Главная страница
Навигация по странице:

  • 10.Принятие христианства и его последствия

  • «Удельный период»: превращение Киевской Руси в федерацию княжеств

  • 12.Основные этапы объединения русских земель. Московское царство

  • 13.Становление и эволюция средневековой цивилизации в Западной Европе.

  • 14. Идеи Возрождения и Реформации – идеологическая основа Нового времени

  • История. История как наука, ее предмет, цель и задачи


    Скачать 183.51 Kb.
    НазваниеИстория как наука, ее предмет, цель и задачи
    АнкорИстория.docx
    Дата14.03.2017
    Размер183.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория.docx
    ТипДокументы
    #3771
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Исторический выбор русских земель в XIII в.

    В XIII в. Русь оказалась перед сложнейшим выбором: на какую цивилизацию – европейскую или монгольскую, западную или восточную – надо теперь ориентироваться. Нашествия монголов и крестоносцев, произошедшие практически одновременно, заставили русские земли сделать определенный выбор. Невозможность одновременной борьбы на два фронта поставила перед Русью в крайне острой форме вопрос: на кого опереться в борьбе за выживание – на монгол против крестоносцев или на католическую Европу против Орды?

    Несмотря на тяжесть ордынского ига, Русь сохраняла свою государственность, русскому народу не угрожала ассимиляция с завоевателями. Стоявшие на более низкой ступени общего развития монголы не могли навязать русскому народу свой язык и культуру. Агрессия же крестоносцев угрожала не только государственному, но и национальному существованию и культурному развитию русского народа. В отличие от монгол, которые не вмешивались во внутреннюю жизнь страны и дела церкви, европейские феодалы строили на завоеванных восточных землях свои замки, костелы, обращали население в католичество, подчиняли себе крестьянское и городское население

    Ряд князей во главе с Александром Невским считали совершенно нереальной как военную, так и политическую борьбу с Ордой и особенно отрицательно относились к идее отказа от идеологической независимости Руси, т.е. от православия. Это был чисто прагматический подход к определению направления русской политики в отношении Орды. Он базировался на трезвом учете реальных условий, т.е. на полном отсутствии возможностей для Руси восстановить разрушенные ордынскими завоевательными войнами производительные силы, численность населения и военную мощь Руси в исторически обозримое время. Участие в политических акциях Орды рассматривалось на Руси как крайне нежелательное, но вынужденное явление, позволяющее, по крайней мере, использовать авторитет и потенциал монголов против военной и конфессиональной агрессии с Запада. Союз с монголами создавал прочный тыл для борьбы с западноевропейской агрессией.

    Но значительная часть князей считала иначе. Великий князь Даниил Романович Галицкий сделал ставку на Запад, пытаясь найти там союзников в борьбе с Ордынским государством. При помощи владимирского князя и европейских рыцарей его войска смогли в 1252 и 1254 гг. отразить нападения ордынцев на Галицкую землю. Галицко-Волынское княжество достаточно долго сохраняло политическую независимость, успешно отражая ордынские набеги. За успехи в борьбе с Ордой Даниил Романович получил от папы римского титул короля Галиции и Лодомерии.

    Оставшийся номинально великим князем всей Руси Ярослав II Владимиро-Суздальский (он же Ярослав III Киевский) тоже считал, что необходимо готовиться к освобождению от монголо-татарского ига в тесном союзе с Западом, и в связи с этим начал сношения с папой римским и императором Священной Римской империи германской нации. Его сын Андрей Ярославич, ставший великим князем в 1249-1252 гг., также ориентировался на Запад, на союз с Даниилом Галицким и Новгородом. Он был готов ради тесного военно-политического союза с Западом поступиться даже идеократической независимостью Руси, т.е. перейти под эгиду католической церкви.

    Для Руси, расположенной между Европой и Азией, было крайне важно, в какую сторону она повернется лицом – на Восток или на Запад. Решение этого вопроса не было фатально предрешено. Учитывая реально существовавшую феодальную раздробленность, ясно, что окончательный выбор каждое княжество должно было делать самостоятельно. Но при этом фактор территории, географического положения играл существенную роль. Не надо забывать и то, что монгольское нашествие непосредственно не привело к завоеванию северо-западных территорий Руси. Итог борьбы с внешним врагом в XIII в. привел к тому, что единая Русь оказалась разделенной на самостоятельные части, в каждой из которых возобладала своя цивилизационная ориентация.

