история. История как наука. Исторические источники. Основные подходы к изучению истории
Скачать 6.76 Mb.
|
История как наука. Исторические источники. Основные подходы к изучению истории. Расселение восточных славян в III-IX вв. Основные занятия и верования. Зарождение государственности. Древняя Русь при первых князьях Рюриковичах IX-XI вв. Взаимоотношения с соседями. Принятие христианства в 988 г. Причины и последствия в политической, экономической и социальной сферах. Период политической раздробленности: причины и признаки. Важнейшие русские земли и княжества Руси XII – XIII вв. Культура Древней Руси: от язычества к усвоению христианской культуры. Образование империи Чингисхана. Битва на Калке 1223 г. Нашествие Батыя на Русь. Складывание системы ордынской зависимости. Угроза со стороны Швеции, Ливонии и Литвы в XIII в. Возвышение Московского княжества в XIV-XV вв. и его причины. Правление Ивана III: завершение объединения русских земель, освобождение от ордынской зависимости и процессы централизации. Внутренняя политика Ивана Грозного: от Избранной Рады к Опричнине. Внешняя политика России в XV – XVI в.: присоединение нижнего и среднего Поволжья, Ливонская война, взаимоотношения с Литвой, походы в Сибирь. Россия в Смутное время. Причины, ход событий, вмешательство Польши и Швеции. Первое и второе ополчения. Избрание на царство Михаила Федоровича в 1613 г. Последствия Смуты. Внутренняя и внешняя политика первых Романовых (Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и царевны Софьи). Бунташный век. Народные восстания. Соборное уложение 1649 г. Государство и церковь в XVII в. Реформы Никона и церковный раскол. Возникновение старообрядчества. Русская культура XIII-XVII вв.: от монгольского «разорения» к «преддверию» петровских реформ. Реформы Петра I в области военного дела, администрации (государственной и церковной), налогообложения и сословной политики. Внешняя политика Петра I: от Азовских походов, Северной войны до Персидской кампании. Эпоха дворцовых переворотов: внутренняя и внешняя политика. Расширение сословных привилегий дворян. Манифест о вольности дворянства 1762 г. Внутренняя политика Екатерины II: основные направления и итоги реформ. Политика просвещенного абсолютизма. Внешняя политика России при Екатерине II: взаимоотношения с Турцией, Швецией и Польшей и реакция на Великую Французскую революцию. Россия в период правления Павла I: внутренняя и внешняя политика. Русская культура в XVIII в.: от петровских преобразований к эпохе Просвещения. Россия при Александре I. Проекты государственных преобразований: Негласный комитет, М. Сперанский, А. Аракчеев. Внешняя политика России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы. Венский конгресс и Священный союз. Декабристские тайные общества: история и социальный состав. Конституция Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля. Восстание 14 декабря 1825 г. Россия при Николае I: от создания III отделения до секретных крестьянских комитетов. Крымская война 1853-1856 гг. Реформы Александра II: крестьянская, судебная, земская, городская военная. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Внутренняя и внешняя политика Александра III. Общественное движение России в XIX в. Западники и славянофилы. Либеральное, консервативное и народническое течения в эпоху реформ Александра II. Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. Деятельность С.Ю. Витте. Русско-японская война 1904-1905 гг. Причины и ход Русской революции 1905-1907 гг. Манифест 17 октября 1905 г. Третьеиюньская монархия 1907-1914 гг. Основные политические партии. Реформы П.А. Столыпина. Россия в Первой мировой войне. Социально-политическая ситуация в стране в 1914-1916 гг. Развитие русской культуры в XIХ - начале XX века: от «золотого века» к «серебряному». Февральская революция 1917 года. Система двоевластия. Кризисы Временного правительства. Партия большевиков от Февраля к Октябрю 1917 года. Причины прихода к власти большевиков. Становление советской власти и её первые декреты. Учредительное собрание и образование РСФСР. Брестский мир. Гражданская война и интервенция 1918 – 1922 гг. Причины победы Красной Армии. СССР в 1920-е годы. Новая экономическая политика. Образование и дипломатическое признание СССР. Деятельность Коминтерна. Индустриализация и коллективизация: социально-экономическая политика СССР в 1930-е годы. Политические репрессии. Внешняя политика СССР 1930-1941 гг. Военно-политическая обстановка в Европе и Азии накануне Второй мировой войны. Вторая мировая и Великая Отечественная война: основные этапы, битвы и их значение. Советский тыл в годы войны. Внешнеполитические итоги Второй Мировой войны. Изменения границ в Европе и Азии и образование ООН. Начало Холодной войны. СССР в 1945 – 1953 гг. Политические и экономические последствия Великой Отечественной войны, восстановление и развитие народного хозяйства. Идеологические кампании 1945-1953 гг. СССР в 1953 – 1964 гг. Внутренняя и внешняя политика. ХХ съезд КПСС и его социально-политические последствия. Н.