Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова: городище, находки, золотая орда, реконструкция, раскопки.

  • В настоящее время

  • ооо. статья сарайчик. История изучения средневековго города сарайчика


    Скачать 21.17 Kb.
    НазваниеИстория изучения средневековго города сарайчика
    Дата20.12.2021
    Размер21.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файластатья сарайчик.docx
    ТипСтатья
    #310453

    ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВГО ГОРОДА САРАЙЧИКА

    Сдыков М.Н.

    д.и.н., профессор Западно-Казахстанский унивеситет им.М.Утемисова

    Каженова А.С.

    магистр, Западно-Казахстанский унивеситет им.М.Утемисова,Уральск,Казахстан
    Аннотация. Данная статья посвящена истории изучения средневекого города Сарайчика на территории Западно-Казахстанской области. В работе отражен вклад археологов А.Х. Маргулана, З. Самашева и российских исследователей в изучении археологии Западно-Казахстанской области. Были проанализированы публикации Молдаша Бердимуратова, директора музея-фонда «Хан Ордалы Сарайшык», в с. Сарайшык, Махамабетского района Атырауской области. В данной статье были рассмотрены проблемы средневекого города Сарайчика, и пути решения проблем.

    Ключевые слова: городище, находки, золотая орда, реконструкция, раскопки.

    На берегу Урала, в полусотне километров от Атырау, лежит знаменитое древнее городище Сарайчик - один из геополитических центров Золотой Орды, Ногайского, а позже - и Казахского ханства. Известно, что первые археологические раскопки, принадлежат А.Х. Маргулану, З.Самашеву и другим археологам.

    Следует упомянуть, что Сарайчик, согласно легенде, город был построен по приказу Батыя, внука предводителя монголов Чингисхана, покорителя Руси и Восточной Европы. При его потомке Узбек-хане Сарайшык разросся, превратился в крупный торговый центр, а затем и в летнюю столицу ханов Золотой Орды.

    Через него пролегал Великий Шелковый путь из стран Европы и столицы Золотой Орды Сарай-Бату на Волге в города Хорезма, Казахстана, Индии, Ирана и Китая. До нас дошли описания многочисленных купцов и путешественников о направлении этого пути.
    Проблема сохранения культурных остатков Сарайчика является особо актуальной, поскольку ежегодно в результате обрушения берега реки Урал культурные слои городища шириной от 2 до 3 метров и длиной до 600 метров исчезают. Безусловно, необходимо принятие срочных мер для сохранения уникального памятника Казахстана. Решение вопросов изучения и сохранения Сарайчика связано с государственной программой "Культурное наследие". Все эти данные будут, несомненно, интересны гостям и туристам Атырау. После распада Золотой Орды с 1391 г. Сарайчик становится центром Мангытского Юрта, окончательно сформировавшегося в самостоятельное