    Можно выделить три основных варианта цивилизационного развития, по которому пошли русские земли:

    Московский, который развился в неограниченную монархию и представлял континентальный тип цивилизации с сильной ориентацией на Восток.

    Новгородский, где существовала республиканская форма общественного устройства и который развился в морской тип цивилизации, при этом тяготеющий к европейской ориентации.

    Литовский, в котором развивался вариант ограниченной монархии по общеевропейскому типу.

    Территория ядра Литовского государства относится к прибрежному типу цивилизации, сочетающем элементы и морской, и континентальной цивилизации. Но по мере присоединения русских земель Великое княжество Литовское все больше приобретало черты континентальной цивилизации, которая колебалась в выборе ориентации между Европой и Русью. После объединения с Польшей она приобрела европейскую ориентацию.

    Выбор Александра Невского позволил сохранить основы идеократической государственности Северо-Восточной Руси, что позволило позднее ей стать независимым государством. Выбор Даниила Галицкого привел к тому, что Юго-Западная и Южная Русь утратили основы национальной государственности, превратившись в составную часть Польско-Литовского государства.
    9. Монгольское завоевание Руси. Взаимоотношения русских княжеств с Золотой Ордой

    1237-1480 – захват Руси татарами. Нашествие Батыя жестоко разорило Русь. Пострадало очень крестьянство, горожане; ремесленное производство пришло в упадок, исчезли целые специальности, на полвека замерло каменное строительство. Но самый тяжелый урон был нанесен феодалам: князьям и дружинникам. Именно они, профессиональные войны, первые гибли на поле боя. Состав дружин сменился едва ли не полностью. На смену погибшим пришли совсем иные люди – выходцы из непривилегированных слоев общества. Они привыкли быть не соратниками, а покорными слугами. Так монгольское вторжение резко усилило процесс превращения князя из “первого среди равных” в полновластного господина. После нашествия Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Монголы ограничились взиманием дани (“выхода”). Власть осталась в руках русских князей, подчиненных теперь воле ордынского хана. Они получали “ярлык” (т.е. подтверждение своих прав) на великое княжение. Ханы стремились превратить князей-вассалов в “служебников”, но князья всячески сопротивлялись.Итак, основные аспекты влияния тотаро-монгольского ига:

    1. Отставание от западноевропейских стран прогрессирует.

    2. Монголы не жили на подчиненных территориях, а обкладывали ее данью; ни культура русского народа, ни менталитет не изменился.

    3. Усиление преклонения перед властью (1480г. – когда иго заканчивалось, русское самодержавие считало себя преемником власти тотаро-монгольских ханов).

    4. Способствовало развитию тенденций к объединению.

    5. В русский язык много татарских слов вошло.

    6. Эффективная финансово-адм. система, налоговая система, которой не было даже в Зап. Европе.

    7. Все финансовые термины – татарского происхождения (казна, таможня, кабала – долговое рабство, кабак, деньги, дороги, драги, пути, копейка, алтын).

    8. Военные организации многое перенимают от ига.

    9. Дипломатический стиль (переписка, оформление док-ции).
    10.Принятие христианства и его последствия

    Причины и последствия принятия Русью Христианства. Дохристианская религия у Восточных славян называлась язычеством поклонялись многим богам и силам природы. Авсень – бог смены времён года. Перун – бог молнии и грома. Христианство приняли в 998г. Цели принятия христианства:

    1. Т.к. языческая религия тормозила развитие зарождающихся феодальных отношений и не способствовала объединению Руси, князь Владимир принял решение объединить все славянские племена при помощи единой религии – христианства. 2. Поставить вровень с развитыми христианскими гос-вами Русь. 3. Укрепить дипломатические и торговые отношения с христианскими странами. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА: принятие христ-ва способствовало бурному, стремительному развитию страны. Приглашённые из Византии мастера строят храмы, украшают их фресками, мозаикой, иконами. Русские мастера учатся у них. Изменяется сель. хоз-во. Появляется огородничество. Прибывшее из Византии духовенство готовит кадры для церкви и как следствие распространяется знания и грамотность. Организуются школы. Молодых людей посылают на учёбу за рубежи страны. Вводится летописание. Русь начинает чеканить золотую монету. Древняя Русь постепенно становится гос-вом новой, высокой культуры. Укрепляются торговые отношения с христ-ими странами.


