Главная страница

История и культура Франции в Новое время


Скачать 154.96 Kb.
НазваниеИстория и культура Франции в Новое время
Дата09.02.2023
Размер154.96 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаbibliofond.ru_902528.rtf
ТипДокументы
#928197
страница5 из 5
1   2   3   4   5
Венсен де Поль (1581-1600) создал "общество святых даров" в целях надзора за соблюдением церковной обрядности. Идеи Контрреформации находили отражение и в литературе. Примером тому служит сборник сонетов Ла Сепада "Теоремы" (1613), в котором автор излагает вереницу видений, возникающих в сознании поэта под впечатлением Христовых страстей.

Архитектура и изобразительное искусство первой половины XVII в. характеризовались становлением канонов классицизма. Развитие классицизма достигло расцвета в творчестве Никола Пуссена (1594-1615). Организационным оформлением торжества классицизма стало создание в 1648 г. Академии живописи и скульптуры. Образцы классицизма в архитектуре - замки и другие сооружения Ф. Мансара, новые архитектурные комплексы - Лувр и Люксембургский дворец .

В изобразительном искусстве помпезный стиль художников, работавших на заказ знати, сосуществовал с реализмом мастера гравюры Жака Колло (1593-1635), пейзажиста Клода Лоррена (1600-1682) и художников жанровой живописи Ж. де Латура и братьев Ленен.

Со второго десятилетия 18 века начался новый период развития французского искусства. Содержание идейной жизни Франции этого времени определялось борьбой демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, с паразитизмом и расточительством двора и аристократии, с церковью, преследовавшей вольнодумцев; эта борьба идеологически подготовила страну к буржуазной революции конца 18 века.
Пробудившееся в народе недовольство общественным порядком, нарастающий протест буржуазии придали движению французского Просвещения более непримиримый и широкий демократический характер, чем в других странах Европы, определили его силу. Французские просветители были прежде всего «гражданами вселенной» - они обращались к обществу как нации, выступали не только от лица революционной буржуазии, но и от всего «страждущего человечества». Просветители выступали против религии, догматизма, косных норм морали, суеверий - за свободу мысли, за равенство людей и освобождение от сословных предрассудков, за право каждого радоваться жизни. Страстный дух всеразрушительной критики, скепсиса и тонкой иронии ниспровергал обветшалые законы и порядки, будил мысль к новым дерзаниям. Вместе с тем мечты об осуществлении идеального «царства разума», вера в прогресс, в то, что грядущий общественный переворот принесет благоденствие широким массам, рождали оптимизм, которым был проникнут 18 век. Монтескье верил в «золотой век» благоденствия и справедливости, воплощение которых видел в античности. В «Общественном договоре» Руссо смело провозгласил идеи народного суверенитета, начертал утопическую программу будущего общества, основанного на идеальном равенстве. Предреволюционная Франция переживала расцвет. Она стала очагом передовой материалистической философии и других наук, новых идей в политике. Писатели и политические мыслители: Монтескье, Вольтер, «провозвестник революции» Руссо, энциклопедисты во главе с Дидро, писатели Лесаж и Бомарше придали французской культуре 18 века общеевропейское значение. Ж. Л. де Бюффон создал «Естественную историю» - величественную поэму о природе. Во славу человеческих познаний и труда впервые в человеческой истории был возведен гигантский памятник - написана многотомная Энциклопедия.

Развивавшаяся на этой почве французская художественная культура вступила в полосу подъема. Новое содержание мощным потоком врывалось в искусство. В музыку проникало народное песенное начало. Сменяя парадность придворного театра, пришла драматическая опера, продолжал критическую традицию Мольера театр французской комедии, переживал расцвет подчинявшийся лишь вольной фантазии, исполненный боевых настроений ярмарочный театр масок, среди крестьян распространялись массовые зрелища с играми и хороводами. Уходили в прошлое религиозная живопись и каноны придворного искусства, все более становились ведущими светские реалистические и «галантные» жанры. Расширился диапазон французского искусства; в начале 18 века художники обратились к интимным сферам человеческой жизни и чувств, малым формам, а к концу столетия проектировали идеальные города грядущего общества.

