придерживался концепции двух истин: взаимного вмешательства философии (науки) и религии.
В философских воззрениях Декарта и Гассенди отразилась oсобенность философской мысли Франции первой половиныXVII в. ней сочетались светские устремления - восхваление силы разума воли, которые позволяют человеку восторжествовать над своими слабостями и противостоять ударам судьбы, - с религиозными их типами и верой в провидение.
Центральным явлением в литературной жизни на рубеже века стал классицизм . Самая яркая фигура этого направления в литературе - Франсуа Малерб (1555-1628), поэт-царедворец. Наследи поэтов "Плеяды ", он, однако , считал, что особенности поэтического творчества не во вдохновении, а в овладении секретами мастерства и поэтической техники. Главная тема Малерба - прославление абсолютизма ("Молитва за здравие короля Генриха Великого", ода "На поход Людовика XIII"). Малерб проявил себя как защитник французского языка, он боролся за кодификацию французского литературного языка, против влияния диалектов и архаизмов.
Классицизм достиг своей вершины в творчестве П. Корнель (1606-1684). Корнелевский "Сид" (1634) открыл историю французского классицистического театра. Корнель выступал и как теоретик классицистической драматургии (трактат "Рассуждение о триединствах - действия, времени и места").
Аристократические салоны (салон маркизы де Рамбуйе) были центрами претенциозной литературы: в них господствовал кул изощренной светскости и галантности, они сыграли положительную роль в развитии французского литературного языка, изысканной речевой культуры .
Важным событием в культурной жизни Франции стало открытие Французской академии по инициативе кардинала Ришелье Большинство членов Академии - сторонники Малерба и представители аристократических салонов. Академия работала над созданием словаря и грамматики французского языка. На ее собраниях обсуждались произведения академиков и вырабатывались образцы торжественной прозы.
Она сыграла позитивную роль в разработке теоретических основ поэтики классицизма. Вместе с тем создание Акдемии преследовало цель взять под контроль деятельность творческой интеллигенции. Ришелье считал необходимым держать науку и культуру под надзором государства. Кардинал беспощадно преследовал тех, кто хотел остаться независимым. По обвинению в атеизме был приговорен к сожжению на костре вольнодумец Теофиль де Вио, разделивший взгляды Бруно и Ванини . Академики осудили пьесу Корнеля "Сид". Покинул Францию, переселившись в Голландию, Декарт . Пропагандистом внутренней и внешней политики Ришелье стала первая газета Франции "Gazette de France". Кардинал сам писал статьи и отбирал материалы для публикаций.
Первые десятилетия XVII в. - время усиления контрреформации во Франции. Иезуиты пытались задушить свободомыслие . Поборник возрождения католицизма священник |