    1. «Удельный период»: превращение Киевской Руси в федерацию княжеств


    Причины распада Руси на удельные княжества, окончательно наступившего с 1132 г., в целом былиобщими для Руси и большинства стран Западной Европы:
    1) развитие и укрепление частного феодального землевладения с наследственной (вотчинной) собственностью (ранее земли могли передаваться князем от одного другому);
    2) отставание от этого процесса слаборазвитых хозяйственных связей между регионами, в условиях господства натурального хозяйства.
    Это – 2-й этап формирования традиционного общества на Руси. В княжеских междоусобицах борьба шла уже не за власть над всей Русью, а за расширение собственных уделов, в лучшем случае – за первенство.
    Особенностью феодальной раздробленности на Руси сравнительно с европейскими странами была упрощенная феодальная иерархия: она насчитывала всего 3 основные ступени – великие князья, удельные князья и их бояре (приближенные), а все княжеские фамилии являлись ответвлениями всего лишь двух родов – правящей династии Рюриковичей и Гедиминовичей (потомков литовского великого князя Гедимина).
    Основными центрами Руси периода удельной раздробленности стали великие княжества Владимиро-Суздальское (с 1169 г., после победы его князя Андрея Боголюбского над Киевом, город Владимир стал номинальной столицей всей Руси), Киевское (по традиции Киев долго еще оставался культурным и церковным центром Руси, лишь в 1299 г. глава русской церкви – митрополит – переехал во Владимир), Галицко-Волынское на западе и Новгородская феодальная республика. Как и находившаяся в зависимости от нее Псковская республика, она представляла редкое и любопытное явление в средневековом мире (аналоги в Европе – Венецианская, Генуэзская республики). В нем сохранялась унаследованная от первобытной демократии власть всенародного собрания – веча, избиравшего высшую исполнительную власть в лице посадника; реально управление находилось в руках боярской олигархии.
    Наиболее крупными событиями внешней политики данного периода стала успешная борьба с агрессией западных рыцарей-крестоносцев, закончившаяся победами князя Александра Невского (одного из популярнейших русских святых) над шведами в Невской битве 1240 г. и над немецкими рыцарями Ливонского ордена в Ледовом побоище 1242 г.
    12.Основные этапы объединения русских земель. Московское царство
    В начале XIV в. усилился процесс объединения русских земель в единое централизованное государство, который закончился в основном в XVI в. Следует отметить, что объединительный процесс был закономерным в развитии всех европейских стран, но на Западе он завершился главным образом в конце XV – начале XVI вв. На Руси первые попытки объединения появились во Владимиро-Суздальском княжестве еще в XII–XIII вв. при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Но этому помешало монгольское нашествие, которое надолго задержало развитие экономических и политических предпосылок объединения. В начале ХIV в. этот процесс возобновился на основе национально-освободительной борьбы с иноземным игом.
    Основной причиной усиления объединительных тенденций на Руси в отличие от Запада было укрепление и развитие феодальных отношений, дальнейшее усиление вотчинного и поместного землевладения.

    Весь долгий путь объединения можно условно разделить на три этапа. Первый: конец XIII в. – 1380-е гг.; второй: 1380–1462 гг.; третий: 1462 г. – середина XVI в.

    На первом этапе происходил заметный прогресс в развитии и укреплении северо-восточных княжеств. Шла борьба между Владимиром, Нижним Новгородом, Москвой и Тверью за политическое господство.

    После Куликовской битвы начался второй этап объединительного процесса. Дмитрий Донской провел большую работу по упорядочению сбора податей с княжеств в пользу государства, попытался создать собственную денежную систему, не зависимую от Золотой Орды, реформировал процесс создания княжеских ополчений, из которых позже должно было получиться единое войско.

    В первой половине XV в. происходила ожесточенная борьба с противниками централизации, окончившаяся при Иване III полной победой московских князей. И с этого времени можно говорить о третьем этапе формирования единого Российского государства, когда в результате ожесточенной борьбы Московскому княжеству были подчинены Ярославское, Ростовское, Козельское, Тверское княжества, Новгородская республика и другие земли. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462–1505 гг.) и Василия III (1505–1533 гг.).

    Начиная с правления Ивана III Русское государство активно развивало международные связи. В конце XV в. были установлены посольские связи с Германией, Венгрией, Турцией, Персией. При Василии III были установлены дипломатические отношения с Францией, Индией и другими странами. В результате женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина, у Московского государства появился византийский герб – двуглавый орел, который был соединен с прежним московским гербом, где был изображен Георгий Победоносец. В это же время у московских государей появилась и шапка Мономаха – символ наследия византийской короны. Получила распространение и доктрина, в соответствии с которой Москва (как наследница Константинополя – Второго Рима) является Третьим Римом, последним и вечным царством всего православного мира.
    13.Становление и эволюция средневековой цивилизации в Западной Европе.

    Центр формирования Западноевропейской средневековой цивилизации в пространственном отношении включал территории нынешних Италии, Франции, Германии и Англии. Становление единой Западноевропейской цивилизации проходило в борьбе двух тенденций центробежной и центростремительной.

    Единство западноевропейской цивилизации формировалось на протяжении всего Средневековья. Западноевропейская средневековая цивилизация включала сложный комплекс многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными связями. В итоге всех изменений в конце Средневековья политическая карта Европы представляла собой следующее. В Западной и Юго-Западной Европе существовали три крупных централизованных государства Англия, Франция и Испания. К этому перечню можно добавить королевства Шотландию, Ирландию и Португалию. В центральной части Европы находились сильно раздробленные Священная Римская империя и Италия, между которыми располагался Швейцарский союз. На севере Европы политическую ситуацию определяли и контролировали Дания и Швеция. Весь юго-восток Европы находился в руках Византийской империи. У восточных рубежей Западноевропейского мира располагались Королевство Польское и далее Русское государство, Великое княжество Литовское, Венгрия, на пути к Балканам лежали земли Ливонского ордена. Если учесть, что к началу становления Средневековой цивилизации почти 90% европейских земель населял многоэтничный варварский мир, то станут очевидными роль этой цивилизации и значение того прорыва, который был совершен в Европе на протяжении одного тысячелетия.

    Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, — протестанство;складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей;

    закладываются основы современной науки и системы образования;

    готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

    В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

    раннее Средневековье (V—Х вв.) — идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

    классическое Средневековье (XI—XV вв.) — время максимального развития средневековых феодальных институтов;

    позднее Средневековье (XV—XVII вв.) — начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.
    14. Идеи Возрождения и Реформации – идеологическая основа Нового времени

    В XV-XVI вв. два ярких явления – Возрождение (или Ренессанс) и Реформация, произвели революцию в общественной жизни Западной Европы.

    Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация – обновление церкви, сопровождающееся всплеском религиозных чувств.

    Объединяет эти два явления то, что разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

    Культура Возрождения зародилась в Италии во второй половине XIV века и продолжала развиваться до XVI века, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. В развитие идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альбертии Витториано да Фельтре. Гуманисты не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Гуманисты стремились соединить две шкалы ценностей.

    Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Известный математик Лука Пачоли (1445-1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, бухгалтерского учета.

    Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого гуманисты считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.

    Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Наступила эпоха самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому.

    Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

    Родиной Реформации была Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась во Франции, Англии, Нидерландах. В Швейцарии реформационные идеи поддержал и продолжил Жан Кальвин (1509-1564).

    В Европе, охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви – англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической.

    Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Кальвин пропагандировал, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство. С течением времени протестантская этика, разработанная Жаном Кальвином, охватила широкие слои общества и главными носителями ее стали буржуа. И это естественно: она давала ориентиры, которые были необходимы для жизни в зарождающемся капиталистическом обществе, где многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, а социальное происхождение уже не предопределяло судьбу человека.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта