обрести сладчайший миг единения с другим. В человеческой любви и коренится та поэтическая сила, которая создала миф. Древние мистики утверждали, что любовь духа первична по отношению к любви тела. Любовь открывалась в мистериях у всех народов. Это единственный путь к Богу, к жизни вечной. Она нисходит с неба. Только она возвышает землю и освящает ее. Возможно, здесь и таится первоначальная разгадка. Любовь плоти делается великой и святой, когда она становится реализацией и завершением любви духа. Какие чувства испытывал человек после мистерии? Возвращаясь к обыденной жизни, он не мог забыть о своих глубинных переживаниях. Человек испытывал необыкновенное потрясение, завораживающее все его существо. В сравнении с этим очарованием рутинная жизнь казалась пресной и малопривлекательной, воспринималась как пролог к новой мистериальной реальности. Однако наступал и третий акт этой истории – возвращение в мир обновленного бога, сопровождаемое всеобщим примирением и ликованием. Эрос увлекал не только в недр помраченье, по словам поэтессы М. Цветаевой (1892–1941), но и просветлял душу, пробуждал совесть. Не позволяйте себе превратить этот ужас в повседневность. Оказавшись действующим лицом этой драмы, опомнитесь, прокляните разрушительные страсти – таков урок древних мистерий. "Несомненно одно: важнейшая функция этой грозной мистерии, ее благая цель, – пишет отечественный философ Ю. Бородай, – тот примиряющий человека с самим собой, “очищающий” душу эффект (катарсис), который достигался путем предельного напряжения и реального воспроизведения (изживания) прямо противоположных, страшных и разрушительных сил. Загадка трагедии, таким образом, состоит в том, что цель (нравственное просветление) и средства достижения этой цели прямо противоположны. И тем не менее необходимый эффект – катарсис – здесь налицо"[2]. Многообразны и специфичны исторические формы верований. Огромной популярностью сегодня пользуется шаманизм, который возрождается в современной культуре как древняя форма поклонения трансцедентным силам и целительства. Культ – это совокупность специфических действий, обрядов, ритуалов, обусловленных верой в сверхъестественное, регламентированное вероучением. Магия – ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Мистика – неотторжимый пласт культуры. Язычество – общее условное название наиболее древних форм религии, присущих родовому строю и рабовладельческим государствам. В отличие от прежних религий (христианства, ислама, буддизма) они отличаются своим многобожием. |