Главная страница

История и культура Франции в Новое время


Скачать 154.96 Kb.
НазваниеИстория и культура Франции в Новое время
Дата09.02.2023
Размер154.96 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаbibliofond.ru_902528.rtf
ТипДокументы
#928197
страница3 из 5
1   2   3   4   5
в решении основного вопроса философии - об отношении мышления к бытию - он оставался дуалистом, признавая два независимых друг от друга начала - материальное и духовное. Существование тела и души, по Декарту, определяется Богом.

Современник Декарта Пьер Гассенди , автор "Парадоксальных упражнений против аристотеликов...", "Возражений на "Метафизические размышления" Декарта" и "Свода философии Эпикура", споривший с ним о структуре мирового пространства, также рисовал материалистическую картину мира, утверждая, что существуют лишь материальные атомы, обладающие внутренним стремлением к движению, и пустота. Гассенди реабилитировал атомистическое учение Эпикура. Большой вклад в науку внесли астрономические наблюдения ученого за прохождением планеты Меркурий по диску Солнца, предвычисленным Н. Кеплером, а также труды по истории науки: биографии Н. Коперника и Тихо Браге. В борьбе с догматизмом схоластов Гассенди , подобно Монтеню, прибегал к идеям античного скептицизма, утверждая достижимость относительных истин, зафиксированных во многих науках. Ученый считал опытно-индуктивный путь в постижении истины самым плодотворным, ибо таким образом, он полагал, можно подчинить свой разум природе, а не приспосабливать природу к разуму. Подобно Эпикуру Гассенди доказывал, что чувства - критерий истинности или ложности наших мыслей, ибо чувства ближе к природе, чем ум. С позиций чувственного эмпиризма Гассенди возражал против рационалистического априоризма Декарта.

Этика Гассенди впитала в себя немного языческих элементов. Крестьянский сын , выпускник Эксского университета в Провансе и каноник кафедрального собора, обратился к этике Эпикура, руководствуясь стремлением реабилитировать ее перед лицом христианства. Он считал, что отрицательное отношение к ней христианских идеологов - результат недостаточного знания этой доктрины и привратного толкования ее главного понятия - наслаждения или удовольствия. Гассенди толковал это понятие как стремление к счастью. "Философия счастья, - писал он в "Своде философии Эпит ра", - это не что иное , как философия здоровья". При этом считал, что в своем стремлении к счастью человек должен руководствоваться благоразумием, "которое подсказывает ему довольствоваться неким минимумом, ибо человеку, не удовлетворяющемуся малым, всегда всего мало".

Секуляризованная мораль и научные материалистические крытая Гассенди сосуществовали с религиозными взглядами ученого-каноника, считавшего, что "богохульник не тот , кто отвергает признанных толпой богов, а тот , кто использует мнение о них толпы". Ученый
1   2   3   4   5


написать администратору сайта