    Первые исследования развалин древнего городища проводились еще в 1937 году. Однако регулярные археологические раскопки начались только в 1996-м при государственной поддержке. Так, были выкопаны фундаменты уникальных по архитектуре сооружений. В том числе большой гостиный двор, мечеть, ремесленные усадьбы, баня. Ученые установили, как выглядел типичный дом в Сарайшыке на протяжении веков. Раскопали аналоги современных гостиниц – дворцовое сооружение типа «ханы» и захоронения знатных людей. Среди находок – предметы повседневного быта: горшки, кувшины, чаши, а также изящные ювелирные украшения. В ходе раскопок археологи обнаружили несколько кладов с серебряными и медными монетами.
    В ходе стационарных исследовании Западно-Казахстанской экспедиции Института археологии им. А. X. Маргулана под руководством авторов в 1996-2000 гг. была вскрыта значительная площадь городища на разных его участках, относящаяся к первому периоду. Выявлены домостроения первых жителей. Видимо, строительство города осуществлялось по единому плану, с учетом традиций возведения кочевнических городов. Обнаруженные дома были сооружены из сырцового кирпича, имели по две-четыре комнаты размерами 4x5 метров. В комнатах вдоль трех стен непременно находилась лежанка-суфа шириной от 1,5 до 2 м, обогреваемая дымоходными горизонтальными каналами, которые были устроены внутри нее. Они шли от очага с тандыром и выводились из комнаты через вертикальный ход, сделанный внутри стены в трубу на крыше. Все стены и суфы были обмазаны слоем глиняной штукатурки и побелены. На одной из суф были найдены остатки войлочного ковра. Полы делались из утрамбованной глины.
    Город, находясь на перекрестке караванных путей, был, естественно, вовлечен в широкую международную торговлю. Оживленная торговля велась с Китаем и Кавказом, с Ираном и Индией, со Средней Азией, восточной Европой, Крымом и Русью. Китайский фарфор украшал дастарханы зажиточных горожан. Этот высочайшего качества фарфор представлен среди сарайджуковских находок в основном посудой светло-салатного цвета, которую в Европе называли селадоном. Помимо разнообразных растительных орнаментов, украшавших изделия, облаков, птиц и так далее, на фрагментах чаш были обнаружены иероглифы. Иранские и сирийские стеклянные кувшины, стаканы, лампы с росписями из разноцветных эмалей и золота радовали взгляд. Изящно отделанные хорезмииские каменные котлы высоко ценились горожанами - считалось, что в них пища приобретает особый вкус.
    В 2012-2013 годах в казахстанской прессе пестрили заголовки о том, что древний город находится на грани исчезновения. По подсчетам, из-за обрушения берега за один год на дно реки могли уйти культурные слои городища до трех метров шириной и до 600 метров длиной. Вопрос сохранения ценного памятника культуры поднимался, как на уровне правительства, министерства, так и местных властей. Члены специальной комиссии рассматривали два варианта по спасению городища: изменение русла реки и возведение бетонной набережной.
    В 2016 году наконец было принято решение о проведении берегоукрепительных работ. Из местного бюджета было выделено свыше 1,6 миллиарда тенге. Строительствозащитно-береговой дамбы высотой 3,6 метра и длиной 1,5 километра завершилось в 2018 году. После этого археологи возобновили исследования древнего городища. В первые же дни работ они раскопали средневековую мельницу. В прошлом году на северной стороне была выкопана цитадель. Ее реконструкция планируется осенью 2020 года.
    Особый статус памятника культуры развалины древнего города получили еще в 1980-х годах. С приобретением независимости осознание значимости истории Сарайшыка, наследие, которое город оставил для духовной связи поколений, и то, какую роль он сыграл в становлении казахской государственности только укрепилось. В 1999 году здесь был построен историко-мемориальный комплекс. В него вошли музей, мечеть и ханский пантеон высотой 17 метров. Имена семи ханов и даты их правления высечены на черном мраморе. Тогда целью было донести историю народа, проживавшего на этой территории, подрастающему поколению. Сейчас в музее насчитывается свыше четырех тысяч экспонатов, относящихся к разным историческим периодам. Самый старый из них – пшеничная мельница VII века. Еще один уникальный экспонат – книга Абая, написанная на латыни.
    Со временем пришло понимание, что богатейшая история, неразгаданные загадки и легенды, древние руины формируют уникальную атмосферу и придают своеобразный колорит региону, привлекая сюда все больший интерес со стороны как казахстанцев, так и иностранных гостей. А популяризация места может сделать Сарайшык – центром притяжения туристов, тем самым стать дополнительным инструментом для роста региональной экономики и создания новых рабочих мест.
    В 2017 году городище Сарайшык было включено в карту сакральных мест Казахстана – это один из проектов по развитию туризма программной статьи Нурсултана Назарбаева – модернизации общественного сознания «Духовные святыни Казахстана». Всего в культурно-географический пояс святынь вошли 205 национально важных и 575 региональных объектов.
    В настоящее время в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» ведется работа над проектом строительства визит-центра государственного историко-культурного музея-заповедника «Сарайшык».
    Как показывает мировая практика, восстановление исторических мест является эффективным инструментом в популяризации страны. Знакомство с обычаями, традициями, обрядами, архитектурой, культурой и языкомстановится особенно актуальным в условиях жизни в многонациональных мегаполисах.