С. Хрущёв. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1964 – 1985 гг. Л.И. Брежнев. Ю.В. Андропов и К.У. Черненко. СССР в 1985 – 1991 гг. «Перестройка» М.С. Горбачёва. Распад СССР и его последствия. Основные направления развития советской культуры. Экономические реформы в РФ в 1990-е гг.: либерализация цен, этапы приватизации. Кризис сентября-октября 1993 г. и принятие российской Конституции. Первая и вторая чеченские войны. Внутренняя и внешняя политика России в начале XXI в. Особенности политического и экономического развития страны, роль России на международной арене. 1) История как наука. Исторические источники. Основные подходы к изучению истории История – наука, изучающая прошлое человечества, человеческого общества в его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах пространственно-временных измерений. Содержанием истории является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Объект истории – это процесс становления и развития человеческого общества. Предмет истории – это деятельность людей, то есть вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество. Подходы к изучению истории Существует множество подходов к изучению истории (например, технологический, при котором развитие исторического процесса представлен как результат развития технологий, или субъективистский подход, который подчёркивает роль личности в ходе истории, как выдающиеся люди влияли на неё). Однако самыми популярными оказались формационный и цивилизационный подходы. Основателем формационного подхода в середине XIX века стал Карл Маркс. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-политических формаций: 1) первобытнообщинный строй; 2) рабовладение; 3) феодализм; 4) капитализм; 5) коммунизм (первая стадия коммунизма – социализм). У данного подхода имеется несколько недостатков, в частности он не учитывает многообразие мира и не может быть применим ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся. Цивилизационный подход возник во второй половине XIX - начале XX веков. Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (цивилизаций), которые имеют свое своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели. Недостатком этого подхода является неразработанность терминологии, что ограничивает его расположение Вопрос 2. Расселение восточных славян в III-IX вв. Основные занятия и верования. Зарождение государственности. В эпоху Великого переселения народов (III – VI вв. Н. э.), совпадающего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепенной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможным вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии. В VI веке славяне неоднократно совершали военные походы против Византии. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. Славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально – политический характер. Основным занятием славян было земледелие. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере господствующей системой была подсечно-огневая, на юге – перелог. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге – волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий: рыболовство, охота, бортничество, выращивание технических культур. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени развития верили в добрых и злых духов, затем сложился пантеон славянскийх богов. Перун – бог грома, Сварог – бог огня, Велес – повелитель скотоводства, Даждьбог, Ярило, Хорос – бог солнца.(разные имена у разных племен). Племенные княжества славян имели признаки зарождающейся государственности – они обьединялись в крупные союзы. Одним из таких союзов был союз племен во главе с Кием (с конца V века). В конце VI-VII в. Существовала «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX веке славянское объединение вокруг Новгорода. Известный историк Рыбаков утверждает, что в начале IX века на базе полянского союза племен сложилось крупное политическое обьединение «Русь», включавшее и часть северян. Рост городов и их числа, железные орудия труда, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, образование дружины – признаки формирования государственности. 3. (1)Древняя Русь при первых князьях Рюриковичах IX-XI вв. (2)Взаимоотношения с соседями. Если до объединения Киева и Новгорода существовали отдельные племенные государства-княжения, то с этого момента возникло Древнерусское государство. Условной датой этого объединения считается начало княжения Олега в Киеве — 882 г. Согласно летописи, правление Олега продолжалось с 882 по 912 гг. Олег подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с кочевниками. Олег добился больших успехов во внешней политике, заключив договор с Византией. После смерти Олега Киевом правил сын Рюрика Игорь. Следует обратить внимание на неточность летописных датировок: согласно «Повести временных лет» Олег приплывает в Киев с малолетним Игорем на руках и правит от его имени. В год смерти Олега Игорю было не менее 30 лет, а в 945 г. — не менее 63 лет. Осиротевший после убийства Игоря Святослав был, согласно летописи, настолько мал, что не мог бросить копье. Из летописей и византийских документов мы знаем в основном о внешней политике киевских князей. О внутренней политике мы знаем гораздо меньше. Киевские князья правили Русью как князья сильнейшего племени — полян. Их главная функция заключалась в сборе дани (полюдья) . Киевский князь выезжал на полюдье в ноябре, когда устанавливался зимний путь, и возвращался в Киев весной, к моменту вскрытия рек. Собранная дань летом в ладьях отправлялась вниз по Днепру и морем — в Константинополь (по пути «из Варяг в Греки». Киев располагался ниже впадения притоков в Днепр, поэтому через него везли все товары в Византию. Это позволило Киеву добиться преобладания среди русских городов. Русь экспортировала в Византию меха, мед, воск, невольников; импортировала из Византии драгоценности, вина, ткани, оружие. Подчинение восточнославянских племен власти Киева оставалось еще непрочным. После смерти Олега некоторые племена (например, древлян) пришлось подчинять вторично. Подчинение вятичей произошло при Святославе, а окончательное подчинение радимичей — лишь при Владимире I. Дань вначале не была регламентирована. Это вело к злоупотреблениям. Так, Игорь был убит в 945 г. древлянами, которые восстали из-за попытки князя вторично собрать дань. (Руководил восстанием племенной древлянский князь Мал, предложивший вдове Игоря Ольге выйти за него замуж). После подавления восстания Ольга регламентировала сбор дани, установив ее размеры — уроки, и места сбора — погосты. Так рядом с первой формой взимания дани — полюдьем, возникла вторая: повоз. Киевский князь правил, опираясь на дружину. В IX – XI вв. дружинники являлись не слугами, но вассалами князей. Вассальные отношения подразумевают взаимные обязанности вассала и сюзерена (сеньора). Князь советовался с дружиной о предпринимаемых действиях. Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, если считала его невыгодным. Именно дружине принадлежала инициатива повторного похода Игоря к древлянам за данью. Дружина вынесла решение отказаться от боя с византийцами в 944 г. и ограничиться предложенным выкупом. При заключении договоров с Византией клятву приносил не только князь, но и его дружинники. Дружина делилась на старшую — бояр, и младшую — гридей (детьцких). Первые являлись по преимуществу советниками, вторые воинами. Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. Одно из первых мест среди них занимала могущественная Византийская империя, ближайший южный сосед восточных славян. Русско-византийские отношения IX - XI вв. - это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После христианизации усилились культурные связи с Византией. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии - Константинополь (по-русски - Царьград). Менее удачным был поход Игоря. Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями. Вопрос №4. Принятие христианства в 988 г. Причины и последствия в политической, экономической и социальной сферах. Причинами принятия христианства на Руси являются: Необходимость отказа от политеизма, как разобщающего элемента и принятия монотеистического христианства с целью объединения разношерстных племен и групп населения; Потребность в сильных союзниках, могущих оказать поддержку в различных военных конфликтах и столкновениях. Возможный культурный обмен между государствами одного религиозного лагеря. Повышение роли и статуса государства. Личное стремление князя Владимира Святославича «очиститься», избавиться от грехов прошлого. Укрепление княжеской власти на Руси. Все эти причины в той или иной мере отражают необходимость государя и государства в укреплении своих позиций — как внешних, так и внутренних. Последствия принятия христианства на Руси: В историческом плане принятие христианства имело далеко идущие последствия. Вплоть до того, что Россия, в последующем, унаследует от Византии двуглавого орла и статус «третьего Рима». В политическом плане Русь примкнула к блоку православных государств. И хоть раскол тогда еще и не был официально признан, он уже давно наметился как по части богослужения, так и в плане государственности. К культурным последствиям следует отнести бурное развитие письменности, зодчества и живописи. Все это было спровоцировано христианизацией, принятием византийской религиозной традиции. На Русь приглашались мастера из Византии: зодчие, живописцы, книжных дел мастера. Что, конечно же, придавало государству веса — как политического, так и культурно-экономического. Были запрещены многие противоречащие духовности обряды; они насильственно изымались из обращения народом. Без восстаний не обходилось, но в культурном плане это было необходимостью. Годом принятия христианства на Руси считается 988 год, что согласуется с Повестью временных лет. Этот год предваряли действия совсем иного характера — военные. Великий князь Владимир вовсе не хотел быть подвергнутым осмеянию и унижению. Он не хотел просить у византийцев крестить его (что в свое время было проделано с его бабкой Ольгой). Владимир жаждал «завоевать себе веру», что он и начал претворять в жизнь. Древнерусскому государству во главе с хитрым князем Владимиром потребовался незначительный повод для того, чтобы напасть на византийский город Корсунь (возле нынешнего Крыма, в границах современного Севастополя) и захватить его в 987 году. По преданию, князь пообещал, что если возьмет этот город приступом, то обратится в христианство. Вопрос №5 : Период политической раздробленности: причины и признаки. Важнейшие русские земли и княжества Руси в 7-8вв. Причины: Внутреполитические : Рост боярского земллевладения, усиление власти феодалов в своих вотчинах Территориальные конфликты Рюриковичей (боролись за престолонаследие) Внешнеполитические: Спокойствие на границах Киевского княжества (отсутствие внешней опасности привело к тому, что князья занимались внутренними проблемами и развязывали междуусобные войны) Конфликты разрешались дипломатическим путем Экономические: Экономическая самостоятельность вотчин князей Замкнутость отдельных хоз-эконом единиц Укрепление и рост русских городов, усовершенствование технологий изготовлений товаров Каждый представитель княжеского рода прилагал все возможные усилия, чтобы его вотчина была более развитой относительно других, потому что Киевский престол потерял былой статус лидера и ни у кого более не было стремления занять великокняжеский престол. Признаки: Повсеместное распространение пашенного земледелия Совершенствование орудий труда Крупное боярское землевладение Рост числа городов Господство натурального хозяйства(удовлетворяли свои потребности за счет внутренних реурсов из-за слабых рночных отношений) Усиление политической власти местных князей и бояр Важнейшие русские княжества и земли: Новгородская земля – К 8 веку Новогород стал самой зажиточной и культурно богатой областью Киевской Руси, вследствие чего, через несколько столетий, после разгрома Византии крестоносцами в 1204 году, внешняя русская торговля переместилась на Балтийское море, и Новгород с Псковом стали деловым центром страны вместо Киева. Галицко-Волынское княжество – образовалось в конце 7 века засчет слияния Галицинского и Волынского княжесв. Эти княжества находились далеко от пути «из варяг в греки», но имели выход к Черному и Балтийскому морям (через реки). Через эти земли проходтли торговые пути в Польшу и Венгрию. Там добывали соль(!) Ростово-Суздальская(позже – Владимиро-Суздальская) земля – в начале 7 века Ростов возник в качестве столицы угро-финского союза племен меря, то есть стал наследственной собственностью династии Рюриковичей. К концу 7 века Ростовское княжество было наиболее густозаселенным районом Руси. Здесь сложились крупные боярские землевладения, и проходил Волжский торговый путь(к странам Востока). Киевское княжество – там была «столица» Киевской Руси, сосредоточены самые зажиточные бояре. Были еще Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Смоленское, Полоцкое и другие княжества, но они не имели значительной роли в 7-8 веках. Культура Древней Руси: от язычества к усвоению христианской культуры. Восточные славяне, еще задолго до крещения Руси были знакомы с христианством и их традициями. Конечно, основой послужила Византия, будучи широким культурными торговым центром. Византийские послы и торговцы, жившие на территории Киевской Руси, оказывали большое влияние на славян. Когда князь Руси Владимир пришел к тому, что не только военная дружина и налоги должны объединять государство, но и единая религия, перед ним стал сложный выбор, какую именно религию принять. Сначала он попытался создать единый пантеон славянских богов во главе с Перуном, но эта идея в итоге провалилась. Далее он обратился к своим соседям. Выбор остановился на христианстве восточного образца, так как Византия была ориентиром для Руси. Она была самым величественным и богатым государством-соседом, которое оказывало на Русь, экономическое, политическое и культурное влияние. Поженившись с дочерью византийского царя, Владимир принялся крестить своих подданных. Приехав в Киев с византийскими епископами, он первый обряд проводил прямо на реке Днепр. Конечно, не все славяне хотели так просто расставаться со своей языческой верой, тем более они несли ее веками. В Новгороде даже поднялось восстание и были многочисленные столкновения с княжеской дружиной. Хотя внедрение и было несколько насильственным и заняло множество лет, приведение всего государства к единой вере прошло успешно. Во многом этому поспособствовал сын Владимира — князь Ярослав Мудрый. Он воздвиг множество церквей и соборов. Правда, некоторые языческие традиции пришлось все же оставить или объединить с христианскими. К примеру, такие праздники, как Ивана Купала, Масленица, Коляды остались у нас с языческих времен и по сей день празднуются. Византия как центр культуры и торговли, позволила восточным славянам обрести монотеистическую религию (веру в одного бога) — христианство. Что, в свою очередь, зародило множество культурных всплесков, таких как письменность, рисование икон, зодчество и прочее. В целом христианство смогло постепенно полностью заменить язычество, принеся единую веру на всю территорию Киевской Руси, что помогло значительно укрепить единство народа, даже при таком большом количестве различных народностей. 7-Образование империи Чингисхана. Битва на Калке 1223 г. Нашествие Батыя на Русь. Складывание системы ордынской зависимости. Угроза со стороны Швеции, Ливонии и Литвы в XIII в. Образование Монгольского государства. В начале XIII в. в Центральной Азии на территории от Байкала и верховьев Енисея и Иртыша на севере до южных районов пустыни Гоби и Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. По имени одного из племен, кочевавшего вблизи озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. Впоследствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами. Главным занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, а на севере и в таежных районах — охота. В XII в. у монголов происходил распад первобытно-общинных отношений. Из среды рядовых общинников-скотоводов, которых называли карачу — черные люди, выделились нойоны (князья) — знать; имея дружины нукеров (воинов), она захватила пастбища под скот и часть молодняка. У нойонов были также рабы. Права нойонов определяла «Яса» — собрание поучений и наставлений. В 1206 г. на реке Онон состоялся съезд монгольской знати — курултай (хурал), на котором вождем монгольских племен был избран один из нойонов, Темучин, получивший имя Чингисхан — «великий хан», «посланный богом» (1206—1227). Победив своих противников, он стал управлять страной через своих родственников и местную знать. Битва на реке Калке. 31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в походе не участвовал могущественный русский князь Юрий Всеволодович Владимиро-Суздальский, сын Всеволода Большое Гнездо. Княжеские распри сказались и во время сражения на Калке. Киевский князь Мстислав Романович, укрепившись со своим войском на холме, не принял участия в битве. Полки русских воинов и половцев, перейдя Калку, нанесли улар по передовым отрядам монголо-татар, которые отступили. Русские и половецкие полки увлеклись преследованием. Подошедшие же основные монгольские силы взяли преследовавших русских и половецких воинов в клещи и уничтожили. Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На трети день осады Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпусти русских в случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его воины были зверски убиты монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились. Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы устроили «пир на костях». Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых сидели и пировали победители. Монгольское завоевание Руси, происходившее с 1237 по 1242 год, делится на два этапа: 1237 – 1238 – нашествие на северные и восточные территории Руси. 1239 – 1242 – поход на южные территории, приведший к дальнейшему игу. Ордынской конницей командовал хан Батый (Бату-хан), внук знаменитого Чингисхана, в подчинении которого находилось около 150 тысяч воинов. Вместе с Батыем в нашествии участвовал Субэдэй-багатур, который бился с русичами ранее. Вторжение началось зимой 1237 года, его точная дата неизвестна. Некоторые историки утверждают, что нападение произошло поздней осенью этого же года. Конница Батыя на большой скорости передвигалась по территории Руси и завоёвывала города один за другим. Хронология похода Батыя на Русь выглядит следующим образом: Рязань была повержена в декабре 1237 года после шестидневной осады. Перед завоеванием Москвы Владимирский князь Юрий Всеволодович пытался остановить Орду под Коломной, но потерпел поражение. Москва завоёвана в январе 1238 года, осада продолжалась четыре дня. Владимир. После восьмидневной осады он был завоёван в феврале 1238 года. После завоевания Владимира практически вся территория северных и восточных земель оказалась во власти хана Батыя. Он брал города один вслед за другим: Дмитров, Суздаль, Тверь, Переславль, Юрьев. В марте 1238 года был взят Торжок, что открыло татаро-монголам путь на Новгород. Но хан Батый решил не идти туда, а направил войско на штурм Козельска. Осада города шла семь недель и завершилась лишь тогда, когда Батый предложил сдаться защитникам Козельска в обмен на сохранение им жизни. Они приняли условия татаро-монголов и сдались. Хан Батый своего слова не выполнил и дал приказание всех убить, что и было сделано. Так закончилось первое нашествие татаро-монголов на земли Руси. Спустя полтора года, в 1239, начинается новый поход войск под командованием Батыя на Русь. В этот год главные события разворачиваются в Чернигове и Переяславе. Батый не так стремительно наступал, как в 1237 году, из-за того, что он вёл активные боевые действия против половцев на Крымских землях. Осенью 1240 года Батый приводит войско прямо к Киеву. Древняя столица Руси была не в состоянии долго держать сопротивление, и в начале декабря 1240 года город пал под натиском Орды. От него ничего не осталось, Киев фактически был «стёрт с лица земли». Тот Киев, который сохранился на сегодняшний день, совершенно не имеет ничего похожего с городом, уничтоженным Ордой. После уничтожения Киева татарские войска разделились на две армии, одна направилась на Галич, а другая – на Владимир-Волынский. После захвата этих городов татаро-монголы отправились в европейский поход. Русские земли и Золотая Орда. Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Непрекращавшаяся борьба, которую вел русский народс захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства в отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия, Причерноморья. В 1243 г. брат убитою на реке Сить великого владимирского князя Юрия Ярослав II (1238—1247) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощечку (пайдзу) — своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья. Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков — руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельное 1ью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю 4ei- верть XIII в. было организовано 14 подобных походов в русские земли. Некоторые русские князья, стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было еще недостаточно. Так, например, в 1252 г. были разбиты полки владимирских и галицко-волынских князей. Это хорошо понимал Александр Невский, с 1252 по 1263 г . великий князь Владимирский. Он взял курс на восстановление и польем экономики русских земель. Поли гику Александра Невскою поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения —«запись в число». В города посылали бесерменов (мусульманские купцы), которым на откуп отдавался сбор дани. Размер дани («выхода») был очень велик, одна только «царева дань», т. с. дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась «запросами» — единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для «кормления» ханских чиновников и т. д. Всего было 14 видов даней в пользу татар. Перепись населения в 50—60-х годах XIII в. отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами, жители Ростова, Владимира, Ярославля, Суздаля, Устюга. Это привело к тому, что сбор дани с конца XIII в. был передан в руки русских князей. |