Главная страница
Навигация по странице:

  • Образования и Науки Республики Казахстан Актюбинский Региональный Университет Им. Жубанова Доклад Тема

  • Культура казахов в XV-XVIII ВВ.: творчество Жырау.

  • Инструментальная музыка казахского народа

  • культура казахов. Документ 21. История казахской культуры


    Скачать 146.99 Kb.
    НазваниеИстория казахской культуры
    Анкоркультура казахов
    Дата03.02.2022
    Размер146.99 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДокумент 21.pdf
    ТипДоклад
    #350798

    Қазақстан
    Республиқасы Ғылым
    Және Білім министрлігі
    Қ.Жұбанов атындағы
    Актобе өнірлік
    университеті
    Министерство
    Образования и Науки
    Республики Казахстан
    Актюбинский
    Региональный
    Университет
    Им. Жубанова
    Доклад
    Тема:
    История казахской культуры
    Выполнила: Талмурзина Анель
    Проверил: Насыров Р. Т.
    Г. Актобе
    2022 г.

    Культура казахов, как и других кочевников, развивалась очень медленно, устойчиво сохраняя традиционные формы, неизменные на протяжении столетий. У богатых и знатных людей имелись дома-повозки, искусно обставленные, покрытые войлоком, разукрашенным цветистыми узорами, а у простых казахов они были меньших размеров, продолговатой формы и отличались скромной обстановкой.
    Передвигаться на таких деревянных четырехколесных арбах было достаточно сложно. В XVII в. в связи с экономическим упадком, уменьшением пастбищ, за обладание которыми велись ожесточенные войны с ойратами, дома на колесах заменяются наиболее соответствующими кочевому образу жизни легко-разборными легко-транспортируемыми юртами (казахские названия – «кииз уй», т.е. «войлочный дом», «кара уй», т.е. «черный дом» и др.). Юрты расставлялисьпроизвольно, в зависимости от местности, по мере возможности – вдольберега реки или озера.
    Вход в юрту был обращен в подветренную сторону.Казахи проживали в юртах двух основных видов, отличавшихся строением купола: полусферических и конусообразных (последние были заимствованы у калмыков). Остов юрты включал четыре части: кереге – сборно-разборная круговая решетчатая стенка, состоящая из нескольких прикрепляющихся звеньев – канатов, представляющих собой совокупность изогнутых посередине и вогнутых вовнутрь планок, скрепленных по диагональным осям сыромятными ремешками из верблюжьей, воловьей или конской кожи, что позволяло складывать и растягивать их; уыки – выгнутые рейки,
    Образующие крышу юрты (в островерхой калмыцкой юрте уыки прямые); шанырак круглый деревянный обод, являвшийся окном и дымовой трубой, нередко подпиравшийся шестом; есик – двустворчатая дверь. Шанырак считался символом отчего дома. Сверху и сбоку каркас обтягивался войлоком и обвязывался веревками. Зимой юрта обкладывалась двойным слоем войлока и чием, обмотанным шерстью, присыпалась землей и заносилась снежными сугробами.
    Зимой в юртах, поставленных на небольшие углубления, беспрерывно разводили огонь, используя для его поддержания «скотский помет», «мелкую поросль и терновник». Убранство юрт господствующего класса орнаментировалось полихромными циновками, многоцветными коврами, паласами, вышитыми
    занавесками, узорчатыми чехлами для сундуков. За очагом, напротив входа, находилось отведенное для влиятельных людей и гостей почетное место – тор, где стелили кошмы, а на них – ковры и подстилки. Сзади на деревянной подставке хранились сундуки с одеждой. Пространство возле двери – босага – предназначалось для хранения продуктов, посуды, конской упряжи. Справа располагались хозяйские покои, помещалась деревянная кровать с постельным убранством, отделявшаяся пологом или ширмой. Слева находилось место, где спали младшие члены семьи. Юрта застилалась войлочными и ткаными коврами либо просто войлоком и шкурами, у богачей – шелковыми материями. По назначению юрты разделялись на жилые, гостевые, свадебные (отау), походные, складские и т.п.
    Вместимость юрты определялась по числу секций. По размерам и интерьеру юрты можно было судить о степени зажиточности хозяина. Юрты зажиточных скотовладельцев насчитывали от 8 и более (12, 15, 18) канатов, их войлочный покров изготавливался из лучших сортов белоснежной шерсти, а зимой юрты покрывались «двойными войлочными покрышками». У богатых имелось несколько юрт, различавшихся по целевому назначению. В юртах бедняков, покрытых войлоком темно-серых тонов или почерневшим от времени, часто рваным и залатанным, зимой было очень холодно. Бураны и снежные заносы иногда целиком закрывали юрту снегом, так что приходилось подолгу сидеть без пищи и огня.
    Многие бедняки вообще не имели юрт и даже на зимовках ютились в «ветхих лачугах, закрывая оные хворостом и связанными пуками камыша».
    К полустационарным и оседлым поселениям относились зимовки
    (кыстак),включающие землянки и полуземлянки, а в горной местности – наземные сооружения без фундамента – каменные, сырцовые, деревянные, дерновые, плетеные с земляным, реже глиняным полом, временные замки-убежища, укрепленные каменными и глиняными стенами, земляными валами, рвами, и города (кент, кала). В городах существовала фортификационная система. Сайрам представлял собой хорошо укрепленный город с возведенной Шайбанидами высокой стеной, вокруг которой был вырыт «недоступный ров». «Сильно укрепленной твердыней» назван
