История Ислама в России. ИСТОРИЯ ИСЛАМА В РОССИИ. История ислама в россии
Скачать 36.45 Kb.
|
ИСТОРИЯ ИСЛАМА В РОССИИ HISTORY OF ISLAM IN RUSSIA Аннотация. В данной работе приведены основные этапы развития Ислама в истории России от начала распространения до настоящего времени. Возрастание роли ислама в общественно-политической жизни страны. Начало становления современной системы религиозного образования. Позитивный и негативные стороны возрастания активности ислама в области благотворительности и духовно-нравственного воспитания. Annotation. This paper presents the main stages of the development of Islam in the history of Russia from the beginning of its spread to the present time. The growing role of Islam in the socio-political life of the country. The beginning of the formation of the modern system of religious education. Positive and negative aspects of the increasing activity of Islam in the field of charity and spiritual and moral education. Ключевые слова: Ислам в России, история Ислама, духовенство, мусульманское образование, ислам в современной России. Key words: Islam in Russia, history of Islam, clergy, Muslim education, Islam in modern Russia По численности верующих Ислам является второй религией после христианства. В России последователи ислама проживают практически во всех субъектах федерации и принадлежат к 40 различным этносам. Регионами компактного расселения российских мусульман являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь. Большая часть мусульман России проживают в девяти республиках: в Адыгее, Башкирии, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Татарстане, Чечне. Остальные проживают на территории различных областей Российской Федерации. В 1937 году численность мусульман в стране составляла 5,9 процента, в 1989 году — 7,9 процента, в 1994 году — более 8 процентов населения Российской Федерации. В настоящее время, по экспертным оценкам отечественных специалистов, их количество колеблется в пределах 12–20 млн человек и может составлять от 8 до 12 процентов населения России, а к 2030 году численность российских мусульман может достичь 30 млн человек. С момента появления и по сей день Ислам играет важную роль на территории всего российского государства. Началось распространение этой религии в России со взятия арабами-мусульманами в 651 году города Дербента в Дагестане, где была построена первая мечеть еще в восьмом веке. На территориях, которые сейчас являются частью России, существовали независимые исламские государства в течении тысячелетия – от начала Волжской Булгарии до самого завершения Кавказской войны: мусульмане проживали в течение всего этого периода как на территории русских княжеств, так и на территории Российской империи. Государство Волжская Булгария (современная Татария) располагалось в Среднем Поволжье и Прикамье, возникло в X веке. Торговало с Арабским халифатом и Византией, имело военное и торговое соперничество с Киевской Русью. В 919 правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу с предложением прислать духовенство для перехода страны в ислам; Волжскую Булгарию посетил с посольством Ибн Фадлан, оставивший ценные записки о Поволжье. В 922 году хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии. В 1241 году Волжская Булгария была покорена татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. В 1312 году ислам как государственную религию приняла Золотая Орда (Улус Джучи) - одно из государств-преемников империи Чингисхана, расположенное на значительной части территории современной России (Поволжье, Кавказ, Сибирь). Кроме того, с 1240-х годов (то есть со времени, когда Орда ещё была веротерпимым государством при традиционной монгольской религии элиты) вассалами Орды были православные княжества Северо-Западной, а до XIV века и Южной Руси; верховный сюзерен княжеств Северо-Западной Руси (великий князь Владимирский) до рубежа XIV и XV веков назначался ханом Орды, выдававшим ему ярлык на княжение. В 1430 году Золотая Орда распалась на Большую (1433-1502 гг.) и Ногайскую (XIV-XVIII века) Орду, а также ряд независимых ханств. На современной территории России существовали следующие исламские страны: Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство. В царском указе 1681 г. Ивана V, отношение к исламу меняется в связи с принятием доктрины православного государства. В XVII - XVIII вв. шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений мусульман. Утверждаются мусульманские праздники, мусульманские обряды, сопровождающие важнейшие события жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть). В конце XVIII в. берет свое начало особый период территориального роста России. Главным его содержанием стало включение в состав государства огромных территорий, заселенных преимущественно мусульманами. Общий надзор за жизнью российских мусульман осуществлял Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел, который в своей деятельности был обязан придерживаться «принципа полной терпимости, насколько такая терпимость может согласовываться с интересами государственного порядка». После того, как в Казань приехала императрица Екатерина Вторая в 1767 году, в России позиции ислама начали восстанавливаться. Императрица сняла все ограничения, которые существовали на строительство каменных мечетей, а также общественных зданий мусульман, а затем выпустила исторический указ "О терпимости всех вероисповеданий", который положил начало в России периоду межконфессиональной толерантности. Вскоре после этого в России появилась по указу императрицы первая официальная мусульманская организация - Оренбургское магометанское духовное собрание. Тогда же был назначен глава мусульман России, муфтий, чью кандидатуру утверждал император. Местом собрания была Уфа, а муфтии и их помощники, а также основное число мулл назначались из числа казанских татар. Эта организация была создана для того, чтобы государство могло контролировать мусульманское духовенство, и поэтому ее состав определяло правительство, для возможности использования в дальнейшем официальные исламские институты в проведении среди мусульманского населения политики российской власти. В 1817 году указом Александра I было создано Министерство духовных дел, в котором было указано, что муфтия должно избирать мусульманское общество, и в 1836 году то же положение вошло в Устав Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Но реальное положение дел было иным: муфтия все также назначал император, опираясь на представление министра внутренних дел, и закон вступил в силу только в 1889 году после внесения соответствующего изменения в законодательство Государственным Советом. На момент 1889 года ОМДС или Оренбургское магометанское духовное собрание ведало 4254 приходами, в которые входило почти три с половиной миллионов мусульман, 65 ахунов, 2734 хатыбов, 2621 мударрисов и имамов, 2783 муэдзинов. Исключительно сильный импульс пробуждению общественного сознания российских мусульман придали революционные события 1905 года и последовавшие либеральные нововведения. Подлинный расцвет пережили мусульманские пресса и издательское дело, были учреждены благотворительные организации и политические партии, действовала мусульманская фракция в Государственной думе. В годы Первой мировой войны, начиная с 1914 года, вся эта деятельность, способствовавшая десакрализации и политизации ислама, поутихла. Новые надежды пробудили у российских мусульман две революции 1917 года, которые еще сильнее вовлекли их в общероссийские социальные процессы. Однако действительный ход событий принес им тяжкие испытания: гражданская война трагически разделила мусульманские народы бывшей Российской империи между борющимися группировками, огненным смерчем прошла по Поволжью, Северному Кавказу и Крыму, погубив множество человеческих жизней и материальных богатств; лидеры исламских общин вместе со своими последователями были чаще всего на стороне тех, кто не мог принять идей атеизма и отрицания частной собственности, и потому были истреблены или выброшены за пределы Советской России; исход северокавказских и крымских мусульман был особенно велик. Остававшееся на родине большинство мусульманского населения имело еще меньше возможностей выбирать собственный путь и влиять на свою судьбу, чем при царизме, так как было крайне слабо представлено в единственной правящей партии и ее руководящих органах, которые принимали и реализовали решения. Социальные эксперименты коммунистов сопровождались жесточайшими преследованиями верующих, в том числе последователей ислама, священнослужители которого вместе с тонким слоем политически и интеллектуально активных мусульман были уничтожены или нейтрализованы. Индустриализация и коллективизация разрушили извечную опору ислама - сельскую общину и городское торгово-ремесленное сословие. Смена арабского алфавита на латиницу и затем на кириллицу, запрет любых форм религиозного обучения и воспитания, как и публичного совершения праздников и обрядов, привели к утрате преемственности в передаче культурной информации, спонтанному отрыву нового поколения от традиций предков. Навязывание атеистического мировоззрения и военизированного советского образа жизни в условиях растущей зависимости человека от технологических и управленческих систем сделало даже соблюдение индивидуальных обязанностей мусульманина весьма затруднительным и предосудительным. В первые годы Советской власти религиозная активность духовенства в стране сохранялась. Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х приняла воинствующий характер; разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. В годы Второй мировой войны власти ослабили запрет на религию и разрешили открыть некоторые мечети, однако с приближением победы они обрушили на мусульманские народы репрессии необычайной жестокости. Крымские татары, чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы были выселены из родных очагов и депортированы в азиатскую часть СССР. Значительное их число (от одной трети до половины) погибло. В 1944 году Центральное Духовное Управление мусульман разделено на 4 независимых управления и переименовано в Духовное Управление мусульман Европейской части СССР и Сибири. Падение авторитарного режима способствовало усилению процесса возрождения ислама, начавшегося в период "перестройки". Резко возросла доля населения, относящая себя к числу верующих мусульман. Во много раз увеличилось количество религиозных организаций. В доперестроечный период на законном основании в Российской Федерации функционировало менее 200 мусульманских религиозных обществ. Их деятельностью руководили два Духовных управления мусульман, располагавшихся в Уфе и Махачкале. Духовных учебных заведений не было. По нескольку молодых людей из России обучалось в мусульманских религиозных учебных заведениях Узбекистана и ряда зарубежных стран. Своих печатных изданий мусульмане России не имели. На 1 января 1998 года, в министерстве юстиции России и его органах в субъектах федерации были зарегистрированы и действовали 2734 мусульманских религиозных общества (не меньшее число их действует без регистрации, что разрешено законом) и 106 духовно-образовательных учреждений, в том числе Высший исламский духовный колледж и медресе в Москве, медресе "Мухаммадийя" в Казани, Исламский институт им. имама аш-Шафии и медресе в Махачкале, медресе в Уфе и др. В них обучаются многие сотни будущих служителей религии и тысячи верующих, желающих углубить свои познания в области истории ислама и его вероучения. Кроме того, в исламских учебных учреждениях зарубежных стран обучаются сотни россиян. Заметно активизировалась в последние годы богословская мысль. Небывалыми тиражами издаются Коран, сборники хадисов, другая религиозная литература. Многие исламские организации имеют свои печатные органы. Наибольшей популярностью у верующих пользуется газета Духовного управления мусульман Европейской части России "Ислам минбаре" (Трибуна ислама), выходящая тиражом 6,5 тысячи экземпляров. Тысячекратно увеличилось число верующих, направляющихся в паломничество к святым местам в Саудовской Аравии. Широкое развитие получает благотворительная деятельность мусульманских организаций. Они проводят также большую воспитательную работу с заключенными в исправительно-трудовых учреждениях, выделяют средства для поддержки подшефных детских домов, домов инвалидов и престарелых, оказывают материальную помощь беженцам, выделяют ежемесячные денежные пособия инвалидам и одиноким людям, стипендии студентам, организуют правозащитную работу, систематически устраивают благотворительные обеды, концерты и т.д. Религиозное возрождение сопровождается возрастанием роли ислама в общественно-политической жизни страны. В советский период исламские организации, находившиеся под тотальным контролем государства, имели возможность выражать лишь солидарность с позицией правительства по вопросам внешней и внутренней политики. Происходило это на различного рода международных форумах и в проповедях, произносимых в зарегистрированных мечетях. Теперь мусульманские организации участвуют в разработке законопроектов, свободно высказывают свои позиции по вопросам образовательной, экологической, молодежной, экономической, налоговой политики, по проблемам реформирования различных сторон жизни общества, причем эти позиции нередко существенно отличаются от линии, проводимой правительством. Они принимают активное участие в миротворческой деятельности, особенно связанной с урегулированием межнациональных конфликтов, возникающих на территории страны. Одной из особенностей общественной жизни последнего времени стало возникновение исламских общественно-политических объединений. Одни из них проявили себя достаточно ясно на региональном уровне (партия "Иттифак" в Татарстане, Исламская демократическая партия в Дагестане), другие - на федеральном уровне (Исламская партия возрождения, общественно-политическое движения "Союз мусульман России", "Hyp" (Свет") и "Мусульмане России"). Самые различные общественные движения и политические силы России, особенно в республиках и областях со значительным процентом мусульманского населения, пытаются ныне опереться на ислам. Преемственность всякой исламской общины обеспечивалась системой религиозного образования, обязательным элементом которой было обучение языку Корана, т.е. литературному арабскому; так было и в России. Самые ранние известия об исламизации этого региона упоминают наличие школ (куттаб, мадраса) наряду с мечетями, помещения которых также использовались для преподавания, но нет сведений о какой-либо местной их специфике. Служители исламского культа, как правило, обучали детей и взрослых грамоте. Конкретные сведения о мадраса, в которых готовили духовных наставников, учителей и управленцев, имеются для времени Екатерины II: в 1771 году были открыты в Казани мадраса Апанаевская и Ахундовская, в 1780 году - Амирхановская. Расцвет системы мусульманского образования в регионе приходится на конец XIX - начало XX веков. Мусульмане регионов, входивших в состав Российской империи, испокон веков были потребителями религиозной литературы, созданной в других регионах на арабском и персидском языках. Местные авторы изредка писали комментарии на отдельные произведения или делали из них извлечения, обычно в учебных целях. Опыты использования кавказских языков для изложения исламского учения относятся только к концу XIX - началу XX веков. Библиотеки некоторых мечетей и мадраса, а также отдельных ученых нового времени, судя по их уцелевшим остаткам, содержали и старинные рукописные экземпляры, но происходят они из центров исламской учености на юге; местные же рукописи чаще всего представляют собой ученические копии и разного рода сборники смешанного содержания. Дело тут не только в плохой сохранности и сознательном уничтожении всего, что писано арабским алфавитом, но и в распространении печатной книги, сильно потеснившей рукописную. Первое издание Корана в арабском оригинале было осуществлено в типографии И.К.Шнора в Санкт-Петербурге в 1787 году и повторено там же несколько раз, а затем ее оборудование было перевезено в Казань и передано (из цензурных соображений) сначала Первой гимназии, позднее - Университету. Здесь печатали Коран, экземпляры которого расходились по всей России и за ее пределами. Кроме казенной учреждались позднее и частные типографии с конца XIX века не только в Казани, но еще в Петербурге, в городах Поволжья, Крыма и Дагестана; выпускали они разнообразную мусульманскую религиозную литературу значительными тиражами из года в год вплоть до 1917 года. Татарский календарь, выходивший с 1857 года в Казани, стал первым мусульманским периодическим изданием в России. В 1883 году Исмаил-бей Гаспринский начал издавать в Бахчисарае газету "Тарджуман", с 1905 года число мусульманских газет и журналов увеличилось. С каждым годом они приобретали все более светский характер. В советское время вся мусульманская пресса сошла на нет. Тогда кадры мусульманского духовенства России в основном готовили в расположенном в Бухаре медресе «Мири-Араб», а также в Ташкентском исламском институте имени имама Аль-Бухари. На территории России в период с 1930-х годов до 1988 года никаких мусульманских образовательных учреждений официально не было. Становление современной системы религиозного образования в России началось в 1988 году, когда при Московской соборной мечети начали действовать курсы по изучению Корана, слушателями которых были только взрослые люди (в 1989 году набрали также детей). В 1989 году открылось медресе имени имама Ризаутдина Фахретдина в Уфе, в 1990 году основано Закабаное медресе в Казани (впоследствии Казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама). До 1991 года начальные и средние медресе появились в Дагестане и Чечне. В 1990-е годы возникали многочисленные самодеятельные кружки, центры по изучению основ ислама. Тысячи молодых мусульман из России отправились на обучение в зарубежные исламские учебные заведения. Возвратившиеся на родину выпускники зарубежных исламских университетов часто предъявляют более жёсткие требования к единоверцам в отношении соблюдения обрядов, подчеркивают «неполноценность» местного ислама. В самой России на средства благотворительных фондов были открыты десятки учебных заведений, которые также вели обучение по отличающимся от российских программам. 3 марта 2005 года на заседании Совета муфтиев России было принято решение о создании Совета по исламскому образованию, который принял Единый образовательный стандарт по исламскому религиозному высшему образованию. В нём была дана характеристика специальности «Исламское богословие». При получении этой специальности присваивается квалификация «проповедник-богослов (имам-хатыб), преподаватель». Всего по состоянию на начало 2007 года в России насчитывалось 75 зарегистрированных средних и высших мусульманских учебных заведений; их общее число составило 229 (26 высших учебных заведений и 203 средних). В конце 2006 года при участии Управления внутренней политики Администрации Президента РФ был создан Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 775-р от 14.06.2007 г. был утверждён План мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама в 2007—2010 годах. Задачей этих мероприятий является подготовка достаточного количества лояльных государству специалистов для работы в исламских религиозных объединениях (священнослужителей, преподавателей исламских учебных заведений, служащих аппаратов духовных управлений и издательств) для противодействия дальнейшему распространению радикального ислама. На эти цели было предусмотрено выделение из федерального бюджета значительных средств, что было осуждено некоторыми экспертами. В 2017 году в городе Болгар Республики Татарстан открылась первая в России исламская академия — Болгарская исламская академия. Возрождение ислама в России сейчас сильно сказывается на развитии культуры народов, для которых ислам является традиционной религией. Исламские мотивы широко входят в произведения литературы и искусства. Видное место в населенных пунктах начинают занимать элементы мусульманской архитектуры. "Второе дыхание" получили многие национальные традиции и обряды, с которыми раньше велась упорная борьба под видом преодоления религиозных пережитков. Многофакторный характер исламского возрождения в современной России имеет различные последствия. Позитивный характер имеет возрастание активности ислама в области благотворительности и духовно-нравственного воспитания верующих. Как и другие мировые религии, ислам в качестве традиционной для России религии (в той мере, в какой он избегает политизации) содействует социальной стабильности, укреплению семьи, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Негативный социальный характер имеют последствия активизации так называемого «политического ислама» в России. Политизация ислама подпитывает его радикальные течения и способствует распространению радикальных течений, нарушает принципы толерантности. Сегодня одним из важных направлений совершенствования законодательства в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций должно стать законодательное регулирование как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации деятельности православных, мусульманских и других традиционных для России религиозных организаций в сфере благотворительности и милосердия, духовно-нравственного воспитания молодежи, в пропаганде здорового образа жизни, борьбе против алкоголизма, наркомании, преступности. В последние годы предпринимаются попытки принятия концептуальных документов, способствующих осмыслению серьезных богословских проблем и объединению мусульман России. В 2013 году принят документ «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития», в 2015 году — Социальная доктрина российских мусульман, которые нацелены на выработку единой концепции по наиболее важным вопросам исламского богословия и общей позиции в определении места и роли ислама в современной идейно-политической жизни России. В современной России народы, исповедующие ислам проходят процесс воссоединения со своими братьями по вере за рубежом, что идет на пользу осознанию российских мусульман себя как части большого мусульманского мира, изучению ими своей исламской культуры и истории, получению нового исламского образования. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. История Ислама в России: [Электронный ресурс ].- (https://www.vuzlit.ru/361986/istoriya_razvitiya_islama_rossii/) 2. Ислам в Российской империи: [Электронный ресурс]. -( https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/151766/) 3. Ислам в Российской империи: [Электронный ресурс].- ("https://medinaschool.org/rss") 4. Ислам в Совесткое время: [Электронный ресурс].- ("https://medinaschool.org/rss") 5. История Ислама в России: [Электронный ресурс ]. -(https://ru.wikipedia.org/wiki/Ислам_в_России) 6. Ислам в современной России:[Электронный ресурс].- ( https://old.islam-today.ru/blogi/rafik-muhametsin/islam-v-sovremennoj-rossii/) |