    Также городище Сарайшык можно рассматривать в комплексе с другими интересными и особенными местами региона. В Атырауской области есть семь исторических объектов, которые входят в число сакральных мест Казахстана. Помимо Сарайшыка это мавзолей Махамбета Утемисова, некрополь Акмешит, подземная мечеть Кулшаната, курган Аралтобе, гора Иманкара и некрополь Ушкан.Еще эта часть Казахстана славится плато Актолагай и Аккерегешын, нарынскими песками и цветами лотоса.
    В настоящее время городище быстро исчезает с лица земли. Этот процесс связан с изменением русла реки Жайык — Урал. Неоднократно проводившиеся здесь археологические раскопки позволили сохранить для нас облик древнего города и предметы быта горожан, со всем этим туристы могут ознакомиться, посетив Музей заповедник — «Хан Ордалы Сарайчик».
    Музей-заповедник «Хан Ордалы Сарайшык» был открыт в 1999 году, на основе объектов и экспонатов собранных учеными за многие годы археологических раскопок. В состав музейного комплекса помимо самого музея, входит Ханский Пантеон, а также руины зданий и остатки крепостных стен древнего города Сарайшык. В музее можно увидеть реконструированный макет города Сарайшык, на нем в точности воспроизведен облик города в XIV веке. Кроме музея в состав комплекса входит Ханский Пантеон, который представляет из себя восьмигранное сооружение, высотой 17 метров. Между стенами пантеона установлены памятники семи ханам, захороненным в Сарайшыке. На черном мраморе высечены имена ханов и указаны даты их правления.
    Из истории Казахстана известно, что точное и безоговорочное заключение о том, что «город сооружен в ХII веке», было сделано основоположником казахской археологии Алкеем Маргуланом по результатам раскопок, которые были проведены в 1950 году. Проводившие раскопки в последние годы на месте захоронения города ученые Республиканского института археологии также доказывают правильность изложенного выше мнения. При поддержке занимавшего в то время пост акима Атырауской области Имангали Тасмагамбетова в 1999 году на месте захоронения города Сарайчика был построен историко-мемориальный комплекс. Донести историю, прожитую нашим народом, в качестве яркого примера подрастающему поколению – есть единственная цель создания такого, безусловно, красивого памятника архитектуры. Строительство мемориала началось 2 мая 1999 года, и в этом же году, 3 сентября, состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
    В конце прошлого года в акимате Атырауской области прошло заседание, посвященное проблемам Сарайчика. Тогда заместитель акима области Шынгыс Мукан сообщил, что аким области Бактыкожа Измухамбетов обратился с данным вопросом в правительство. В результате была создана специальная комиссия, в состав которой вошли представители всех компетентных органов.
    Археолог Зейнолла Самашев предложил членам комиссии два варианта спасения городища. Первый вариант – укрепление берега реки, омывающей уцелевшие стены городища, которые сейчас буквально рассыпаются. И второй – направление реки Урал в этом месте в старое русло. В середине прошлого столетия Урал после наводнения выбрал себе другое русло. И если вернуть его в прежнее, то древние останки находились бы в земле, а из-под освободившегося русла можно будет извлечь смытые с городища артефакты и устранить угрозу исчезновения города Сарайчика.
    .

    Список использованной литературы


    1. Пачкалов А.В. Новые книги по археологии и нумизматике городища Сарайчик // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск. № 1/2007.




    1. Байпаков К.М., Самашев З.С. Становление археологии в казахских степях // изд.өнер.-Алматы,2006.-12 с.




    написать администратору сайта