    Сауран. Густонаселенная, укрепленная центральная часть города называлась хисар.
    За крепостными сооружениями строились жилые дома, культовые (мечети, медресе, мазары) и общественные здания (бани, дукены – магазины, караван-сараи).
    Домовладения позднесредневековых городов хорошо изучены на примере Отрара
    (дома с осевым и крестообразным расположением помещений). В ряде домов имелся летний дворик с айваном. В кладовых устанавливались лари, хумы; кое-где имелись щелевидные погреба. Существовали и помещения для скота. К XVIII в. города
    Казахстана пришли в запустение, наступил упадок городской культуры. На месте
    некогда цветущих городов остались заросшие травой руины, застывшие остатки размытых и осыпавшихся крепостных стен, замков, сторожевых башен, высохшие каналы с растрескавшимися руслами.
    Архитектурные комплексы Сыгнака, Саурана, Туркестана, Отрара, мавзолей
    Касыма в Сарайчике, мавзолеи Есима и Джангира в Туркестане, мазары на
    Мангышлаке, в низовьях Сырдарьи отличались своеобразием, строгостью и выразительностью архитектурных форм. Достопримечательностью Саурана было медресе с двумя качающимися минаретами «необычайной высоты и крайнего благородства». Культовые и мемориальные памятники подразделяются на несколько групп: мавзолеи; ограды (саганатам – прямоугольный параллелепипед без перекрытия с небольшим возвышением у изголовья погребения и торткулак); надгробия (сыпа – усеченная каменная пирамида, уштас, бестас – ступенчатые пирамиды, сандыктас – сооружение прямоугольной формы с закрытым верхом в виде каменного ящика, койтас – покоящееся на земле или пирамидальном возвышении фигурное изваяние муфлона, кошкартас – сооружение в виде стилизованного изображения барана с рельефным выделением головы и завитых рогов, кулпытас – вертикальная прямоугольная стела.
    Казахи пользовались традиционным календарем. Годы объединялись в 12-летние циклы как у многих народов Азии. Они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды - есепши. Казахи имели знания о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они выделяли Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и другие. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетыген - семерка, Жеты карт - семь старцев и т.п. Это созвездие служило астрономическими часами, по нему менялись сторожа стад.
    В XVI-XVII веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли -
    Жерана, воды - Суана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.
    В XVI-XVII веках в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями - жырау. Известны имена таких жырау, как Шалкииз-жырау (XV век),
    Доспамбет-жырау (XVI век), Жиембет-жырау (XVII век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргын», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». К социально- бытовым поэмам относятся «Козы-Корпеш и Баян-Слу» - степная «Ромео и
    Джульетта». Не менее известны «Кыз-Жибек», «Кульшекыз», «Макпал», «Слушаш». В XV веке жил и творил, по словам Ч. Валиханова «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан- горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной».
    Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер.
    Письменная литература была в виде религиозных и исторических книг. Существовали исторические сочинения и генеалогии - шежре. Наиболее важным памятником является книга «Джамидат-таварих» (сборник летописей), который посвящен истории казахов XV-XVI веков. Автор книги бий из рода Жалаир Кадыргали. В XVI веке жил и
    творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарих-и-Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства.
    В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы. Струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты.
    Музыканты создавали инструментальные произведения - кюи на разные темы. В период позднего средневековья в XVI-XVII веках сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.
    Культура казахов в XV-XVIII ВВ.: творчество Жырау.
    Период XV - начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры.
    XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы.
    В XVIII веке особой популярностью пользовались песни-толгау - размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау - Казтуган Суюнши улы, Доспанбет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие. Жырау были поэтами- импровизаторами. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.
    Одним их наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган
    Суюнши улы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен.
    Доспанбет-жырау родился в 90-годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и
    Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают-нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет-жырау погиб в бою.
    Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз-жырау Тиленши улы (16 в.). Поэзия Шалкииза глубоко философична, полна сложных художественных образов, патриотична по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.
    Традиции поэзии жырау продолжали и обогатили Маргаска-жырау и Жиембет-жырау
    (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и, воином, участвовал в боях против
    Турсын-хана. Он является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана.

    Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.
    Умбетей Тилеу улы (18 в.) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное
    Богенбай-батыру.
    Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар- жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.
    Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира.В ней говорилось:
    “Не говори, что над землей Луна никогда не зайдет,
    Что озеро, сколько воды ни пей.
    Своих не утратит вод. Не говори, что на пустыре
    Не появится озеро.
    Не говори, что в глуши, где курая нет,
    Не будет бродить кулан.
    Не говори - от белых кобыл
    Хороших не жди жеребят,
    Не говори - толстобрюхий бай
    Все время будет богат.
    Не называй бедняка бедняком
    Не говори, что, разбогатев,
    Не откочует он со скотом
    Опередив всех на джайлау.
    Не называй бедняка бедняком
    Не знаешь ты, кем он будет потом.
    Он может в центре степного пространства
    Один выстоять против толпы,
    И за обиды свои отомстить.”
    (Бухар Жырау).

    Только в конце XVIII века постепенно ослабевает эта традиция, свидетельством чего является новая плеяда акынов - Котеш, Шал и другие. В эпоху полного господства фольклора, к письменной можно отнести только религиозную литературу, связанную с распространением в Казахстане суфизма.
    Инструментальная музыка казахского народа
    Казахи - прямые наследники неповторимой культуры тюркской кочевой цивилизации.
    Жившие до начала прошлого века в условиях кочевничества, они, несмотря на коренные изменения условий жизни в современную эпоху, смогли сохранить основы своей духовной культуры. И самым прекрасным и одновременно самым сокровенным наследием этой культуры является традиционная музыка, насчитывающая тысячи образцов самого разнообразного по видам и жанрам музыкального и музыкально- поэтического творчества Кюи - богатейшая часть этого музыкального достояния; это
    - один из самых высоких жанров инструментальной музыки, содержание и форма которой, развиваясь, достигли совершенства.
    Слово «кюй» (күй) у ряда тюркских народов - этномузыкальный термин. Сущность его связана с психоэмоциональным началом и соотносится с понятиями «состояние»,
    «настроение». Отсюда понятны психологизм и сама природа этого жанра, который призван отражать все движения человеческой души, что, однако, не противоречит таким особым его качествам, как повествовательность, изобразительность, персонификация. Говоря в общем, кюи — это инструментальные пьесы, весьма небольшие по времени звучания (2-4 мин.), но очень глубокие по содержанию и отточенные по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального мышления.
    Нет достоверных сведений о том, когда зародился жанр кюя. Одни исследователи возводят его генезис к очень давним временам - к гуннскому, древнетюркскому периоду. Другие говорят о том, что эта музыка была массовой, распространенной среди всего населения - от Каракорума до Едиля (Волги) в Средние века. Так или иначе, архаические сюжеты легенд, сопровождающие ряд кюев, их содержание и лексика, следы древних, доисламских верований в этих сюжетах, как и сама музыкальная структура кюев, являются как будто весьма достоверными свидетельствами древности их происхождения.
    Кюи исполнялись в основном на трех инструментах - домбре, кобызе и сыбызгы
    (продольная флейта). Наиболее распространенной и одновременно самой развитой, достигшей профессионального уровня областью инструментальной музыки являются домбровые кюи.
    Домбра - двухструнный щипковый инструмент; он относится к типу древних хордофонов, которые, развиваясь, в своих самых разных видах дошли до наших дней.
    Инструменты этого типа под названиями, близкими названию «домбра», сохранились у татар, башкир, узбеков, алтайцев, киргизов, туркменов, таджиков, калмыков и других народов (думбыра, думбара, думбрак, домбр, танбур и т.д.). Эта схожесть названий и типологическое сходство самих инструментов, широко распространенных именно в
    Центральной Азии, позволяют говорить о естественности их происхождения на этой территории. Казахская домбра, которую казахи ставят в доме на самое почетное место (төр), отличается мягкостью, бархатистостью звучания и большими выразительными возможностями. Ее диапазон охватывает 1,5-2 октавы, особенности
    же конструкции и формы предопределяются принадлежностью инструментов к региональным разновидностям.
    Одна из причин популярности домбры в том, что под ее аккомпанемент звучат также и традиционные казахские песни устно-профессиональной традиции. Но жанром, по- настоящему раскрывшим тембровые, звуко-высотные и технико-исполнительские возможности инструмента, является, конечно, кюй, который, начав формироваться еще в древности, достиг пика своего развития и совершенства в XIX веке.
    В соответствии с географическим положением обширных регионов Казахстана и их историко-культурным своеобразием в казахской инструментальной музыке сложились разные региональные (локальные) традиции, композиторские школы и стили исполнения домбровых кюев: это восточно-казахстанская (Шығыс), аркинская
    (Арға), каратауская (қаратау), жетысуская (Жетісу), сырдарьинская (Сырдария), мангыстауская (Манғыстау), западноказахстанская (Батыс).
    Территория восточной домбровой традиции охватывает весьма обширное пространство, так как к ней относятся не только области Казахстана (Семей,
    Шынгыстау, Шубартау, Аягоз, Тарбагатай), но и прилегающие территории КНР
    (Синьцзян) и Монголии (Баян-Олгий). Истоки этой традиции, основу которой составляют древние кюи-легенды, лежат очень глубоко. Один из самых примечательных персонажей казахской истории - кюйши Кетбуга. Знаменитый
    Кетбуга был современником Чингисхана и прославился как мужественный батыр, мудрый бий и выдающийся кюйши. В антологию вошел «Кюй Кетбуги» как историческое произведение той эпохи.
    Самый крупный представитель восточно-казахстанской домбровой традиции - кюйши
    Байжигит, который внес выдающийся вклад в развитие инструментальной музыки и расцвет кюев-шертпе. Живший во времена хана Абылая, Байжигит, по народным преданиям, сочинил около 300 кюев, за что был прозван «демоном кюев». До нашего времени кюи Байжигита донес домбрист Жунисбай, а сегодня их лучшим исполнителем является его внук Таласбек Асемкулов, активно пропагандирующий творчество великого кюйши.
    Весьма интересной и многостилевой представляется и инструментальная музыка
    Жетису, которая до недавнего времени оставалась малоисследованной. По причине того, что плохо сохранились не только древние кюи, но и имена авторов этого региона, многие дошедшие до нашего времени кюи-легенды стали народными. В домбровой традиции Жетису, корни которой, как мы видим, тянутся из глубины веков, сложились к XIX веку две крупные школы, связанные с именами выдающихся кюйши - Байсерке и Кожеке. К нашему глубочайшему сожалению, сохранилась лишь небольшая часть кюев Байсерке, которая дошла до нас благодаря домбристам Кожабеку, Саткынбаю,
    Катшыбаю, Темирбеку Ахметову.
    Самый выдающийся представитель домбровой традиции региона Арка, вобравшего в себя обширную территорию северо-восточных и центральных областей Казахстана, -
    Таттимбет Казангапулы. Таттимбет, который прожил всего лишь 45 лет, оставил богатое музыкальное наследие, из которого до нас дошло свыше сорока кюев, обогативших и украсивших сокровищницу казахской инструментальной музыки.

    Приверженцами обновленной традиции шертпе, верными спутниками, учениками и последователями Таттимбета были видные кюйши Аркинского региона Тока, Абди,
    Сембек, Кыздарбек.
    Самым видным представителем каратауской домбровой традиции является Сугур
    Алиулы. Мастер шертпе-кюя, оставивший глубокий след в инструментальной музыке,
    Сугур блестяще освоил творчество представителей предыдущего поколения -
    Таттимбета и Тока, а затем развил далее в своем творчестве искусство шертпе как в плане содержания, так и в плане расширения средств музыкально-художественной выразительности.
    Западный Казахстан - край самобытного развития инструментальной музыки, которая предстает здесь во всем своем богатстве и расцвете. Блестящая плеяда кюйши этого региона - Богда, Махамбет, Курмангазы, Даулеткерей, Дина, Мамен, Туркеш и другие обогатили сокровищницу не только казахской музыки, но и общетюркской.
    Историческая личность, батыр, жырау и кюйши, который стоял у истоков создания домбровых школ Западного Казахстана, - Махамбет Отемисов. Кюи Махамбета созвучны с образцами древней эпической традиции жырау, являясь одновременно
    «музыкальным портретом» военного времени (середина XIX века) и его героев -
    Исатая и Махамбета, которые всю свою жизнь провели во Внутренней (Бокеевской) орде. Величайший представитель западноказахстанской традиции, прозванный в народе «күй атасы» («отец кюев»), Курмангазы Сагырбайулы - композитор, известный всему миру. Творчество Курмангазы отличается разнообразием тематики, насыщенностью музыкально-звуковой палитры, мощной динамикой и развитостью ритмоштриховой техники.
    Таков же масштаб дарования талантливой ученицы Курмангазы - Дины Нурпеисовой.
    Женщина-кюйши не только достойно продолжила, но и развила в своем исполнительском и композиторском творчестве достижения Курмангазы, героико- драматическое и гражданственно-демократическое направление его школы, соединив традиции XIX и XX веков.
    Глава второй школы, второго направления западноказахстанской традиции XIX века
    Даулеткерей Шыгайулы - личность особенная, а его творчество - неповторимая страница истории казахской музыки.
    На Мангыстау хорошо сохранились как древние кюи, так и исторические, сопровождаемые интереснейшими легендами и рассказами. Имена Абыла, Картбая,
    Есбая, Есира, Кулшара, Коныра, Оскенбая, Шамгула, Алкуата, Мурата хорошо известны в мире казахской инструментальной музыки.
    Духовная культура преимущественно ограничивалась вербальными (устными), дискурсивными (рассудительными) формами. Особенностью художественного наследия казахов является синкретизм
    (слитность, нерасчлененность).
    У казахов была сильна вера в божественные силы, духов предков, обожествление природных стихий и процессов, действующих как непонятные и неодолимые силы.
    Объяснение окружающей действительности осуществлялось в лоне мифологического мышления. Существовало двоеверие: ислам сочетался с домусульманскими языческими верованиями, культом Тенгри. Ислам прочнее приживался среди социальных верхов, а основной массе населения он был чужд. Мусульманский фанатизм находился в конфронтации с вне мусульманскими верованиями, шаманизмом. Зачастую мусульманской атрибутикой и терминологией скрывались

    «прежние шаманские понятия», например, Тенгри стали называть Аллахом (кудаем), духов – шайтаном, пери, джинном. Существовали колдуны, «чародеи», «ворожеи»,
    «прорицатели», «волшебники». Тенгри представлял собой обожествленное небо, с которым связывались представления о его величественности, вечности, бессмертии, бесконечности, всемогуществе, непостижимости. О поклонении силам природы свидетельствуют орнаментированные талисманы с символами Солнца, Луны, неба.
    Казахи поклонялись духам предков – аруахам (представляемым в виде скелета в белом одеянии), что проявлялось в идолопоклонничестве, верили в очистительную силу огня, наделяли «чудодейственными» свойствами некоторых животных. На людей, отступающих от общепринятых правил поведения, призваны были нагонять страх вредоносные чудовища: албасты – дух, наносящий вред при родах, жезтырнак – человек с медными ногтями, способный покалечить или убить кого угодно, жалмауыз- кемпир – мифическое существо, пожирающее людей (баба-яга), сорель – леший, живущий в дремучих лесах, кон-аяк – человекоподобное существо с ремнями вместо ног.


    написать администратору сайта