Переходный характер эпохи определил сложность французской художественной культуры 18 века, тяготение к контрастам и разнообразию. Ее развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявлявшегося в реалистических, предромантических и классицистических формах, и господствовавшего аристократического искусства позднего барокко, рококо и академизма. Реализм 18 века наиболее полно выразился в раскрытии образа человека. У художников-реалистов борьба за эмансипацию личности, рост ее индивидуального и гражданского самосознания нашли отражение в интересе к образу «естественного человека», к его живым интимным чувствам, вне сфер воздействия официальных норм жизни и сословной иерархии. Это определило и обращение к темам обыденной жизни частного человека, не нарушающего исконных законов природы. Утвердился интерес к индивидуальному, неповторимому и характерному, к тонкому психологическому анализу.

Направление рококо не было однородным. Утратившее драматизм и энергию «большого стиля» 17 столетия, искусство клонившегося к упадку дворянского общества было утонченным, призывавшим к наслаждению, к чувственным радостям. Оно стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной знати, предметом эстетического наслаждения. Однако чуткое к изящному, искусство рококо проникнуто игривостью, насмешливостью и остроумием, в нем находили отражение эпикурейство, вольнодумство и легкомыслие, ставшие модой высшего общества 18 века. Живопись рококо дифференцирована в оттенках настроения, изысканна по колориту. Типичным явлением 18 века стали периодические выставки Королевской Академии - Салоны, устраивавшиеся в Лувре, а также выставки Академии святого Луки, развертывавшиеся непосредственно на площадях. Новым, характерным для 18 века было зарождение эстетики и развитие художественной критики, отражавших борьбу течений в искусстве.

Веря в возможность разумного переустройства общества средствами просвещения и воспитания в духе «естественного человека», просветители придавали большое значение искусству. Они сблизили понятия прекрасного и нравственного, добродетельного. Критические работы Дидро «Салоны», «Опыт о живописи», произведения Руссо «Искусство и мораль», «Рассуждения о науках и искусствах» и «Эмиль, или о воспитании» сыграли важную роль в борьбе за идейный реализм. С особой остротой разоблачали фривольность искусства рококо Дидро и Руссо - они выступали в защиту художественных идеалов третьего сословия. Анализируя произведения современного искусства, Дидро давал их оценку с точки зрения трезвости мысли и наблюдений, реалистической цельности и демократической направленности, выражения типичности, не забывая, однако, и о художественном совершенстве. Наряду с требованием правды, содержательности и поучительности он выдвигал перед художниками проблему общественной активности искусства и постоянного контроля разума над художественным творчеством. У Руссо формула «подражание природе» сочеталась с признанием огромной роли воображения, экспрессии чувств, в чем он предвосхищал романтиков. Сосредоточивая внимание на проблеме индивидуальности, на культе личных чувств, Руссо выступал в защиту искусства народного, массового.
По мере нарастания революционного подъема просветительская критика переходила от утверждения частно-бытовой добродетели к понятию добродетели общественной, революционно-героической, республиканской. Руссо мечтал о выражении патриотического идеала в «красивой строгой форме», о художнике-гражданине, который сумел бы претворить в художественные образы «мужественную сильную красоту».

Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно - политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий. Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периода А.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипно- устойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначения сущности "новых" господ и "героев" Франции. "Мы - отвратительные варвары, живущие жизнью животных",- с горечью писал Мопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий от активной политики, приходит к идее революции. Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные, открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все же несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к декаденству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в большинстве своем исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамки буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий, приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке. Реализм этого периода тоже притерпел огромные изменения - не столько внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писатели - реалисты опирались на огромный опыт классического реализма 19 века, но не могли уже не учитывать новых горизонтов жизни человека и общества, новых открытий науки и философии, новых исканий современных им течений и направлений. Отвергая нравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить писателя в регистратора фактов, в безэмоционального "объективного" фотографа, лишенного воображения, идеала, мечты,- реалисты конца века принимают в свой арсенал научную добросовестность, глубокое изучение предмета изображения. Рожденный ими жанр научно- популярной литературы играет огромную роль в становлении литературы этого времени. Не приемля крайностей других направлений, реалисты не оставались безразличными к открытиям писателей- символистов, импрессионистов и других. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств, но по- прежнему сохраняла характер типизации. Качественно углубляются основные достижения реализма середины века - психологизм, социальный анализ,- расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры.

Мопассан (1850-1993), как и его учитель Флобер, был суровым реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если герой его книги, представитель другого сословия, хоть в чем- то поступался, приобщаясь к буржуазности, Мопассан не щадил его,- и здесь все средства для писателя были хороши. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе. произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".

Доде (1840-1897)- несколько неожиданное явление на фоне литературы данного периода и вместе с тем явление, тесно связанное с развитием творчества собратьев по перу, внешне от него далеких,- как Мопассан, Ролан, Франс. Человек мягкий и добрый, Доде был во многих вопросах упрям. Он шел своим путем, умудрившись не заболеть ни одной новомодной литературной болезнью конца века и только в последние годы жизни- жизни, исполненной вечного труда и нужды,- заплатил дань модному натурализму. произведения: роман "Тартарен из Тараскона", несколько небольших рассказов.

Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает совершенно особое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие другие великие писатели каждый по- своему мучительно искали положительные начала в плохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества изначально заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира,- его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям. произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".

Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочетались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ. Эту противоречивость и двойственность можно найти в философских поисках и политических взглядах писателя, в его отношении к искусству. произведения: романы - "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьесс и феерию.

Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени. произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести - "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, историко-культурные особенности Нового времени возникли в недрах средневековой европейской цивилизации. Поэтому их географическая локализация в целом совпадает. Вместе с тем в XV-XIX вв. европейцы колонизируют обширные территории в Америке, Азии, Африке и т.д. и включают покоренные страны в свою экономическую, политическую и культурную системы. В основном колонии играли подчиненную роль. Исключительное значение имели в истории Нового времени североамериканские колонии Англии и Франции (будущие США и Канада). Здесь влияние коренного населения и средневековых европейских традиций было крайне слабым, и особенности Нового времени смогли проявиться почти в «чистом виде». В XVII-XIX вв. происходит европеизация России, которая в свою очередь начинает заметно влиять на европейские дела. И все же культура Нового времени была по преимуществу западноевропейской.

В новой истории Европы можно выделить два периода. Первый охватывает 1640-1789 гг. В эти годы буржуазные общественные и экономические отношения окончательно вытесняют средневековые. Происходит революция в Англии (1640-1688): королевская власть ограничивается, законодательные функции и контроль за правительством переходят к выборному парламенту, юридически закрепляются права граждан. На континенте в этот период господствует абсолютная (неограниченная) монархия, хотя постепенно развивается сословное представительство. В 1776 г. принимается Декларация независимости США . В1787 г. утверждается конституция США, провозглашающая создание демократической республики. В XVII-XVIII вв. происходят огромные изменения в науке и технике, формируется философия Просвещения, в искусстве складываются стили барокко, рококо, классицизм.

Второй период новой истории - с 1789 по 1880 г.- время победы и утверждения капитализма во всей Европе. Решающую роль в этом процессе сыграла Великая французская революция 1789-1799 гг. и последовавшее за ней правление Наполеона Бонапарта (с 1799 г.- первый консул, с 1804 по 1815 г. - император Франции). В государстве Наполеона экономическая, политическая и правовая системы буржуазного общества обрели свои классические формы, которые навязывались в ходе наполеоновских войн другим странам или добровольно ими заимствовались. Происходит промышленный переворот, возникает механизированное производство, резко ускоряется экономическое развитие Европы. К середине XIX в. обостряются классовые и национальные противоречия, что приводит к революциям 1848-1849 гг., целому ряду внутриевропейских войн, гражданской войне в США (1861-1865). К 80-м годам XIX в. в Европе устанавливается политическая стабильность, сохранявшаяся до первой мировой войны (1914-1918). В XIX в. продолжается бурное развитие науки, в искусстве появляются такие стили, как романтизм и реализм.

Развитие европейской цивилизации Нового времени сочетает в себе эволюционные и революционные моменты, медленное накопление определенных явлений и резкие болезненные скачки, приводившие к переворотам в экономике, политике, культуре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арзаканян, М.Ц. История Франции: учебник для ВУЗов/ М.Ц. Арзаканян. - М.:Дрофа, 2005.- 474 с.

2. Архипов, А.А. Культура Франции: теории и проблемы: монография / А.А. Архипов. - М.: ЮНИТИ, 2010.- 109 с.

. Жирнова, Е.В. История Франции / L'Histoire de France / Е.В. Жирнова.- М.: Корона-Принт, 2011. - 398 с.

. История культуры Западной Европы в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. И.Т. Пархоменко. - М.: Центр, 2014.- 116 с.

. Культурология: учебник / под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Кредо, 2014.- 185 с.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта